Водолазный колокол и бабочка | |
---|---|
Афиша театрального релиза | |
Французский | Le scaphandre et le papillon |
Режиссер | Джулиан Шнабель |
Продюсер | Кэтлин Кеннеди. Джон Килик |
Сценарий | Рональда Харвуда |
На основе | Водолазный колокол и бабочка. Жан-Доминик Боби |
В ролях | |
Музыка | Пол Кантелон |
Кинематография | Януш Камински |
Отредактировано | Juliette Welfling |
Production. company | Canal +. Kennedy / Marshall Company. France 3 Cinéma |
Распространяется | Pathé Distribution (Франция). Miramax Films (США) |
Дата выхода |
|
Продолжительность | 112 минут |
Страна | Франция. США |
Язык возраст | Французский |
Бюджет | 12,8 млн долларов |
кассовые сборы | 19,8 млн долларов |
Водолазный колокол и бабочка (Французский : Le Scaphandre et le Papillon ) - французский биографический драма 2007 года, снятый Джулианом Шнабелем по сценарию Рональд Харвуд. Основанный на одноименных мемуарах Жана-Доминика Боби 1997 , фильм описывает жизнь Боби после перенесенного инсульта, который оставил его в известном состоянии. как синдром запертости. Боби играет Матьё Амальрик.
Водолазный колокол и бабочка получили награды на Каннском кинофестивале, Золотой глобус, BAFTA, и César Awards, и получил четыре номинации на Оскар. Позже несколько критиков назвали его одним из лучших фильмов десятилетия. Он входит в 100 величайших фильмов XXI века BBC.
Первая треть фильма рассказывается от главного героя Жан-Доминика Боби (Матье Амальрик ), или Жан-До, как его называют друзья, от первого лица. Фильм начинается с того, что Боби выходит из трехнедельной комы в больнице в Берк-сюр-Мер, Франция. После первоначального излишне оптимистичного анализа, проведенного одним врачом, невролог объясняет, что у него синдром запертости, чрезвычайно редкое состояние, при котором пациент почти полностью физически парализован, но остается психически нормальным. Сначала зритель в первую очередь слышит «мысли» Боби (он думает, что он говорит, но его никто не слышит), которые недоступны для других персонажей (которые видны его единственным работающим глазом).
Логопед и физиотерапевт пытаются помочь Боби стать максимально функциональным. Боби не может говорить, но он разрабатывает систему общения со своим логопедом, моргая левым глазом, когда она читает список букв, чтобы с трудом разъяснять его сообщения, буква за письмо.
Постепенно ограниченная точка зрения фильма расширяется, и зритель начинает видеть Боби «со стороны», в дополнение к переживанию инцидентов из его прошлого, включая посещение Лурдес. Он также фантазирует, представляя пляжи, горы, Императрицу Евгению и эротический пир с одним из его транскрипционистов. Выясняется, что Боби был редактором популярного французского журнала мод Elle, и что у него была сделка по написанию книги (которая первоначально должна была быть основана на Граф Монте-Кристо но с женской точки зрения). Он решает, что все равно напишет книгу, используя свою медленную и изнурительную технику общения. Женщина из издательства, с которым Боби подписал контракт на книгу, идет под диктовку.
В новой книге объясняется, каково теперь быть им, пойманным в ловушку своего тела, которое он видит в старомодном костюме для глубоководного дайвинга с латунным шлемом, который в народе называется скафандром. Французский, как в оригинальном названии. Остальные видят в его духе, еще живом, «бабочку».
История написания Боби сопоставляется с его воспоминаниями и сожалениями до его удара. Мы видим его троих детей, их мать (на которой он никогда не был женат), его любовницу, его друзей и его отца. Он встречает людей из своего прошлого, чьи жизни похожи на его собственную "ловушку": друга, которого похитили в Бейруте и держали в одиночной камере четыре года, и своего 92-летнего отца, который прикован к собственной квартире., потому что он слишком слаб, чтобы спуститься с четырех лестничных пролетов.
Боби в конце концов заканчивает свои мемуары и слышит ответы критиков. Он умирает от пневмонии через десять дней после публикации. Заключительные титры подчеркнуты перевернутыми съемками ломающегося ледника льда (в начальных титрах используются предварительные версии), сопровождаемых песней Джо Страммера и Мескалероса "Ramshackle Day Parade".
Первоначально фильм должен был быть продюсером американской компании Universal Studios, а сценарий изначально был на английском языке, где Джонни Депп должен был сыграть Боби. По словам сценариста Рональда Харвуда, выбор Джулиана Шнабеля в качестве режиссера был рекомендован Деппом. Впоследствии Universal отказалась от участия, и два года спустя Pathé занялся этим проектом. Депп отказался от проекта из-за конфликтов в расписании с Пираты Карибского моря: На краю света. Шнабель остался директором. В конечном итоге фильм был произведен Pathé и France 3 Cinéma совместно с Banque Populaire Images 7 и американской Kennedy / Marshall Company и при участии Canal + и CinéCinéma.
Согласно New York Sun, Шнабель настаивал на том, чтобы фильм был на французском языке, сопротивляясь давлению продюсерской компании сделать его на английском языке, полагая, что богатый язык книги лучше подошел бы для оригинального французского, и даже дошел до того, что выучил французский, чтобы снять фильм. Харвуд рассказывает немного иную историю: Патэ хотел «снять фильм и на английском, и на французском, поэтому были выбраны двуязычные актеры»; он продолжает, что «все втайне знали, что две версии будут невероятно дорогими», и что «Шнабель решил, что это должно быть сделано на французском языке».
Шнабель сказал, что его влияние на фильм было основано на личном опыте:
Мой отец заболел и умирал. Он боялся смерти и никогда в жизни не болел. Итак, он был в этой кровати в моем доме, он останавливался у меня, и этот сценарий прибыл для «Водолазного колокола и бабочки». Когда мой отец умирал, я прочитал сценарий Рона Харвуда. Это дало мне набор параметров, благодаря которым у фильма была бы совершенно другая структура. Как художник, как человек, который не хочет создавать картину, похожую на последнюю, которую я сделал, я подумал, что это действительно хорошая палитра. Итак, лично и художественно все эти вещи сошлись воедино.
Некоторые ключевые аспекты личной жизни Боби были беллетризованы в фильме, в первую очередь его отношения с матерью его детей и его девушкой. На самом деле это была не бывшая жена Боби, которая оставалась у постели больного, пока он почти неодушевленный лежал на больничной койке, а его подруга нескольких лет.
Фильм получил всеобщее признание. признание критиков. Веб-сайт агрегирования обзоров Rotten Tomatoes дает фильму оценку 94% на основе отзывов 174 критиков и средний рейтинг 8,27 / 10, при этом общее мнение гласит: «Захватывающие визуальные эффекты и динамичное исполнение делают Водолазный колокол и бабочка - мощный биографический фильм ». Metacritic дал фильму средний балл 92/100 на основе 36 обзоров, что указывает на« всеобщее признание ».
В опросе 2016 года По данным BBC, фильм вошел в сотню лучших фильмов с 2000 года (77-е место).
Фильм попал в топ-100 многих критиков. десять списков лучших фильмов 2007 года.
Он был номинирован на четыре премии Оскар, но поскольку фильм был произведен американской компанией, он не имел права на получение премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке.