Энциклопедия мертвых Обложка издания 1997 года |
Автор | Данило Киш |
---|
Оригинальное название | Enciklopedija mrtvih |
---|
Переводчик | Майкл Генри Хейм |
---|
Художник с обложки | Пэтси Уэлч |
---|
ISBN | 9780810115149 |
---|
Предшественник | Homo poeticus (1983) |
---|
Энциклопедия мертвых (сербохорватский : Enciklopedija mrtvih) представляет собой сборник из девяти рассказов югославского автора Данило Киш. Сочетание истории и беллетристики в том, что критики считают постмодернистской модой, рассказы (которые сравнивают с работами Хорхе Луиса Борхеса ) помогли закрепить наследие Киша как одного из самых важных югославских произведений XX века. авторы.
Содержание
- 1 Предпосылки и содержание
- 2 Восприятие и влияние
- 3 Основные темы в тексте
- 4 Истории
- 5 Ссылки
Предпосылки и содержание
Энциклопедия мертвых, последняя работа Киша, была впервые опубликована на сербо-хорватском языке в 1983 году. Французский перевод был опубликован Gallimard в 1985 году и получил смешанную рецензию в World Literature Today, рецензент посчитал их неравномерным литературным качеством (но перевод «отличный»). Он был переведен на английский Майклом Генри Хеймом (перевод, получивший высокую оценку за его верность в сохранении «ясности и точности») и опубликован в 1989 году Фарраром, Штраусом и Жиру, затем переиздано в 1997 г. компанией Northwestern UP в их серии European Classics.
В рассказах постмодернистские рассказы сочетают вымысел и историю. В постскриптуме Киш дает исторические справки и другую информацию. Как и в других своих работах, в «Энциклопедии» Киш пытается «собрать воедино гибридную идентичность Балкан»; его усилие «опосредовано противоречивыми стратегиями (документальный фильм, миф, воображаемая проекция, метафизические аллюзии и ссылки), которые не могут обеспечить повествовательной связности или определенности». Могила Бориса Давидовича была «кенотафом... для «скрытые жертвы сталинских чисток», а «Энциклопедия» является продолжением этого проекта каталогизации жертв истории «в более явно метафизических направлениях», согласно Крису Пауэру. Как и в «Гробнице», пристрастие к отсутствующим текстам является важной темой в «Энциклопедии» - в «Гробнице», например, отсутствует запись в «Энциклопедии революционеров» о главном персонаже, а в «Энциклопедии» - утерянная переписка Менделя Осиповича в " Красные марки с изображением Ленина ».
Прием и влияние
Киша часто сравнивают с Хорхе Луисом Борхесом (его обвиняли в плагиате Борхеса и Джеймса Джойса в «Могиле Бориса Давидовича», который вызвал «резкую реакцию» в «Уроке анатомии» (1978)), и критики считают, что это особенно верно в отношении «Энциклопедии». Однако, согласно обзору Энциклопедии Анджелы Картер, Киш «более преследуемый, менее античный, чем аргентинский мастер». Словенский поэт Алеш Дебеляк упомянул Борхеса и Киша в эссе 1994 года под названием «Распад Югославии: закат идолов»; Дебеляк, в отрывке о том, на кого равнялись молодые югославские писатели 1980-х годов, объяснил, что «поистине решающую роль в нашем становлении как писателей сыграл не столь влиятельный Борхес, как он, а Данило Киш», цитируя The Энциклопедия как одно из трех названий Kiš. Менее позитивен немецкий поэт и переводчик Михаэль Хофманн, который в обзоре 1989 года в The Times Literary Supplement назвал Киша «весьма сознательным и застенчивым автором неясно пирровых книг» и находит «ужасные штампы» и предсказуемые очертания в рассказах.
Основные темы в тексте
Основные темы в тексте: смерть, правда, бытие, архивирование и роль архивариуса, религия, миф, повествование, литература, язык, расчет состояния человека, человеческий опыт, безразличие к истории, иллюзия, наблюдение, обман, создание и вопрошание объективной реальности, знание стихов истины, картография знания, внешний вид стихов сущности, культура как фильтр истины, способность человека искажать историю и манипулировать ею, позиции власти, ирония, значение человеческого опыта и страданий, субъективность морали, история идей, родословная и личные истории.
Рассказы
- «Симон Волхв»
- «Мастерская сказка» с двумя разными концовками о контрпророке I века нашей эры. Маг, известный как колдун, противостоит Петру (который представлен как «тираническая сила»), проповедуя против христианства и его бога, и принимает вызов совершить чудо. В первой версии, он летит в облака, чтобы быть сброшенным Богом ; во втором он похоронен заживо, и через три дня его тело разложилось. Обе концовки подтверждают его пророческие качества в глазах его последователей.
- «Последний долг»
- Смерть проститутки в Гамбурге в 1923 или 1924 году приводит к «чуду революционного неповиновения», «элементарное, иррациональное восстание», когда ее похороны празднуют низшие слои общества, которые грабят цветы со всего кладбища, чтобы положить их на могилу Мариетты.
- «Энциклопедия мертвых (Вся жизнь)»
- Ученый проводит ночь в Королевской библиотеке Швеции, где она получает доступ к «Энциклопедии мертвых», уникальному экземпляру книги, «содержащей биографию каждой обычной жизни, прожитой с 1789 года. «.
- Энциклопедия - выражение социологической и политической философии; по словам Габриэля Мотолы: «Составителям этой энциклопедии необходимы скрупулезные детали, потому что они считают, что история - это не столько запись катастрофических событий, которые были вызваны сильными мира сего, которые, если упоминаются в любой другой энциклопедии, автоматически исключаются из нее единица, чем сумма повседневных явлений простых людей ». Рассказчик читает запись о своем отце и пытается записать как можно больше. История была опубликована в The New Yorker 12 июня 1982 года.
- «Легенда о спящих»
- Пересказ (с точки зрения одного из спящих) легенды из Семи Спящих.
- «Зеркало неизвестного»
- Девушка предвидит в зеркале, купленном для нее у цыганки, как будут убиты ее отец и сестра.
- " История Учителя и Ученика »
- В Праге Бен Хаас (писатель, сочетающий искусство и мораль, сочетание, которое иначе считалось бы невозможным) берет в ученики посредственного писателя, который, в свою очередь, осуждает своего бывшего
- «Умереть за свою страну - это славно»
- Молодой Эстерхази из знатной семьи казнен за участие в кратковременном восстании против Габсбургов. Его мать, возможно, участвует в том, что может быть жестоким планом, чтобы помочь Эстерхази поддерживать внешний вид до последнего момента. В тематическом выпуске журнала Rowohlt Literaturmagazin за 1998 год, посвященном Кишу, венгерский поэт Петер Эстерхази вспоминает эту историю.
- «Книга королей и дураков»
- Написанная как альтернативная биография Протоколы сионских мудрецов, эта история представляет собой вымышленную историю книги «Заговор». Как и «Протоколы», «Заговор» основан на романе Мориса Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье». По словам Светланы Бойм, в рассказе теория заговора рассматривается как «реальная историческая угроза», которую рассказчик пытается разрушить, трагическая попытка, обреченная на провал, поскольку «насилие продолжается» даже после того, как «факты были раскрыты».
- Влияние этой истории, в частности, на четырех современных авторов, служит для Эндрю Вахтеля свидетельством того, что Киш является самым влиятельным югославским автором в постюгославской литературе. Кроме того, изображение Кишем Сергея Нилуса легло в основу версии персонажа Умберто Эко в Маятник Фуко (1988).
- «Красный» Марки с изображением Ленина »
- Женщина объясняет в письме биографу идишского поэта Менделя Осиповича, что она была давней любовницей поэта. В своем отчете она предоставляет биографические подробности и наказывает его критиков за их преувеличенные и слишком литературные интерпретации («ленивые пласты психоаналитической критики», согласно рецензенту в The American ).
Ссылки