Обложка французского издания | |
Автор | Жан-Франсуа Лиотар |
---|---|
Первоначальное название | La condition postmoderne: rapport sur le savoir |
Переводчики | Джеффри Беннингтон и Брайан Масуми |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Предметы | Постмодернистская культура, технология, эпистемология |
Опубликовано |
|
Тип носителя | Печать |
Состояние постмодерна: отчет о Ноул dge (французский : La condition postmoderne: rapport sur le savoir) - это книга философа Жана-Франсуа Лиотара 1979 года, в которой автор анализирует понятие знания в постмодернистском обществе как конец «великих нарративов» или метанарративов, которые он считает квинтэссенцией современности. Лиотар ввел термин «постмодернизм», который ранее использовался только искусствоведами, в философию и социальные науки, сделав следующее наблюдение: «Упрощая до крайности, я определяю постмодернизм как недоверие к метанарративам». Первоначально написанная как отчет о влиянии технологий на точные науки, выполненная по заказу Совета университетов Квебека, эта книга имела большое влияние. Позже Лиотар признал, что у него были «менее чем ограниченные» знания о науке, о которой он должен был писать, считая «Постмодернистские условия» своей худшей книгой.
Лиотар критикует такие метанарративы, как редукционизм и телеологические концепции истории человечества, такие как Просвещение и марксизм, утверждая, что они стали несостоятельными из-за технического прогресса в областях связь, средства массовой информации и информатика. Такие методы, как искусственный интеллект и машинный перевод, демонстрируют переход к лингвистическому и символическому производству как центральным элементам постиндустриальной экономики и связанных с ней постмодернистская культура, возникшая в конце 1950-х годов после реконструкции Западной Европы. Результатом является множество языковых игр (термин, придуманный Людвигом Витгенштейном ) с различными типами аргументов. В то же время цель истины в науке заменяется «перформативностью» и эффективностью на службе капиталу или государству, а наука дает парадоксальные результаты, такие как теория хаоса, и все они подрывают великие научные достижения. повествование. Лиотар отдает предпочтение множеству небольших нарративов, которые конкурируют друг с другом, заменяя тоталитаризм великими нарративами.
Постмодернистское состояние оказало влияние. Однако позже Лиотар признал, что у него были «менее чем ограниченные» познания в науке, о которой он писал, и чтобы компенсировать эти знания, он «придумывал истории» и ссылался на ряд книг, которые он на самом деле не читал. Оглядываясь назад, он назвал это «пародией » и «просто худшей из всех моих книг». Поэт Фредерик Тернер пишет, что, как и многие постструктуралистские работы, «Постмодернистское состояние» «не очень хорошо». Тем не менее, он считает его более читаемым, чем другие постструктуралистские работы, и благодарит Лиотара за то, что он «живым и экономичным способом охватил значительную часть территории».