Медный всадник (стихотворение)

редактировать
Поэма Александра Пушкина
Медный всадник
Александр Бенуа 004.jpg Иллюстрация Александра Бенуа к стихотворение (1904).
АвторАлександр Пушкин
Первоначальное названиеМедный Всадник [Медный Всадник]
ПереводчикС. Э. Тернер
СтранаРоссия
ЯзыкРусский
ЖанрПовествовательная поэма
ИздательствоСовременник
Дата публикации1837
Опубликовано на английском языке1882

Медный всадник: Петербургская сказка (Русский : Медный всадник: Петербургская повесть Медный всадник: Петербургская повесть, дословно: «Медный всадник» ") - повествовательная поэма, написанная Александром Пушкиным в 1833 о конной статуе Петра Великого в Санкт-Петербурге и великом наводнении 1824 года. Хотя стихотворение было написано в 1833 году, оно не было опубликовано полностью до его смерти, поскольку его произведение подверглось цензуре из-за политического характера его другие сочинения. «Медный всадник», широко признанный самым успешным повествовательным стихотворением Пушкина, оказал сильное влияние на русскую литературу. Пушкинский критик А. Д. П. Бриггс хвалит это стихотворение «как лучшее в русском языке и даже как лучшее стихотворение, написанное где-либо в XIX веке». Оно считается одним из самых влиятельных произведений в русской литературе и является одной из причин, по которой Пушкина часто называют «основоположником современной русской литературы».

Статуя получила название «Медный всадник» из-за большого влияния стихотворения.

Содержание

  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Жанр
  • 3 Исторический и культурный контекст
    • 3.1 Статуя
    • 3.2 Город Санкт-Петербург
  • 4 Темы
    • 4.1 Статуя против Евгения
    • 4.2 Положение человека по отношению к природе
    • 4.3 Бессмертие
  • 5 Символизм
    • 5.1. река
    • 5.2 Медный всадник
  • 6 Советский анализ
  • 7 Наследие и адаптации
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Краткое содержание сюжета

Поэма разделен на три части: более короткое введение (90 строк) и две более длинные части (164 и 222 строки). Введение открывается мифологизированной историей основания города Санкт-Петербург в 1703 году. В первых двух строфах Петр Великий стоит на берегу реки . Нева и замышляет идею города, который будет угрожать шведам и откроет «окно в Европу». Поэма описывает эту местность как почти необитаемую: Петр может видеть только одну лодку и несколько темных домов, населенных финскими крестьянами. На самом деле Санкт-Петербург был построен на территории, недавно завоеванной шведами в Северной войне, и Петр сам выбрал место для основания крупного города, потому что это обеспечивало России угол доступа к Балтийское море и, следовательно, в Атлантику и Европу.

Остальная часть введения написана от первого лица и читается как ода городу Петербургу. Поэт-рассказчик описывает, как он любит Петербург, в том числе за его «суровый мускулистый вид» (л. 44), его достопримечательности, такие как Адмиралтейство (лл. 50–58), и его суровые зимы и долгие летние вечера (лл. 59 - лл. 84). Он призывает город сохранить свою красоту и силу и стойко противостоять волнам Невы (лл. 85–91).

Часть I открывается изображением Невы, бурлящей в шторм: река «метается, как больной в своем беспокойном ложе» (лл. 5–6). На этом фоне молодой бедняк из города Евгений размышляет о своей любви к молодой женщине Параше и планирует провести с ней остаток жизни (лл. 49–62). Евгений засыпает, и затем повествование возвращается к Неве с описанием того, как река разливается и разрушает большую часть города (лл. 72–104). Напуганный и отчаявшийся Евгений остается сидеть один на вершине двух мраморных львов на площади Петра, в окружении воды и со статуей Медного всадника, смотрящей на него сверху (лл. 125–164).

