Тэцуя Нода | |
---|---|
野 田 哲 也 | |
Нода на открытии Your Hand in Mine | |
Родился | (1940-03-05) 5 марта 1940. Уки, Кумамото, Япония |
Национальность | Японец |
Род занятий | Художник-печатник, почетный профессор Токийского университета искусств |
Награды | Международный главный приз на 6-й Международной биеннале эстампов 1968 года в Токио, Гран-при Биеннале графики 1977 года, Люблиана, 2015 Награжден Императором Японии |
Тэцуя Нода (яп. 田 哲 也, Нода Тэцуя, родился 5 марта 1940 г.) - современным художником, гравером и педагогом. Награжден орденом Священного сокровища, золотыми лучами с лентой на шее. Его широко считают самым важным ныне живущим художником-печатником в Японии и одним из самых успешных современных художников-печатников в мире. Он является почетным профессором Токийского университета искусств. Нода наиболее известен своими визуальными автобиографическими работами, выполненными в виде серии дневниковых записей, гравюр и шелкографии, запечатлевших моменты повседневной жизни. Его новаторский метод печати включает в себя сканирование фотографий с помощью мимеографа, а затем печать изображений на области, ранее напечатанной традиционными методами печати на дереве, на японской бумаге. Хотя сегодня эта техника смешанной техники довольно прозаична, Нода был первым художником, совершившим этот прорыв. Нода - племянник Хидео Нода, масляный художник и художник-монументалист.
Нода родился 5 марта 1940 года в городке Сирануи Уки, префектура Кумамото. В 1959 году он поступил на факультет масляной живописи факультета изящных искусств Токийского национального университета изящных искусств и музыки (в настоящее время Токийский национальный университет изящных искусств и музыки ), который окончил в 1963 году. В 1965 году Нода закончил аспирантуру Токийского национального университета изящных искусств и музыки. Нода был учеником Тадасигэ Оно в искусстве гравюры на дереве.
В июне 1971 года Нода женился на Дорит Бартур, дочери Моше Бартура, тогдашнего посла Израиля в Японии. В 1972 году в октябре родился их первый сын Изая; а в 1974 году у них родилась первая дочь Рика в ноябре.
(S) = ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, (G) = ГРУППОВАЯ ВЫСТАВКА
В журнале British Museum Magazine Тимоти Кларк, хранитель японского раздела, написал: «За почти пятьдесят лет Нода создал еще около 500 работ, которые продолжают его завораживающую серию« Дневник », используя уникальную сочетание цветной ксилографии и шелкографии на основе фотографий на японской бумаге ручной работы, которую он сделал сам. Персональные снимки тщательно переработаны, чтобы стать тонкими сувенирами универсального значения: «Что в жизни?» Нас постоянно спрашивают ».
В видео под названием« Making Beauty: Noda Tetsuya », опубликованном The British Музей 11 октября 2018 года, Нода и Кларк обсуждают концепцию и технику, использованные для создания внешнего вида работ Ноды. Видео на YouTube
С 1968 года работы Ноды вдохновлялись темами его собственной жизни. Это визуальная автобиография, а мотив - комментарий к его повседневной жизни - его семье, людям, которых он знает, росту его детей и пейзажам на его пути. Он фотографирует то, что видит и нравится, затем проявляет и ретуширует их карандашом или кистями. Его работы созданы с использованием подручных материалов.
Что касается концепции визуальной автобиографии, Роберт Флинн Джонсон заявил: «Думать, что жизнь достаточно важна, чтобы сделать ее центром своего искусства, может быть действием чистая глупость и эгоистическая гордость, или это может включать смиренную и искреннюю самоанализацию, основанную на наблюдении небольших универсальных истин. Ясно, что за почти сорокалетнюю карьеру создания художественного мира, сделанного из бумаги и чернил, Тетсуя Нода добился пошел по второму, более спокойному пути ».
В эпоху социальных сетей некоторые критики быстро замечают параллелизм визуальной автобиографии Ноды и популярных социальных сетей. В 2016 году газета указала: «В нашу эпоху социальных сетей для наших друзей нет ничего необычного в том, чтобы часто публиковать фотографии обыденных событий нашей жизни - смеющегося ребенка, только что прочитанной книги, нашего обеда, селфи. - в Facebook, Instagram или Snapchat. Но для известного современного японского художника Тэцуя Нода документирование обычных деталей своей повседневной жизни - это то, чем он занимается почти 50 лет ».
