Птица в клетке или Красавицы - это Кэролайн эпоха комедия, написанная Джеймсом Ширли, впервые опубликована в 1633. Пьеса примечательна даже среди пьес Ширли своей пышностью - то, что один критик назвал «безумным гей-романтизмом».
Пьеса была лицензирована для исполнения под названием «Красавицы» сэром Генри Гербертом, Мастером Ревелей, 21 января 1633 г. Он был опубликован в кварто в том же году, напечатан Б. Олсопом и Т. Фосетом для книготорговца Уильяма Кука. На титульном листе кварто 1633 года говорится, что пьеса разыгрывалась в Фениксе, или Театре Кокпита, что означает, что ее играли Люди королевы Генриетты, как это было стандартно для пьес Ширли о то время. По иронии судьбы пьеса была посвящена Уильяму Принну, пуританину автору и религиозному спорщику, опубликовавшему в журнале «Хистриомастикс» свою широкомасштабную атаку на сценическую драму и актеров годом ранее, 1632. Среди прочего, Histriomastix был воспринят как нападение на королеву Генриетту Марию ; Сатирическое посвящение Ширли было воспринято как защита Королевы и, возможно, повлияло на Судебные приемы, чтобы выбрать Ширли в качестве автора своей маскировки Триумф мира, которая была поставлена в начале 1634.
Птица в клетке также имеет некоторое отношение к вопросу о женщинах на сцене. Женщины не выступали на публичных сценах до Реставрации ; но аристократические женщины действительно появлялись и танцевали в масках. А в январе 1633 года королева и ее дамы исполнили речевые партии в маске Уолтера Монтегю «Рай пастыря». «Птица в клетке» включает в себя маски о Юпитере и Данаи, исполненные Евгенией и ее ожидающими женщинами в заточении. (В ранних постановках все женские роли исполнялись мальчиками-актерами.) Это было бы еще одним раскопом в Принне, который был особенно возмущен сексуальностью и воспринимал безнравственность на сцене, в различных аспектах - мальчики. одеваются как женщины, женщины появляются в масках и т. д.
Критики отмечают связь между пьесой Ширли и работой в каноне Джона Флетчера. "Птица в клетке включает в себя обширную переработку более ранней игры Флетчера о пари и тюремном заключении, Удовлетворенные женщины."
Герцог Мантуи планирует выдать замуж свою дочь Евгению правителю Флоренции ; для этого он запирает Евгению в башне и изгоняет ее благородного поклонника Филензо. Но Филензо возвращается в переодетом и хвастается перед двором, что он может преуспеть в любой задаче, которую поставит герцог его - если герцог предоставит ему необходимые финансовые ресурсы. Герцог (в лучших сказочных традициях) ставит перед Филензо задачу получить доступ к принцессе Евгении в ее изолированной башне; герцог считает это чем-то вроде шутки, но также и хорошая возможность проверить надежность своей безопасности. Филензо дает месяц на выполнение задания и бланк чека в сокровищнице герцога. И, конечно же, наказание за неудачу - смерть.
Филензо пытается дать взятку, но это не сработает. Столкнувшись с очевидным провалом своих усилий, Филензо решает, что По крайней мере, он может спасти бедных должников в темницах герцога. Однако один из должников предлагает Филензо новую стратегию достижения принцессы. Герцог подарил большую и сложную клетку, полную редких птиц; и герцог посылает подарок Евгении. Когда она открывает его, Филензо выходит из укрытия в центральной колонне аппарата. Таким образом, название пьесы относится и к Евгении, и к Филензо (как, в другом смысле, к посвященному, заключенному в тюрьму Принну).
На следующий день Филензо сообщает герцогу, что он выполнил свою задачу. Приведенная в суд для подтверждения, Евгения поддерживает иск Филензо и просит разрешить ей выйти замуж за умного незнакомца. Герцог возмущен ее просьбой; жениться на незнакомке хуже, чем жениться на Филензо. Филензо снимает маскировку, раскрывая свою истинную личность; но непреклонный герцог приказывает казнить его. По-видимому, вовремя приходит письмо от герцога Флорентийского, который слышал о Юджинии и Филензо и отказывается от всякой заинтересованности в устроенном матче. В письме Флоренс Мантуя советует позволить молодым влюбленным пожениться, и Мантуя решает извлечь максимум из неудачной сделки. Однако, когда Филензо вызывают обратно, становится известно, что осужденный отравил себя по дороге на казнь; его труп приводится в качестве доказательства. Когда «мертвый» Филензо подслушивает, что ему и Юджинии разрешили пожениться, он возвращается к жизни.