Порядок вещей

редактировать
Порядок вещей
Порядок вещей (французское издание).jpg Обложка французское издание
АвторМишель Фуко
Исходное названиеLes Mots et les choses
СтранаФранция
ЯзыкФранцузский
ПредметЧеловеческая наука
Опубликовано
  • 1966 (Éditions Gallimard)
  • 1970 (Pantheon Books, английский)
  • 1970 (Tavistock Publications, UK ed.)
Тип носителяПечать (в твердой и мягкой обложке)
Страницы404
ISBN 2-07-022484-8
OCLC 256703056

Порядок вещей: археология гуманитарных наук (Les mots et les choses: Une archéologie des Sciences humaines, 1966) Мишель Фуко, предполагает, что каждый исторический период имеет основу эпистемологические предположения, способы мышления, определяющие, что истина и приемлемый дискурс о предмете, очерчивая истоки биологии, экономики и лингвистики. Введение в истоки гуманитарных наук начинается с подробного криминалистического анализа и обсуждения сложных сетей линий обзора, скрытности и репрезентации, которые существуют. в групповой картине Las Meninas (Фрейлины, 1656) Диего Веласкеса. Применение анализа Фуко показывает структурные параллели в аналогичных изменениях в восприятии, которые произошли в способах видения исследователями предмета в гуманитарных науках.

Содержание

  • 1 Концепция эпистемы
  • 2 Эпистемическая интерпретация
  • 3 Влияние
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки

Концепция эпистемы

В книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук» Фуко сказал, что исторический период характеризуется эпистемами - способами мышления о истине и о дискурсе, которые являются общие для областей знаний, и определить, какие идеи можно концептуализировать, а какие идеи можно принять как истинные. Что приемлемые идеи меняются и развиваются с течением времени, что проявляется в сдвигах парадигмы интеллектуализма между периодами классической античности (VII в. До н. Э. - 5 в. Н. Э.) И [[в поддержку тезиса о том, что каждый исторический период имеет в основе эпистемологические допущения, способы мышления, определяющие, что является истиной, а что приемлемо Современность (1500 г.):

Фуко анализирует три эпистемы:

  1. эпистему Возрождения, характеризующуюся сходством и подобием
  2. Эпистема классической эпохи, характеризуется представлением и упорядочиванием, идентичностью и различием, как категоризация и таксономия
  3. Эпистема современной эпохи, характер которого предмет книги

То, что в эпистеме классической эпохи понятие человек еще не было определено; Несмотря на то, что о человеке говорили, человек не подвергался отчетливому эпистемологическому осознанию.

Эпистемическая интерпретация

Las Meninas (Придворные дамы, 1656) Диего Веласкеса. (Museo del Prado, Мадрид)

«Порядок вещей» (1966) посвящен «когнитивному статусу современных гуманитарных наук» в производстве знаний - способов видения, которые исследователи применяют к исследуемый предмет. Введение Фуко в эпистемологические истоки гуманитарных наук представляет собой судебно-медицинский анализ картины Диего Веласкеса «Менины» («Придущие дамы», 1656 г.) как objet d’art. Для подробных описаний Фуко использует язык, который «не предписывается и не фильтруется различными текстами историко-художественного исследования». Игнорирование социального контекста 17 века картины - сюжета (королевская семья); биография художника, техническое чутье, художественные источники и стилистические влияния; и отношения со своими покровителями (король Филипп IV Испании и королева Мариана Австрийская ) - Фуко анализирует сознательное художественное искусство Las Meninas как произведения искусства, чтобы показать сеть сложных визуальных отношений, существующих между художником, субъектами и зрителем, который смотрит картину:

Мы смотрим на картину, на которой художник, в свою очередь, смотрит на нас. Простая конфронтация, взгляды, встречающиеся друг с другом, прямые взгляды, накладывающиеся друг на друга, когда они пересекаются. И все же эта тонкая линия взаимной видимости включает в себя целую сложную сеть неопределенностей, обменов и финтов. Художник обращает на нас свой взор лишь постольку, поскольку мы занимаем ту же позицию, что и его объект.

