Зов Ктулху

редактировать

«Зов Ктулху»
Weirdtales-1928-02-thecallofcthulhu.jpg Титульный лист «Зова Ктулху» в том виде, в каком он появился в Weird Tales, февраль 1928. Иллюстрация Хью Доака Рэнкина.
АвторХ. П. Лавкрафт
СтранаСоединенные Штаты Америки
ЯзыкАнглийский
ЖанрыУжасы
Опубликовано вWeird Tales
Тип материалаПечать
Дата публикацииФевраль 1928 г.

"Зов Ктулху "- это рассказ американского писателя HP Lovecraft. Написанный летом 1926 года, он был впервые опубликован в pulp magazine Weird Tales в феврале 1928 года.

Содержание
  • 1 Inspiration
  • 2 Краткое содержание сюжета
  • 3 Литературное значение и критика
  • 4 Адаптации
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Вдохновение

Первое зерно первой главы истории «Ужас в глине» произошло из одного из собственных снов Лавкрафта, который он видел в 1919 году, который он кратко описал в двух разных письмах, отправленных своему другу Райнхарту Кляйнеру 21 мая и 14 декабря 1920 года. Во сне Лавкрафт посещает музей древностей в Провиденсе, пытаясь убедить там престарелого хранителя Странный барельеф изваял сам Лавкрафт, который сначала издевается над ним за попытку продать что-то недавно сделанное в музей антикварных предметов. Затем Лавкрафт вспоминает, как отвечал куратору с ответом

: «Почему вы говорите, что эта вещь новая? Сны людей старше задумчивого Египта, или созерцательного Сфинкса, или опоясанного садами Вавилона, и это было создано в моем стиле. сны. "

Это можно сравнить с тем, что персонаж Генри Энтони Уилкокса рассказывает дяде главного героя, показывая ему свой скульптурный барельеф для помощи в чтении иероглифов на нем, которые явились ему в собственных фантастических снах Уилкокса:

" Это действительно ново, потому что я сделал это прошлой ночью во сне о незнакомых городах; а сны старше задумчивого Тира или созерцательного Сфинкса или опоясанного садами Вавилона ».

Лавкрафт тогда использовал это краткий синопсис новой истории, изложенной в его собственной Книге общих мест, впервые в августе 1925 года, которая органично развивалась из идеи того, что на самом деле мог изображать барельеф во сне. В сноске к записи своего собственного сна Лавкрафт затем закончил предложением «Добавить хорошее развитие и описать характер барельефа» для себя для дальнейшего использования.

Мифы Ктулху ученый Роберт М. Прайс утверждает, что необычный сонет «Кракен », написанный в 1830 году Альфредом Теннисоном, был главным источником вдохновения для истории Лавкрафта, поскольку оба отсылаются к огромное водное существо, вечно спящее на дне океана, которому суждено выйти из своего сна в апокалиптическую эпоху.

С. Т. Джоши и Дэвид Э. Шульц процитировали другие литературные источники: «Хорла » Ги де Мопассана (1887), который Лавкрафт описал в Сверхъестественный ужас. в «Литературе» как о «невидимом существе, которое... изменяет умы других и кажется авангардом орды инопланетных организмов, прибывших на Землю, чтобы поработить и сокрушить человечество»; и Артура Мэйчена «Роман о Черной Печати » (1895), в котором используется тот же метод объединения разрозненных знаний (включая случайную вырезку из газеты), чтобы выявить выживание ужасного древнего существа.

Также предполагается, что он черпал вдохновение из «Истории Атлантиды» Уильяма Скотта-Эллиота (1896) и «Затерянной Лемурии» (1904), написанных Лавкрафтом прочитал в 1926 году незадолго до того, как он начал работу над рассказом.

Прайс также отмечает, что Лавкрафт восхищался работой лорда Дансани, который написал Боги Пеганы ( 1905), на котором изображен бог, постоянно убаюкиваемый, чтобы избежать последствий его пробуждения. Еще одна работа Дансани, которую цитирует Прайс, - «Магазин на Гоу-Бай-стрит» (1919), в которой говорилось о «небесах богов, которые спят», и «несчастны те, кто слышит, как какой-то старый бог говорит, пока он спит, еще находясь в глубоком сне»..

"слабое землетрясение", упомянутое в рассказе, вероятно, является землетрясением Шарлевуа-Камураска 1925 года.

ST Джоши также цитировал А. Повесть Мерритта «Лунный бассейн» (1918), о которой Лавкрафт «часто восхищался». Джоши говорит, что упоминание Мерриттом «лунной двери», которая при наклоне ведет персонажей в более низкую область удивления и ужаса, похоже на огромную дверь, непреднамеренное открытие которой моряками заставляет Ктулху выйти из Р'льеха.

Эдвард Гимон утверждал, что Х. Г. Уэллс 'Война миров оказала влияние на «Зов Ктулху», ссылаясь на тематическое сходство древних, могущественных, но безразличных пришельцев, связанных с божествами; физическое сходство между Ктулху и марсианами ; и детали сюжета о корабле, который таранит инопланетянина временно успешным, но в конечном итоге бесполезным жестом.

Краткое содержание сюжета

Рассказчик истории, Фрэнсис Уэйленд Терстон, рассказывает о своем открытии различных заметок, оставленных его двоюродный дед, Джордж Гэммелл Энджелл, известный профессор семитских языков в Брауновском университете в Провиденсе, Род-Айленд, умер зимой 1926 г. толкнул моряк.

Первая глава, «Ужас в глине», касается небольшой барельефной скульптуры, найденной среди заметок, которую рассказчик описывает: «Мое несколько экстравагантное воображение породило одновременные изображения осьминог, дракон и человеческая карикатура... Мясистая голова с щупальцами венчала гротескное чешуйчатое тело с рудиментарными крыльями ». Скульптура - работа Генри Энтони Уилкокса, студента Школы дизайна Род-Айленда, который основал свое творение на безумной мечте о «великих циклопических городах из титанических блоков и неба. - обтекаемые монолиты, все окутанные зеленой слизью и зловещие от скрытого ужаса. Ссылки на Ктулху и Р'льех включены в письма, написанные Уилкоксом.

Энджелл также обнаруживает сообщения об «серьезных психических заболеваниях и вспышках группового безумия или мании». «по всему миру (в Нью-Йорке,« истеричная левантийская »полиция; в Калифорнии, теософ одет в белое мантии в ожидании «славного свершения»).

Вторая глава, «Повесть об инспекторе Леграссе», обсуждает первый раз, когда профессор услышал слово «Ктулху» и увидел подобное изображение. На собрании Американского археологического общества 1908 г. в Св. Луи, штат Миссури,, , сотрудник полиции Нового Орлеана по имени Джон Реймонд Леграсс попросил собравшихся антикваров идентифицировать идола, вырезанного из таинственного зеленовато-черного камня. Леграсс обнаружил реликвию за несколько месяцев до этого в болотах к югу от Нового Орлеана, во время своего набега на предполагаемый культ вуду. Идол напоминает скульптуру Уилкокса и представляет собой «вещь, которая казалась инстинктивной с устрашающей и неестественной злостью, имела несколько раздутую полноту и злобно сидела на корточках на прямоугольном блоке или пьедестале, покрытом неразборчивыми буквами».

1 ноября 1907 года Леграсс возглавил группу товарищей-полицейских на поиски нескольких женщин и детей, которые исчезли из общины скваттеров. Полиция нашла "причудливо испорченные" тела жертв. использовался в ритуале, в котором 100 мужчин - все «психически отклоненного типа» - «ревели, ревели и корчились» и неоднократно повторяли фразу: «Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн». Убив пятерых участников и арестовав 47 других, Леграсс допросил мужчин, прежде чем узнать «центральную идею их отвратительной веры»:

«Они поклонялись, как они сказали, Великим Древним, которые жили за много веков до того, как появились какие-либо люди.... и... сформировали культ, который никогда не умирал... скрытый в далеких пустошах и темных местах по всему миру до того времени, когда великий жрец Ктулху из своего темного дома в могущественном городе Р'льех под воды должны подняться и снова подчинить землю его влиянию. Когда-нибудь он позвонит, когда звезды будут готовы, и тайный культ всегда будет ждать, чтобы освободить его ».

