Le Déjeuner sur l'Herbe | |
---|---|
Английский: Обед на траве | |
Художник | Эдуард Мане |
Год | 1863 г. |
Середина | Масло на холсте |
Габаритные размеры | 208 см × 264,5 см (81,9 дюйма × 104,1 дюйма) |
Место расположения | Музей Орсе, Париж |
Le Déjeuner sur l'herbe ( французский: [lə deʒœne syʁ lɛʁb, -ʒøn-] ; Обед на траве) - первоначально называвшийся Le Bain ( Ванна) - это большаякартина Эдуарда Мане, написанная маслом на холсте, созданная в 1862 году1863. На нем изображены обнаженная женщина и полуодетая купальщица на пикнике с двумя полностью одетыми мужчинами в сельской местности. Отклоненный жюри Салона 1863 года, Мане воспользовался возможностью выставить эту и две другие картины в Салоне Отверженных 1863 года, где картина вызвала общественную известность и споры. Работа сейчас находится в Музее Орсе. в Париже. Меньшую, более раннюю версию можно увидеть в галерее Курто в Лондоне.
Эдуард Мане - Деженер на траве (Курто)На картине изображена обнаженная женщина, небрежно обедающая с двумя полностью одетыми мужчинами. Ее тело ярко освещено, и она смотрит прямо на зрителя. Двое мужчин, одетых как молодые денди, кажется, заняты беседой, игнорируя женщину. Перед ними, как в натюрморте, выставлена женская одежда, корзина с фруктами и круглая буханка хлеба. На заднем плане легко одетая женщина купается в ручье. Слишком большая по сравнению с фигурами на переднем плане, она как бы парит над ними. Грубо нарисованному фону не хватает глубины, и у зрителя создается впечатление, что действие происходит не на улице, а в студии. Это впечатление усиливается использованием широкого «студийного» света, почти не отбрасывающего теней. Мужчина справа носит плоскую шляпу с кисточкой, которую обычно носят в помещении.
Несмотря на приземленный сюжет, Мане сознательно выбрал холст большого размера, размером 81,9 × 104,1 дюйма (208 на 264,5 см), обычно предназначенный для исторических, религиозных и мифологических сюжетов. Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. Он не пытался скрыть мазки; картина даже выглядит незаконченной в некоторых частях сцены. Обнаженная также резко отличается от гладких, безупречных фигур Кабанеля или Энгра.
Обнаженная женщина, небрежно обедающая с полностью одетыми мужчинами, была оскорблением чувства приличия публики, хотя Эмиль Золя, современник Мане, утверждал, что это не редкость на картинах, найденных в Лувре. Золя также чувствовал, что такая реакция возникла из-за того, что взгляд на искусство отличался от точки зрения «аналитических» художников, таких как Мане, которые используют сюжет картины как предлог для рисования.
О картине мало что известно, например, когда Мане действительно начал ее писать, как у него возникла идея и как и какие подготовительные работы он выполнил. Хотя Мане утверждал, что это произведение когда-то оценивалось в 25 000 франков в 1871 году, на самом деле оно оставалось в его владении до 1878 года, когда Жан-Батист Фор, оперный певец и коллекционер, купил его всего за 2 600 франков.
Фигуры на этой картине свидетельствуют о том, насколько глубоко Мане был связан с Le Déjeuner sur l'herbe. Некоторые предполагают, что пейзаж картины предназначен для l'Île Saint-Ouen, который находился недалеко от Сены от его семейной собственности в Женвилье. Мане часто использовал реальных моделей и людей, которых он знал, в качестве ориентира в процессе создания. Обнаженная женщина считается Викториной Мёран, женщиной, которая стала его любимой и часто изображаемой моделью, которая позже стала героем Олимпии. Мужская фигура справа была основана на сочетании двух его братьев, Эжена и Гюстава Мане. Другой человек основан на его зяте, голландском скульпторе Фердинанде Леенхоффе. Нэнси Локк назвала эту сцену семейным портретом Мане.
Что многих критиков шокирует в этой картине, так это взаимодействие или его отсутствие между тремя основными предметами на переднем плане и купающейся женщиной на заднем плане. В картине есть много контрастных качеств, которые сопоставляют и отделяют обнаженную женщину от двух других мужчин. Например, женское и мужское, обнаженное и одетое, белая цветовая палитра и темная цветовая палитра создают четкую социальную разницу между мужчиной и женщиной. Кроме того, некоторые зрители заинтригованы вопросами, которые вызывает взгляд обнаженной женщины. Невозможно определить, бросает ли она вызов зрителю или принимает его, смотрит мимо зрителя, вовлекает зрителя или вообще смотрит на зрителя. Эта встреча идентифицирует взгляд как фигуру самой картины, а также фигуру, объект взгляда женщины.
Как и в случае с более поздней « Олимпией » (1863 г.) и другими произведениями, композиция Мане свидетельствует о его изучении старых мастеров, поскольку расположение главных фигур взято из гравюры Маркантонио Раймонди « Суд Париса» (ок. 1515 г.) по рисунку Рафаэль. Рафаэль был художником, почитаемым консервативными членами Академии изящных искусств, и его картины были частью учебной программы в Школе изящных искусств, где постоянно находились копии пятидесяти двух изображений с его самых знаменитых фресок. Таким образом, Le Bain (раннее название Le Déjeuner sur l'herbe) во многих отношениях была вызывающей картиной. Мане дерзко перерабатывал Рафаэля, превращая мифологическую сцену из одной из самых знаменитых гравюр эпохи Возрождения в картину несколько вульгарных парижских отдыхающих.
Суд над Парижем. Гравюра (ок. 1515 г.) Маркантонио Раймонди по рисунку Рафаэля.
Пасторальный концерт (ок. 1510 г.) Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж, упоминается как источник вдохновения для картины Мане.
Джорджоне, «Буря » (ок. 1508 г.), Галерея Академии, Венеция, Италия.
Антуан Ватто, La Partie Carrée (ок. 1713 г.)
Ученые также называют две работы важными прецедентами для картины Мане « Деженер на траве»: «Пасторальный концерт » Джорджоне или, возможно, Тициана (в Лувре ) и «Буря » Джорджоне, обе из которых являются известными картинами эпохи Возрождения. «Буря », в которой также изображены полностью одетый мужчина и обнаженная женщина в сельской местности, представляет собой важный прецедент для картины Мане « Деженер на траве». Пасторальный концерт еще больше напоминает Le Déjeuner sur l'herbe, поскольку в нем изображены двое одетых мужчин, сидящих в сельской местности, и две раздетые женщины. « Пасторальный концерт » находится в коллекции Лувра в Париже и, вероятно, изучался Мане.
По словам Пруста, он и Мане бездельничали у Сены, когда заметили купающуюся в реке женщину. Это побудило Мане сказать: «Я скопировал женщин Джорджоне, женщин с музыкантами. Эта картина черная. Земля проступила.
Может существовать связь между Le Déjeuner sur l'herbe и творчеством Жана Антуана Ватто. Оригинальное название Мане « Ле Бэн » изначально привлекло основное внимание к женщине у воды. Одна только эта купающаяся фигура очень похожа на фигуру в «Деревне» Ватто, поскольку обе женщины приседают или наклоняются над водой, одновременно поддерживая свои юбки. Вполне возможно, что Мане адаптировал эту позу, которая более четко видна в наброске его лет до создания Le Déjeuner sur l'herbe.
Было много неоднозначных отзывов и откликов на Le Déjeuner sur l'herbe, когда он был впервые показан, и он продолжает вызывать самые разные отклики. Первоначальный ответ характеризовался грубым отказом от парижского Салона и последующей демонстрацией в Салоне Отверженных. Хотя многие критические замечания были вызваны путаницей в отношении произведения, они не всегда были полностью негативными.
Одна из интерпретаций произведения состоит в том, что оно изображает безудержную проституцию, существовавшую в то время в Булонском лесу, большом парке на западной окраине Парижа. Эта проституция была широко известна в Париже, но считалась запретной темой, неподходящей для живописи. Действительно, Булонский лес по сей день известен как место сбора проституток и незаконных сексуальных отношений после наступления темноты, как это было в 19 веке.
Хотя особенность сочетания одной обнаженной женщины с тремя одетыми фигурами вызвала неоднозначную реакцию, отсутствие взаимодействия фигур в дополнение к незаинтересованности обнаженной женщины вызвало смех, а не обиду. Энн Макколи утверждала, что смех в ответ подавляет сексуальное напряжение и в конце делает сцену довольно безобидной для зрителя.
«Завтрак на траве» — величайшее произведение Эдуара Мане, в котором он воплощает в жизнь мечту всех художников: разместить в пейзаже фигуры естественного величия. Мы знаем, с какой силой он преодолел эту трудность. Есть несколько листьев, несколько стволов деревьев, а на заднем плане река, в которой купается женщина в сорочке; на переднем плане двое молодых мужчин сидят напротив второй женщины, которая только что вышла из воды и сушит обнаженную кожу на открытом воздухе. Эта обнаженная женщина возмутила публику, которая видит на полотне только ее. Боже мой! Какая непристойность: женщина без малейшего прикрытия между двумя одетыми мужчинами! Такого никогда не видели. И это убеждение является грубой ошибкой, ибо в Лувре более пятидесяти картин, на которых изображены лица одетые и обнаженные. Но никто не идет в Лувр, чтобы быть скандальным. Более того, толпа удержалась от того, чтобы судить о «Завтраке на траве » так, как следует судить о настоящем произведении искусства; они видят в нем лишь некоторых людей, устраивающих пикник, заканчивающих купание, и считали, что художник вложил в расположение сюжета непристойный умысел, а художник просто стремился получить яркие противопоставления и прямолинейную аудиторию. Художники, особенно Эдуар Мане, художник-аналитик, не имеют той озабоченности предметом, которая больше всего мучает толпу; сюжет для них всего лишь предлог для рисования, тогда как для толпы существует только сюжет. Таким образом, обнаженная женщина из «Завтрака на траве» здесь только для того, чтобы предоставить художнику возможность нарисовать кусочек плоти. То, что должно быть видно на картине, — это не завтрак на траве; это весь пейзаж, с его силой и изяществом, с его передним планом, таким большим, таким твердым, и его фоном легкой деликатности; именно эта твердая смоделированная плоть под большими пятнами света, эти гибкие и сильные ткани, и особенно этот восхитительный силуэт женщины в сорочке, создает на заднем плане очаровательное белое пятнышко в окружении зеленых листьев. Короче говоря, это обширный ансамбль, полный атмосферы, этот уголок природы, переданный с такой простотой, вся эта замечательная страница, на которой художник поместил все особые и редкие элементы, которые в нем есть.
Золя представляет беллетризованную версию картины и полемику вокруг нее в своем романе 1886 года L'Œuvre ( Шедевр).
Поль Сезанн, Le Déjeuner sur l'herbe, 1876–1877, Музей Оранжери
Поль Гоген, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?, 1897. (фрагмент).
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907 год, Музей современного искусства.
Внешнее видео | |
---|---|
Le Déjeuner sur l'herbe Мане в Smarthistory |