Тенгризм

редактировать
Монотеистическая религия, исповедуемая тюркскими и монгольскими народами

тенгрианство (также известное как тенгрианство, тенгеризм, или тенгрианство ), древняя религия, зародившаяся в Средней Азии и евразийских степях, центр которой является бог неба Тенгри. Термин также присутствует несколько современных тюрков - монгольских известных религиозных движений и учений. Это была преобладающая религия турок, монголов (включая булгар и хунну ), гуннов и, возможно, маньчжур и мадьяры и государственная религия нескольких средневековых государств: Гектюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Старая Великая Булгария, Дунайская Булгария, Волжская Булгария и Восточная Туркия (Хазария). В Ирк Битиг, манускрипте IX века о гаданиях, Тенгри регистрируется как Türük Tängrisi (Бог тюрков). По мнению многих ученых, на имперском уровне, особенно к XII - XIII векм, тенгрианство было монотеистическим, и многие современные тенгристы идентифицируют себя как монотеистические.

Пик Хан-Тенгри на закате.

Формы имени Тенгри (древнетюркский : Täŋri) у древних и современных тюрков и монголов - Тенгери, Тангара, Тангри, Танри, Тангре, Тегри, Тингир, Тенкри, Тери, Тер и Туре. Название Тенгри («Небо») происходит от древнетюркского : тенк («рассвет») или Тан («рассвет»). Между тем, Стефан Георг, что тюркское слово Tengri в конечном итоге происходит как заимствованное от протоенисейского * tɨŋgVr- «высокий». Монголия иногда поэтически называется «Страна Вечного Синего Неба» (Мунх Хух Тенгриин Орон) его обитателями.

тенгрианство пропагандировалось в интеллектуальных кругах тюркских народов Центральной Азии (Кыргызстан с Казахстаном ) и России (Татарстан, Башкортостан ) с момента распада Советского Союза в 1990-е годы До. этим порется, оно подвергается организованному возрождению в Бурятии, Саха (Якутия), Хакасии, Туве и других тюркских людей в Сибирь. алтайский бурханизм и чуваш Ваттисен Ялы - движения, похожие на тенгрианство.

Содержание

  • 1 Терминология и связь с шаманизмом
  • 2 Исторический тенгрианство
    • 2.1 Орхонские надписи
    • 2.2 Письма Аргуна
    • 2.3 Тенгризм в тайной истории монголов
  • 3 Современный тенгризм
  • 4 Символы и святые места
  • 5 Верования
    • 5.1 Бог
    • 5.2 Космология трех миров
      • 5.2.1 Небесный мир
      • 5.2.2 Подземный мир
    • 5.3 Души
  • 6 Тенгризм и буддизм
  • 7 Тенгризм и ислам
  • 8 Тенгризм и христианство
  • 9 См. Также
  • 10 Сноски
  • 11 Библиография
    • 11.1 Вторичные источники
    • 11.2 Современные тенгристские авторы
  • 12 Внешние ссылки

Терминология и связь с шаманизмом

Слово «тенгрианство» - довольно новый термин. Написание тенгрианства для религии древних тюрков встречается в трудах XIX века казах русскоязычный этнограф Шоган Валиханов. Термин был введен в широкий научный оборот в 1956 году Жан-Полем Ру, а позже в 1960-х годах как термин в русскоязычных статьях.

Тенгрианство - это отражение русского термина., Тенгрианство («Тенгрианство»). Представлен казахским поэтом и тюркологом Олжасом Сулейменовым в своей книге 1975 года АЗ-и-ИА. С 1990-х годов, русскоязычная литература использует его в общем смысле, как, например, сообщалось в 1996 году («так называемое тенгрианство») в контексте националистического соперничества за булгарское наследие.

Написание тенгрианства, Тангризм, тенгрианство также встречаются с 1990-х годов. В современной Турции и частично в Кыргызстане тенгрианство известно как Tengricilik или Göktanrı dini («религия Небесного Бога»); турецкие gök (небо) и tanrı (Бог) соответствуют монгольским khukh (синий) и Tengeri (небо) соответственно. Монгольский Тэнгэр шүтлэг используется в биографии Чингисхана.

в 1999 году. В 20 веке ученые установили существование религиозного имперского культа хагана в древних тюркских и монгольских государствах. Турецкий историк религии Зия Гёкалп (1876–1924) писал в «Истории своей турецкой традиции и турецкой цивилизации», что религия древних тюркских государств не могла быть примитивным шаманизмом, который был лишь магической частью. религии древних тюрков (см. историографию проблемы: Алиджи 2011, стр. 137–139).

Природа этой религии остается дискуссионным. По мнению многих ученых, это было монотеистическим с богом Кёк-Тенгри в качестве Верховного Существа - идея, вдохновленная сторонниками примитивного монотеизма, поддержанная рядом других ученых (В. Шмидт ; Р. Петтаццони ; Л. Гумилев ; Г. Дёрфер ; Х. Танью ; и другие).

Как вариант этой концепции, тенгрианство было монотеистической религией только на имперском уровне в аристократических кругах (у древних тюрков было два типа религий: шаманизм и Тенгрицентричный тенгрианство, первое входило во втором) и, п, только к XII- XIII векам (поздняя форма развития древнего шаманизма в эпоху Монгольской империи). Как сказал Жан-Поль Ру, это была сильная идея турок и монголов: «Времен на Небесах есть только один Бог, то на земле может быть только один правитель...»

Другие указывают, что Тенгри был не Абсолютом, а всего лишь богом верхнего мира, небесным божеством в полититеистическом шаманизме.