Во второй части Евгений находит паромщика и приказывает ему плыть туда, где раньше был дом Параши (лл. 26 - лл. 56). Однако он обнаруживает, что ее дом разрушен (лл. 57–60), впадает в безумный бред и расхохотался (лл. 61–65). Год он бродит по улице как сумасшедший (ll. 89–130), но следующей осенью ему вспоминается ночь бури (ll. 132–133) и источник его неприятностей. В приступе гнева он проклинает статую Петра (ll. 177–179), которая оживляет статую, и Петр начинает преследовать Евгения (ll. 180–196). Рассказчик не описывает смерть Евгения напрямую, но стихотворение завершается обнаружением его трупа в разрушенной хижине, плавающей на воде (лл. 219–222).

Жанр

Формально стихотворение представляет собой необычную смесь жанров : разделы о царе Петре написаны торжественным, одическим, В стиле XVIII века, а секции Евгения прозаичны, игривы и на последних этапах наполнены пафосом. Такое смешение жанров предвосхищает название: «Медный всадник» - это грандиозная ода, но подзаголовок «Петербургская сказка» заставляет ожидать негероического главного героя. Метрически все стихотворение написано с использованием четырехфутового ямб, один из любимых пушкинских метров, разносторонняя форма, способная адаптироваться к изменяющемуся настроению стихотворения. Стихотворение имеет разнообразную схему рифм и строфы разной длины.

Критик Майкл Уотчел предположил, что Пушкин намеревался создать национальный эпос в этом стихотворении, утверждая, что в Петровских разделах много характерных черт эпической поэзии. Он указывает на то, что Пушкин широко использовал ветхозаветный язык и намеки при описании основания Санкт-Петербурга и наводнения, и утверждает, что они во многом опираются на Книгу Бытия. Дополнительное свидетельство отнесения стихотворения Пушкина к категории эпоса можно увидеть в его схеме рифм и структуре строф, которые позволяют произведению передать его смысл очень кратко, но в то же время художественно. Еще одну параллель с классической эпической традицией можно провести в заключительных сценах погребения Евгения, описанных как «ради бога». По словам Ньюмана, в русском языке эта фраза означает не «раздражающее нетерпение, а апелляцию к христианским чувствам, которую может сделать нищий». Таким образом, именно недостаток сочувствия и милосердия в Петербурге стал причиной смерти Евгения. Требование, чтобы в цивилизации был моральный порядок, - тема также в трудах Вергилия. Однако он добавляет, что сюжет Евгения идет вразрез с эпосом, и хвалит Пушкина за «замечательную способность синтезировать разнообразные материалы, стили и жанры». Что особенно необычно, так это то, что Пушкин сосредотачивается на главном герое как скромном, так и якобы великом. В этом новом типе эпопеи больше вопросов, чем ответов, где «агностическая ирония может легко найти место», в то время как «непредвзятый читатель будет вынужден признать, что озабочен глубочайшими проблемами, с которыми сталкивается человечество». Он заключает, что если стихотворение должно быть названо национальным эпосом, то оно является «весьма своеобразным».

Исторический и культурный контекст

Некоторые критики предположили, что непосредственное вдохновение для «The Медный всадник »- произведение польского поэта Адама Мицкевича. Перед тем как приступить к работе над «Медным всадником», Пушкин прочитал «Канун предков » Мицкевича (1823–1832), в котором есть стихотворение «Моим московским друзьям», слегка завуалированное нападение на Пушкина и Василий Жуковский за их отказ присоединиться к радикальному восстанию декабристов 1825 года. В «Ева праотца» есть стихи, в которых Петр I описывается как деспот, создавший город из-за самодержавной прихоти, а стихотворение высмеивает статуя Фальконе выглядит так, будто он вот-вот спрыгнет с пропасти. Стихотворение Пушкина можно рассматривать отчасти как возражение Мицкевичу, хотя большинство критиков согласны с тем, что его заботы гораздо шире, чем ответ на политический враг.

