Праздник Святого Николая | |
---|---|
Художник | Ян Стин |
Год | ок. 1665–1668 |
Средний | Холст, масло |
Размеры | 82 см × 70,5 см (33 ⁄ 2 дюйма × 27 дюймов) |
Местоположение | Рейксмузеум, Амстердам |
Праздник Святого Николая (голландский: Het Sint-Nicolaasfeest, c. 1665 - 1668 ), это картина голландского мастера Яна Стена, которую теперь можно найти в Рейксмузеум в Амстердаме. Его размеры 82 х 70,5 см. Картина, написанная в хаотичном «стиле» Яна Стена, изображает семью дома 5 декабря, в ночь, отмечаемую в Нидерландах как праздник святого Николая или Синтерклааса.
Ян Стин был голландским жанровым художником 17 века, голландской живописью того времени, в том числе пейзажами Эльберта Кейпа и Якоба ван Рейсдаля, которые демонстрируют уникальную деревенскую интимность, которая сохранилась в жанровые картины бытовых сцен. Картины Яна Вермеера и Яна Стена демонстрируют то же чувство спокойствия и комфорта в сценах из повседневной семейной жизни. По мере процветания голландской экономики и роста среднего класса богатых торговцев популярность таких отечественных картин росла. Поскольку представители среднего класса стали новыми покровителями искусства, традиционные религиозные и исторические сюжеты стали менее популярными, чем новые домашние сцены, которые предлагают прямой взгляд на жизнь голландских семей того времени. Ян Вермеер сосредоточился в первую очередь на сценах с женщинами в идиллической обстановке. Ян Стин, используя тот же стиль и сюжет, вместо этого выбрал домашние сцены, которые показывают менее совершенную и, возможно, более реалистичную картину повседневной жизни в Нидерландах.
Ян Стин относится к высшей категории живописи периода барокко. Живопись барокко в Нидерландах отличалась от живописи в других странах тем, что в ней не было такого идеализированного убранства и великолепного величия. Напротив, голландский стиль можно определить по его вниманию к деталям и реализму, который отличается даже от соседней Фландрии и великолепных фламандских картин в стиле барокко.
Живописный свет: Стремясь к экстремальному реализму, голландские художники Золотого века овладели искусством изображения качества света, особенно концентрируясь на том, как он ведет себя и отражается на различных поверхностях. Некоторые голландские художники использовали такие инструменты, как камера-обскура, чтобы создавать свои картины с более совершенной перспективой.
Бытовые детали: революция масляных красок в 15 веке сделала возможными крайние детали в картинах. Голландские жанровые картины, такие как «Праздник Святого Николая», демонстрируют это внимание к деталям, чтобы дать чрезвычайно реалистичное представление о каждой жанровой сцене. Например, корзина для хлеба на переднем плане картины показывает детали плетеной корзины и различные крекеры и орехи в корзине, небрежно разлитые на пол. Кроме того, в корзине блестящее внешнее покрытие булочки и каждое отдельное зерно, которое используется для ее украшения, демонстрируют не только использование деталей, но и внимание Стина к освещению различных поверхностей.
В центре картины - младшая дочь семьи, золотое дитя, фактически нарисованное в золотом халате с золотыми замками. Она вела себя весь год, и Святой Николай наградил ее, набив ее туфлю куклой и другими угощениями, которые она носит в своем ведре. «Кукла» - это изображение Иоанна Крестителя. Фигура носит рубашку из верблюжьей шерсти и длинный крест, оба символа привязаны к Иоанну Крестителю. Поскольку девочка является покровителем эпилепсии, ее настойчивость в том, чтобы держаться за фигуру, может свидетельствовать о том, что она страдает судорогами или эпилепсией в детстве. Она резко контрастирует со своим старшим братом, стоящим справа от нее, который плачет, в то время как другой брат смотрит, смеясь. Судя по всему, старший брат был непослушным, и его ботинок, который поддерживала за ним старшая сестра, остался пустым. У рыдающего мальчика все еще есть надежда. Скрытая на заднем плане, почти скрытая драпировками, его бабушка, кажется, манит его - возможно, она прячет подарок и для него за тяжелыми занавесками.
На заднем плане мальчик держит маленького ребенка и показывает ему дымоход, через который Святой Николай нес дары. Другой его брат уже поет ликующую песню благодарения в знак признательности за полученные дары.
Правый нижний угол картины показывает другой популярный стиль живописи. Корзина разнообразных традиционных рождественских сладостей, таких как медовый пирог, имбирные пряники, вафли, орехи и яблоки, на самом деле представляет собой миниатюрный натюрморт на большой картине. Еще больше примеров специально праздничных рождественских праздников появляется в левой части переднего плана. Яблоко и монета - это отсылки к старой традиции дарить друзьям спрятанные яблоки и монеты. Специальная лепешка в форме ромба, называемая дуйвекатер, прислоняется к столу и отмечает особый случай. На другой картине Лейденского пекаря Стина также изображено это же печенье.
Младенец у камина держит символ борьбы католиков и протестантов, пряничный человечек в образе святого Николая. Деликатес, которым все еще наслаждались около пятого декабря, рассматривался как пример католического поклонения святым и не был одобрен протестантскими властями. В семнадцатом веке обжигание подобных фигур святых (особенно святого Николая) было запрещено. В 1655 году в городе Ультрехт было принято постановление, запрещавшее «выпекать подобия в хлебе или пироге».
В отличие от картин Вермеера той же эпохи, Ян Стин сделал сознательный выбор Изобразить хаос и несовершенства, которые доминировали на этой домашней сцене, - это комментарий к обществу того времени. Благодаря этой картине и своему чувству реализма Стин может подчеркнуть существующие недостатки и проблемы в обществе. Тонкая форма комментариев и критики, Ян Стин проложил путь для более поздних художников, таких как Уильям Хогарт в его серии «Брак в моде», использовать живопись в качестве средства сатиры.
На Викискладе есть материалы, относящиеся к Празднику Святого Николая (Стин). |