Все современные последователи тенгрианства представляют его как монотеистическое.

Самое раннее известное изображение сибирского шамана, нарисованное голландским исследователем Николаесом Витсеном, который написал отчет о своих путешествиях среди самодийских и тунгусских народов. говорящих народов в 1692 году. Витсен назвал иллюстрацию «Жрецом дьявола», придав этой фигуре когтистые ноги, чтобы выразить то, что он считал демоническими качествами.

Тенгризм отличается от сибирского шаманизма тем, что полития практиковали это не небольшие группы охотников-собирателей, как палеосибиряки, непрерывная череда пасторальных, полуседентаризованных ханств и империй из Сюннуйская империя (основана в 209 г. до н.э.) до Монгольской империи (13 век). У тюркских народов он был радикально радикально вытеснен исламом, в то время как в Монголии он сохранился как синтез с тибетским буддизмом, сохранился в более чистых формах вокруг озера Хубсугул и вытесненого озера Байкал. В отличие от сибирского шаманизма, у которого нет письменной традиции, можно идентифицировать по тюркским и монгольским историческим текстам, таким как орхонские надписи, Тайная история монголов и Алтан Тобчи. Однако эти тексты более исторически ориентированы и не являются религиозными текстами, такими как религиозные религиозные истории и сутры строго оседлых цивилизаций, которые содержат доктрины и религиозные истории.

По шкале сложности тенгрианство находится где-то между протоиндоевропейской религией (догосударственная форма пастырского шаманизма в западной степи) и его более поздней форма Ведическая религия. Восточная степь, где развивалось тенгрианство, более централизованное иерархическое государство, чем западная степь. Тенгризм был отмечен как более централизованный, менее политеистический, менее мифологизированный и более исторически ориентированный, чем язычество, выросшее из западной протоиндоевропейской религии. Тем не менее, главный бог Тенгри («Небеса») считается поразительно похожим на индоевропейского бога неба * Дюс, и структура реконструированной протоиндоевропейской религии в структуре ранней Турок, чем религия любого народа ближневосточной или средиземноморской древности.

Термин «шаманизм» впервые был применен западными антропологами как сторонними наблюдателями древней религии турок и монголов, а также религий других народов. соседние тунгусские и самодийские народы. Изучив религиозные традиции по всему миру, некоторые западные антропологи начали использовать этот термин в очень широком смысле. Этот термин использовался для описания магико-религиозных практик, встречающихся в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно не связанных между собой частей Америки, поскольку они считали эти практики похожими друг на друга.

Русская открытка на основе фотографии, сделанной в 1908 году С.И. Борисовым, на которой изображена женщина-шаманка, вероятно, хакасской национальности. Бурятский шаман производит возлияние.

Термины для шамана 'и' шаманка 'в сибирских языках:

  • ' шаман ': саман (недигал, нанай, ульча, орок), сама (маньчжурский). Вариант / šaman / (т. Е. Произносится «шаман») - эвенкийский (откуда он был заимствован на русском языке).
  • «шаман»: алман, ольман, волмен (юкагир)
  • 'шаман': (татарский, шор, ойрат), (Тува, Тофалар)
  • бурятское слово для шамана это (böö), из раннемонгольского böge.
  • 'шаман': ńajt (ханты, манси), из протоуральский * нойта (ср. Саамский ноайди )
  • 'шаманка': (монгол), (якутский), удаган (бурятский), удуган (эвенки, ламут), одоган (недигал). Родственные, встречающиеся в различных сибирских языках, включая утаган, убакан, утыган Все они связаны с монгольским именем Этюген, богини домашнего очага, и Etügen Eke 'Мать-Земля'. Мария Чаплицкая указывает, что в сибирских языках используются слова для мужчин-шаманов из разных корней, но почти все слова для женщин-шаманов имеют один и тот же корень.

В женской практике шаманизма раньше, чем мужской, было установлено, что «шаманы изначально были женщинами».>Бурятский ученый Ирина Сергеевна Урбанаева разработала теорию тенгристских эзотерических традиций Центральной Азии после распада Советского Союза и возрождение национальных настроений в бывших советских р. еспубликах Средней Азии.

Исторический тенгрианство

Буквы рунического вида Тенгри на древнетюркском письме (пишется справа налево как Тэгири) Кул-Тигин памятник, 8 век.

Впервые имя Тенгри записано в китайских хрониках с 4 века до н.э. как бог неба сюнну, оно принимает китайскую форму 撑 犁 (Cheng -li).

Культа-Тенгри закреплен Орхоном, или древнетюркским письмом, используемым Göktürks («небесные тюрки») и другими ранними ханства в VIII- X вв.

Печать из письма Гуюг-хана Папе четыре Иннокентию IV, 1246. Первые слова сверху вниз, слева направо прочтите «möngke ngri-yin küčündür» - «Под властью вечного неба». Слова «тнгри» (тенгри) и «зрлг» (зарлыг) демонстрируют безгласный архаизм.

Тенгризм был религией средневековых государств: Гёктюркский каганат, Западно-тюркский каганат, Древняя Великая Булгария, Дунайская Булгария, Волжская Булгария и Восточная Туркия (Хазария) Тюркские верования содержат сакральную книгу Ирк Битиг из Уйгурского каганата.

тенгрианство также играло большую роль в религии Монгольских империй как первичное государство духовности. Чингисхан и несколько поколений его последователей были тенгрийскими последователями и «царями-шаманами» до тех пор, пока его потомок в пятом поколении, Узбек-хан, не обратился к исламу в 14 веке. Старотенгристские молитвы пришли к нам из Тайной истории монголов (13 век). Священники-пророки (темуджин) по вероисповеданию заимствовали их у великого божества / духа Мунх Тенгера.

Традиционная киргизская юрта 1860 года в Сырдарьинской области. Обратите внимание на отсутствие компрессионного кольца наверху.

Первоначальные монгольские ханы, последователи Тенгри, были известны своей терпимостью к другим религиям. Мункэ-хан, четвертый великий хан Монгольской империи, сказал: "Мы верим, что есть только один Бог, которому мы живем и которому мы умираем, и для Которого у нас честное сердце. Но как Бог дает нам разные". пальцы рук, так Он дает людям разные пути приблизиться к нему ". («Счет монголов. Дневник Уильяма Рубрука», религиозные дебаты в суде, задокументированные Вильгельмом Рубруком 31 мая 1254 г.).

Культ Неба, вероятно, был аналогичен тенгризму у тунгусских народов, которые вместе с тюрками и монголами принадлежат гипотетической языковой семье алтайцев, особенно те, кто имел свою государственность как маньчжур (небесное божество в маньчжурском шаманизме называлось Апка Эндури).

Согласно венгерским археологическим исследованиям, религия Мадьяры (венгры ) до конца 10 века (до христианства) были тенгрианцами.

Тенгрианцы рассматривают свое существование как поддерживаемое вечным синим небом (Тенгри), плодородный дух матери-земли (Эдже ) и правитель, считающийся святым духом неба. Небо, земля, духи природы и предки удовлетворяют все нужды и защищают всех людей. Живя честной и уважительной жизнью, человек будет поддерживать равновесие в своем и совершенствовать свой личный Конь ветра, или дух. Сообщается, что гунны Северного Кавказа верили в двух богов: Тангри-хана (или Тенгри-хана), которого считали идентичным персидскому Эсфандияру и которому принесли жертву лошадей, и Куару (чьи жертвы поражены молниями).

Традиционный тенгрианство сохраняется среди монголов и в некоторых тюрко-монгольских регионах России (Саха, Бурятия и Тува ) параллельно с другими религиями.

орхонские надписи

Согласно орхон надписям, Тенгри играет большую роль в выборе кагана, и в ее действиями. Многие из них были исполнены, потому что «так предначертано Небо» (древнетюркский : Teŋіri yarïlqaduq üčün).

Письма Аргуна

Старый манускрипт Письмо Аргун-хана от 1289 года Филиппу Прекрасному, классическим монгольским письмом. Письмо было вручено французскому королю Бускарелем из Жизольфа.

Аргун, выражавшим ассоциацию Тенгри с имперской легитимностью и военным успехом. Величие (суу) хана - это божественная печать, дарованная Тенгри избранному человеку, через которую Тенгри контролирует мировой порядок (присутствие Тенгри в хане). В этом письме «Тенгри» или «Мункэ Тенгри» («Вечное небо») стоит в начале предложения. В середине увеличенного раздела фраза Тенгри-инь Кучин («Сила Тенгри») образует паузу, после чего следует фраза «Каган-у Суу»:

Под властью Вечного Тенгри. Под величеством хана (Хубилай-хан ). Аргун Наше слово. Иреду Фарансу (королю Франции). В прошлом году вы отправили своих послов во главе с Мар Бар Савмой, которые Нам сказали: «Если солдаты Иль-Хана поедут в направлении Мисира (Египет), мы сами поедем отсюда и присоединимся к вам», что мы одобрили и сказали (в ответ) «Молясь Тенгри (Небесам). Мы поедем в последний месяц зимы в год тигра и спустимся на Димиск (Дамаск) 15 числа первого месяца весны ». Теперь, если вы отправите своих солдат в назначенное время и, поклоняясь Тенгри, мы победим этих граждан (вместе с Дамаском), Мы дадим вам Орислим (Иерусалим). Как это может быть уместно, если вы начали собирать солдат позже назначенного времени и назначенного срока? Какой толк потом сожалеть? Кроме того, если, добавляя какие-либо дополнительные сообщения, вы позволяете своим послам летать (к) на крыльях, отправляя предметы роскоши, соколов, любые драгоценные предметы и зверей, которые есть из страны франков, Сила Тенгри (Тенгри-инь Кучин)) и только Величество хана (Каган-у Су) знает, как Мы отнесемся к вам благосклонно. С этими словами Мы послали Мускерила (Бускарелло) Хорчи. Наше письмо было написано, когда мы были в Хондлоне на шестой хуучид (6-й день старой луны) первого месяца лета года коровы.

Другой старинный манускрипт 1290 г. письмо Аргуна Папе Николаю IV

Аргун выразил Недогматическая сторона тенгрианства. Имя Мункэ Тенгри («Вечный Тенгри») находится в верхней части предложения в этом письме Папе Николаю IV в соответствии с правилами монгольского тенгрианского письма. Слова «тнгри» (тенгри) и «зрлг» (зарлыг, указ / приказ) до сих пор пишутся безгласным архаизмом:

... Ваше изречение «Да примет [илхан] силам (крещение)» законно. Мы говорим: «Мы, потомки Чингисхана, сохраняем собственную монгольскую идентичность независимо от того, получать ли некоторые силум или нет, Небесному только Вечному Тенгри (решать)». Люди, получившие силум и у которых как и вы, действительно честное сердце и чисты, против религии и приказов Вечного Тенгри и Мисики (Мессии или Христа). Что касается других народов, то мало ли их тех, кто, забывая Вечного Тенгри и не подчиняясь ему, лгут и воруют? Теперь вы говорите, что мы не получили шилам, вы оскорблены и питаете мысли недовольства. [Но] если кто-то молится Вечному Тенгри и несет праведные мысли, это все равно, что если бы он получил шилам. Мы написали наше письмо в год тигра, пятую часть новолуния первого летнего месяца (14 мая 1290 г.), когда мы были в Уруми.

