Дело Вагнера (Немецкий : Der Fall Wagner) - это книга философа Фридриха Ницше, первоначально опубликованная в 1888 году. Под заголовком «Проблема музыканта» она также была известна как «Дело Вагнера» на английском языке..
Книга представляет собой критику Рихарда Вагнера и объявление о разрыве Ницше с немецким художником, который, по мнению Ницше, слишком сильно вовлекся в движение Völkisch и антисемитизм. Его музыка больше не преподносится как возможный «философский аффект», и Вагнер иронично сравнивается с Жоржем Бизе. Однако Ницше представляет Вагнера лишь как частный симптом более широкой «болезни», поражающей Европу, то есть нигилизма. Книга показывает Ницше как способного музыкального критика и дает основу для некоторых его дальнейших размышлений о природе искусства и его связи с будущим здоровьем человечества.
Эта работа резко контрастирует со второй частью книги Ницше Рождение трагедии, в которой он похвалил Вагнера как удовлетворение потребности в музыке, выходящей за рамки аналитического и бесстрастного понимания музыки. Ницше также горячо восхвалял Вагнера в своем эссе «Вагнер в Байройте» (часть), но его разочарование в композиторе и человеке Вагнером впервые было замечено в его работе 1878 года Человек, слишком человечен. Одна из последних работ, написанных Ницше, вернула критическую тему «Дело Вагнера». В Ницше против Вагнера Ницше собрал воедино отрывки из своих произведений, чтобы показать, что у него всегда были одни и те же мысли о музыке, только то, что он неправильно применил их к Вагнеру в самых ранних произведениях.