Ярмарка в Сорочинцах | |
---|---|
Комическая опера Модеста Мусоргского | |
![]() | |
Родное название | Русская : Сорочинская ярмарка |
Либреттист | Мусоргский |
Язык | Русский |
По мотивам | Сорочинская ярмарка. Гоголя |
Премьера | 13 октября 1917 г. (1917- 10-13). Петроградский Театр |
Сорочинская ярмарка (Русский : Сорочинская ярмарка, Сорочинская ярмарка, Сорочинцы Ярмарка) - комическая опера в трех действиях Модеста Мусоргского, сочиненная между 1874 и 1880 годами в Св. Санкт-Петербург, Россия. Композитор написал либретто по мотивам одноименного рассказа Николая Гоголя из раннего (1832 г.) сборника украинских рассказов . 70>Вечера на хуторе близ Диканьки. Опера осталась незавершенной и не исполненной после смерти Мусоргского в 1881 году.
Мусоргский работал над оперой между 1874 и 1880 годами, конкурируя со своей работой над Хованщиной (1872–1880); оба были незавершенными на момент его смерти в 1881 году. Он повторно использовал часть музыки, которую он написал ранее (например, "Сцена рынка" из второго акта злополучного Млада 1872 года, использованная для открытая сцена Ярмарки). Включение музыки из Ночи на Лысой Горе в качестве эпизода сновидения с участием героя было поздним дополнением к сценарию в ходе композиции, несмотря на то, что такой эпизод не подсказал оригинальный рассказ. Хотя Мусоргскому удалось завершить некоторые номера и даже часть оркестровки, значительные части сценария остались только в виде набросков или вообще без музыки.
Несколько последующих композиторов и редакторов (цитируемых ниже) сыграли частичную или максимальную роль в приведении произведения в исполнимое состояние. Первый постановочный спектакль с разговорными секциями состоялся 8 октября 1913 года в Москве под управлением Константина Сараджева. Начиная с 1917 года, на сцену вышла первая из нескольких полностью спетых версий.
Завершенные версии оперы происходили следующим образом:
Опера впервые была исполнена в Англии 24 ноября 1936 года - британской музыкальной драматической оперной труппой в Ковент-Гарден, в постановке Владимир Розинг, дирижер Альберт Коутс.
Сорочинская ярмарка не входит в стандартный оперный репертуар Запада. Самые известные номера Fair - это оркестровое Introduction и заключительное Gopak. Мусоргский также аранжировал гопак и рыночную сцену для фортепиано соло.
Сергей Рахманинов исполнил переложение гопака для фортепиано.
Версия Римского-Корсакова «Ночь на Лысой горе» основана в основном на версии, включенной в эту оперу.
Две украинские народные мелодии, которые Мусоргский включил в эту оперу (действие 1), также были использованы Римским-Корсаковым в его собственной Сочельник, которая также была основана на повести Гоголя..
Источник:
Роль | Тип голоса | Премьерный состав,. 8 октября 1913 г.. Дирижер: Константин Сараджев) |
---|---|---|
Черевик | бас | |
Хивря, жена Черевика | меццо-сопрано | |
Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври | сопрано | |
Кум | бас-баритон | |
Грицко, мужик | тенор | |
Афанасий Иванович, сын священника | тенор | |
Цыган | бас | |
Хор, немые роли: Рынок, купчиха, Цыгане, евреи, казаки, ребята, девчонки, гости | ||
Чернобог | бас | |
Хор, немые роли: Кащей, Червь (Червь ), Чума (Чума ), Топелец, Смерть (Смерть ), демоны, ведьмы, гномы |
Примечание: издание Шебалина включает в себя Сонное видение крестьянского парня (Русский : Сонное видение паробка).
Сцена 1: Ярмарка
Торговцы продают свои товары толпам посетителей, прибывающих со всех сторон. Цыганка ссылается на красную куртку, которую ищет дьявол, а парень Грицко ухаживает за Парасей. Ее отец, Черевик, сначала возмущается такой напористостью, но, узнав, что Грицко - сын близкого друга, соглашается позволить Грицко жениться на его дочери. Двое мужчин идут в таверну, чтобы отпраздновать, когда наступает вечер и люди расходятся.
Черевик и его приятель Кум выходят из таверны в нетрезвом виде. После того, как они бродят в темноте, из их дома выходит Кривья, жена Черевика, и он объявляет Параси о помолвке. Но Хивря возражает, и, пока Грицко подслушивает, пьяный Черевик признает, что свадьбы не будет. Один Грицко оплакивает свою печаль. Входит цыган, и они заключают договор: Грицко отдаст цыгану своих быков за пятнадцать рублей, если последний сможет заставить Черевика передумать.
Сцена 2: Видение во сне крестьянского парня (Интермеццо)
В одиночестве Грицко засыпает и видит сон, в котором участвуют ведьмы и дьяволы. Их рассеивают церковные колокола. (В завершении Шебалина это перемещено между актом 3, сценами 1 и 2.)
Хижина Кума
Внутри дома Кума, где они живут, Хиврия ссорится с Черевиком, уговаривает его уйти, чтобы она сохранила тайное свидание с Афанасием Ивановичем, сыном деревенского священника. Когда последний приходит, она предлагает ему свои кулинарные деликатесы, которые он ест. В разгар их любовной встречи раздается стук в дверь. Афанасий прячется на полке, а на прогулке Черевик и Кум с друзьями встревожены слухом, что кто-то видел красную куртку и дьявола. Кум рассказывает полную историю красного пиджака, завершая его замечанием о том, что дьявол каждый год появляется на ярмарке с лицом свиньи в поисках красного пиджака. Вдруг в окне виднеется свиная морда, и все в замешательстве бегают.
Сцена 1: Улица перед хижиной Кума
На улице, в результате суеверной путаницы в предыдущей сцене, Черевика и Кума преследуют Цыганкой и парнями. Последние обвиняют двух пожилых мужчин в краже кобылы и связывают их. Входит Грицко, получая от Черевика обещание провести свадьбу с Парасей на следующий день, и двух пожилых мужчин отпускают.
Сцена 2: Улица перед хижиной Кума
На улице перед домом Кума Парася сначала грустит из-за Грицко, но потом подбадривает себя небольшим гопаком, к которому Черевик незаметно присоединяется. Входят Кум и Грицко, и Черевик благословляет двух влюбленных, но их встречает ярость Хивря, которая побуждает цыганку призвать парней сдержать ее. Народ празднует свадьбу гопаком.
В 1881 году Николай Римский-Корсаков предложил Анатолий Лядов завершает сочинение произведения, либретто завершит старый друг Мусоргского Арсений Голенищев-Кутузов. Однако Лядов оркестровал только пять номеров (опубликован в 1904 году) и не закончил оперу. Позднее Вячеслав Каратыгин отредактировал некоторые фрагменты рукописей Мусоргского, которые были оркестрованы Лядовым и исполнены в 1911 году. В следующем году Владимир Сенилов опубликовал свою оркестровку думки Параси из III акта. Юрий Сахновский отредактировал и оркестровал некоторые фрагменты, которые вместе с материалом, отредактированным Лядовым, Каратыгиным и Римским-Корсаковым (т. Е. Музыка Ночь на Лысой Горе ), составили своеобразную постановочную "премьеру", исполненную на Московский Свободный театр 8 октября 1913 г. (по старому стилю ), в сценах без музыки Мусоргского вставлен устный диалог.
В память о своем покойном товарище из Пятерки, Сезар Цуй стал первым, кто создал полную версию Сорочинской ярмарки в 1914–1916 годах. Эта полностью спетая версия - но без эпизода «Ночь на Лысой горе» - была поставлена 13 октября 1917 года (по старому стилю) в Театре музыкальной драмы в Петрограде. Предисловие к изданию Кюя, датированное октябрем 1916 г., объясняет положение дел в то время и переводится так:
Однако версия Кюя не нашла постоянного места в репертуаре, и опера была завершена и снова оркестрована Николаем Черепниным в 1923 году и Виссарион Шебалин в 1930 году. Версия Шебалина с тех пор стала общепринятой. Это также включает в себя «Ночь на Лысой горе» как прелюдию к третьему акту, вместо интермедии в первом действии (после «Думки» Грицко), как первоначально планировал Мусоргский.
Год | В ролях:. (Черевик,. Хивря,. Парася,. Грицко,. Афанасий Иванович) | Дирижер и оркестр | Версия | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1955 | Латко Корошец. Богдана Стритарь. Вильма Буковец. Миро Бранжник. Славко Штрукель | Само Хубад. Словенская национальная опера | Шебалин | LP: Philips,. Кат.: A 00329-00330 L |
1969 | Геннадий Тройцкий. Антонина Клещева. Людмила Белобрагина. Алексей Усманов. Юрий Ельников | Юрий Аранович. Симфонический оркестр и хор Московского радио | Шебалин | LP: Мелодия,. Кат: D 026823-28;. CD: Мелодия-Евродиск,. Кат: GD 69126 |
1983 | Владимир Маторин. L. Жахаренко. Лидия Черных. Анатолий Мищевский. Вячеслав Войнаровский | Владимир Есипов. Оркестр и хор театра Станиславского | Шебалин | LP: Мелодия,. Кат.: C10 20721 007;. CD: Олимпия,. Кат.: OCD 114 A / B |
1996 | Евгений Бражник. Оркестр и хор Екатеринбургского государственного академического театра оперы | Шебалин | УРАЛ |