Тенгризм в Тайной истории монголов

Бурхан К. haldun Гора Бурхан Халдун - место, где Чингисхан регулярно молился Тенгри.

Тенгри много раз упоминается в Тайной истории монголов, написанной в 1240 году. Книга начинается с перечисления предков Чингисхана, начиная с Бортэ Чино (Синий Волк), рожденного «судьбой от Тенгри». Бодончара Мунхага, предка Чингисхана в 9-м поколении, называют «сыном Тенгри». Когда в 9 лет Тэмуджина привели в племя Конгират, чтобы выбрать себе жену, Дей Сэцен из Конгират рассказывает Есугею, отцу Тэмуджина (Чингисхана), что ему снился белый сокол, схвативший солнце и Луна, подойди и сядь ему на руки. Он отождествляет солнце и луну с Есугеем и Тэмуджином. Затем Тэмуджин встречает Тенгри в горах в возрасте 12 лет. Тайчиуд пришел за ним, когда он жил со своими братьями и сестрами и матерью в пустыне, питаясь корнями, дикими фруктами, воробьями и рыбой. Он прятался в густом лесу на высотах Тергуун. После трех дней скрывания он решил уйти и вел лошадь пешком, когда оглянулся и заметил, что его седло упало. Тэмуджин говорит: «Я понимаю, что ремень на животе может ослабнуть, но как может ослабиться и нагрудный ремень? Тенгри меня уговаривает?» Он прождал еще три ночи и решил снова выйти, но выход преградил камень размером с палатку. Он снова сказал: «Тенгри меня уговаривает?», Вернулся и ждал еще три ночи. В конце концов, он потерял терпение после 9 дней голода и обошел скалу, срубая дерево с другой стороны своим строгальным ножом, но когда он вышел, тайчюды поджидали его там и тут же схватили. Тогрул позже приписывает поражение меркитов Джамухе и Тэмуджину «милости могучего Тенгри» (параграф 113).

Хорчи Баарина рассказывает Тэмуджину о видении, данном «Заарин Тенгри», где бык поднимает пыль и просит вернуть один из своих рогов после того, как бросился в повозку героя Джамухи (соперника Тэмуджина), в то время как другой бык запрягал сам себя к большой повозке на главной дороге и последовал за Тэмуджином, крича: «Небеса и Земля согласились сделать Тэмуджина Владыкой нации, и теперь я несу нацию к вам». Впоследствии Тэмуджин сообщает своим первым товарищам Бурчи и Зельме, что они будут назначены на самые высокие посты, потому что впервые последовали за ним, когда на него «милостиво посмотрел Тенгри» (параграф 125). В битве при Хуитене Буюрук Хан и Кудуга пытаются использовать зад-камни, чтобы вызватьгрозу против Тэмуджина, но это дает обратный эффект, и они застревают в скользкой грязи. Они говорят, что «гнев Тенгри на нас», и бегут ворядке (параграф 143). Темуджин молится «отцу Тенгри» на высоком холме с поясом на шее после победы над Тайчюдом при Цаит Цаган Тал и взятия 100 лошадей и 50 нагрудников. Он говорит: «Я стал Господом не благодаря собственной храбрости, но я победил своих врагов благодаря любви моего отца, могущественного Тенгри». Когда Нилка Сенгум, сын Тогрул Хана, убедить его напасть на Тэмуджина, Тогрул говорит: «Как я могу плохо думать о моем сыне Тэмуджине? "Я боялся Тенгри и сказал, как я говорю, как Нилка Сенгумивает несколько истерик," Тогрул наконец смягчается и говорит:

Когда Боорчи и Угедей возвращаются ранеными из битвы с Тогрулом, Чингисхан от боли ударяет себя в грудь и говорит: «Да». если вы стали ханом, я бы первым бросился в битву и принес вам лучших женщин и лошадей, если решит Вечный Тенгри »(параграф 172). После победы над кераитами Чингисхан говорит: «Благословением Вечного Тенгри Я низложил кераитов и взошел на высокий престол» (параграф 187)., Чингис отправляет Субутая с железной повозкой преследовать сыновей Т «Если вы будете действовать открыто, хотя и скрытно, близко или далеко и сохраните верность, тогда Верховный Тенгри благословит вас и поддержит вас» (параграф 199). Джамуха говорит Тэмуджину: «У меня не было надежных друзей, талантливых братьев, и моя жена говорила с великими словами. Вот почему я проиграл тебе Тэмуджина, улучшенного и предназначенного Отцом Тенгри ». Чингисхан назначает Шихихутуга верховной судьей Империи в 1206 году и говорит ему: «Будь моими глазами, чтобы видеть, и ушами, чтобы слышать, когда я повелеваю империей по благословению Вечного Тенгри» (параграф 203). Чингисхан назначает Мукали «Гуй Ванга», потому что он «передал слово Тенгри, когда я сидел под раскидистым деревом в долине Хорхунаг Джубур, где танцевал Хотула-хан» (абзац 206). Он дает Хорчи из Баарина 30 жен, потому что обещал Хорчи, что выполнит его просьбу о 30 женах, «если то, что вы говорите, сбудется по милости и силе Тенгри» (параграф 207).

Чингис упоминает как Вечного Тенгри, так и «небо и землю», когда он говорит: «Милостью Вечного Тенгри и благословением неба и земли я значительно увеличился в силе, объединил весь великий народ и подвел их. мои поводья »(параграф 224). Чингис приказывает Свирепому Дорбею из племени Дорбет «строго управлять своим воинами, молиться Вечному Тенгри и пытаться победить народ Хори Тумид» (параграф 240). После оскорбления тангутов Аша Хамбу за то, что он слабый хан, Чингисхан говорит: «Если Вечный Тенгри благословит меня, и я твердо натяну свои золотые поводья, тогда все станет ясно» (параграф 256). Когда Аша Хамбу из тангута снова оскорбляет его после возвращения из хорезмийской кампании, Чингисхан говорит: «Как мы можем вернуться (в Монголию), когда он произносит такие гордые слова? Хотя я умру, я не позволил этим словам ускользнуть. Вечный Тенгри решать вам »(пункт 265). После, как Чингисхан «восходит на Тенгри» (параграф 268) во время его успешной кампании против тангутов (Си Ся), колеса возвращающейся погребальной телеги застревают на земле, и Гилугдей Баатар из Сунуда говорит: «Мой Вседержитель верхом на коне, рожденный судьбой от Хуха Тенгри, ты покинул свой великий народ? «Бату-хан отправляет секретное письмо Угедей-хану, в котором говорится:« Под властью Вечного Тенгри, под пирачеством моего дяди-хана, мы поставили большой шатер для после того, как мы разрушил город Мегед, завоевал Оросууд (русских), собрал одиннадцать народов со всех сторон и натянул наши золотые поводья, чтобы провести последнюю встречу перед тем, как разойтись в разных направлениях »(параграф 275).

Современник Тенгризм

Белый Храм Зюльде Тнгри в городе Уксин Баннер во Внутренней Монголии, Китай.

Возрождение тенгрианства сыграло свою роль в поиске исконных духовных корней и идеологии пантюркизма с 1990-х годов, особенно в Кыргызстане, Казахстане, Монголии, некоторых автономных республиках Российской Федерации ( Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Якутия и др.), Среди Крымские караимы и крымские татары.

После 1908 года Младотурская революция и особенно провозглашение республики в 1923 году, националистическая идлеология туранизма и кемализма способствовали возрождению тенгрианства. Исламская цензура была отменена, что необходимо объективно изучить доисламскую религию турок. Турецкий язык был очищен от арабских, персидских и других заимствований. Ряд деятелей, официально не отказались от ислама, но приняли тюркские имена, такие как Мустафа Кемаль Ататюрк (Ататюрк - «отец турок») и исторические религии и идеолог кемалистского режима Зия Гёкалп (Гёкалп - «небесный герой»).

Нихал Ациз (1905–1975), один из первых идеологов современного тенгрианства.

Выдающийся турецкий писатель и историк Нихал Ациз был тенгристом и идеологом туранизма. Последователи тенгрианства в военизированной организации Серые волки, в основном вдохновленные его работой, заменяют арабское обозначение бога «Аллах» на турецкое «Танри» в клятве и произносят: «Танры Тюрку Корусун» (Тенгри, благослови тюрков!).

Самыми известными современными идеологами и теоретиками тенгрианства являются Игорь Ачкинази (1954–2006), [ru ] (1944–2018), [kk ] (1938–2003)), [ru ], [kk ] (1955–2010), Рафаэль Безертинов, Шагдарин Бира, [ru ], [ ru ] (1947–2018), Монгуш Кенин-Лопсан, [kk ] (1958–2016), Чойун Омуралиев, [ru ] (1922–2019), Дастан Сарыгулов и Олжас Сулейменов.

Поэт, литературный критик и тюрколог Олжас Сулейменов, воспеватель казахской национальной идентичности в своей книге AZ-and-IA, которая была запрещена после публикации в 1975 году в Советском Казахстане, СССР, представила тенгрианство («тенгрианство») как одну из древнейших религий в мире.

У тенгрианства очень мало активных приверженцев, но его возрождение этнической религии достигло более широкой аудитории в интеллектуальных кругах. Бывшие президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Кыргызстана Аскар Акаев назвали тенгрианство национального, «естественной» религиией тюркских народов. Так, во время поездки в 2002 г. в Хакасию, Россия, Акаев, заявлено что посещение реки Енисей и рунических стел представляет собой «паломничество в святое место для киргизов». как паломничество в Мекку. Представляя ислам как чуждый тюркским народам, как семитскую религию вместе с христианством и иудаизмом, приверженцы встречаются в первую очередь среди националистических партий Центральной Азии. Тенгрианство можно интерпретировать как тюркскую версию русского неоязычества, которое уже устоялось. Отчасти оно похоже на новые религиозные движения, такие как New Age.

В Татарстане единственный тенгристский журнал «Безнен-Юл» (Наш путь) появился в 1997 году, а также работает теоретиком тенгриста. движение Рафаэль Безертинов. Он пишет:

Сегодня трудно даже сказать, кто такие современные тюрки и монголы. Их имена на 90% арабские, персидские, греческие, еврейские и т. Д.; религия - семитская (арабская, христианская, еврейская) и индийская; многие не знают своей философии и традиций; жить по законам и образу жизни Запада; одежда и еда западные; алфавит западный; забыл свой род и предков; они не знают истории своего народа; многие горожане не говорят на родном языке. Кто они на самом деле и что у них есть на сегодняшний день? Только наследственные гены...

Тенгрист "Айыы Вера " храм Дом Очищения (Якут : Арчы Дьиэтэ) (2002) в Якутске, Россия, отведены властями.

Якут филолог Лазарь Афанасьев-Терис, доктор философии, основал тенгристскую организацию «Кут-Сюр» (ныне Айыы Вера ) в 1990– 1993 г. Штаб-квартира Международного фонда исследований тенгри также находится в Якутске.

. Несколько киргизских политиков выступают за тенгрианство, чтобы заполнить предполагаемую идеологическую пустоту. Дастан Сарыгулов, государственный секретарь и бывший председатель Кыргызской государственной золотодобывающей компании, учредил в 2005 году Тенгир Ордо - общественная группа, продвигающая ценности и традиции тенгрианства - Международный научный центр тенгристоведения. Он основывался на идеях одного из первых идеологов доисламской религии на постсоветском дизайне, кыргызского писателя Чойуна Омуралиева по прозвищу Чойун уулу Омуралы, изложенных в его книге «Тенгризм» (1994).

Другой киргиз. Сторонник тенгриан Кубанычбек Тезекбаев был привлечен к уголовной ответственности за разжигание религиозной и национальной розни в 2011 году с заявлениями в интервью, в которых киргизские муллы назывались «бывшими алкоголиками и убийцами».

В то же время власти Кыргызстана не идут для официальной регистрации «Тенгирчилик» (Теңирчилик) и других тенгристских объединений.

Они имеют отношение к тенгрианству или являются его частью также движений в рамках антишаманистского бурханизма (Ак Джанг), возникшего в 1904 году на Алтае и этническая вера Ваттисен Ялы в Чувашии, Россия.

Опубликованы статьи о тенгрианстве в общественно-научных журналах. В 2003 году в Бишкеке Фонд Тенгир Ордо провел первый международный научный симпозиум по тенгризму «Тенгрианство - мировоззрение алтайских народов». Конференция «Тенгризм как новый фактор построения идентичности в Центральной Азии» была организована Французским институтом исследований Центральной Азии в Алматы, Казахстан, 25 февраля 2005 года. С 2007 года каждые два года проводятся Международные научные конференции «Тенгризм и эпос. Наследие евразийских кочевников: истоки и современность »проводились в России, Монголии и других странах (первый спонсировался Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)).

Символы и святыня мест

Один из главных символов тенгрианства.

Используемый многими тенгрианцами символ, представляющий руническое написание бога Тенгри и «шанрак» (равносторонний крест в круге), изображающий проем в крыше здания юрта и шаманский барабан.

Многие изображения и символы мира относятся к народным религиям Средней Азии и Русской Сибири. Шаманские религиозные символы в этих областях часто смешиваются. Например, рисунки миров на алтайских шаманских барабанах.

Монгольский шаманизм Символ Темдэга. Шанграк - верх юрты - символ тенгрианства.

См. Также:

Гора Белуха (Уч-Сюмер) на Алтае.

Самые высокие горные вершины обычно становились священными местами. Со времен Тюркского каганата это Отгонтенгер в Монголии - возможно, отукен старинных надписей, проводились государственные церемонии. Среди прочих: Белуха (или Üch-Sümer) на Алтае в России, псевдоним Хан-Тенгри Дженгиш Чокусу в Кыргызстане (не путать с современным Хан-Тенгри ), и Бурхан Халдун в Монголии, связанный с именем Чингисхана. Символические горы - это рукотворные святыни - овоос.

Верования

Бог

Кёк Тенгри (Голубое небо) - Высшее Существо, Один, творец всего. Обычно это понимается пантеистически / пантеистически как неантропоморфный Абсолют, концепция, идентичная даосскому Дао, индийскому Пара Брахман, древнегреческий Апейрон, или Единое Поле современной науки.

Все другие божества почитаются как проявления Тенгри или духи элементов. Таковы, например, пантеон древних тюрков: Йер-Суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезда, Воздух, Облака, Ветер, Буря, Гром и Молния, Дождь и Радуга.

Космология трех миров

Как и в большинстве древних верований, в тенгрианстве есть «небесный мир», земля и «подземный мир». Единственная связь между этими мирами - «Древо Миров », которое находится в центре миров.

Небесный и подземный мир разделены на семь слоев (подземный мир иногда девять слоев, а небесный мир 17 слоев). Шаманы могут распознавать записи, чтобы путешествовать в эти миры. В множестве этих сфер есть существа, живущие на Земле точно так же, как люди. У них также есть свои уважаемые души, шаманы и природные духи. Иногда эти существа посещают Землю, но невидимы для людей. Они проявляются только в странном шипящем огне или лае на шамана.

Согласно приверженности тенгризму, мир - это не только трехмерная среда, но и вращающийся круг. Все связано этим кругом, и шина всегда обновляется без остановки. Три измерения Земли состоят из движения солнца, времени года, которое постоянно меняется, и душ всех существ, рожденных свыше после смерти.

Небесный мир

Небесный мир имеет много общего с Землей, но не осквернен людьми. Здесь здоровая, нетронутая природа, и коренные жители этого места никогда не отклонялись от традиций своих предков. Этот мир намного ярче земли и находится под покровительством Ульгена другого сына Тенгри. Шаманы также могут посетить этот

В некоторые дни двери этого небесного мира открываются, и свет сияет сквозь облака. В этот момент наибольшее влияние оказывают молитвы шаманов. Шаман совершает свое воображаемое путешествие, которое уносит его на небеса, верхом на черной лошади, олене или входя в форму в этих животных. В противном случае он может взобраться на Мировое Древо или пройти радугу, чтобы достичь небесного мира.

Подземный мир

Есть много между общими землей и подземным миром и его жители похожи на людей, но имеют только две души вместо трех. Им не хватает «души Ами», которая производит температуру тела и позволяет дышать. Следовательно, они бледные, а их кровь темная. Солнце и луна подземного мира дают намного меньше света, чем солнце и луна земли. Есть также леса, реки и поселения под землей.

Эрлик-хан (монгол: Эрлег-хан), один из сыновей Тенгри правительства подземного мира. Он контролирует души здесь, некоторые из них ждут перерождения снова. Считалось, что очень злые души навсегда исчезли в Эле Гурен. Если больной человек еще не умер, шаман может отправиться в подземный мир, чтобы договориться с Эрликом, чтобы вернуть человека к жизни. Если он терпит неудачу, человек умирает.

Души

Считается, что у людей и животных много душ. Обычно считается, что у каждого человека три души, но имена, характеристики и душ могут быть разными у некоторых племен: например, для самоедов, уральского племени, живущего на севере Сибирь, считают, что женщины состоят из четырех, а мужчины - из пяти душ. У животных тоже есть душа, люди должны уважать животных.

Согласно Полсену и Джулткрацу, которые занимаются исследованиями в Америке, Северной Америки и Центральной Азии Полсен и Джулткрац, объяснил, что две души веры одинаковы для всех людей:

  • Нефес (Дыхание или Нафс, жизнь или телесный дух)
  • Теневая душа / Свободная душа

Среди тюрков и монголов существует много имен разных человеческих душ, но их особенности и значения еще недостаточно исследованы.

  • Среди турок: Озют, Сюне, Кут, Сюр, Салкин, Тин, Кёрмос, Юла
  • Среди монголов: Сюнесюн, Амин, Кут, Зюльде

В дополнение к этому духов, Жан Поль Ру обращает внимание на дух «Озконук», упоминаемый в писаниях буддийских периодов уйгуров.

Джули Стюарт, посвятившая свою жизнь исследованиям в Монголии, описала веру в душу в одной из своих статей:

  • Амин руху : Обеспечивает дыхание и температуру тела. Это душа бодрит. (Турецкий аналог, вероятно, Озют)
  • Сюннесюн руху : Вне тела эта душа движется через воду. Это также часть души, которая перевоплощается. После смерти человека эта часть души перемещается на мировое дерево. Когда он возрождается, он выходит из источника и входит в новорожденного. (У турок также называется Süne ruhu)
  • Sülde ruhu : Это душа личности, которая придает человеку личность. Если другие души покидают тело, они только теряют сознание, но если душа покидает тело, человек умирает. Эта душа пребывает в природе после смерти и не возрождается.

Тенгризм и буддизм

Монгольские хроники 17 века Алтан Тобчи (Золотое резюме) содержат ссылки на Тенгри. Тенгрианство было ассимилировано в монгольский буддизм, а в более чистых формах сохранилось только на крайнем севере Монголии. Тенгристские формулы и обряды вошли в состав государственной религии. Это похоже на слияние буддизма и синтоизма в Японии. Алтан Тобчи в самом конце содержит следующую молитву:

Ая гайхамшиг хувилгаан богдос хаадиин язгуурииг одии тодии туухнис. Аяг техимлиг шашнаа дара Лувсандануге гуш пиво. Ахуй их ульсанезанануге гуш пиво. Ахуй их ульсханезан ханджан уэнджан уэнджан>Amgalan jargalantan boltugai. Erht Tengerees isht haadiin sahiusan beer saitar tetgen ivgeej. Эведчин, зуд, тотгор, цаган бусиин эджелли. тариа арвидан, насенанян немян, осге хур с олязии хута! Происхождение чудесных божественных ханов из разных историй. Собрано исповедующим верующим монахом Лувсанданзан гуш [буддийское название]. Написано с усилием, чтобы великий народ мог читать для поколений. Этим,. пусть все существа правят посредством белой добродетели, проживая долгую жизнь. И станут обладателями мира и счастья. С духами ханов, спустившихся с могущественного Тенгри, благословляя полностью. Майская болезнь, зуд, препятствия и преждевременная смерть будут устранены и умиротворены. Пусть распространяются товары, процветают урожаи и увеличиваются долголетие..>Тенгрианство основано на личных отношениях с Богом и духами, а также на личном опыте, который не может быть зафиксирован в писаниях; таким образом, не может быть пророка, священного писания, места поклонения, духовенства, догмы, обряда и молитв. Напротив, Ислам основан на письменном корпусе. Доктрины и религиозный закон происходят из Корана и объясняются хадисом. В этом отношении обе системы принципиально принципиально различаются. Турки обычно сталкивались и ассимилировали свои убеждения с исламом через суфизм. Турки, выявлен идентифицировали дервишей как нечто родственное шаманам. Первый контакт турок-шаманов с исламом произошел во время Таласской битвы против китайской династии Тан. Тюркский тенгрианство в дальнейшем повлияло на суфизм и народный ислам, особенно на алевизм с орденом бекта. Многие шаманские верования широко распространены средними мусульманами как истинно исламские, и они все ещеены сегодня.

мусульманский тюрколог Махмуд аль-Кашгари, около 1075 года, которого он считал тенгристов «неверными». «Неверные - да уничтожит их Бог! - называют небо Тенгри, также все, что навязывается им в глазах, например, огромная гора или дерево, и они клан являются такими вещами »<. 172>

тенгрианцы выступают против ислама, ства и иудаизма как семитских религий, навязывающих туркам чужую религию. И, по мнению некоторых, молясь богу ислама, тюркские народы отдавали свою энергию евреям, а не себе ([ru ]). Он исключает опыт других народов, но предлагает семитскую историю, как если бы это была история всего человечества. Принцип подчинения (как в исламе, так и в христианстве) игнорируется как один из главных недостатков. Это позволяет богатым людям злоупотреблять обычными людьми и останавливает человеческое развитие. Они выступают за туранизм и отказ от ислама как арабской религии (Нихал Ациз и другие). Молиться от души можно только на родном языке, а не на арабском. Напротив, другие утверждают, что Тенгри действительно является синонимом Аллаха и что тюркские предки не представляют свою прежнюю веру, а просто приняли Аллаха как новое выражение для Тенгри.

Арон Атабек обращает внимание на то, как исламизация у казахов и других тюркских народов было уничтожено руническое письмо, физически преследовали шаманов, сжигались национальные музыкальные инструменты и осуждалась игра на них и т. д.

тенгрианство и христианство

Хулагу Хан отправил письмо на латыни королю своей Франции Людовику IX 10 апреля 1262 года из столицы Мараге в Иране. Хранится в Венской национальной библиотеке под номером MS 339, это одновременно и приглашение к совместным действиям против мамлюков, и повелительное повеление подчиниться. Письмо дает ключ к пониманию понимания монголами отношения тенгрианства к христианству, а также предоставляет одну из первых латинских транскрипций тенгрианства. Ниже показано несколько предложений из длинного письма (имеющего отношение к тенгризму):

Deus... locutus est auo nostro Chingischan per Temptemgri (nomen quod interpatur propheta dei). eiusdemognatum futuros euentus miraculose temporum reuelans eidem per ddriictumi 34 Tep4>сигнификанс: «In excelsis ego sum deus omnipotens solus et te super gentes et regna constitui dominatorem. Nos igitur per uirtutem Mengutengri (id est dei uiui) Huyleu cham4 duxriumicie regi Francorum Ludwara Фулисус идиотский язык est salutem). Nunciando predam reuelationem notificamus ut nobis mandatum dei uiui exegentibus eoindbitancius. acceptcere uelitis . Мангутенгри (т.е. in uiuo deo) eternaliter sine fine ualete. Датум in ciuitate Maraga anno decimo, Nochoe, die decima mensis Aprilis.

...сказал нашему деду Чингисхану Тебе Тенгри (имеется в виду Пророк) Бога. Его родственник, чудесным образом открывший будущее через того же Тенгри. Сказав: «На высоте, Я один Бог Всемогущий и сделал тебя господином над народом и королевствами ». Мы, властью Менгутенгри (живого Бога), Хулагу-хана, предводителя монгольской армии. Людовику, прославленному королю франков и всей Франции, Барахмару (привет). Раскрывая вышеупомянутое откровение, мы уведомляем вас, чтобы вы Мы думали, что Папа был королем или императором, но позже,. мы получили нашу власть от того же Менгутенгри.., который придерживается нашей власти от того же Менгутенгри Бога., который непрестанно молится Богу.. От имени всех народов Мизи катенгрин (то есть сын живого Бога).. Мангутенгри (то есть живой Бог) навеки, без конца прощание. Дано в городе Марага десятый год, Ноче (год собаки), апрель 10-е

Пис ьмо в рейтинге пропагандирует обычную монету гольскую идеологию и понимание тенгрианства с упоминанием верховного шамана Кокочу Тенгри. В письме передаются все значения Тенгри, включая небо, Всевышнего Бога и «бог». В письме Иисуса Христа называют Мисикатенгрин или Мессия-Тенгри. Мисика происходит от сирийского слова mshiha (Мессия, Христос) в отличие от арабского masih. Еще одно сирийское слово в письме - Барахмар (привет). Это указывает на хорошо известное несторианское наследие в Монгольской империи, в котором сирийский язык использовался в качестве литургического. В монгольском письме Аргун-хана Папе Николаю IV (1290 г.) также используется слово Мисика для обозначения изображения. Вильгельм Рубрук сообщил, что Ариг Боке, брат Хулагу-хана, использовал слово Мессия около Каракорума в 1254 г. (Затем они начали хулить Христа, но Арабукча остановил их, сказав: «Вы не должны так говорить, потому что мы знаем, что Мессия есть Бог»). Между тенгрианством и несторианским христианством есть элементы синкретизма с частично совпадающими представлениями о монотеизме и традиционным взглядом на Христа как Мисикатенгрина, вероятно, восходящего к кераитскому обращению в 1007 году. В письме Хулагу тенгрианство берет всеобъемлющую, недогматическую роль и содержит несторизм в качестве подмножества, что соответствует религиозному плюраму, практикуемому монголами. Его преемник Абака Хан примет участие в строго был христианином, хотя его жена, его генерал Он был тенгрианцем, несторианец которого интересовался монгольским, синкретическим типом. Девятом крестовом походе с будущим королем Англии Эдуардом в 1271 году, а также будет штурмовать Krak des Chevaliers в феврале 1281 г. с госпитальерами Маргат.

См. также

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с тенгризмом.

Сноски

Библиография

Вторичные источники

Современные тенгристские авторы

Внешние ссылки

  • Международный фонд исследований Тенгри - официальный сайт (на русском языке)
  • ТЮРИК БИТИГ - Тюркские надписи и рукописи, и выучить Древюркские письменности - сайт по языкам внутренней и информации Республики Казахстан (на казахском, английском и английском языках)
Последняя правка сделана 2021-06-09 13:19:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru