Этика двусмысленности (французский : Pour une morale de l'ambiguïté) - вторая по значимости научно-популярная работа Симоны де Бовуар. Это было вызвано лекцией, которую она прочитала в 1945 году, после которой она заявила, что невозможно основать этическую систему на главном философском труде ее партнера Жан-Поля Сартра Бытие и ничто (французский : L'Être et le néant). В следующем году, в течение шести месяцев, она приняла вызов, опубликовав получившийся текст сначала в виде частей в Les Temps modernes, а затем, в ноябре 1947 года, в виде книги.
Этика Неоднозначность состоит из трех частей и короткого заключения.
«Двусмысленность и свобода» излагает философские основы позиции де Бовуар по этике. Она утверждает, что человек принципиально свободен, свобода, проистекающая из его «ничто», что является важным аспектом его способности осознавать себя, осознавать себя: «... ничто, которое лежит в основе человек - это также сознание самого себя ». Но человек - это также вещь, «фактичность», объект для других. Двусмысленность состоит в том, что каждый из нас одновременно субъект и объект, свобода и фактичность. Будучи свободными, у нас есть возможность обращать внимание на себя и выбирать, что делать. Фактически мы ограничены физическими ограничениями, социальными барьерами, ожиданиями и политической властью других.
Де Бовуар отвергает любое понятие абсолютной добродетели или морального императива, существующее само по себе. «... не существует абсолютной ценности перед человеческими страстями, вне их, по отношению к которым можно было бы отличить бесполезное от полезного». Ценности происходят только из нашего выбора.
Человеческая свобода может быть только в конкретных проектах, а не в абстрактных. Свобода «требует реализации конкретных целей, конкретных проектов».
Типы подходящего контента обсуждаются в Части III.
Часть II, «Личная свобода и другие» исследует ряд различных способов, которыми люди пытаются отрицать свою свободу, поскольку свобода может быть неудобной и тревожной. Свобода выбора влечет за собой свободу попытаться избежать своей свободы. Однако прежде чем мы сможем это сделать, мы начинаем как дети, которые принимают ценности окружающих их взрослых как готовые вещи. Она называет это установкой «серьезности», при которой ребенок «избегает страданий свободы», думая о ценностях как о существующих объективно, вне себя, а не как о выражении своей свободы. Пройдя детство, можно быть недочеловеком, который избегает всех вопросов о свободе и считает себя несвободным. Следующая ступень иерархии - это серьезный мужчина, который «избавляется от своей свободы, заявляя, что подчиняет ее безусловным ценностям», фактически возвращаясь к своего рода детству. И недочеловек, и серьезный мужчина отказываются признать, что они свободны в том смысле, что они могут выбирать свои собственные ценности.
Некоторые другие типы признают свою свободу, но злоупотребляют ею. Нигилист, потерпев неудачу в жизни, решает вообще ничего не пробовать. «Осознавая свою неспособность быть чем-либо, человек затем решает быть ничем... Нигилизм - это разочарованная серьезность, которая обратилась против самого себя». Авантюрист - это тот, кто активно участвует в различных жизненных проектах, но не заботится о цели. Авантюрист «не привязывается к цели, к которой он стремится, а только к своему завоеванию. Ему нравится действие ради самого себя». И при этом он попирает других: «Авантюрист разделяет презрение нигилиста к людям». Наконец, страстный мужчина с энтузиазмом заботится о своей цели, но разделяет такое же презрение к другим: «Не желая своей свободы для мужчин, страстный мужчина также не признает их как свободы. Он без колебаний будет относиться к ним как к вещам»
И, наконец, есть настоящая свобода, которая берет азарт авантюриста и страсть страстного человека и включает в себя заботу о других людях, а также о других свободах. «Страсть превращается в подлинную свободу только в том случае, если человек предназначил свое существование другим существам…» «Свобода воли себя означает также свободу воли других».
Часть III, « Положительный аспект двусмысленности »исследует тонкости и нюансы подлинно свободного действия в мире. Он состоит из пяти разделов.
Краткое Заключение резюмирует точка зрения де Бовуара на человеческую свободу: «... мы абсолютно свободны сегодня, если мы решим желать нашего существования в его конечности, конечности, открытой для бесконечности». В конце она призывает нас осознать эту фундаментальную истину нашего существования и действовать в соответствии с ней.