Книга мошенничества (Piàn jīng 騙 經), также известная под своим более длинным названием, Новая книга для срывов мошенников, основанная на мирском опыте (Jiānghú lìlǎn dùpiàn xīnshū江湖 歷 覽 杜 騙 新書) считается первым сборником рассказов на китайском языке о мошенничестве. Написанный и составленный Чжан Инъюй 張 應 俞, он был опубликован в провинции Фуцзянь примерно в 1617 году, и большинство его рассказов относятся к последнему периоду династии Мин.
. К каждому рассказу автор добавляет комментарий, который в в некоторых случаях преподносится моральный урок, а в некоторых случаях демонстрируется признательность за артистизм мошенника, часто восхваляющего сообразительность мошенника и обвиняющего его жертву.
Современные издания получили название «Книга против мошенничества» (Fangpian jing) и Книга аферистов (Пянь цзин). Отобранный английский перевод «Книга аферистов: отрывки из коллекции позднего минга», переведенный Кристофером Ри и Брюсом Раском, был опубликован Columbia University Press в 2017 году.
Первое издание от 1617 г. имеет полное название «Новая книга для срывающих мошенников, основанная на мирском опыте» (Jianghu lilan dupian xinshu), предполагая, что это руководство по предотвращению мошенничества и ведению переговоров в рискованном мире странствующего торговца, жизни, которую все больше людей были лидерами в растущей коммерческой экономике конца Мин. Однако его также можно рассматривать как руководство по саморазвитию такого мошенничества.
Книга мошенничества разделена на двадцать четыре категории мошенничества:
Чжан Инъюй, имя стиля Куй Чжун (夔 衷), малоизвестная фигура. Книга мошенничества - единственное известное произведение, появившееся под его именем, и никаких других записей о нем не известно. В примечании на титульном листе одной копии династии Мин утверждается, что он был из провинции Чжэцзян, а в предисловии 1617 года говорится, что он был из Фуцзяня.
Книга мошенничества включает в себя элементы из множества других китайских жанров, особенно из художественной литературы (гунъань), в которой способный судья раскрывает преступление. Истории с участием колдунов, буддийских монахов и даосских священников, занимающихся алхимией или одержимостью сновидениями, включают мотивы из сказок о сверхъестественном. Другие рассказы, содержащие интригу, удивление и откровение, по структуре напоминают анекдоты. Меньшинство составляют апокрифические анекдоты об исторических личностях.
Другие художественные произведения того же периода, такие как рассказы Фэн Менглуна (1574–1645), Лин Мэнчу (1580–1644) и Ли Ю (1610–80), а также такие романы, как Поля воды (Шуй ху чжуань) и Слива в золотой вазе (Цзинь пин мэй), содержат рассказы о подобных сценариях обмана и обмана. Коллекции рассказов о мошенничестве также можно найти в современном Китае.