Когда его спросили о том, как он нашел свое тема; «Дневник как возможность, - ответил он, - в университете меня совсем не устраивало задание рисовать ню, это не казалось правильным способом выразить себя». Его независимое мышление и целеустремленность были высоко оценены. «Я начал использовать машину для резки мимеографа для фотоизображений в дополнение к технике гравюры на дереве». В 1968 году, через четыре года после окончания университета, он получил Международный главный приз на 6-й Токийской международной биеннале печати; «За смелое сочетание фотографии с традиционной гравюрой на дереве».
Каждый отпечаток создается уникальным и многослойным методом, который он сам разработал. Он начинает с выбора фотографии, сделанной на день заголовка, которым он манипулирует различными способами. Сначала он добавляет нарисованные элементы, такие как линии или затенение, и затемняет другие аспекты изображения. Затем измененная фотография сканируется на старомодном мимеографе, и этот процесс создает трафарет изображения. Затем Нода берет лист японской бумаги ручной работы, которую он использует для всех своих отпечатков, и наносит тонкий цвет с помощью традиционной техники ксилографии. Наконец, он наносит шелкографию поверх обработанной фотографии и добавляет свою подпись, свое имя рядом с отпечатком большого пальца.
Что касается использования фотографий, Нода пришел к выводу о разнице между его подходом к фотографии и подходом художника поп-музыки: «Энди Уорхол использовал фотографии Мэрилин Монро и Жаклин. е Онассис (тогда Кеннеди), но заметьте, что это известные люди, а сами фотографии уже десятки раз появлялись в СМИ. Я никогда не использую фотографии, сделанные другими людьми. Все мои фотографии принадлежат мне ». Японский искусствовед Ёсиаки Тоно (один из« трех великих »японских искусствоведов) отметил, что« поп-артисты озабочены Америкой, иконографией определенной эпохи и культуры, анонимные разговорные речи, Нода имеет дело с чем-то гораздо более личным. Его основной предмет - обыденность - обыденность отдельных людей. «Джеки» Уорхола - это лицо целого периода в американской жизни. На нем изображена Америка судорожных шестидесятых. Гравюры Ноды 1968 года имеют иное измерение ».
Как педагог, Эйприл Воллмер, художник и автор книги« Японская мастерская гравюры на дереве: современное руководство по древнему искусству Мокуханга » написал: «Сегодня большая часть художественного обучения проходит в университетах, и два выдающихся японских художника - Тэцуя Нода из Токийского университета искусств (Tokyo Geijutsu Daigaku) и Акира Куросаки из Университета Киото Сэйка - в значительной степени ответственны за новая международная волна осведомленности о мокуханге (ксилография в Японии ). Нода возглавлял отдел ксилографии в Tokyo Geidai с 1991 года до своего выхода на пенсию в 2007 году. Культурный обмен и продвижение японских форм искусства являются частью миссии университета, и Нода возглавил инновационную программу, в рамках которой каждый год приходили традиционные мастера-печатники укиё-э. от Института Адачи для работы со студентами, обеспечивая связь между традиционной системой мастерских и современным университетом. Он также поддерживал контакты с Западом, и его ретроспектива 2004 года в Музее азиатского искусства Сан-Франциско ясно показала влияние его изучения западного искусства, объединив фоновые изображения Мокуханга с фотографиями из сцен повседневной жизни. В 1998 году Нода приехал в Центр изучения печати им. Лероя Неймана при Колумбийском университете, чтобы преподавать мокухангу граверам из Нью-Йорка. Многие из художников, которые сейчас преподают мокухангу на международном уровне, учились у Ноды, в том числе Сейитиро Мийда (который теперь занял место Ноды в Tokyo Geidai), Raita Miyadera (также в Tokyo Geidai), Michael Schneider (Австрия), Tyler Starr (США), Roslyn Kean (Австралия) и другие - от Турции до Кореи и Пакистана ».
, бывший хранитель японских древностей в Британском музее, писал:« Он является мастером как минимум в четырех художественных жанрах., все они тесно связаны с живописью. Если рассматривать его как гравера, ни один японец не может даже отдаленно сравниться с его кругом предметов... Нода, несомненно, величайший из ныне живущих японских граверов. Но если рассматривать его как создателя работ, очень близких к живописи, нужно также спросить, какой из ныне живущих японцев может считаться равным ему… но, на мой взгляд, ни один из них не может соперничать с его замечательным кругом сюжетов и эмоций ».
Эдвард Люси-Смит, английский искусствовед, куратор и телеведущий, о «японских художниках, сделавших крупные международные карьеры», и в контексте Яёи Кусамы «явно японского расширения чувствительности поп-музыки» », И Такаши Мураками,« традиционно японское происхождение их образов », расположенное между ними:« Другой известный японский художник, который подчеркивает международный, кросс-культурный аспект своей работы, - Тэцуя Нода. Визуальные дневники Ноды рассказывают историю его смешанного брака с израильской женщиной, используя образы, основанные на фотографиях. Самая очевидная особенность японцев в них - это их безупречно умелое использование техник печати ».
, выдающийся критик искусство, культура и политика и одна из самых Часто цитируемые общественные интеллектуалы в письме к Ноде хвалили: «Начиная с Биеннале (sic) принтов, когда я имел радость соприкоснуться с вашим творчеством, я всегда думал о том, насколько оригинальным и сильным было выражение вашего искусства.. »
Дэниел Белл, говоря об оригинальности гравюр Ноды, говорит:« Отличительная черта Ноды заключается в трех вещах: удивительно последовательной тематике его работ, структуре и конфигурациях его композиций и сознательно новых техниках. происходит от укиё-э, как средство реализации его намерений ».
Роберт Флинн Джонсон, куратор Фонда графических искусств Ахенбаха в Музеях изящных искусств Сан-Франциско, написал:« Это Тецуя Нода. который является самым оригинальным, новаторским и заставляющим задуматься японским гравером своей эпохи ».
Стивен Ко, коллекционер произведений искусства, писал:« Серия дневников Тэцуи Ноды - это визуальная карта временного, личного, экспериментального и лирические моменты. Нода пытается сохранить память с помощью объективности своей камеры, но затем искажает полученную фотографию с помощью субъективности своих карандашей и кистей, прежде чем зафиксировать память для печати. Как будто для того, чтобы убедиться, что воспоминание запечатлено в его сознании, он неоднократно возвращался к этому воспоминанию с строгостью и энергией, лично вытягивая каждый отпечаток рукой. Результат и эффект - тихие и заниженные отчеты о воспоминаниях, которые пересматриваются, переоцениваются и неоднократно утверждаются в ходе этого трудоемкого процесса. Работы г-на Ноды - это не только процесс создания, но и приятный интроспективный и чувствительный результат отдельной работы или всей совокупности его работ ».
, искусствовед (один из« трех великих »авторов Японский искусствовед), писал об использовании фотографии Тэцуя Нода в своих работах: «Нода сумел передать уникальное качество, которое было запечатлено в любых других произведениях искусства фотографии, которые раньше можно было увидеть только через камеру. Это особое качество, которым обладает Нода, и которое другим трудно реализовать в своей работе. Это то воспоминание, которое вызывает фотография, которое, надо сказать, придает фотографии ее уникальное качество. Это качество воспоминаний - не что иное, как способность фотографии запечатлеть событие, которое вызывает человеческие эмоции, и в работах Ноды я чувствую, что эти чувства сильно выражены ».
Профессор Линда К. Эрлих, когда писал о взаимосвязи японского изобразительного искусства и японского кино, подчеркивал, что нельзя упускать из виду влияние более современной «креативной печати» (сосаку-ханга ) на японские фильмы, которые отличаются формалистической игривостью и смелостью. Эрлих заявил, что «крупномасштабные страницы дневника Ноды Тецуя, основанные на семейных фотографиях, с их, казалось бы, приземленными, но резонансными темами». вызывает точку зрения Дж. Томаса Римера на чувство «приглушенного реализма» сёсаку-ханга и «чувство мастерства, основанное на инстинктивном понимании силы, целостности, сама природа ». И это чувство «приглушенного реализма», в котором «радостно прославляется целостность природы и повседневности».
Эммануэль Мадек, анализируя работы Тэцуи Ноды, написал фотограф и куратор: « На первый взгляд, у него подход дневника. В случае с Нодой речь идет о перечислении повседневных предметов, мест, событий, банальность которых уравновешивается масштабом произведений. Статус субъектов и объектов меняется на противоположный. Дневник; 14 февраля 1992 года показывает нам пепельницу, заваленную множеством окурков, что, очевидно, является большой тривиальностью; но точка зрения, принятая для фотографии, делает ее графически замечательной. Именно формат этого изображения (89,6 x 129,5 см) придает этому объекту ауру, которая, будучи на первый взгляд обычным явлением, помещает его впереди и в центр как маркер времени. Теперь объект не просто объект, он становится ситуацией. С Нодой он в первую очередь фотограф. Фотосъемка служит потребности проверить реальность. Затем открытие образа всегда происходит из разделения между реальностью, памятью и образом, между которыми мы можем наблюдать промежутки. Но что наиболее поразительно здесь, так это то, что процесс распространяется в поперечном направлении от гравировки до трафаретной печати. Распространение фотографического изображения на второй носитель - это как чрезмерное присвоение, так и чрезмерное использование материи / изображения для извлечения возможностей. Таким образом, изображения Ноды представляют собой гибриды, плод смешения фотографии и гравюры, способствующие проникновению в глубокую сущность существования. Потому что «Дневник Тэцуи Ноды» - это часть разработки времени: время существования и время произведения, которое подтверждается серийным воспроизведением; следовательно, доказательство и подтверждение личной истории его автора, как отпечаток его попытки вовремя ».
Алан Г. Артнер, художественный критик, писал:« Многие из удовольствий здесь исходит от ремесла это искусство конца ХХ века было склонно преуменьшать. Художник выглядит равнодушным к какой-либо причуде или моде и бесстыдно демонстрирует снова и снова, сколько труда действительно вкладывается в произведение искусства. Если его исследования друзей и семьи не вызывают вашего интереса, то его личный способ изложить все может быть очень хорошо, так как он демонстрирует мощное сочетание традиций и индивидуального таланта. Все, что он видит, твердо и прочно, и на него смотрит с завоевательной оценкой ".
Жиль Беше, искусствовед, писал:« Созерцательный исследователь повседневной жизни, японский художник (Тэцуя Нода) переносит свои работы в дневник в образах. тревожной сладости, в которой смешиваются фотография, рисунок, трафаретная печать и ксилография. Переполненная пепельница, фрукты с рынка, полка, полная банальных предметов или откровенных портретов дочери, их живописная обработка приобрела плотность приостановленного времени. Время, которое не вернется, но останется в архиве навсегда ».
Джоуи Хо Чонг I, художественный куратор, написал:« Серия «Дневник Ноды» напоминает мне адаптированную цитату из поэта династии Цин Чжа Вэйрэн: что раньше было цитра, шахматы, вино и цветы в каллиграфии и живописи; теперь это рис, масло, соль, соус, уксус и чай. Поразительно, что обычные вещи в жизни, в уникальной интерпретации Ноды, могут обладать таким разумом и вневременностью, делая вещи странными, но интимными. Его работы позволяют нам идти по его жизни и заставляют нас чувствовать себя частью него или его семьи. Мы можем тихо пережить его радости и печали и спокойно пройти вместе с ним по его жизненному пути. Именно его способность вести переговоры с этим близким и далеким домом в своем сердце позволяет нам понять смысл жизни в обычном мире ".
Дженис Кац, младший куратор отдела японского искусства в Институте искусств Чикаго, писала: «Его внимание к знакомым и личным образам почти похоже на попытку остановить время. Сугубо личная тематика его изображений контрастирует с его техникой гравюры, которая делает его предметы загадочными и завуалированными. Они немного туманные и нечеткие, создавая дистанцию между зрителем и изображением. Любящая забота, которую Нода тратит на создание отпечатка, делая его красивым и детализированным, внося в него тайну и неопределенность, заставляет меня думать, что он не столько сохраняет память, сколько создает сцену так, как она появляется в его памяти. В процессе создания он может проводить больше времени с каждым из этих моментов - конечно же, с желанием каждого родителя - даже если он их изменяет ».
Работы Тэцуи Ноды широко собраны по всему миру как универсальными музеями (национальные музеи, музеи изобразительного искусства, музеи современного искусства и музеи современного искусства), так и специализированными музеями (фотография, печать и графика).
АВСТРАЛИЯ
БЕЛЬГИЯ
КАНАДА
ЧИЛИ
КИТАЙ
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ФИНЛЯНДИЯ
ГЕРМАНИЯ
ИЗРАИЛЬ
ЯПОНИЯ
KOREA
NORWAY
POLAND
SLOVENIA
UNITED KINGDOM
UNITED STATES OF AMERICA