Времена года (итальянский : Le quattro stagioni ) - это группа из четырех скрипичных концертов итальянского композитора Антонио Вивальди, каждый из которых дает музыкальное выражение времени года. Они были написаны примерно в 1716–1717 годах и опубликованы в 1725 году в Амстердаме вместе с восемью дополнительными концертами, как Il cimento dell'armonia e dell'inventione (Битва между гармонией и изобретением)..
«Времена года» - самая известная из работ Вивальди. Хотя три концерта полностью оригинальны, первый, «Весна», заимствует мотивы из симфонии из первого акта современной оперы Вивальди Il Giustino. Вдохновением для создания концертов послужила не сельская местность вокруг Мантуи, как первоначально предполагалось, где в то время жил Вивальди, поскольку, согласно Карлу Хеллеру, они могли быть написаны еще в 1716–1717 годах, в то время как Вивальди был вступил в контакт с двором Мантуи только в 1718 году.
Они произвели революцию в музыкальной концепции: в них Вивальди изображал текущие ручьи, поющих птиц (разных видов, каждая из которых имеет свои особенности), пастуха и его лающую собаку, жужжащие мухи, штормы, пьяные танцоры, охотничьи вечеринки с точки зрения как охотников, так и добычи, замерзшие пейзажи и теплые зимние костры.
Необычно для того периода, Вивальди опубликовал концерты с сопровождающими сонетами (возможно, написанными самим композитором), которые разъясняли, что было в духе каждого сезона, что его музыка была призвана вызывать. Таким образом, концерты являются одним из самых ранних и подробных примеров того, что впоследствии будет называться программной музыкой - другими словами, музыкой с повествовательным элементом. Вивальди очень старался связать свою музыку с текстами стихотворений, переводя сами поэтические строки прямо в музыку на странице. Например, в средней части «Весны», когда козопас спит, его лай собаки можно услышать в разделе альта. Музыка в других местах также вызывает воспоминания о других звуках природы. Вивальди разделил каждый концерт на три части (быстро – медленно – быстро), и, соответственно, каждый связанный сонет на три части.
Аранжировка Вивальди выглядит следующим образом:
Исполнение всех четырех концертов может занять около 40–43 минут. Ориентировочное время t индивидуальные концерты:
Есть некоторые дебаты относительно того, были ли четыре концерта написаны для сопровождения четырех сонетов или наоборот. Хотя неизвестно, кто написал сопровождающие сонеты, теория о том, что их написал Вивальди, подтверждается тем фактом, что каждый сонет разбит на три части, каждая из которых точно соответствует одной части концерта. Независимо от авторства сонетов, «Времена года» можно отнести к программной музыке, инструментальной музыке, призванной вызвать что-то экстрамузыкальное, и форме искусства, которую Вивальди решил доказать достаточно сложной, чтобы к ней относились серьезно.
В дополнение к этим сонетам Вивальди дал такие инструкции, как «Лай собаки» (во второй части «Весны»), «Тягость от жары» (в первой части «Лето»), и «пьяницы заснули» (во второй части «Осени»).
Новый перевод сонетов на английский язык Армана Д'Ангура был опубликован в Интернете в 2019 году.