Между главным героем Пушкина в «Медном всаднике» и героем «Медного всадника» есть явное сходство. другая его работа «Евгений Онегин». Первоначально Пушкин хотел продолжить «Евгений Онегин» в этом повествовании, а вместо этого решил создать нового Евгения с другой фамилией, но это все еще была «карикатура на самого Пушкина». Оба были потомками старого боярского режима, который теперь оказался социально незначительным в обществе, где семейное наследие не ценилось.

Статуя

Медный всадник этого титула была создана Этьеном Морисом Фальконе и завершена в 1782 году. Екатерина Великая, немецкая принцесса, вышедшая замуж за семью Романовых, заказал строительство статуи, чтобы узаконить ее правление и претендовать на престол русскому народу. Екатерина пришла к власти в результате незаконного дворцового переворота. На статуе была начертана фраза «Петру перьвому Екатерина вторая, лѣта 1782» на латинском и русском языках, означающая «Петр первая, Екатерина вторая», чтобы выразить благоговение перед правителем и указать, где она видела свое место среди правителей России.

На создание статуи ушло 12 лет. На нем изображен Петр Великий верхом на коне, его протянутая рука тянется к Неве в западной части страны. Статуя хвалят за свою двусмысленность; Говорят, Пушкин почувствовал двусмысленное послание статуи и вдохновился написать стихотворение. В рассказе о путешествии по Петербургу в 1821 году французский государственный деятель Жозеф де Местр отмечал, что не знает, «защищает ли бронзовая рука Петра или угрожает».

Город Санкт-Петербург

Св. Петербург был построен Петром Великим в начале 18 века на заболоченных берегах и островах Невы. Строительные трудности были многочисленны, но Петра не беспокоили человеческие затраты, необходимые для осуществления его видения города на побережье. Тысячи ремесленников, которых он заставил приехать на север, чтобы заложить основы города, умерли от лишений и болезней; и город в своем неестественном расположении оказался во власти ужасных наводнений, вызванных вскрытием льда Ладожского озера к востоку от него или - как в случае, описанном в стихотворении - западным ветром, дующим обратно. Нева. Одно такое разрушительное наводнение было в 1777 году и еще раз в 1824 году, во времена Пушкина и наводнение, изображенное в стихотворении, и они продолжались, пока не была построена Санкт-Петербургская плотина.

Темы

Статуя против Евгения

Конфликт между Царем и гражданином, или империей и индивидуальность - ключевая тема «Медного всадника». Критики расходятся во мнениях относительно того, на стороне ли Пушкина в конечном счете Евгения - человечка - или Петра и исторической необходимости. Радикальный критик XIX века Виссарион Белинский считал стихотворение оправданием политики Петра, а писатель Дмитрий Мережковский считал его стихотворением индивидуального протеста.

Другая интерпретация стихотворения предполагает, что статуя на самом деле не оживает, но Евгений теряет рассудок. Пушкин сводит Эвенги с ума, чтобы создать «устрашающее измерение даже для самой банальной личности и в то же время показать бездну, скрытую в самой банальной человеческой душе». В этом отношении Евгений рассматривается как обездоленный человек того времени во многом в том же духе, что и традиционный эпический герой.

Возможно, Евгений вовсе не враг Петра. По словам Ньюмана, «[Евгений] слишком мал для этого». Вместо этого героический конфликт стихотворения происходит между Петром Великим и стихиями, в то время как Евгений - просто его «бессильная жертва». По мере того, как Евгений все больше и больше огорчается из-за исчезновения невесты, его растущее беспокойство соседствует с безразличием паромщик, который переправляет его через реку. Ньюман таким образом ставит под сомнение, оправдан ли Евгений в этих чувствах и как эти чувства отражают его неугрожающее положение по отношению к статуе.

