Издание в мягкой обложке | |
Автор | Мэри Дуглас |
---|---|
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Тема | Этнография |
Жанр | Научная литература |
Издательство | Oxford University Press для Международного африканского института |
Дата публикации | 1963 |
СМИ type | |
ISBN | 0-415-29104-6 |
Предшественники | народов региона озера Ньяса |
Затем следует | Чистота и опасность |
Леле Касаи (1963) была второй книгой влиятельного британского антрополога Мэри Дуглас и первый под ее женатым именем. В нем она сообщила о своих антропологических полевых исследованиях среди народа леле на западном берегу реки Касаи в районе того, что в то время было южным. западная Бельгийское Конго. Окончание бельгийского колониального правления в 1960 году стало одним из факторов, заставивших ее отказаться от обычной практики написания в полевых антропологических отчетах настоящего времени. В книге описывается социальная, экономическая и религиозная жизнь большой деревни Леле.
Первая глава, Леле на карте указывает расположение территории леле, соседних народов и отношений между ними.
Вторая глава, озаглавленная Производственная сторона экономики, рассматривает ресурсы, доступные леле, и их использование с помощью охоты, рыбалки, рубки и ожога земледелие и ремесла, в первую очередь производство рафии ткани.
Третья глава, Распределение богатства, описывает, как товары длительного пользования и скоропортящиеся товары распределяются в соответствии со статусом, уплатой сборов и сборов и обменом посредством торговли и бартера.
Четвертая глава, Деревня: Офисы и возрастные ограничения, описывает, как разделение деревни по возрасту устанавливает перекрестные границы и уравновешивает деление на родство.
Пятая глава, Кланы, описывает социальные функции матрилинейных кланов, разбросанных по нескольким деревням.
Шестая глава, Брак: I. Частная жена и частная семья, обсуждает полигинную систему семейного брака, концентрируя контроль над брачными женщинами в руках пожилые мужчины, особый статус отцов и дедов, социальные обязанности зятьев, представления о сексуальном осквернении и отношения матери и дочери.
Седьмая глава, Брак: II. Коммунальная деревенская жена и общинная семья считает, что система полиандрии, запрещенная бельгийскими колониальными властями, предоставляет «деревенскую жену» в качестве общего ресурса для неженатых мужчин. Хотя миссионеры считали это немного лучше, чем проституция, Дуглас описывает почетного помощника как «женатого на деревне».
В восьмой главе, Кровавые долги, описаны формы компенсации, выплачиваемой кланам за смерть членов клана, которые, как считается, были вызваны колдовством или сексуальным осквернением.
Девятая глава, Деревня: как кредитор и должник, рассматривает деревню как «корпоративную личность», способную предъявлять претензии и урегулировать их. Смерть в результате насилия была делом деревни, а не клана, чтобы урегулировать или отомстить.
Десятая глава, Роль аристократического клана в отношениях между деревнями, описывает соперничество между деревнями, «в котором преобладает идея уничтожения оскорблений и травм путем убийства людей или захвата женщин », прежде чем обсуждать роль аристократического клана Тунду, который требовал своего рода ритуального господства над леле в целом, но не имел особого политического превосходства.
Глава одиннадцатая, Религиозные санкции против единства деревень и организация деревенских культов, описывает веру в единого бога, «Нджамби», чьи действия в мире опосредуются различными духовными существами; ритуальные (половые) сегрегации и табу ; деревенские культы «зачинателей» и прорицателей, членство в которых передавало духовный авторитет и оккультные знания. Ее анализ самого старшего из них, культа панголина (зарезервированного для тех, кто породил ребенка мужского и женского пола с одной и той же женой, среди других ограничений), стал синонимом этнографического понимания Мэри Дуглас.
Двенадцатая глава, Колдовство, описывает представление Леле о колдуне как искусном прорицателе, а также усилия прорицателей направить обвинения в оккультном вреде на нарушения ритуальной чистоты, духи мертвых, колдунов из других деревень и тех, кто покинул деревню.
Глава тринадцатая, Контроль колдовства, описывает два традиционных метода борьбы с колдовством: «ядовитое испытание» (объявлено вне закона бельгийскими колониальными властями в 1924 г., так что «к 1950 г. казалось, исчезли из жизни Леле », стр. 241), и« мессианские »антиколдовские культы, которые периодически пронеслись по деревням, стирая с листа прошлые обвинения в колдовстве.
Последняя глава, Влияние Европы на общество Леле, описывает влияние колониальной администрации, международной денежной экономики и миссионерской проповеди.
Первое издание было опубликовано для Международного африканского института издательством Oxford University Press в 1963 году. Второе издание в мягкой обложке, опубликованное Международный африканский институт, за которым последовал в 1977 году. В 2003 году книга была переиздана Рутледж как том 1 Мэри Дуглас: Собрание сочинений.
Леле Касаи был рассмотрен:
и в