Сонет | Итальянский | Английский |
---|---|---|
Весна | Аллегро. Giunt 'è la Primavera e festosetti. La Salutan gl' Augei con lieto canto,. E i fonti allo Спирар де Дзеффиретти. Con dolce mormorio Scorrono intanto:. Vengon 'coprendo l' aer di nero amanto. E Lampi, e tuoni ad annuntiarla eletti. Инди tacendo questi, gl 'Augelletti;. Tornan 'di nuovo al lor canoro incanto:.. Largo. E quindi sul fiorito ameno prato. Al caro mormorio di fronde e piante. Dorme' l Caprar col fido can 'à lato... Allegro. Di pastoral Zampogna al suon festante. Danzan Ninfe e Pastor nel tetto amato. Di primavera all 'apparir brillante. | Аллегро. Наступила весна.. Птицы празднуют ее возвращение праздничным пением,. и журчание ручьев. нежно ласкает ветерок.. Грозы, эти вестники Весны, рев,. накидывающие свою темную мантию на небеса,. Затем они умирают в тишине,. и птицы снова начинают свои очаровательные песни... Ларго. На усыпанном цветами лугу, с шуршащими листвой ветвями., спит стадо коз,. его верный пес рядом с ним... Аллегро. Ведомый праздничный звук деревенской волынки,. нимфы и пастухи легко танцуют. под сияющим весенним пологом. |
Лето | Allegro non molto. Sotto dura Staggion dal Sole accesa. Langue l 'huom, langue' l gregge, ed arde il Pino;. Scioglie il Cucco la Voce, e tosto intesa. Canta la Tortorella e 'l gardelino.. Zeffiro dolce Spira, mà contesa. Muove Borea implviso al Suo vicino;. E piange il Pastorel, perche sospesa. Teme fiera borasca, e 'l suo destino;.. Adagio e piano - Presto e forte. Toglie allembra lasse il Suo riposo. Il timore de 'Lampi, e tuoni fieri. E de mosche, e mosconi il Stuol furioso!.. Presto. Ах, che pur troppo i Suo timor Son veri. Tuona e fulmina il Ciel e grandinoso. Tronca il capo alle Spiche ea 'grani alteri. | Allegro non molto. В суровую пору, зажженную солнцем. Изнемогает человека, томит стадо и сжигает сосну. Мы слышим голос кукушки;. тогда раздаются сладкие песни горлицы и зяблика.. Мягкий ветерок шевелит воздух, но угрожающий. Северный ветер внезапно уносит их в сторону.. Пастух дрожит,. опасаясь сильных штормов и своей судьбы... Adagio e piano - Presto e forte. Страх молнии и яростного грома. лишает его усталые конечности покоя. Вокруг неистово жужжат комары и мухи... Престо. Увы, его опасения оправдались. Небесный грохот, грохот и град. Отрубить пшеницу голову и повредить зерно. |
Осень | Аллегро. Celebra il Vilanel con balli e Canti. Del felice raccolto il bel piacere. E del Liquor de Bacco accesi tanti. Finiscono col Sonno il lor godere... Adagio molto. Fà ch 'ogn' uno tralasci e balli e canti. L 'aria che temperata dà piacere,. E la Staggion ch' invita tanti e tanti. D 'un dolcissimo Sonno al bel godere... Allegro. cacciator alla nov 'alba à caccia. Con corni, Schioppi, e cani escono fuore. Fugge la belva, e Seguono la traccia;. Già Sbigottita, e lassa al gran слухи. De 'Schioppi e cani, ferita minaccia. Languida di fuggir, mà optressa muore. | Аллегро. Прославляет крестьянина песнями и танцами. Удовольствие от обильного урожая.. И разгоряченные спиртным,. многие заканчивают свое веселье во сне... Adagio molto. Все заставляют забыть о своих заботах, петь и танцевать. По воздуху которая умерена удовольствием. И () сезоном, который приглашает так много, многих. Из сладчайшего сна к прекрасному наслаждению.. Аллегро. Охотники появляются на новом рассвете,. И с рогами, и собаками, и ружьями отправляются на охоту. Зверь убегает, и они идут по его следу;. Напуганный и уставший от великого шума. Зверь, раненый, угрожает,. Томно бежать, но измученный, умирает. |
Зима | Allegro non molto. Agghiacciato tremar trà nevi algenti. Аль Северо-Спирар д'орридо Венто,. Correr battendo i piedi ogni momento;. E pel Soverchio gel batter i denti;.. Largo. Passar al foco i di quieti e contenti. Mentre la pioggia fuor bagna ben cento.. Allegro. Caminar Sopra il giaccio, e à passo lento. Per timor di cader girsene intenti;. Gir forte Sdruzziolar, cader à terra. Di nuove ir Sopra 'l giaccio e correr forte. Sin ch' il giaccio si rompe, e si disserra;. Sentir uscir dalle ferrate porte. Sirocco, Borea, и все вентиляции в Герре. Quest 'é' l verno, mà tal, che gioja apporte. | Allegro non molto. Дрожать от холода в ледяном снегу,. В резком дыхании ужасного ветра;. Бежать, каждую секунду топая ногами,. Наши зубы стучат от сильного холода.. Ларго. Перед тем, как огонь перейдет в мирное состояние,. Довольные дни, пока льет дождь снаружи... Аллегро. Мы идем по ледяной тропе медленно и осторожно,. из страха споткнуться и упасть.. Затем резко поверните, поскользнитесь, врезайтесь в землю и,. вставая, поспешите по льду, чтобы он не раскололся.. Мы чувствуем, как холодный северный ветер пронизывает дом., несмотря на запертые и запертые двери.... это зима, которая, тем не менее,. приносит свои прелести. |
Следующие выступления, записанные 6 февраля 2000 года, принадлежат Камерным музыкантам Университета Уичито, ансамблю Симфонического оркестра Уичито. Солист - Джон Харрисон.
Концерт № 1 ми мажор, "La primavera" (Весна)
| Концерт № 2 соль минор, «L'estate» (Лето)
|
Концерт № 3 фа мажор, «L'autunno» (Осень)
| Концерт № 4 фа минор, "L'inverno" (Зима)
|
Дата и персонал на первой записи «Времен года» оспариваются. Имеется компакт-диск с записью скрипача Альфредо Камполи, взятой из ацетата французской радиопередачи; Считается, что они датируются началом 1939 года. Первая надлежащая электрическая запись была сделана в 1942 году Бернардино Молинари ; хотя его интерпретация несколько отличается от современных спектаклей, в ней отчетливо можно узнать «Четыре сезона». Запись Молинари была сделана для Cetra и выпущена в Италии, а затем в Соединенных Штатах на шести двусторонних 78s в 1940-х годах. Затем он был переиздан на долгоиграющем альбоме в 1950 году, а позже на компакт-диске.
Первая американская запись была сделана в последнюю неделю 1947 года скрипачом Луи Кауфман. Запись была сделана в Карнеги-холле до запланированного запрета на запись, вступившего в силу 1 января 1948 года. Исполнителями были Камерный оркестр Концертного зала под управлением Генри Свободы, Эдит Вайс-Манн (клавесин ) и Эдуард Нис-Бергер (орган ). Эта запись помогла повторной популяризации музыки Вивальди в основном репертуаре Европы и Америки после работы, проделанной Молинари и другими в Италии. Он выиграл Grand Prix du Disque Франции в 1950 году, был избран в Зал славы Грэмми в 2002 году, а в следующем году был выбран в Национальный реестр звукозаписи в Библиотеке Конгресса. Кауфман, заинтригованный узнать, что четыре концерта на самом деле были частью набора из двенадцати, приступил к поиску полной партитуры и в конце концов записал другие восемь концертов в Цюрихе в 1950 году, сделав свою первую запись Полное сочинение Вивальди, соч. 8.
Ансамбль I Musici несколько раз записывал The Four Seasons, дебютная запись состоялась в 1955 году с Феликсом Айо ; запись 1959 года с участием Айо снова; и последующие записи с участием Роберто Микелуччи (1969), Пины Кармирелли (1982), Федерико Агостини (1990) и Марианы Сырбу (1995). Запись Арго 1969 года, сделанная Академией Сен-Мартен-ин-Зе-Филдс под управлением Невилла Марринера с солистом Аланом Лавдей, была продана более чем за полмиллиона. копии; он стал первым золотым рекордом ансамбля.
I Solisti di Zagreb под управлением Антонио Янигро с Яном Томасовым в качестве солиста на скрипке и Антоном Хейлером на клавесине, а затем в 1957 году на Vanguard. этикетка, в дальнейшем переиздаваемая под лейблами Philips и другими. Уилфрид Меллерс, английский музыкальный критик, музыковед и композитор, писал об этом спектакле: «солисты прекрасно выражают свой лиризм». Джон Торнтон писал об этой записи: «Здесь бесподобная ансамблевая игра, увенчанная уверенной игрой Томасова. Янигро раскрывает свой дирижерский талант, который конкурирует с его значительным талантом игры на виолончели».