Положение человека по отношению к природе

В самом акте зачатия и создания своего города на северных болотах Петр наложил порядок на первозданную природную сцену, изображенную в начале стихотворения. Сам город, «изящный, но строгий» в своем классическом стиле. дизайн, такой же, как и статуя Фальконе, является живым памятником Петру, продолжающему его борьбу с «дикими, буйными» финскими волнами. Его гранитные берега могут сдерживать непослушные стихии большую часть времени, но даже они беспомощны против такого яростного восстания, как наводнение 1824 года. Победа волн, по общему признанию, недолговечна: наводнение скоро отступит, и город вернется в нормальное состояние. Но даже в этом случае ясно, что их невозможно победить окончательно; они живут, чтобы сражаться в другой день.

A психоаналитическое прочтение Дэниела Ранкора-Лаферриера предполагает, что в стихотворении есть основная проблема синдрома кувады или мужских родов. Он утверждает, что отрывки о создании Петербурга напоминают греческий миф о Зевсе, родившем Афину, и предполагает, что наводнение соответствует частому использованию вода как метафора рождения во многих культурах. Он предполагает, что образы, описывающие Петр и Неву, имеют гендерный характер: Петр - мужчина, а Нева - женщина.

Бессмертие

Наиболее ярко высшая власть представлена ​​Петром. Более того, он представляет это так, что отличает его от массы человечества и даже (как намекает Пушкин, как мы увидим) от таких заурядных автократов, как Александр I. Только в первые двадцать лет. В строках стихотворения Петр предстает живым человеком. Затем действие резко сдвигается на сто лет вперед, а действие остальной части стихотворения происходит во время, когда Петр явно давно умер. Тем не менее, несмотря на это, у нас есть ощущение живого присутствия Петра, как если бы ему удалось избежать смерти совершенно бессмертным образом. Раздел, посвященный современному Петербургу - юношескому творчеству Петра, в котором живет его дух, - намекает на первое легкое намек на это. Затем следует более явный намек: Пушкин выражает надежду, что финские волны не «нарушат вечный сон великого Петра». Мы должны заключить, что Петр в конце концов не мертв: он проснется ото сна, если опасность когда-нибудь угрожает его столице, сердцу нации. Петр предстает не как обычное человеческое существо, а как стихийная сила: он является действующим лицом исторического процесса, и даже помимо этого он участвует в более широкой космической борьбе между порядком и беспорядком. Евгений получил равный статус с Петром в чисто человеческом смысле, и его бунт против государственной власти оказался столь же замечательным и значительным в своем роде, как и восстание декабристов. Однако, обращаясь теперь к вопросу о роли Евгения в более широкой схеме вещей, мы должны признать, что он кажется незначительным третьим фактором в уравнении, если рассматривать его на фоне титанической борьбы, происходящей между Петром и стихиями. Евгений совершенно беспомощен против обоих. Потоп сметает все его мечты о счастье, и именно в реке он встречает свою смерть. Статуя Петра, которая при их первой «встрече» во время наводнения была повернута спиной к Евгению, как бы игнорируя его, покойный беспощадно преследует его, когда он осмеливается протестовать против роли Петра в его страданиях. Огромные, безличные силы порядка и хаоса, сцепленные в бесконечной борьбе - вот, кажется, Пушкин говорит, что это реальность: это жернова судьбы или исторического процесса, для которого Евгений и ему подобные не более чем месиво..

Символизм

Река

Петр Великий выбрал реку и все ее стихийные силы как сущность, с которой стоит бороться. Питер «использует его, одевает и превращает в центральную часть своего империума». Однако реку нельзя надолго приручить. Она приносит наводнения в упорядоченный город Петра, поскольку «она бурлит снизу, проявляя себя в неконтролируемых страстях, болезнях и жестокостях. Она восстает против порядка и традиций. Она отклоняется от своего естественного русла. ” «До Петра река жила без происшествий, но в первозданном виде», и хотя Петр пытается навести порядок, река символизирует то, что естественно, и пытается вернуться в исходное состояние. «Река похожа на Евгения не как инициатора насилия, а как Петр наложил свою волю на людей (Евгений) и природу (Нева) как средство реализации своих империалистических амбиций », и и Евгений, и река пытаются вырваться из социального порядка и мира, которые построил Петр.

