Фаддей Эдесский. Святой Аддай ܡܪܝ ܐܕܝ | |
---|---|
Икона Святого Фаддея (10 век, монастырь Святой Екатерины, гора Синай ) | |
Родился | ок. I век AD |
Умер | ок. II век нашей эры |
Почитается в | Ассирийской церкви Востока. Римско-католической церкви. Халдейской католической церкви. Сиро-Малабарская Католическая Церковь. Сирийская Православная Церковь. Восточная Православная Церковь. Восточная Православная Церковь. Церковь Кавказской Албании |
Праздник | 5 августа |
Согласно восточно-христианской традиции, Фаддей Эдесский (сирийский : ܡܪܝ ܐܕܝ, мар Аддай или Мор Адай, иногда Латинизированный Аддеус ) был одним из семидесяти учеников Иисуса. Возможно, он идентичен Фаддею, одному из Двенадцати Апостолов. С давних времен его агиография наполнена легендами и вымыслами. Сам святой может быть полностью вымышленным.
Нет единого мнения ни о жизни и смерти Фаддея Эдесского, ни даже о его существовании.
Основываясь на различных восточно-христианских традициях, Фаддей был евреем, родившимся в Эдессе, в то время это был сирийский город (ныне в Турции). Он приехал в Иерусалим на праздник и услышал проповеди Иоанна Крестителя (Святого Иоанна Предтечи). После крещения Иоанном Креститель на реке Иордан, он остался в Палестине. Позже он встретился и стал последователем Иисуса. Он был избран одним из семидесяти учеников, которых Иисус послал парами проповедовать в городах и местах.
После Пятидесятницы и вознесения Иисуса Тад Деус начал проповедовать Евангелие в Месопотамии, Сирии и Персии. Фаддей рукоположил священников в Эдессе, многих обратил в христианство и построил там церковь. Он также поехал в Бейрут проповедовать и основал там церковь.
Сирийская литургия, известная как Литургия Аддаи и Мари, возникла примерно в 200 году нашей эры и используется Ассирийской церковью Востока и Халдейская католическая церковь и
Халдейская сирийская церковь и Сиро-Малабарская католическая церковь в Индии, основанная апостолом Фомой.
Его праздник отмечается 5 августа по христианскому календарю.
Среди православных верующих святой Аддай был учеником Христа прислал Св. Апостол Фома - Эдесса, чтобы исцелить короля Авгара V из Осроена, который заболел. Он остался, чтобы проповедовать, и таким образом обратил Абгара - или Агбара, или в одной латинской версии «Акбар» - и его людей, включая Святой Аггай и Святой Мари.
Счет армянского царя Абгара V Осроенское армянское царство со столицей в Эдессе и Иисус, которому переписывался, впервые был описан в IV веке церковным историком Евсевием Кесарийским В начале легенды Евсевий имел ему были показаны документы, якобы содержащие официальную переписку между Абгаром и Иисусом, и он был достаточно уверен в их подлинности, чтобы подробно процитировать их в своей Церковной истории. Согласно Евсевию:
Фома, один из двенадцати апостолов, по божественному побуждению послал Фаддея, который также входил в число семидесяти учеников Христа, в Эдессу, как проповедника и евангелиста учения Христа. (Historia Ecclesiastica, I, xiii)
История об исцелении Фаддеем в результате евангелизационных усилий привели к росту христианских общин в южной Армении, северной Месопотамии и в Сирии к востоку от Антиохии. История Фаддея воплощена в сирийском документе Доктрина Аддаи, который описывает роль Аддаи и делает его одним из 72 апостолов, посланных для распространения христианских вера. К тому времени, когда легенда вернулась в Сирию, предполагаемое место чудесного изображения, она была вышита тканью чудесных событий. Историю подробно пересказал Ефрем Сирин.
Св. Аддаи также появляется в Первом Апокалипсисе Иакова и Втором Апокалипсисе Иакова.
В римско-католической традиции он и Святой Мари считаются покровителями Персидского и Ассирийцы.