Поднятая вуаль | |
---|---|
Автор | Джордж Элиот |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Жанры | Художественная литература |
Издатель | Blackwood's Magazine |
Тип носителя | Печать (переплет мягкая обложка ) |
Дата публикации | июль 1859 г. |
«Поднятая вуаль» - это новелла автора Джордж Элиот, впервые опубликовано в 1859 году. В отличие от реалистичной художественной литературы, которой Элиот наиболее известен, «Поднятая вуаль» исследует темы экстрасенсорного восприятия, сущность физической жизни, возможная жизнь после смерти и сила судьбы. Новелла является важной частью викторианской традиции фантастики ужасов, которая включает такие другие примеры, как Роберт Льюис Стивенсон Странная история доктора Джекил и мистер Хайд (1886), и Брэм Стокер Дракула (1897).
ненадежный рассказчик, Латимер, считает, что он проклят потусторонней способностью видеть будущее и мысли других людей. Его нежелательный «дар», кажется, проистекает из тяжелой детской болезни, которую он перенес во время учебы в школе в Женеве. Латимер убежден в существовании этой силы, и два его первоначальных предсказания действительно сбываются так, как он их представлял: своеобразное «пятно радужного света на тротуаре» и несколько слов диалога предстают перед ним в точности так, как ожидалось. Латимера возмущает многое из того, что он понимает в мотивах других .
. Латимера очаровывает Берта, холодная и кокетливая невеста его брата, потому что ее разум и мотивы остаются для него нетипично закрытыми. После смерти брата Латимер женится на Берте, но брак распадается, поскольку он признает манипулятивную и ненадежную природу Берты. Друг Латимера, ученый Шарль Менье, выполняет переливание крови от себя недавно умершей служанке Берты. На несколько мгновений служанка оживает и обвиняет Берту в заговоре с целью отравить Латимера. Берта убегает, и Латимер вскоре умирает, как он и предсказывал в начале повествования.
Латимер может показаться совершенно непохожим на большинство других персонажей Джорджа Элиота из-за его предполагаемых «экстрасенсорных» способностей. Тем не менее, он отражает постоянный интерес Элиота к частым провалам человеческого сочувствия и общения. Его отвращение к корыстолюбивой натуре других людей может показаться чрезмерным и несколько наивным, и он произвел впечатление на некоторых критиков как одно из наименее симпатичных творений Элиота. Берта похожа на некоторые другие творения Элиота, такие как Розамунд Винси в Миддлмарч - обе красивые, самовлюбленные женщины, которые очаровывают некоторых мужчин, к великому сожалению этих мужчин позже.
История демонстрирует интерес Элиота к современной науке и псевдонауке, включая физиологию, френологию, месмеризм и ясновидение. Хотя сегодняшние читатели могут улыбнуться идее простого переливания крови, возвращающего мертвых к жизни, Элиот справляется с этой сценой впечатляюще со стилем и силой. Она обращается с последовательностями видений Латимера с таким же упорством и вниманием к деталям.
Этот рассказ отличается от обычной техники Элиота. повествование от первого лица Латимера работает с причинностью и хронологией, причем повествование заканчивается там, где оно начинается.
Это единственное предприятие Элиота, которое позже будет называться научной фантастикой.
В 1948 году рассказ был адаптирован для эпизода синдицированной радиопрограммы The Weird Circle.
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: The Lifted Veil (novella) |