Автор | Мишель Фуко |
---|---|
Первоначальное название | L'archéologie du savoir |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
Предмет | Философия |
Жанр | история |
Издатель | Издания Gallimard |
Дата публикации | 1969 |
Тип носителя | Книга |
Страницы | 275 |
ISBN | 2-07-026999-X |
OCLC | 435143715 |
Археология знаний (L'archéologie du savoir, 1969) Мишеля Фуко, это трактат о методологии и историографии систем мышления (эпистем) и знания. (дискурсивные формации), которые следуют правилам, действующим в сознании испытуемых мужчин и женщин, и Они определяют концептуальную систему возможностей, которая определяет границы языка и мышления, используемых в данное время и в данной области. Археология знания - это аналитический метод, который Фуко использовал в своих работах Безумие и цивилизация: история безумия в эпоху разума (1961), Рождение клиники: археология медицинского восприятия (1963) и Порядок вещей: археология гуманитарных наук (1966).
Современное исследование Истории идей касается переходов между историческими мировоззрениями, но в конечном итоге зависит от преемственности повествования, которая нарушает вниз при внимательном рассмотрении. История идей отмечает точки разрыва между широко определенными способами знания, но эти способы знания существуют не как дискретные структуры среди сложных отношений исторического дискурса. Дискурсы возникают и трансформируются в соответствии со сложным набором отношений (дискурсивных и институциональных), определяемых разрывами и объединенными темами.
énoncé (утверждение) - это дискурс, способ речи; методология изучает только «сказанное» как проявление и трансформацию, без спекуляций о коллективном значении высказываний сказанных вещей. Заявление - это набор правил, которые превращают выражение - фразу, предложение, акт речи - в осмысленный дискурс и концептуально отличаются от сигнификации ; таким образом, выражение «Золотая гора находится в Калифорнии» дискурсивно бессмысленно, если оно не связано с географической реальностью Калифорнии. Следовательно, функция существования необходима для того, чтобы énoncé (утверждение) имело дискурсивное значение.
Как набор правил, утверждение имеет особое значение в археологии знания, потому что именно правила определяют выражение, имеющее дискурсивный смысл, в то время как синтаксис и семантика - дополнительные правила, которые делают выражение значимым, являются дополнительными правилами. Структуры синтаксиса и структуры семантики недостаточно для определения дискурсивного значения выражения; независимо от того, соответствует ли выражение правилам дискурсивного значения, грамматически правильное предложение может не иметь дискурсивного значения; И наоборот, грамматически неправильное предложение может иметь дискурсивный смысл; даже бессмысленные буквы могут иметь дискурсивное значение, например QWERTY определяет тип раскладки клавиатуры для пишущих машинок и компьютеров.
Значение выражения зависит от условий, в которых выражение возникает и существует в дискурсе область или дискурс дисциплины; Дискурсивное значение выражения определяется утверждениями, которые предшествуют ему и следуют за ним. То есть énoncés (высказывания) составляют сеть правил, которые устанавливают, какие выражения имеют дискурсивное значение; правила являются предпосылками для обозначения предложений, высказываний и актов речи, которые имеют дискурсивное значение. Затем анализ имеет дело с организованным рассредоточением утверждений, дискурсивных формаций, и Фуко повторяет, что изложенная археология знания является одним из возможных методов исторического анализа.
Философ Жиль Делез описывает «Археологию знания» как «наиболее решительный шаг, сделанный из теории и практики множественности."