Как репрезентативная картина Las Meninas - это новая эпистема ( образ мышления), который находится посередине между двумя «великими разрывами» в европейском интеллектуализме, классическим и современным: «Возможно, в этой картине Веласкеса существует как бы представление классической репрезентации и определение пространства, которое он нам открывает... представление, освобожденное, наконец, от отношения, которое ему мешало, может предложить себя как представление в его чистой форме ».

Теперь его [Веласкеса-живописца] можно увидеть, пойманный в момент тишины, в нейтральном центре. его колебания. Его темный торс и яркое лицо находятся на полпути между видимым и невидимым: выходя из холста, вне нашего поля зрения, он движется в наш взгляд ; но когда через мгновение он сделает шаг вправо, удалившись от нашего взгляда, он будет стоять прямо перед холстом, который рисует; он войдет в ту область, где его картина, на мгновение заброшенная, станет для него снова видимой, свободной от тени и сдержанности. Как будто художника нельзя одновременно увидеть на картине, на которой он изображен, а также увидеть то, на чем он что-то изображает ».

« Порядок вещей »завершается объяснением Фуко того, почему он сделал это. Судебно-медицинский анализ:

Давайте, если можно, поищем [репрезентацию] ранее существовавшего закона этого взаимодействия в картине «Лас Менинас».... В классической мысли, персонаж, для которого существует представление и который представляет себя в нем, узнавая себя в нем как образ или отражение, тот, кто связывает воедино все переплетенные нити «представления в форме картины или таблицы». - Самого его в этой таблице не найти. До конца восемнадцатого века человека не существовало - равно как и могущество жизни, плодородие труда или историческая плотность языка. Это совсем недавно созданное существо, которое демиург знания сфабриковал собственными руками менее двухсот лет назад; но он состарился так быстро, что было слишком легко представить, что он ждал тысячи лет. в темноте для того момента озарения, в котором он, наконец, станет известен.

Влияние

Философ науки Томас Кун использовал иллюзию кролика и утки, чтобы показать, как смена парадигмы меняет восприятие данной информации.

Критика эпистемологических практик, представленная в книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук», расширила и углубила исследовательскую методологию истории культуры. Представление Фуко и объяснение культурных сдвигов в понимании способов мышления побудило историка науки Теодора Портера исследовать и исследовать современные основы производства знания, что вызвало критику. психологической проекции научным исследователем современных категорий знания на прошлых людей и вещей, которые остаются по сути непонятными, несмотря на современные исторические знания о прошлом, которое исследуется.

Во Франции, Порядок вещей установил интеллектуальное превосходство Фуко среди национальной интеллигенции ; в обзоре которого философ Жан-Поль Сартр сказал, что Фуко был «последней баррикадой буржуазии». Отвечая Сартру, Фуко сказал: «Бедная буржуазия; если они нуждались во мне в качестве «баррикады», то они уже потеряли власть! » В книге «Структурализм» (Le Structuralisme, 1968) Жан Пиаже сравнил эпистему Фуко с концепцией смены парадигмы, которую философ науки Томас Кун представил в Структура научных революций (1962).

См. Также

Примечания

  1. ^Фуко, Мишель. Dits et Écrits I, Sur la Justice populaire, стр. 1239.
  2. ^Фуко, Мишель. Dits et Écrits I, в Sur la Justice populaire, стр. 320.
  3. ^Gutting, Gary. Археология научного разума Мишеля Фуко. Cambridge University Press, 1989. ISBN 0521366984, стр. 139.
  4. ^ Гресл, Иветт. «« Менины »Фуко и искусствоведческие методы », журнал литературных исследований, получено 1 декабря 2008 г.
  5. ^Фуко (1966), стр. 4–5
  6. ^Фуко (1966), п. 18
  7. ^Фуко (1966), стр. 3–4
  8. ^Фуко (1966), стр. 306–307
  9. ^Кун, Томас. Структура научных революций (1962), стр. 114.
  10. ^Шамбон, Адриенн (1999). Чтение Фуко для социальной работы. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. С. 36–37. ISBN 978-0-231-10717-4.
  11. ^Портер, Теодор. «Количественная оценка и бухгалтерский идеал в науке» (1992), Социальные исследования в науке 22 (4): стр. 633–651.
  12. ^Миллер, Джеймс. Страсть Мишеля Фуко (1994) Нью-Йорк: якорные книги. п. 159.
  13. ^Пиаже, Жан. Структурализм (1968) Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 132.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 12:03:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте