Пармский Чартерный дом

редактировать
Пармский Чартерный Дом
StendhalCharterhouseParma01.jpg Обложка издания 1846 года, которому предшествует литературный очерк о Стендале, выполненный Бальзаком
АвторСтендаль
Исходное названиеLa Chartreuse de Parme
СтранаФранция
ЯзыкФранцузский
Дата публикации1839

Пармский Чартерный дом (французский: La Chartreuse de Parme) - это роман автора Стендаля, опубликованный в 1839 году. Рассказывая историю итальянского дворянина в наполеоновскую эпоху и позже им восхищались Бальзак, Толстой, Андре Жид, ди Лампедуза и Генри Джеймс. Он был вдохновлен недостоверным итальянским рассказом о распутной юности Алессандро Фарнезе. Роман был адаптирован для оперы, кино и телевидения.

Название относится к картезианскому монастырю, который упоминается только на последней странице романа и не играет существенной роли в сюжете.

Содержание
  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Персонажи
  • 3 Переводы
  • 4 Литературное значение
  • 5 Критика
  • 6 Адаптации
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Краткое содержание сюжета

Чартерный дом Пармы рассказывает о приключениях молодого итальянского дворянина Фабриса дель Донго от его рождения в 1798 году до его смерти. Фабрис проводит свои первые годы в замке своей семьи на озере Комо, в то время как большая часть остальной части романа разворачивается в беллетризованной Парме (оба места находятся в современной Италии).

Книга начинается с того, что французская армия вторгается в Милан и взбудораживает сонный регион Ломбардия, который был союзником Австрии. Фабрис растет в окружении интриг и союзов за и против французов - его отец маркиз комично воображает себя шпионом для венцев. Многие намекают на то, что Фабрис мог быть отцом французского лейтенанта. Ранний раздел романа описывает довольно донкихотские попытки Фабриса присоединиться к Наполеону, когда последний возвращается во Францию ​​в марте 1815 г. (Сотня дней ). Семнадцатилетний Фабрис идеалистичен, довольно наивен и плохо говорит по-французски. Однако его не остановят, и он покидает свой дом на озере Комо, чтобы отправиться на север с фальшивыми документами. Он бродит по Франции, быстро теряя деньги и лошадей. Он заключен в тюрьму как шпион, но сбегает с помощью жены тюремщика, которая проявляет нежность к Фабрису, облачаясь в форму мертвого французского гусара. В восторге от роли французского солдата, он бродит по полю в битве при Ватерлоо.

Стендаль, ветеран нескольких наполеоновских кампаний (он был одним из выживших после отступления от Москва 1812 г.) описывает это знаменитое сражение как хаотичное: солдаты скачут то в одну сторону, то в другую, как пули бороздят поля вокруг них. Фабрис ненадолго присоединяется к гвардии фельдмаршала маршала Нея, случайно встречает человека, который может быть его отцом (он реквизирует лошадь Фабриса), стреляет в одного прусского кавалериста, когда он и его полк бегут, и ему повезло, что он выжил с серьезное ранение ноги (нанесено отступающим французским кавалеристом). В конце концов он возвращается в замок своей семьи, раненый, сломленный и все еще задавающийся вопросом: «Я действительно участвовал в битве?» Фабрис быстро вынужден бежать, так как его старший брат - болезненный и скучный - осуждает его. Ближе к концу романа его усилия, такие как они есть, заставляют людей говорить, что он был одним из самых храбрых капитанов или полковников Наполеона.

Роман теперь делит свое внимание между ним и его тетей Джиной (сестрой его отца). Джина знакомится и подружится с премьер-министром Пармы графом Моска. Граф Моска предлагает Джине выйти замуж за богатого старика, герцога Сансеверина, который на долгие годы будет за пределами страны в качестве посла, чтобы она и граф Моска могли быть любовниками, живя по социальным правилам того времени. Джина отвечает: «Но вы понимаете, что то, что вы предлагаете, совершенно аморально?» Тем не менее, она соглашается, и поэтому несколько месяцев спустя Джина становится новым социальным авторитетом в довольно небольшой аристократической элите Пармы.

Джина (ныне герцогиня Сансеверина) испытывала очень теплые чувства к своему племяннику с тех пор, как он вернулся из Франции. Поскольку присоединение к Наполеону было официально незаконным, она и граф Моска пытаются спланировать успешную реабилитацию молодого человека. План графа Моска состоит в том, чтобы Фабрис пошел в семинарию в Неаполе, с мыслью, что по окончании учебы он приедет в Парму и станет высокопоставленным лицом в религиозной иерархии и, в конечном итоге, архиепископом, так как нынешний чиновник старый. Тот факт, что Фабрис не интересуется религией (или безбрачием), не имеет значения для этого плана. Фабрис неохотно соглашается и уезжает в Неаполь.

Затем книга очень подробно описывает, как Джина и граф Моска живут и действуют при дворе принца Пармы (по имени Ранус-Эрнест IV). Стендаль, десятилетиями проработавший профессиональным дипломатом в северной Италии, дает живой и интересный отчет о дворе, хотя все, что он описывает, полностью вымышлено, поскольку Пармой правила Мария Луиза, герцогиня Пармская во время романа. (Мария Луиза была второй женой Наполеона.)

После нескольких лет обучения в теологической школе в Неаполе, в течение которых у него было много романов с местными женщинами, Фабрис возвращается в Парму. Фабрис боялся, что никогда не влюбится, и удивлен, когда у него развиваются романтические чувства к Джине; всеведущий рассказчик говорит нам, что она разделяет те же чувства, хотя персонажи никогда их не обсуждают.

Фабрис связывается с молодой актрисой, чей менеджер / любовник обижается и пытается убить Фабриса. В результате драки Фабрис убивает человека и бежит из Пармы в Болонью, правильно опасаясь, что суд не будет относиться к нему справедливо. Тайком вернувшись в Парму, Фабрис возвращается в Болонью, проводя много времени, пытаясь наладить отношения с привлекательной сопрано Фаустой; Тем временем суд признал его виновным в убийстве. Обеспокоенная этими событиями, указывающими на то, что Фабрис может быть казнен, Джина идет к принцу, чтобы умолять Фабриса о жизни, заявляя, что она уедет из Пармы, если он не будет. Хотя принц отчужден достоинством и независимостью Джины, он опасается, что его двор станет скучным без нее и что она будет плохо говорить о его владениях, когда она уйдет. Он сообщает о своей готовности освободить Фабриса и уступает требованию Джины, чтобы он подписал записку об освобождении его. Но граф, пытаясь проявить дипломатичность, опускает ключевую фразу: «эта несправедливая процедура не будет иметь дальнейшего эффекта». На следующее утро принц попустительствует заключению Фабриса в тюрьму на двенадцать лет, подписывая приказ с датой, предшествующей записке о его освобождении.

В течение следующих девяти месяцев Джина планирует освободить Фабриса, и ей удается передать ему секретные сообщения в башне, частично с помощью импровизированной строки семафоров . Принц продолжает распространять слухи о казни Фабриса, чтобы оказать давление на Джину. Тем временем Фабрис не обращает внимания на свою опасность и живет счастливо, потому что влюбился в дочь коменданта, Клелию Конти, которую Фабрис может видеть из окна тюрьмы, когда она ухаживает за своими птицами в клетке. Они влюбляются, и через некоторое время он уговаривает ее пообщаться с ним с помощью букв алфавита, напечатанных на листах, вырванных из книги.

Счастливый Фабрис сопротивляется планам Джины сбежать. Но Джина наконец уговаривает его и заставляет Клелию переправить ему три длинных веревки. Единственное, что беспокоит Фабриса, - сможет ли он встретиться с Клелией после побега. Но Клелия, испытывающая чувство вины из-за того, что заговор включал в себя передачу лауданума ее отцу, который она воспринимала как яд, обещает Деве, что она никогда больше не увидит Фабриса и сделает все, что говорит ее отец.

Джина приводит в действие план убийства принца Пармы. Этот сюжет разворачивает поэт / бандит / убийца Ферранте, безответно влюбившийся в Джину. Граф Моска остается в Парме, и, когда принц действительно умирает (имеется явное предположение, что он был отравлен Ферранте), он подавляет восстание некоторых местных революционеров и устанавливает на трон сына принца. Новый принц (всего 21 год) влюбляется в Джину. Когда обвинительные заключения прокуратуры приближаются к истине, стоящей за восстанием, Джина убеждает принца сжечь документы.

Граф Моска, стремящийся назначить Фабриса Генеральным викарием, убеждает Джину и Фабрис, чтобы Фабрис добровольно вернулся, чтобы быть оправданным. Вместо того чтобы отправиться в городскую тюрьму, Фабрис добровольно возвращается в Башню Фарнезе, чтобы быть поближе к Клелии. В поисках мести генерал Конти пытается отравить Фабриса, но Клелия не дает ему съесть отравленную пищу. Обезумевшая Джина требует вмешательства принца, чтобы его перевезли, и он соглашается сделать это при условии, что она отдаст себя ему. Джина так обещает под принуждением. Через три месяца принц предлагает Джине жениться, но получает отказ. Джина подчиняется его физическим требованиям и сразу же уходит. Джина никогда не возвращается, но выходит замуж за графа Моска. Клелия выходит замуж за богатого марчезе, которого выбрал для нее отец, а Клелия и Фабрис живут несчастливо.

После оправдания Фабрис приступает к своим обязанностям в качестве генерального викария в католической церкви, и его проповеди становятся предметом разговора в городе. Фабрис говорит, что единственная причина, по которой он произносит эти проповеди, - это надежда, что Клелия придет к одному из них и позволит ему увидеть ее и поговорить с ней. После четырнадцати месяцев страданий для обоих она соглашается встречаться с ним каждую ночь, при условии, что это будет в темноте, чтобы она не нарушила клятву, данную Мадонне, никогда больше не увидит его, и они оба не будут наказаны за свой грех. Через год она вынашивает ребенка от Фабриса. Когда мальчику исполняется два года, Фабрис настаивает на том, чтобы он позаботился о нем и в будущем, потому что он чувствует себя одиноким и беспокоится, что его собственный ребенок не полюбит его. План, который они разрабатывают с Клелией, состоит в том, чтобы инсценировать болезнь и смерть ребенка, а затем тайно поселить его в большом доме поблизости, где Фабрис и Клелия могут приходить к нему каждый день. Через несколько месяцев ребенок действительно умирает, и через несколько месяцев умирает Клелия. После ее смерти Фабрис удаляется в титульный Картезианский дом в Парме (картезианский монастырь ), где он проводит меньше года, прежде чем тоже умирает. Вскоре после этого умирает Джина, графиня Моска, всегда любившая Фабриса. Роман заканчивается эпитетом «Немногим счастливым».

Персонажи

Персонажи романа часто упоминаются только по их дворянскому титулу, а иногда и по фамилии. Более того, оба они меняются в течение романа из-за браков и приобретения титулов.

Дель Донго

  • Фабрис (он же Фабрицио) дель Донго, второй сын маркиза дель Донго из замка Грианта на озере Комо в Ломбардо-Венецианском королевстве. Позже именовался монсеньором. Он принимает несколько псевдонимов и использует фальшивые паспорта, в том числе Васи (торговец барометрами), Було (покойный французский гусар), Джилетти и Джузеппе Босси.
  • Марчеза дель Донго, мать Фабриса, которую называют маркизой.
  • Марчезе дель Донго, отец Фабриса, фигура холодная и реакционная.
  • Графиня Джина Пьетранера, тетя Фабриса и пожизненная благотворитель, которую называли графиней, а позже - герцогиней Сансевериной (Сансеверина- Таксис) или просто герцогиня.

Политическая аристократия Пармы

  • Принц Рануччо-Эрнесто IV, правитель Пармы, которого называют принцем.
  • Принц Эрнесто V, сын и преемник Пармы. Эрнесто IV, также называемый принцем.
  • Принцесса Пармы, Клара-Паолина, жена Эрнесто IV и мать Эрнесто V, именуемая принцессой.
  • Конте Моска, часто упоминается как Конте, премьер-министр Пармы, министр полиции и многие другие титулы, давний любовник Джины.
  • Генерал Фабио Кон ти, губернатор цитадели и тюрьмы Пармы.
  • Финансовый генерал Расси, известный как финансовый расси или главный судья, некомпетентный и реакционный политик, «человек без чести и без юмора».
  • Марчеса Раверси, которую называют Раверси, противник Конте Моска и сообщник Расси, «непревзойденный интриган»
  • Отец Ландриани, архиепископ Пармы

Любовники, друзья и враги Фабриса

  • Мариетта, комическая актриса, первая любовница Фабриса.
  • Джилетти, странствующий комедийный актер, жестокий любовник Мариетты, убитый Фабрисом.
  • Фауста, волевая оперная певица, любовница Фабриса.
  • Клелия Конти, дочь генерала Фабио Конти, последняя и самая настоящая любовь Фабриса.
  • Марчезе Крещенци, богатый аристократ, помолвленный с Клелией.
  • Ферранте Палла, гениальный поэт, революционер и, возможно, сумасшедший, живущие в добровольной бедности. Союзник Джины, которым он очарован.
  • Приоре Бланес, приходской священник Грианты и астролог, один из первых наставников Фабриса, предсказавший жизнь Фабриса.
  • Людовико, пожизненный слуга и друг Фабриса.
Переводы

Самый известный английский перевод «Чартерхаус Пармы» принадлежит Чарльзу Кеннету Скотту-Монкриффу. Скотт-Монкрифф переводит французские имена итальянских персонажей оригинала в итальянские эквиваленты. Таким образом Фабрис становится Фабрицио. В переводе Маргарет Молдон (Oxford University Press, 1997) французские имена сохранены. В переводе Ричарда Ховарда (Modern Library, 1999) используются итальянские имена. Согласно Даниэлю Мендельсону из New York Times, это «затемняет важное повествовательное тщеславие о том, что вся эта история - это история, которую мы слышим от француза, который, в свою очередь, слышал ее от итальянцев, которые знали главных героев.. Это книга об итальянцах, но она видна глазами французов ». Мендельсон продолжает, что перевод «движется с удивительной быстротой, полностью передавая то, что Джеймс называл« беспокойством »« высшего разума »Стендаля, посредством ряда тонких, но вполне конкретных выборов со стороны Говарда, не в последнюю очередь его передача французских глаголов более четкая и разговорная, чем это делалось раньше ».

Литературное значение

Хотя в некоторых отношениях это« романтический триллер », переплетенный с интригами и приключениями, роман - также исследование человеческой природы, психологии и придворной политики.

Роман цитируется как ранний пример реализма, разительно контрастирующего с романтическим стилем, популярным в то время, когда Стендаль писал. Многие авторы считают его поистине революционным произведением; Оноре де Бальзак считал его самым значительным романом своего времени, Толстой находился под сильным влиянием трактовки Стендалем битвы при Ватерлоо в его изображении Бородинская битва, составляющая центральную часть его романа Война и мир. Андре Жид описал ее как величайший из всех французских романов, а Генри Джеймс оценил ее «среди дюжины лучших романов, которые у нас есть».

Критика

Стендаль написал книгу всего за 52 дня (с 4 ноября 1838 г. по 26 декабря того же года). В результате есть некоторые плохо представленные элементы сюжета (например, поэт-бандит-убийца Ферранте, который внезапно появляется в рассказе; даже автор признает, что ему следовало упомянуть об отношениях Ферранте с Джиной ранее в рассказе).

Адаптации
Ссылки
Внешние ссылки
Французский Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: La Chartreuse de Parme
Последняя правка сделана 2021-06-10 06:25:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте