Обложка французское издание | |
Автор | Мишель Фуко |
---|---|
Исходное название | Les Mots et les choses |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Предмет | Человеческая наука |
Опубликовано |
|
Тип носителя | Печать (в твердой и мягкой обложке) |
Страницы | 404 |
ISBN | 2-07-022484-8 |
OCLC | 256703056 |
Порядок вещей: археология гуманитарных наук (Les mots et les choses: Une archéologie des Sciences humaines, 1966) Мишель Фуко, предполагает, что каждый исторический период имеет основу эпистемологические предположения, способы мышления, определяющие, что истина и приемлемый дискурс о предмете, очерчивая истоки биологии, экономики и лингвистики. Введение в истоки гуманитарных наук начинается с подробного криминалистического анализа и обсуждения сложных сетей линий обзора, скрытности и репрезентации, которые существуют. в групповой картине Las Meninas (Фрейлины, 1656) Диего Веласкеса. Применение анализа Фуко показывает структурные параллели в аналогичных изменениях в восприятии, которые произошли в способах видения исследователями предмета в гуманитарных науках.
В книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук» Фуко сказал, что исторический период характеризуется эпистемами - способами мышления о истине и о дискурсе, которые являются общие для областей знаний, и определить, какие идеи можно концептуализировать, а какие идеи можно принять как истинные. Что приемлемые идеи меняются и развиваются с течением времени, что проявляется в сдвигах парадигмы интеллектуализма между периодами классической античности (VII в. До н. Э. - 5 в. Н. Э.) И [[в поддержку тезиса о том, что каждый исторический период имеет в основе эпистемологические допущения, способы мышления, определяющие, что является истиной, а что приемлемо Современность (1500 г.):
Фуко анализирует три эпистемы:
То, что в эпистеме классической эпохи понятие человек еще не было определено; Несмотря на то, что о человеке говорили, человек не подвергался отчетливому эпистемологическому осознанию.
«Порядок вещей» (1966) посвящен «когнитивному статусу современных гуманитарных наук» в производстве знаний - способов видения, которые исследователи применяют к исследуемый предмет. Введение Фуко в эпистемологические истоки гуманитарных наук представляет собой судебно-медицинский анализ картины Диего Веласкеса «Менины» («Придущие дамы», 1656 г.) как objet d’art. Для подробных описаний Фуко использует язык, который «не предписывается и не фильтруется различными текстами историко-художественного исследования». Игнорирование социального контекста 17 века картины - сюжета (королевская семья); биография художника, техническое чутье, художественные источники и стилистические влияния; и отношения со своими покровителями (король Филипп IV Испании и королева Мариана Австрийская ) - Фуко анализирует сознательное художественное искусство Las Meninas как произведения искусства, чтобы показать сеть сложных визуальных отношений, существующих между художником, субъектами и зрителем, который смотрит картину:
Мы смотрим на картину, на которой художник, в свою очередь, смотрит на нас. Простая конфронтация, взгляды, встречающиеся друг с другом, прямые взгляды, накладывающиеся друг на друга, когда они пересекаются. И все же эта тонкая линия взаимной видимости включает в себя целую сложную сеть неопределенностей, обменов и финтов. Художник обращает на нас свой взор лишь постольку, поскольку мы занимаем ту же позицию, что и его объект.
Как репрезентативная картина Las Meninas - это новая эпистема ( образ мышления), который находится посередине между двумя «великими разрывами» в европейском интеллектуализме, классическим и современным: «Возможно, в этой картине Веласкеса существует как бы представление классической репрезентации и определение пространства, которое он нам открывает... представление, освобожденное, наконец, от отношения, которое ему мешало, может предложить себя как представление в его чистой форме ».
Теперь его [Веласкеса-живописца] можно увидеть, пойманный в момент тишины, в нейтральном центре. его колебания. Его темный торс и яркое лицо находятся на полпути между видимым и невидимым: выходя из холста, вне нашего поля зрения, он движется в наш взгляд ; но когда через мгновение он сделает шаг вправо, удалившись от нашего взгляда, он будет стоять прямо перед холстом, который рисует; он войдет в ту область, где его картина, на мгновение заброшенная, станет для него снова видимой, свободной от тени и сдержанности. Как будто художника нельзя одновременно увидеть на картине, на которой он изображен, а также увидеть то, на чем он что-то изображает ».
« Порядок вещей »завершается объяснением Фуко того, почему он сделал это. Судебно-медицинский анализ:
Давайте, если можно, поищем [репрезентацию] ранее существовавшего закона этого взаимодействия в картине «Лас Менинас».... В классической мысли, персонаж, для которого существует представление и который представляет себя в нем, узнавая себя в нем как образ или отражение, тот, кто связывает воедино все переплетенные нити «представления в форме картины или таблицы». - Самого его в этой таблице не найти. До конца восемнадцатого века человека не существовало - равно как и могущество жизни, плодородие труда или историческая плотность языка. Это совсем недавно созданное существо, которое демиург знания сфабриковал собственными руками менее двухсот лет назад; но он состарился так быстро, что было слишком легко представить, что он ждал тысячи лет. в темноте для того момента озарения, в котором он, наконец, станет известен.
Критика эпистемологических практик, представленная в книге «Порядок вещей: археология гуманитарных наук», расширила и углубила исследовательскую методологию истории культуры. Представление Фуко и объяснение культурных сдвигов в понимании способов мышления побудило историка науки Теодора Портера исследовать и исследовать современные основы производства знания, что вызвало критику. психологической проекции научным исследователем современных категорий знания на прошлых людей и вещей, которые остаются по сути непонятными, несмотря на современные исторические знания о прошлом, которое исследуется.
Во Франции, Порядок вещей установил интеллектуальное превосходство Фуко среди национальной интеллигенции ; в обзоре которого философ Жан-Поль Сартр сказал, что Фуко был «последней баррикадой буржуазии». Отвечая Сартру, Фуко сказал: «Бедная буржуазия; если они нуждались во мне в качестве «баррикады», то они уже потеряли власть! » В книге «Структурализм» (Le Structuralisme, 1968) Жан Пиаже сравнил эпистему Фуко с концепцией смены парадигмы, которую философ науки Томас Кун представил в Структура научных революций (1962).