Восстание Тепехуан

редактировать
Восстание Тепеуан
Участник мексиканских индейских войн, Список конфликтов в Северной Америке и Список войн с участием Мексики
Местоположение Тепухуан 1616.png . В 1616 году индейцы тепехуан жили в основном в штате Дуранго на восточных склонах Западной Сьерра-Мадре
Дата1616–1620 гг.
МестоположениеДуранго
РезультатПобежденный Тепеуанес
Воюющие стороны
Испанцы. Басков. Африканец. Индийские союзники

Тепехуанес. Тепехуан Союзники:

Командиры и лидеры

Капитаны: 32>

Диего Мартинес де Хурдайд. Бартоломе Хуарес. Онтиверос. Кастаньеда. Агирре. Монтаньо. Москеро

Военачальники:

Франсиско Гогоксито. Матео Канелас. Дон Маркос. Дон Педро де Мескиталь. Дон Хуан Атотонилько. Хуан Маркос де Милпильяс

Восстание тепехуан вспыхнуло в Мексике в 1616 году. Т epehuán Индейцы пытались вырваться из-под испанского владычества. Восстание было подавлено к 1620 году после больших человеческих потерь с обеих сторон.

Содержание

  • 1 Народ тепехуан
  • 2 Кваутлатас и иезуиты
  • 3 Восстание
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Народ тепехуан

Индейцы тепеуан жили на крутых восточных склонах и долинах Западной Сьерра-Мадре, в основном в будущем штате Дуранго. Они говорили на уто-ацтекском языке и в основном зависели от сельского хозяйства как источника средств к существованию. Таким образом, они отличались от своих соседей в пустынях на востоке, чичимека, которые были кочевыми и полукочевыми охотниками-собирателями.

Тепуан, акакси и сиксимэ на западе имели общие черты, такие как

«выращивание кукурузы, бобов, тыквы, чили и хлопка. рядом с рассредоточенными небольшими деревнями и поселениями… частые войны с ритуальным каннибализмом; политеизм и поклонение идолам; присутствие шаманов или специалистов по ритуалам (хечицерос); и децентрализованная политическая структура, которая полагалась на лидерство старейшин в мирное время и на лидеров войны, чтобы иметь дело с посторонними ».

Тепеуан перенес серию разрушительных эпидемий болезней, занесенных европейцами, за годы до восстания. Известно, что эпидемии в их регионе происходили в 1594, 1601–1602, 1606–1607, 1610 и 1616–1617 годах. Население тепехуан и их соседей, возможно, сократилось более чем на 80 процентов из-за эпидемий, с доколумбовой численности населения более 100 000 до менее 20 000, из которых тепехуаны, возможно, составляли половину этого общего числа

Во время войны Чичимека (1550–1590) тепехуан оставался нейтральным, хотя чичимека призывали их присоединиться к ним в сопротивлении испанской экспансии. Испанцам не удалось победить чичимеку военным путем, и они установили новую политику, названную «мир покупкой», в которой католики миссионеры были бы основным инструментом в умиротворении враждебных и полувраждебных индейцев. Индейцев нужно было снабдить продуктами питания и инструментами и переселить в города. Миссионеры, а не военные, возьмут на себя большую часть ответственности за интеграцию индейцев в мексиканское и христианское общество. Acaxee и Xixime были первыми, кто применил эту новую испанскую политику к ним, и Tepehuán будет следующим.

Quautlatas и иезуиты

Испанские поселенцы начали прибывать в страна Тепехуан в 1570-х годах для добычи серебра и разведения крупного рогатого скота. Иезуиты начали миссионерскую работу среди тепехуанцев в 1596 году, открыв миссии в Сантьяго Папаскьяро и Санта-Катарина-де-Тепехуанес, а позже в Эль-Цапе. Tepehuanes казались относительно восприимчивыми к миссионерам, хотя они сопротивлялись жить рядом с миссиями и работать в испанских рудниках и на haciendas, и часто совершали набеги на индейцев, дружественных испанцам. Тем не менее к 1615 году иезуит мог заявить, что тепехуаны «продемонстрировали большой прогресс и были в делах нашей святой веры muy ladino» (во многом как и испанцы).

Однако в 1616 году мессианским лидером по имени Quautlatas, который был крещен как христианин, возник среди тепехуанов. Quaultlatas путешествовал по горам, его символ был сломанным крестом, проповедуя, что боги были разгневаны, потому что тепехуанцы оставили их, и что они должны убить или изгнать всех испанцев, особенно миссионеров, с их земель. Обращение Квоултлатаса к своему народу смешало христианские и индийские верования. Он называл себя епископом и пообещал, что все убитые испанцами воскреснут через семь дней и что после Испанцы были убиты, старые боги благословили их землю хорошими урожаями и жирным скотом - крупный рогатый скот был введен испанцами. Послание Квутлатаса было типичным для тысячелетних движений, которые возникают в обществах, испытывающих чрезвычайный стресс. в Америке и во всем мире, включая Восстание пуэбло, Танец призраков и Восстание боксеров.

. В попытке объяснить причину восстания тепехуан Иезуиты отрицали какую-либо ответственность Испании. Скорее, они считали влияние Испании полезным. «С тех пор, как здесь поселились испанцы, там было много еды, одежды, богатства и других материальных благ», - сказал священник Андрес Перес де Рибас. Чего иезуиты не видели, так это связи в сознании индейцев между прибытием испанцев и смертью. Иезуиты прославляли души, спасенные крещением на смертном одре, но тепехуан сказал, что «отцы принесли им болезни и смерть крещением, потому что после крещения они заболели и умерли». Практика иезуитов, объединяющая индейцев в меньшее и большее количество поселений, способствовала легкому распространению болезней. в глазах иезуитов возможность жить в городе была характерной чертой цивилизации и должна была поощряться - или принуждаться - индейцам. Более того, иезуиты тесно сотрудничали с испанскими encomenderos и шахтерами, чтобы обеспечить их постоянным притоком индийских рабочих

. Поскольку испанцы понимали, что они приносили земные и небесные блага жителям Тепехуан, их объяснение состояло в том, что восстание было делом дьявола. «Это был сатана, который вмешался здесь, с чистой схемой и замыслом... Это наиболее ярко продемонстрировали дьявольские шаманы, которые имели близкие отношения с Дьяволом и были главной силой и зачинщиками восстания». Quautlatas был отождествлен с антихристом, и утверждение иезуита, что восстание было делом рук дьявола, сняло с испанцев вину. Со своей стороны, тепехуаны боролись за возвращение к своему традиционному образу жизни, надеясь, что поклонение своим старым богам и практика их старой культуры остановят ужасающие человеческие жертвы из-за европейских болезней и их виртуальное порабощение испанскими священниками, шахтерами и энкомендерос.

Восстание

16 ноября 1616 г. вагонный поезд, следовавший в Мехико, был атакован тепеуаном недалеко от Санта-Катарина-де-Тепеуанес, небольшая деревня в восточных предгорьях Западной Сьерра-Мадре. Так началось то, что историк-иезуит Андрес Перес де Рибас назвал восстанием

«одной из величайших вспышек беспорядков, потрясений и разрушений, которые были замечены в Новой Испании... со времен Завоевания ".

Прежде чем он был завершен четыре года спустя, более 200 испанцев, 10 миссионеров, неизвестное количество индейцев, черных рабов и метисов, объединенных с испанцами, и, возможно, 4000 тепехуан умерли, многие от голода и болезнь, в результате которой было разрушено имущество на сумму до миллиона песо.

Нападение Тепехуана на испанцев под руководством шести военачальников, в первую очередь Франсисо Гогоксито, было хорошо скоординировано, поскольку произошли почти одновременные нападения на миссии и испанские поселения по всему региону. 100 человек были убиты в церкви в Эль-Запе и столько же погибло в Сантьяго Папаскьяро. Только один миссионер-иезуит на территории Тепехуана пережил первые нападения. При первом сообщении о вспышке и опасаясь нападения на сам Дуранго (Гвадиана), губернатор Гаспар де Альвеар арестовал 75 местных индийских лидеров и приказал их казнить. В декабре он возглавил экспедицию, пересекающую страну Тепехуан, и спас 400 испанских и индийских союзников. Другая экспедиция, состоящая из 67 испанской кавалерии и 120 союзников индейцев кончо, вышла из Гвадалахары в марте 1617 г. и выиграла несколько сражений с тепехуаном. В войне против тепехуана испанцы отказались от своей примирительной политики «мира путем покупки» и вместо этого развязали войну «огня и крови» (fuego y sangre). Они напали на шестерых военачальников и убили последнего из них, Гогоксито, в марте 1618 года во время третьей крупной испанской кампании. После смерти Гогоксито крупные боевые действия. Quautlatas также был убит во время испанских кампаний. Однако смерть военачальников и Кваутлатаса не положила конец боевым действиям. Тепехуан продолжал совершать набеги на испанские поселения, а затем в поисках безопасности отступил в горы. В результате одного рейда тепехуанцев на Мапими погибло около 100 человек.

Несмотря на свои первоначальные успехи, тепехуаны не смогли убедить соседние индейские группы присоединиться к их восстанию, и испанцы победили. В 1618 году миссионерам, иезуитам и францисканцам разрешили вернуться к своим миссиям. Губернатор, однако, заявил, что провинция «разрушена и опустошена, испанцы почти обезлюдели». Были сожжены… церкви. Также были сожжены серебряные рудники и их оборудование ». Пройдет полвека, прежде чем регион вернется к прежнему процветанию. Восстание Тепехуан также привело к пересмотру политики Испании по отношению к индейцам. В дальнейшем миссии и поселения будут лучше защищены армией.

Восстание было официально объявлено об окончании в 1620 году, но иезуиты потратили годы, пытаясь убедить многих выживших тепехуанов спуститься с гор и живут на миссионерских станциях. Они все еще сталкивались с враждебностью, когда пытались организовать миссию среди тепехуанов в 1707 году, и только в 1745 году было сообщено о большом количестве крещений тепехуан. Постепенно тепеуаны были подавлены численностью испаноязычных и поглощены сообществом метисов. Но выжили три группы: северный тепеуан в Чиуауа и юго-восточный и юго-западный тепехуан в южном Дуранго. Они все еще сохраняют некоторые из своих старых обычаев. Северный Тепеуан насчитывал 6200 человек в 2005 году; юго-восток - 10600 и юго-запад - 8700.

См. также

Примечания

Ссылки

Gradie, Charlotte M. (2000) Восстание Тепехуана 1616 года. Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты.

Райли, Кэрролл Л. и Уинтерс, Ховард Д. (1963) «Доисторический тепехуан Северной Мексики». Юго-западный журнал антропологии, 19 (2): 177-185. (Лето).

Последняя правка сделана 2021-06-10 13:44:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте