Тенебризм, из итальянского тенеброзо («мрачный, мрачный, таинственный»), также иногда называемый драматическим освещением, - это стиль живописи с использованием особо выраженного светотени, где есть резкие контрасты светлого и темного, и где темнота становится доминирующей чертой изображения. Техника была разработана для добавления драматизма к изображению с помощью эффекта прожектора, что часто встречается в картинах в стиле барокко. Тенебризм используется только для получения драматического воздействия, в то время как светотень - это более широкий термин, также охватывающий использование менее экстремальных контрасты света для усиления иллюзии трехмерности.
Термин несколько расплывчатый, и его часто избегают современные историки искусства.
Художнику Караваджо обычно приписывают изобретение стиля, хотя эта техника использовалась более ранними художниками, такими как Альбрехт Дюрер, Тинторетто и Эль Греко. Этот термин обычно применяется к художникам, начиная с семнадцатого века. Артемизия Джентилески, редкая женщина-художник барокко и последовательница Караваджо, была выдающимся представителем тенебризма.
Эль Греко написал три варианта композиции с мальчиком, мужчиной, и обезьяна сгруппировалась в темноте вокруг единого пламени. Среди наиболее известных художников-тенебристов: итальянские и голландские последователи (Утрехтская школа ) Караваджо, Франсиско Рибальта, Джузепе де Рибера и их испанские последователи..
Тенебризм чаще всего применяется к испанским художникам семнадцатого века. Иногда его применяют к другим художникам семнадцатого века в так называемой «традиции свечей». В их число входят Жорж де Ла Тур, написавший множество работ, освещенных одной свечой, Трофим фанатик, Геррит ван Хонтхорст и Рембрандт. Во Фландрии Адам де Костер был признан ведущим тенебристом, преуспевшим в сценах, в которых свет одной свечи блокирует какой-либо предмет. Голландский художник Годфрид Шалькен написал много сцен при свечах. Северные художники (но не всегда Рембрандт) часто достигали настроения тишины и умиротворения благодаря экстремальному освещению, а не впечатлению, которое создавали испанские художники. Обычно их так же интересуют очень тускло освещенные области картины, как и точечно освещенные, и их свет мягко рассеивается по большей части изображения.
Этот термин не часто используется в Адаме Эльшаймере, хотя он был важным новатором в рисовании ночных сцен с ограниченным освещением.
Позже подобные композиции были написаны Джозефом Райтом из Дерби и другими художниками романтического движения, но этот термин редко встречается используется для характеристики их работы в целом.
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с тенебризмом. |