Заключенные идентифицируют конфискованного идола как самого Ктулху и переводят свою загадочную фразу как« В его доме в R 'lyeh, мертвый Ктулху ждет во сне ". Один особенно разговорчивый культист, известный как Старый Кастро, назвал центр их культа Ирем, Город Столпов в Аравии, и упомянул фраза в Некрономиконе : «Тот, кто может вечно лгать, не мертв, И со странными эонами даже смерть может умереть».

Один из присутствующих на встрече ученых, Уильям Ченнинг Уэбб, профессор антропологии из Принстона, утверждает, что во время экспедиции 1860 года на западное побережье Гренландии, он столкнулся с «необычным племенем выродившихся эскимосов, религия которых, любопытная форма поклонения дьяволу, охладила его своей сознательной кровожадностью и отталкиванием». Уэбб утверждает, что культ Гренландии обладал одинаковым пением и похожим «отвратительным» фетишем. Рассказчик Терстон размышляет о том, что «Я все еще придерживался абсолютного материализма, как бы мне хотелось, чтобы он оставался таким».

В третьей главе «Безумие с моря» Терстон читает статью из Sydney Bulletin, австралийской газеты, датированную 18 апреля 1925 г. В статье сообщается об открытии заброшенный корабль в Тихом океане с одним выжившим - норвежским моряком по имени Густав Йохансен, вторым помощником на борту «Эммы», шхуны, которая первоначально отплыла из Окленд, Новая Зеландия. 22 марта «Эмма» столкнулась с хорошо вооруженной яхтой Alert с командой «странной и злобной на вид команды Канакаса и полукровки "из Данидина. После нападения Тревога без провокации экипаж Эммы убил всех на борту, но потерял свой корабль в битве. Командуя судном своего противника, оставшиеся в живых члены экипажа путешествуют на и прибыть на неизведанный остров в районе 47 ° 9'S 126 ° 43'W / 47,150 ° S 126,717 ° W / -47,150; -126,717 (вымышленное место Р'льех (Лавкрафт)). С За исключением Йохансена и его товарища-моряка (который затем умер, возвращаясь в Окленд, Новая Зеландия, из-за безумия, увидев все, что было на этом неизведанном острове), остальные члены экипажа погибают на острове. Йохансен никогда не раскрывает причину их смерти.

Терстон едет в Новую Зеландию, а затем в Австралию, где в Австралийском музее он видит статую, извлеченную из Тревоги, с головой каракатицы , телом дракона, чешуйчатым крылья, и иероглиф пьедестал ». Находясь в Осло, Терстон узнает, что Йохансен внезапно скончался во время столкновения с двумя ласкарами возле доков Гетеборга. Вдова Йохансена передает Терстон рукопись, написанную ее покойным мужем, в которой раскрывается судьба всех на борту «Эммы». Неизведанный остров описывается как «береговая линия смешанной грязи, ила и заросшей сорной циклопической каменной кладкой, которая может быть не чем иным, как материальной субстанцией высшего ужаса земли - кошмарным городом-трупом Р'льех». Команда изо всех сил пытается понять неевклидову геометрию своего окружения. Когда один из моряков случайно открывает «чудовищно вырезанный портал», он выпускает Ктулху:

«Он, неуклюже слюнявый, появился в поле зрения и наощупь протиснул Свою студенисто-зеленую необъятность через черный дверной проем... Звезды снова были правильными, и что вековой культ не сумел сделать это намеренно, группа невинных моряков сделала это случайно. После бодрствования лет Великий Ктулху снова вышел на свободу и жаждал удовольствия "

Перед тем как сбежать с своих членов экипажа, почти все из которых убиты, Йохансен описывает Ктулху как «гору, [которая] ходила или спотыкалась». Йохансен и моряк по имени Бриден поднимаются на борт яхты перед отплытием. Однако Ктулху ныряет в океан и преследует убегающее судно. К счастью, Йохансен разворачивает свою яхту и вонзает ее в голову существа, которое лопается с «грязной мерзостью, как раздвоенная солнечная рыба » - только для того, чтобы немедленно начать восстанавливаться. Тревога убегает от Р'льеха, и Брайден сошел с ума и вскоре умер. Закончив рукопись, Терстон понимает, что теперь он стал возможной целью, думая: «Я знаю слишком много, а культ все еще жив».

Литературное значение и критика

Лавкрафт считал рассказ «довольно посредственным - не таким плохим, как худшее, но полным дешевых и громоздких штрихов». Редактор Weird Tales Фарнсворт Райт сначала отверг эту историю и принял ее только после того, как писатель Дональд Вандрей, друг Лавкрафта, ложно заявил, что Лавкрафт подумывает отправить его где-нибудь в другом месте.

Опубликованный рассказ был расценен Робертом Э. Ховардом (создателем Конана ) как «шедевр, который, я уверен, останется одним из высших достижений литературы..... Мистер Лавкрафт занимает уникальное положение в литературном мире; он постиг практически все миры за пределами нашего ничтожного кругозора ". Ученый Лавкрафта Питер Кэннон расценил эту историю как «амбициозную и сложную... плотное и тонкое повествование, в котором ужас постепенно увеличивается до космических размеров», добавив «одно из самых мрачных вымышленных выражений [Лавкрафта] незначительного места человека во вселенной».

Французский романист Мишель Уэльбек в своей книге Х. П. Лавкрафт: «Против мира, против жизни» описал эту историю как первый из «великих текстов» Лавкрафта.

Канадский математик Бенджамин К. Типпетт отметил, что явления, описанные в журнале Йохансена, могут быть интерпретированы в качестве «наблюдаемых последствий локализованного пузыря кривизны пространства-времени » и предложил подходящую математическую модель.

E. Ф. Блейлер назвал «Зов Ктулху» «фрагментированным эссе с повествовательными включениями».

Адаптации

Части рассказа были адаптированы в Жутком №4 от Арчи Гудвина и Грей Морроу и в «Мстителях №88» Харлана Эллисона, Роя Томаса и Сал Бушема.

Альберто Брекчиа проиллюстрировал одиннадцатистраничный рассказ в 1974 году.

История создавалась как немой фильм с тем же названием в 2005 году, и в качестве радиодрамы в стиле 1920-х годов , Radio Theater: The Call of Cthulhu, в 2012 году.

В 2005 году видео ужасов выживания игра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth была выпущена для Xbox и ПК с Windows.

Девушка по вызову Ктулху, выпущенный в 2014 году, был инди-фильмом ужасов, снятым Крисом ЛаМартиной, по мотивам произведений Лавкрафта.

Трэш-метал группа Metallica выпустила инструментальный трек под названием "The Call of Ktulu" на своем альбоме 1984 года Ride the Lightning. Кроме того, они выпустили "The Thing That Should Not Be" на своем альбоме 1986 года Master of Puppets, "All Nightmare Long " на альбоме Death Magnetic 2008 года и "Dream No More" на альбоме Hardwired... to Self-Destruct 2016 года, все посвящено Ктулху из Лавкрафта, а также бывшему басисту группы, Клиффу Бертону, который умер в автобусная авария в 1986 году во время тура в поддержку своего альбома Master of Puppets.

В 2018 году ролевая видеоигра в жанре survival horror под названием Call of Cthulhu: The Official Video Game был разработан для PlayStation 4, Xbox One и ПК с Windows.

В 2020 году элементы Зова Ктулху были адаптированы в научной фантастике фильме ужасов Под водой режиссера Уильяма Юбанка. и выпущен 20th Century Fox. В 2018 году злодей Черный Манта в фильме Аквамен режиссера Джеймса Вана и выпущенного DC цитирует «Зов Чулту». : "мерзость ждет, и сны в глубине, и разложение распространяется на шаткие города человеческие".

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Лавкрафт, Говард П. (1984) [1928]. «Зов Ктулху». В С. Т. Джоши (ред.). Данвичский ужас и другие (9-е исправленное печатное издание). Саук Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. ISBN 0-87054-037-8.Полная версия.
  • Лавкрафт, Ховард П. (1999) [1928]. «Зов Ктулху». В С. Т. Джоши (ред.). Подробнее Аннотированный Лавкрафт (1-е изд.). Нью-Йорк: Делл. ISBN 0-440-50875-4.С пояснительными сносками.
  • Прайс, Роберт М. (1996) [1928]. «Зов Ктулху». В Роберте М. Прайсе (ред.). Цикл Ктулху: Тринадцать щупалец ужаса (1-е изд.). Окленд, Калифорния: Chaosium, Inc. ISBN 1-56882-038-0.Сборник работ, вдохновленных и вдохновленных «Зовом Ктулху», с комментариями.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 06:10:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте