Гадалка | |
---|---|
Художник | Жорж де Ла Тур |
Год | c. 1630 |
Тип | Картина маслом |
Размеры | 101,9 см × 123,5 см (40 ⁄ 8 дюймов × 48 ⁄ 8 дюймов) |
Местоположение | Метрополитен-музей, Нью-Йорк |
Гадалка - это картина маслом, написанная французским художником около 1630 года Жорж де Ла Тур. Работа была обнаружена примерно в 1960 году и куплена в том же году Метрополитен-музеем в Нью-Йорке. Франсуа Жорж Парисе описал картину в бюллетене Музея искусств Метрополитен, приписав ее Ла Тур - вероятный выбор, учитывая каллиграфическую подпись вверху справа: «Ж. де Ла Тур Фесит Люнейилья Лотар» («G [eorges] de La Tour» сделал это, Люневиль, Лоррейн "). Его подлинность подвергалась сомнению в последующие годы, особенно английским историком искусства Кристофером Райтом, но «Гадалка» обычно считается работой Ла Тура. Художник более известен своими светотенью религиозными композициями, в которых фигуры освещены одним источником света и лишены сложных деталей костюма персонажей Гадалки.
На картине запечатлен момент, когда пожилому человеку состояние предсказывает старуха справа; она берет монету из его руки не только в качестве оплаты, но и как часть ритуала, в котором она скрестит с ней его руку. Большинство или все изображенные женщины - цыганки, и, согласно стереотипу того времени, они изображаются ворами. Пока молодой человек занят гаданием - актом, который, если его обнаружат, отразится как на нем, так и на цыганах, левая женщина крадет кошелек с монетами из его кармана, а ее спутница в профиль держит руку наготове. получить добычу. Бледнолицая девушка слева от мальчика менее явно цыганка, но также участвует в действии, когда вырезает медаль, которую носит мальчик, из цепочки. Фигуры на картине расположены близко друг к другу, как в пьесе, и на композицию может повлиять театральная сцена.
Современное открытие картины, как говорят, связано с французским военнопленным, который просмотрел работы Ла Тура в монографии и нашел сходство с картиной, висевшей в замке родственника. Знающий священник определил, что это работа La Tour, и сообщил Лувру, который начал переговоры о покупке картины. Арт-дилер Жорж Вильденштейн перебил цену музея, купив картину в 1949 году за 7,5 миллиона франков. В течение десяти лет он оставался у дилера, пока в 1960 году Музей искусств Метрополитен не выплатил «Гадалку» нераскрытую, но «очень большую сумму денег». Как картина смогла покинуть Францию, стало предметом споров во французской прессе, и писатель Андре Мальро, тогдашний министр культуры Франции, попытался объяснить Национальному собранию почему работа не попала в Лувр. Позже выяснилось, что экспортная лицензия была подписана историком искусства Жерменом Базеном, руководившим картинами старых мастеров в Лувре; Райт предполагает, что у него было достаточно сомнений относительно работы, чтобы не захотеть ее выставить в Лувр.
La Tour был мало известен до начала 20 века, но стал чрезвычайно высоко цениться с 1920-х годов. Большое количество картин, которые теперь приписывают Ла Тура, всплыли из безвестности, как и работа Метрополитена, с тех пор, как он стал широко известен, и стали ценными. Многие из них находились в коллекциях происхождения, восходящих к 19 веку или позже, но другие впервые появились в руках дилеров, а некоторые всегда вызывали подозрения.
Английский историк искусства Кристофер Райт опубликовал «Искусство фальсификатора» в 1984 году, книгу, центральное утверждение которой состоит в том, что «Метрополитен-гадалка» вместе с другими работами, приписываемыми Ла Туру, на самом деле является подделкой 1920-х годов художника и реставратора Эмиля Делобре (1873–1956). Картина явно тесно связана с работой под названием The Cheat, которая существует в двух разных версиях: одна в Лувре (куплена в 1972 году по цене, которая в то время была рекордной для французской картины), и один в Художественном музее Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас. Чит показывает группу играющих в карты, где обманывают молодого денди, и разделяет интерес к костюму Гадалки. После длительного анализа рентгеновских снимков, деталей костюма и стилистических сравнений с другими работами, Райт приходит к выводу, что из трех только чит Форт-Уэрта является подлинным.
Среди его доказательств есть утверждение, что Слово «MERDE» (по-французски «дерьмо») можно было увидеть в кружевном воротнике второй слева молодой женщины. Энтони Блант и другие отрицали это, но в письме 1981 года в The Burlington Magazine, опровергающем утверждения Райта, два члена столичного кураторского персонала согласились с тем, что это слово присутствовало, считая его работа недавнего реставратора, а затем она была удалена в 1982 году. Среди тех, кто присоединился к Райту в его заботах, были Диана де Марли, Бенедикт Николсон, редактор журнала Burlington Magazine, и Брайан Сьюэлл. Более конкретным доказательством является абсурдность большей части платьев, которые носили главные герои, включая ковер цыганки, скопированный с Мадонны Джооса ван Клив (Художественная галерея Уокера, Ливерпуль). Небольшой стол отбрасывает на него полосы теней, превращенных в иррациональные изменения цвета в непрерывных узорах фальшивомонетчиком, который предположительно имел доступ только к фотографии, хотя, учитывая потерянное «MERDE», возможно, что он имел в виду эту и другие нелепости в пальто и кушаке молодого человека в шутку за счет «экспертов». Райт указывает, что это, скорее, «Скупка». Платье центральной девушки пародирует мать Де ла Тура в «Новорожденном» (Ренн), предлагая сатиру, более типичную для юмора 20-го века, чем юмор 17-го. Райт приписывает «Гадалки» вместе с Псевдо-Франсом Хальсом (С. Франциско) Эмилю-Виктору-Огюстену Делобре, автопортрет которого последний