Медный всадник

Медный всадник символизирует «Царя Петра, город Санкт-Петербург, и сверхъестественное влияние самодержавия на жизнь простых людей». Когда Евгений угрожает статуе, он угрожает «всему, что кроется в идее Петербурга». Сначала Евгений был просто скромным клерком, которого Медный всадник не мог соизволить признать, потому что Евгений был настолько ниже него. Однако, когда Евгений бросил ему вызов, «Петр вступает в мир Евгения» в ответ на высокомерие Евгения. статуя шевелится в ответ на его вызов «и скачет за ним, чтобы подавить его восстание. Раньше Евгений был всего лишь маленьким человечком, которому Медный всадник не удосужился ответить. Однако после вызова Евгения он становится равным и соперником, который Медный всадник должен сокрушить, чтобы защитить свои достижения.

Советский анализ

Александр Пушкин на советском плакате

Стихотворение Пушкина стало особенно значимым в советскую эпоху. Пушкин изображал Петра сильным лидером, позволяя советским гражданам восхвалять своего собственного Петра, Иосифа Сталина. Самого Сталина «наиболее охотно сравнивали» с Петром I. Опрос в «Литературном современнике» в марте 1936 сообщил похвала изображению Петра Пушкиным с комментариями в пользу того, как «Медный всадник» изображает разрешение конфликта между личным и общественным в пользу общества. Это соответствовало сталинскому акценту на превознесение достижений советского общества в целом над индивидуальными страданиями. Советские мыслители также вкладывали в произведения Пушкина более глубокий смысл. Андрей Платонов написал два очерка к столетию со дня смерти Пушкина, оба опубликованы в «Литературном критике». В книге «Пушкин, наш товарищ» Платонов развил свой взгляд на Пушкина как на пророка позднего подъема социализма. Пушкин не только «разгадал тайну народа», писал Платонов, он изобразил ее в «Медном всаднике», где столкновение между безжалостным стремлением Петра Великого построить империю, выраженным в строительстве Санкт-Петербурга, и поиском Евгения личное счастье в конце концов сойдется и будет примирено с приходом социализма. Иосиф Бродский «Путеводитель по переименованному городу» показывает, что Ленин и Всадник одинаково бессердечные арбитры судьбы других », связывая произведение с другим великим советским лидером.

Однако советские литературные критики могли использовать стихотворение, чтобы ниспровергнуть те же идеалы. В 1937 году в Красном архиве был опубликован биографический рассказ о Пушкине, написанный Е. Н. Чернявским. В нем Чернявский объяснил, как «Медный всадник» можно рассматривать как нападки Пушкина на репрессивную природу самодержавия при царе Николае I. Выступив против правительства и потерпев его гибель, Евгений бросает вызов символу царской власти, но его ужасная безжалостная сила уничтожает. Возможно, Чернявский также использовал этот анализ для нападок на советскую систему при Сталине. К 1937 году советская интеллигенция столкнулась со многими из тех проблем, с которыми боролось пушкинское общество при Николае I. Чернявский изложил, как Евгений был символом угнетенных масс по всей России. Бросив вызов статуе, Евгений бросил вызов праву самодержавия править людьми. В соответствии с советской историографией позднего царского периода Чернявский тонко намекнул на оппозицию верховной власти, правящей в настоящее время Россией. Он оценил разрешение конфликта между личным и общественным, восхваляя торжество социализма, но сформулировал его так, чтобы его работа оставалась открытой для интерпретации, что, открыто восхваляя советские достижения, он использовал стихотворение Пушкина для критики методов.

