«Маска красной смерти» | |
---|---|
Иллюстрация для «Маски красной смерти» Гарри Кларка, 1919 | |
Автор | Эдгар Аллан По |
Оригинальное название | «Маска красной смерти: A Фэнтези » |
Страна | США |
Язык | Английский |
Жанры | Готическая фантастика, ужасы |
Издатель | Graham's Magazine |
Дата публикации | Май 1842 г. |
"Маска красной смерти (первоначально опубликовано как «Маска красной смерти: фантазия ") - это рассказ американского писателя Эдгара Аллана По, впервые опубликованный в 1842 году. История следует за попытками принца Просперо избежать опасной чумы, известной как Красная Смерть, спрятавшись в своем аббатстве. Он, вместе со многими другими богатыми дворянами, устраивает бал-маскарад в семи комнатах аббатства, каждая из которых украшена с рекламой другой цвет. В разгар их веселья входит таинственная фигура, замаскированная под жертву Красной Смерти, и пробирается через каждую из комнат. Просперо умирает, столкнувшись с этим незнакомцем, чей «костюм» не содержит в себе ничего осязаемого; гости тоже умирают по очереди.
История По следует многим традициям готической фантастики и часто анализируется как аллегория о неизбежности смерти, хотя некоторые критики советуют не читать аллегории. Было представлено множество различных интерпретаций, а также попытки определить истинную природу одноименного заболевания. История была впервые опубликована в мае 1842 года в Graham's Magazine и с тех пор была адаптирована во многих различных формах, включая фильм 1964 года с Винсентом Прайсом в главной роли. На рассказ По также ссылались другие работы во многих СМИ.
История разворачивается в замкованном аббатстве «счастливого, бесстрашного и проницательного» принца Просперо. Просперо и 1000 других знати нашли убежище в этом обнесенном стеной аббатстве, чтобы избежать Красной Смерти, ужасной чумы с ужасными симптомами, захлестнувшей всю землю. Пострадавшие испытывают «резкую боль», «внезапное головокружение» и «обильное кровотечение из пор » и умирают в течение получаса. Просперо и его двор безразличны к страданиям населения в целом; они намерены дождаться конца чумы в роскоши и безопасности за стенами своего надежного убежища, заперев двери.
Просперо проводит бал-маскарад однажды ночью, чтобы развлечь своих гостей в семи цветных комнатах аббатства. Каждая из первых шести комнат оформлена и освещена определенным цветом: синим, фиолетовым, зеленым, оранжевым, белым и фиолетовым. Последняя комната оформлена в черном цвете и освещена алым светом, «глубоким кровавым цветом», отбрасываемым ее витражами. Из-за этого пугающего сочетания цветов очень немногие гости осмеливаются зайти в седьмую комнату. Большие часы из черного дерева стоят в этой комнате и зловеще бьют каждый час, после чего все перестают говорить или танцевать, а оркестр перестает играть. Как только перезвон прекращается, все немедленно возобновляют маскарад.
Ровно в полночь гуляки и Просперо замечают фигуру в темной, залитой кровью одежде, напоминающей погребальный саван. Маска фигуры напоминает жесткое лицо трупа и демонстрирует черты Красной Смерти. Серьезно оскорбленный, Просперо требует узнать личность таинственного гостя, чтобы они могли повесить его. Гости, слишком боясь приблизиться к фигуре, вместо этого пропустили ее через шесть комнат. Принц преследует его с обнаженным кинжалом и загоняет гостя в угол в седьмой комнате. Когда фигура поворачивается к нему лицом, принц издает резкий крик и падает замертво. Разъяренные и напуганные гуляки врываются в черную комнату и насильно снимают маску и мантию, но к своему ужасу обнаруживают, что под ними ничего нет. Только тогда они понимают, что костюм был пуст, а все гости сжимаются и умирают от болезни. Заключительная строка повествования подводит итог: «И Тьма, и Разложение, и Красная Смерть держали безграничную власть над всем».
Находится под непосредственным влиянием первого готического романа, Горация Уолпола 's Замок Отранто в «Маске красной смерти» По принимает многие условности традиционной готической фантастики, включая обстановку замка. Множество однотонных комнат могут быть репрезентативными для человеческого разума, показывая разные типы личности. Образ крови и времени повсюду также указывает на телесность. На самом деле чума может представлять собой типичные атрибуты человеческой жизни и смертности, из чего следует, что вся эта история является аллегорией о тщетных попытках человека предотвратить смерть (общепринятая интерпретация). Однако существует много споров о том, как интерпретировать «Маску красной смерти»; некоторые предполагают, что это не аллегория, особенно из-за признания По отвращения к дидактике в литературе. Если в истории действительно есть мораль, По явно не заявляет об этой морали в тексте.
Кровь, подчеркнутая на протяжении всей сказки, наряду с красным цветом, служит двойным символом, представляющим как смерть, так и жизнь. Это подчеркивается фигурой в маске - никогда явно не называемой Красной Смертью, а только гуляк в костюме Красной Смерти - впервые появляется в самой восточной комнате, которая окрашена в синий цвет, который чаще всего ассоциируется с рождением.
Хотя замок Просперо предназначен для защиты от болезней, в конечном итоге это деспотичное сооружение. Его лабиринтный дизайн и высокие и узкие окна становятся почти бурлеском в последней черной комнате, настолько угнетающим, что «мало кто из компании был достаточно смел, чтобы вообще ступить в ее пределы». Кроме того, замок задуман как замкнутое пространство, но незнакомец может проникнуть внутрь, предполагая, что контроль является иллюзией.
Как и многие сказки По, «Маска красной смерти» была интерпретируется некоторыми автобиографически. С этой точки зрения принц Просперо - это По как богатый молодой человек, член выдающейся семьи, во многом похожей на приемных родителей По, Алланов. Согласно этой интерпретации По ищет убежища от опасностей внешнего мира, и его изображение себя как единственного человека, готового противостоять незнакомцу, символизирует стремление По к неизбежным опасностям в его собственной жизни. Просперо также имя центрального персонажа в Уильяме Шекспире Буря.
Болезнь, называемая красной смертью, вымышлена. По описывает это как вызывающее «резкую боль и внезапное головокружение, а затем обильное кровотечение из пор», ведущее к смерти в течение получаса.
Заболевание могло быть вызвано туберкулезом (или чахоткой, как его тогда называли), поскольку жена По Вирджиния страдала этим заболеванием в то время рассказ был написан. Как и персонаж принц Просперо, По пытался игнорировать конечную природу болезни. Мать По Элиза, брат Уильям и приемная мать Фрэнсис также умерли от туберкулеза. В качестве альтернативы «Красная смерть» может относиться к холере ; По был свидетелем эпидемии холеры в Балтиморе, штат Мэриленд, в 1831. Другие предположили, что пандемия на самом деле является бубонной чумой, что подчеркивается кульминацией истории с участием Красной смерти в черной комнате. Один писатель сравнивает описание с описанием вирусной геморрагической лихорадки или некротического фасциита. Также высказывалось предположение, что Красная Смерть - это вовсе не болезнь или недомогание, а слабость (например, первородный грех ), присущая всему человечеству.
По впервые опубликовал рассказ в майском 1842 году журнала Graham's Lady and Gentleman's Magazine как «Маска красной смерти» с лозунгом «Фантазия». Эта первая публикация принесла ему 12 долларов. Пересмотренная версия была опубликована в выпуске Broadway Journal от 19 июля 1845 года под ныне стандартным названием «Маска красной смерти». Первоначальное название подчеркивало фигуру в конце рассказа; в новом названии акцент делается на бал-маскарад.
В Wikisource есть исходный текст, связанный с этой статьей: Маска красной смерти |
На Викискладе есть материалы, связанные с Маской красной смерти. |