Драгоценное украшение освобождения (Wylie : dam chos yid bzhin nor bu thar pa rin po che'i rgyan) является ключевым текстом в Кагью традиция тибетского буддизма, которая, как говорят, отражает суть как Кадампы, так и Кагьюпа линий передачи Махаяны учения. Текст был написан Гампопой (1074-1153 гг. Н. Э.), Одним из двух самых важных учеников Миларепы.
Гампопой, одновременно монахом Кадампы и Ваджраяна ученик знаменитого йога Миларепы, основал этот текст на «Светильнике на пути к просветлению» Атиши. Хуну Лама Ринпоче сказал, что это был первый текст ламрим, написанный в Тибете, и что все более поздние великие тексты ламрима были основаны на «Драгоценном орнаменте освобождения». Это критически важный текст для изучения в качестве основы для традиционного трехлетнего ретрита.
Гампопа сказал: «Для любого, кто желает меня видеть, изучение« Драгоценного орнамента освобождения »и« Драгоценная гирлянда превосходного пути »- это то же самое, что встретить меня». Этот текст содержит полную форму Махаяны Буддизма - от отправной точки природы будды до просветления.
Текст структурирован вокруг следующих пунктов:
Согласно «Драгоценному орнаменту», все живые существа, даже самые маленькие насекомые, обладают потенциалом состояния будды. Все существа обладают одной и той же сущностью, или природой Будды. Гампопа представил пример кунжутного семени и кунжутного масла. Хотя масло присутствует в семени, необходимо предпринять шаги, чтобы отделить (или реализовать) масло.
Текст Гампопы был переведен на английский язык, сначала Герберт Гюнтер в 1959 году и снова Кхенпо Кончок Гьелцен в 1998 году.