Наследие и адаптации

Работа оказала огромное влияние на русскую культуру. Обстановка неповиновения Евгения, Сенатская площадь, по совпадению была также местом восстания декабристов 1825 года. В литературной сфере Достоевского Двойник: Петербургская поэма [Двойник] (1846) напрямую взаимодействует с «Медным всадником», трактуя безумие Евгения как пародию. Тема безумия параллельна многим произведениям Гоголя и стала характерной для русской литературы XIX и XX веков. В романе Андрея Белого Петербург [Петербург] (1913; 1922) используется Медный всадник как метафора центра власти города Петербурга, который сам является живым существом и главным героем романа Белого. Бронзовый всадник, изображающий Петра Великого, преследует главного героя романа Николая Альблеукова. Таким образом, он вынужден бежать от статуи, как и Евгений. В этом контексте Белый подразумевает, что Петр Великий несет ответственность за национальную идентичность России, которая разрывается между западным и восточным влияниями.

Другие литературные ссылки на стихотворение включают «Поэму без героя» Анны Акматовой, в которой упоминается Медный всадник «первый, как топот невидимых копыт». Позже в эпилоге описывается ее побег от преследующего Всадника. В произведении Валерия Брюсова «Медному всаднику», опубликованному в 1906 году, автор предполагает, что памятник является «изображением вечности, равнодушным к битвам и резне, как проклятия Евгения»

Николая Мясковского. 10-я симфония (1926–197) навеяна стихотворением.

В 1949 году композитор Рейнхольд Глиер и хореограф Ростислав Захаров преобразовали стихотворение в балет, премьера которого состоялась в Театре оперы и балета им. Кирова в Ленинград. Эта постановка была восстановлена ​​с некоторыми изменениями балетом Юрия Смекалова (2016) в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Балет вновь занял свое место в репертуаре Мариинского театра.

Ссылки

Источники

  • Баскер Майкл (ред.), Медный всадник. Bristol Classical Press, 2000
  • Биньон, Т. Дж. Пушкин: Биография. Харпер Коллинз, 2002
  • Бриггс, А.Д.П. Александр Пушкин: критическое исследование. Барнс и Ноубл, 1982
  • Дебречани, Пол. «Житие Александра Болдинского: святость Пушкина в советской культуре». В Лахузене, Томас; Куперман, Джин (ред.). Позднесоветская культура: от перестройки к новостройке. Издательство Duke University Press. ISBN 0-8223-1324-3. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | coauthors =(), 1993
  • Кан, Эндрю (ред.), Кембриджский компаньон Пушкина. Cambridge University Press, 2006
  • Кан, Эндрю, «Медный всадник» Пушкина: критические исследования в русской литературе. Bristol Classical Press, 1998
  • Литтл, Т. Э. (ред.), Медный всадник. Bradda Books, 1974
  • Ньюман, Джон Кевин. «Медный всадник Пушкина и эпическое предание». Сравнительное литературоведение 9.2 (1972): JSTOR. Издательство Penn State University Press
  • Петроне, Карен. Жизнь стала веселее, товарищи. Торжества во времена Сталина. Издательство Индианского университета. ISBN 0-253-33768-2., 2000
  • Ранкор-Лаферриер, Даниэль. "Кувада Петра Великого: Психоаналитический аспект Медного всадника", Д. Бетеа (ред.). Пушкин сегодня, издательство Индианского университета, Блумингтон
  • Розеншилд, Гэри. Пушкин и жанры безумия: шедевры 1833 года. Мэдисон, штат Висконсин: Университет Висконсина, 2003.
  • Шенкер, Александр М. Медный всадник: памятник Петру Великому Фальконе. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2003
  • Вахтель, Майкл. «Стихи Пушкина и эпический порыв». В Эндрю Кана (ред.), Кембриджский компаньон Пусхина, Кембридж: Cambridge University Press, 2006
  • Weinstock, Jeffrey Andrew. «Медный всадник». Энциклопедия литературных и кинематографических монстров Ashgate: Университет Центрального Мичигана, 2014
  • Уилсон, Эдмунд. Тройственные мыслители; Десять очерков по литературе. New York: Harcourt, Brace, 1938.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 06:02:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте