Конек-Горбунок, или Царь-девица (он же Конек Горбунок или Царь-Девица, или Le Petit cheval bossu, ou La Tsar-Demoiselle ) - балет в четырех действиях и восьми картинах с апофеозом.
Либретто Артура Сен-Леона по мотивам сказки Конек-Горбунок автора Петр Ершов. Однако хореограф существенно отклонился от оригинальной сказки Ершова. В балете показано, как Иван-дурак с помощью волшебного коня побеждает злого хана и завоевывает руку Царя-Девы. В конце концов Иван заменяет неэффективного и некомпетентного царя и становится самим царем.
Первоначальная хореография была создана Артуром Сен-Леоном и положена на музыку Чезаре. Пуни.
Впервые балет был представлен Императорским балетом 15 декабря [OS 3 декабря] 1864 года в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербург Санкт-Петербург, Россия. (как Царь-девица) и Тимофей Стуколкин (как Иванушка) планировались главными исполнителями. Однако Стуколкин сломал ногу и его заменили на, не имевшего опыта танцевальных главных ролей.
Балет стал важной вехой в развитии русского балета. Это был первый балет по русскому рассказу. Композитор Пуни включил русские народные песни в музыку для балета, а хореограф Артур Сен-Леон создал специально русский народный танец - всего было поставлено 22 русских народных танца. Однако французский хореограф не очень разбирался в русских народных танцах и многие из них придумал сам, в том числе и «Уральский танец». Балет получился очень красочным и имел огромный успех.
Российские демократические критики, такие как Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов, однако, резко критиковали работу. Они рассматривали балет как патетическую пародию на русские танцы, а не как подлинное собрание танцев, и обвиняли хореографа в посредственности, публику в безвкусии, царя Александра II в преступном отношении к своему народу, а все вместе - в бездарности. непонимание общественного развития.
С другой стороны, балет пользовался успехом у зрителей. В свою очередь, это послужило толчком к созданию серии балетов в русском стиле на императорской сцене. Одновременно Московская Императорская труппа разработала другой стиль, сочетающий классическую европейскую хореографию с настоящим русским народным танцем.
Спустя два года, 13 декабря [ст. Ст. 1 декабря] 1866 г., балет был переведен в Московскую Императорскую труппу.
В 1876 году Соколов повторно поставил хореографию Сен-Леона в Москве в Большом театре, используя настоящие русские танцы. Эта переналадка разделила два направления исполнения балета - классический танец в Санкт-Петербурге и танец, включенный в спектакль в Москве. Со временем это превратилось в две школы русского балета, которые просуществовали до 1930-х годов. Впоследствии московская школа перестала существовать, когда в 1930-е годы большое количество петербургских танцоров перебралось в Москву.
Спустя сто лет, в 1960 году, русский композитор Родион Щедрин создал новый балет на ту же тему.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Конек-Горбунок. |