Иван Супек написал об этой записи :
Я попытаюсь передать вам, как много значит для меня этот спектакль, а также может значить и для вас. Мое первое знакомство с пластинками произошло почти тридцать лет назад, когда «наш» Антонио раскрыл мне истинное значение пьесы другого великого Антонио, его знаменитого тезки, чью Le Quattro Staggioni я больше не мог слушать из-за " грандиозные ", даже слишком грандиозные, обычные для того времени представления, не говоря уже о том, чтобы наслаждаться ими. Какая это была перемена - окно в новый мир; музыка быстрая, точная и реалистичная, интонация правильная, континуо уместное, скрипка прекрасного звука в гармонии с солистами Загреба. Самоуверенный и тонкий тон солирующей скрипки Яна Томасова прекрасно сочетается с солистами; все выступление пропитано духом перфекционизма Джанигро, оставляя музыку и ее душу полностью открытыми. Долгое время это был единственный спектакль, который я мог слушать. Только в течение последнего десятилетия некоторые новые дети, играющие на аутентичных инструментах, предложили мне такое же удовольствие и понимание музыки Антонио Вивальди, и, к моему большому удовольствию, выступление Джанигро больше не является для меня единственным выбором. На мой взгляд, это также показывает, насколько выступление Янигро в сотрудничестве с загребскими солистами намного опередило свое время, что подтверждает Игорь Стравинский, который утверждал, что это было самое красивое исполнение Le Quattro Staggioni. когда-либо слышал, заявление, о котором я только недавно узнал. Неудивительно, ведь такая «голость» и точность интерпретации Джанигро должна была ему понравиться. Много позже я также обнаружил превосходство записи. В то время солисты Загреба записывались для Vanguard, в основном в Вене, в разных местах, и эта конкретная запись была сделана в 1957 году на Ротентурмштрассале. Продюсировал запись Сеймур Соломон, главный продюсер всего издания, который лично приезжал из США, чтобы наблюдать за каждой записью загребских солистов, в то время как филиал Vanguard в Вене "Amadeo" отвечал за организацию. (Моя благодарность одному из основателей Zagreb Soloists, г-ну Степану Араньошу, за то, что он предоставил мне некоторые важные идеи). Джанигро был перфекционистом, часто довольно беспощадным, не только в вопросах музыки, но и в плане звука, поэтому он принимал непосредственное и активное участие в процессе записи, что было довольно необычно в то время. Вся эта великая осторожность, проявленная всеми участниками проекта, в полной мере отражена в самой записи, в результате чего получается воздушное исполнение соответствующей вместимости и протяженности, с лишь случайным «скоплением» высоких тонов в секциях forte.
писал Пол Шумейкер. об этой записи:
Ничто из того, что я слышал, не меняет моего мнения о том, что лучшие сезоны когда-либо были исполнены Яном Томасовым и Я Солисти ди Загреб и прекрасно записаны Vanguard в самом начале эры стерео. Если у вас есть почти все остальные версии сезонов, вам тоже понравится эта. Если деньги и пространство не являются препятствием, то, возможно, стоит их иметь.
Запись «Времена года» Найджела Кеннеди 1989 года с Английским камерным оркестром была продана тиражом более двух миллионов копий, став одним из лучших -продажа классических произведений когда-либо. Гил Шахам и Камерный оркестр Орфей записали The Four Seasons, а также музыкальный клип на первую часть «Winter», который регулярно появлялся на The Weather Channel в середине 1990-х.
Всемирная энциклопедия записанной музыки 1952 года приводит только две записи «Времен года» - Молинари и Кауфмана. К 2011 году с момента выхода альбома Камполи в 1939 году было выпущено около 1000 различных версий.
Классические музыканты стремились выделить свои записи The Four Seasons с исторически обоснованными выступлениями и украшения, вплоть до изменения инструментов и темпов, или воспроизведения нот не так, как ожидал слушатель (независимо от того, указано ли это композитором или нет). Говорят, что работы Вивальди предоставляют такие возможности для импровизации.
Производные произведения этих концертов включают аранжировки, транскрипции, каверы, ремиксы, сэмплы и пародии в музыке - темы в театре и опера, саундтреки к фильмам (или видеоиграм) и хореография в балете (наряду с современным танцем, фигурным катанием, художественной гимнастикой, синхронным плаванием и т. д.) - либо целиком, либо отдельными движениями, либо комплексами. Антонио Вивальди, кажется, положил начало этой тенденции адаптации музыки из «Времен года», и с тех пор она распространилась на многие аспекты исполнительского искусства (как и другие инструментальные и вокальные произведения композитор). В этом состязании между гармонией и изобретением (как бы) теперь участвуют различные жанры по всему миру:
1775
Wikimedia Commons has media related to The Four Seasons (Vivaldi). |
Wikisource has original text related to this article: The Four Seasons Sonnets |