Первое издание для Великобритании | |
Автор | Артур Кестлер |
---|---|
Страна | Соединенное Королевство |
Язык | Английский |
Предмет | Психология |
Издатель | Хатчинсон (Великобритания). Макмиллан (США) |
Дата публикации | 1964 |
Тип носителя | Печать |
Страницы | 751 |
Акт творения - книга 1964 года Артура. Кестлер. Это исследование процессов открытий, изобретений, воображения и творчества в юморе, науке и искусстве. В нем излагается попытка Кестлера разработать детально проработанную общую теорию человеческого творчества.
Описывая и сравнивая множество различных примеров изобретений и открытий, Кестлер приходит к выводу, что все они имеют общий образец, который он называет «бисоциацией» - смешение элементов, взятых из двух ранее не связанных между собой матриц мысли, в новую матрицу. смысла посредством процесса, включающего сравнение, абстракцию и категоризацию, аналогии и метафоры. Он рассматривает множество различных ментальных феноменов, основанных на сравнении (таких как аналогии, метафоры, притчи, аллегории, шутки, идентификация, ролевые игры, игра, персонификация, антропоморфизм и т. Д.), Как частные случаи «бисоциации».
Акт Творения разделен на две книги. В первой книге Кестлер предлагает глобальную теорию творческой деятельности, включающую юмор, научный поиск и искусство. Фундаментальная идея Кестлера состоит в том, что любой творческий акт - это бисоциация (а не просто ассоциация) двух (или более) явно несовместимых систем мышления. Используя пространственную метафору, Кестлер называет такие рамки мысленных матриц: «любая способность, привычка или навык, любой образец упорядоченного поведения, управляемый« кодом »фиксированных правил». Кестлер утверждает, что все разнообразные формы человеческого творчества соответствуют вариациям его модели бисоциации.
Шутки и юмор заставляют аудиторию ожидать определенного результата, совместимого с определенной матрицей (например, сюжетной линией повествования); изюминка, однако, заменяет исходную матрицу альтернативой комическому эффекту. Таким образом, структура шутки по сути является структурой наживки и подмены. В научных исследованиях две матрицы сливаются в новый более крупный синтез. Признание того, что две ранее разъединенные матрицы совместимы, порождает опыт eureka. Наконец, в искусствах и ритуалах две матрицы соприкасаются друг с другом. Наблюдение за искусством - это процесс переживания этого сопоставления с поддержанием обеих матриц.
Согласно Кестлеру, многие бисоциативные творческие прорывы происходят после периода интенсивных сознательных усилий, направленных на творческую цель или проблему, в период расслабления, когда рациональное мышление отбрасывается, например, во время сна и транса. Кестлер утверждает, что все существа обладают способностью к творческой деятельности, часто подавляемой автоматическими распорядками мышления и поведения, которые доминируют в их жизни.
Вторая книга «Акт творения» направлена на развитие биологической и психологической основы теории творения, предложенной в первой книге. Кестлер нашел психологию своего времени (бихевиоризм, когнитивизм ), изображая человека просто как автомат, игнорируя творческие способности разума. Кестлер опирается на теории игры, импринтинга, мотивации, восприятия, гештальт-психологии и других, чтобы заложить теоретическую основу своей теории творчества.