Храм Гарни

редактировать

Храм Гарни
Храм Гарни 02.JPG Храм в 2013 году
Храм Гарни находится в Армении Храм Гарни Местоположение в Армении
Общая информация
СтатусМузей (как часть более крупной охраняемой территории ). случайный гетанистский (неоязычный) храм
ТипЯзыческий храм и гробница
Архитектурный стильДревнегреческий, греко-римский, армянское влияние
МестоположениеГарни, Котайкская область, Армения
Координаты 40 ° 06'45 ″ N 44 ° 43'49 ″ E / 40,112421 ° N 44,730277 ° E / 40,112421; 44,730277 Координаты : 40 ° 06'45 ″ N 44 ° 43'49 ″ E / 40,112421 ° N 44,730277 ° E / 40,112421; 44.730277
Высота1396 м (4580 футов)
ЗавершеноПервый или второй век нашей эры
ВладелецМинистерство культуры Армении

Храм Гарни (Армянский : Գառնիի տաճար, Gaṙnii tačar, ) - единственное сохранившееся греко-римское здание с колоннами в Армении и бывшем Советском Союзе. Построенный в ионическом ордене в селе Гарни, Армения, он является самым известным сооружением и символом дохристианской Армении.

Это сооружение, вероятно, было построено царем Тиридатом I в первом веке нашей эры как храм бога солнца Михра. После обращения Армении в христианство в начале четвертого века он был превращен в царский летний дом Хосровидухта, сестры Тиридата III. По мнению некоторых ученых, это был не храм, а гробница, поэтому он пережил разрушение языческих построек. Он рухнул в результате землетрясения 1679 года. Возобновление интереса к XIX веку привело к раскопкам на этом месте в начале и середине XX века и его окончательной реконструкции между 1969 и 1975 годами с использованием метода анастилоза. Это одна из главных туристических достопримечательностей Армении и центральная святыня гетанизма (армянское неоязычество).

Содержание

  • 1 Местоположение
  • 2 История
    • 2.1 Основание
      • 2.1.1 Альтернативные теории
    • 2.2 Христианский период
    • 2.3 Коллапс
    • 2.4 Реконструкция
  • 3 Архитектура
    • 3.1 Обзор
    • 3.2 Внешний вид
    • 3.3 Целла
  • 4 Текущее состояние и использование
    • 4.1 Туристическая достопримечательность
    • 4.2 Сохранение
    • 4.3 Неоязыческий храм
    • 4.4 Известные события
    • 4.5 Изображения
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Местоположение

Храм находится на краю треугольный обрыв, выходящий на ущелье реки Азат и Гегамские горы. Это часть крепости Гарни, одной из старейших крепостей Армении, которая имела стратегическое значение для защиты крупных городов Араратской равнины. Он упоминается как Горней в Анналах первого века Тацита. Городище находится в селе Гарни, в Котайкской области Армении и включает храм, римскую баню с частично сохранившейся мозаикой пол с греческой надписью, королевский летний дворец, церковь Св. Сиона VII века и другие незначительные предметы (например, средневековые хачкары ).

История

Основание

Точное Дата постройки храма неизвестна и является предметом споров. Доминирует мнение, что он был построен в 77 году нашей эры, во время правления царя Тиридата I из Армении. Дата рассчитана на основе Греческая надпись, обнаруженная Мартиросом Сарьяном, известным художником, в июле 1945 года на кладбище Гарни, недавно принесенная с близлежащей водяной мельницы. Она называет Тиридатес Солнце (Гелиос Тиридатес) основателем Ниже приводится изображение надписи, стоящей рядом с храмом сегодня, ее текстовая реконструкция, выполненная Ашотом Г. Абрамяном, английский перевод b y Джеймс Р. Рассел, альтернативное прочтение и перевод Погоса Ананяна, цитируется Врей Нерсесиан.

ИзображениеГреческий текстПереводАльтернативный перевод
Греческая надпись Тиридата I, Garni.jpg . Греческая реконструкция Тиридата.png Ἣλιος Τιριδάτης [ὁ μέγας]. μεγάλης Ἀρμενίας ἄνα [κτος]. ὡς δεσπότης. Αἴκτισε ναΐ [διον]. βασιλίσ [σ] α τὸν ἀνίκητον κασ [ιν ἐνι]. αιτούς. Αι. Τῆς βασιλεί [ας αὐτου]. με [γαλείας]. Ὑπὸ ἐξουσίᾳ στεγάν [ου] ​​. λίτουργος τῷ μεγάλῳ σπ [ῆι εὔχεσθε]. μετὰ ματήμι καὶ εὐχαρ [ιστυίαν εὐροροῦ] <3Солнце Тиридатес. из Великой Армении, владыка как деспот. построил храм. для царицы; непобедимый.... на одиннадцатом году его правления..... Под защитой.... пусть жрец великой пещеры (?). напрасно ( ?). свидетельства и благодарности..Бог Солнца Тиридат,. бесспорный царь Великой Армении. построил храм. и неприступную крепость. на одиннадцатом году своего правления. когда Меннией был хазарапетом [хилиархом]., а Аматей был спарапетом [командиром].

Большинство ученых теперь приписывают эту надпись Тиридату I. Учитывая, что в надписи говорится, что храм был построен на одиннадцатом году правления Тиридата I, считается, что строительство храма было завершено в 77 году нашей эры. Дата в первую очередь связана с визитом Тиридата I в Рим в 66 г. н.э., где он был коронован римским императором Нероном. Чтобы восстановить город Артаксата, разрушенный римским полководцем Гней Домиций Корбулон, Нерон дал Тиридату 50 миллионов драхм и снабдил его римскими мастерами. По возвращении в Армению Тиридат начал крупный проект реконструкции, который включал восстановление укрепленного города Гарни. Считается, что именно в этот период был построен храм.

Храм обычно приписывают Михру, богу солнца в зороастрийском -зороастрийском 139>Армянская мифология и эквивалент Митры. Тиридат, как и другие армянские монархи, считал Михра своим покровителем. Некоторые ученые утверждали, что, учитывая исторический контекст, в котором был построен храм, то есть после возвращения из Рима в качестве царя, было бы естественно, что Тиридат посвятил храм своему богу-покровителю. Кроме того, примерно в 20 метрах от храма были обнаружены белые мраморные скульптуры бычьих копыт, которые, возможно, являются останками скульптуры бога Михра, которого часто изображали в битве с быком.

Альтернативные теории

Аршак Фетваджян описал храм как «здание в римском стиле для пантеистического культа идолов, модного во времена аршакистов ». В 1950 г. Камилла Тревер сообщила, что согласно другой интерпретации сохранившейся литературы и свидетельствам, предоставленным монетами, возведение храма началось в 115 году нашей эры. Поводом для его строительства было бы объявление Армении римской провинцией, а в храме разместилось бы имперское изображение Траяна.

. Альтернативная теория, предложенная Ричардом Д. Уилкинсоном в 1982 г. предполагает, что здание представляет собой гробницу, вероятно построенную примерно в 175 году нашей эры. Эта теория основана на сравнении с греко-римскими зданиями Западной Малой Азии (например, Памятник Нереид, Мавзолей Белеви, Мавзолей в Галикарнасе ), открытие близлежащие могилы, датируемые примерно тем же временем, и обнаружение нескольких мраморных частей в стиле азиатских саркофагов. Кроме того, Уилкинсон заявляет, что нет прямых доказательств, связывающих это сооружение с Митрой или Михром, и что греческая надпись, приписываемая Тиридату I, вероятно, относится к бывшей крепости на месте Гарни, а не к сооружению с колоннами, которое сейчас называется Храм Гарни. Он также отмечает, что маловероятно, что языческий храм переживет разрушение во время обращения Армении в христианство в 4 веке, когда все другие такие храмы были разрушены. Уилкинсон предлагает предположить, что это сооружение может быть гробницей, воздвигнутой в честь одного из романизированных королей Армении конца II века.

Джеймс Р. Рассел считает безосновательным мнение о структуре, являющейся храмом Михра.. Он также скептически относится к тому, что греческая надпись относится к храму.

Кристина Маранчи называет его ионной структурой с «неясной функцией». Она пишет, что «хотя его часто называют храмом, возможно, это был погребальный памятник, возможно, служивший царской гробницей». Она также отмечает, что его антаблемент похож на антаблемент храма Антония Пия в Сагалассос в западной части Малой Азии и на колонны Атталии. Она приходит к выводу, что в его строительстве могли участвовать имперские римские рабочие.

Христианский период

В начале четвертого века, когда армянский царь Тиридат III принял христианство как государство религии, практически все известные языческие культовые сооружения были уничтожены. Храм Гарни - единственное языческое, эллинистическое и греко-римское сооружение, которое пережило широкомасштабные разрушения. Остается неизвестным, почему храм был спасен от разрушения, но философ Григор Тананян утверждает, что его статус «шедевра искусства», возможно, спас его от разрушения. Он предполагает, что храм воспринимался как «квинтэссенция всей культуры». Роберт Х. Хьюзен предположил, что причина, по которой он не был разрушен, заключается в том, что он не был храмом, но могила назначенного римлянами царя Армении. Он также отметил, что в VII веке церковь была построена непосредственно рядом с ним, а не на его месте.

Идеализированный образ Хосровидухта начала XX века.

Согласно Мовсес Хоренаци «дом охлаждения» (дача ) был построен в крепости Гарни для Хосровидухта, сестры Тиридата III. В связи с изменением назначения храм претерпел некоторые изменения. Жертвенные алтари снаружи храма и культовая статуя в целле были удалены. Проем в крыше для светового люка был закрыт. Каменные конструкции для отвода воды с крыши были также удалены, а вход в храм был преобразован и приспособлен для проживания.

На стенах храма имеется серия арабских граффити. храм, датируемый 9-10 веками. На входной стене храма также есть армянская надпись. Датированный 1291 годом, он был оставлен принцессой Хошак Гарни, внучкой Иване Закарян (командующий грузино-армянскими войсками в начале 13 века) и сыном Хошака Амиром Закаре. В нем рассказывается об освобождении населения Гарни от налогов в виде вина, коз и овец. Симеон Апаранский, поэт и просветитель, сделал последнюю письменную запись о храме перед его разрушением в своей Поэма 1593 года под названием «Оплакивание на престоле Трдата» («Ողբանք ի վերայ թախթին Տրդատայ թագաւորին»).

Обрушение

Вся колоннада храма рухнула разрушительное землетрясение 1679 года 4 июня, эпицентр которого, по мнению многих ученых, находился в ущелье Гарни. Большинство первоначальных строительных блоков остались разбросанными на этом участке, что позволило реконструировать здание. К концу 1960-х гг. На этом месте находилось до 80% оригинальной каменной кладки и орнаментальных фризов.

Европейские путешественники упоминали храм в своих работах еще в 17 веке. Жан Шарден (1673 г., посетивший Армению до землетрясения) и Джеймс Мориер (1810-е гг.) Оба неверно описали это через местных информаторов, поскольку фактически никогда не посещали это место. Во время посещения Роберта Кер Портера крепость была названа местными жителями «Такт-и-Тиридат» («трон Тиридата» на персидском ). Кер Портер описал увиденное следующим образом: «беспорядочная куча красивых фрагментов; колонны, архитравы, капители, фризы, перемешанные вместе в ломаном беспорядке». Еще одним европейцем, который посетил и задокументировал руины храма, был Дюбуа де Монпере, который называл крепость «Тах Тердат». В своей книге 1839 года он предложил план реконструкции.

Фонтан, посвященный реконструкции Сахиняна (1978)

Реконструкция

Археолог Алексей Уваров предложил претворить в жизнь план де Монпере на пятой Всесоюзной -Российский археологический конгресс в 1880 году. Он предложил перенести камни храма в ТифлисДжорджии ) и реконструировать там по плану де Монпере. Лори Хачадурян предполагает, что план «можно рассматривать как попытку кооптации римского прошлого Армении во славу России путем переноса ее самого знакового памятника в ближайший административный центр». губернатор Эривани, ссылаясь на технические трудности, не реализовал план.

В последующие десятилетия такие ученые, как Никогайос Буниатян, Бабкен Аракелян, и Николай Токарский изучал храм. В 1909–11 гг. Во время раскопок, проводимых Николаем Марром, были обнаружены руины храма. Буниатян стремился восстановить храм в 1930-х годах.

В 1949 году Армянская Академия наук начала крупные раскопки на месте крепости Гарни под руководством Бабкена Аракеляна. Историк архитектуры Александр Сахинян остановился на самом храме. Лишь почти двадцать лет спустя, 10 декабря 1968 года, правительство Советской Армении утвердило план реконструкции храма. Группа под руководством Сахиняна начала работы по реконструкции в январе 1969 года. Они были завершены к 1975 году, почти через 300 лет после того, как он был разрушен землетрясением. Храм был почти полностью перестроен из первоначальных камней, за исключением недостающих частей, которые были заполнены чистыми камнями, предназначенными для того, чтобы их было легко узнать. В 1978 году недалеко от храма был воздвигнут памятник Сахиняну.

Архитектура

Обзор

Храм следует стилю классики древнегреческой архитектуры, которая начала развиваться в седьмом веке до нашей эры. Ученые по-разному описывали эту структуру как греческую, римскую или греко-римскую и обычно связывали ее с эллинистическим искусством, часто указывая на ее отличительные черты и местное армянское влияние. Некоторые ученые подчеркивали влияние Армении на ее архитектуру, называя ее «армяно-эллинской» (сахинянской), в то время как другие полностью отвергали эту точку зрения, называя ее «иностранным строением на армянской земле». Торос Тораманян, например, подчеркивал особенность храма как здания в римском стиле на Армянском нагорье и «отмечал, что строительство Гарни по существу не имело никакого влияния на современную или последующую армянскую архитектуру ». Сахинян, с другой стороны, назвал его «продуктом архитектурно-строительного искусства эллинистического периода», который полностью напоминает урарту 9-го века до нашей эры храм Мусасир.

Храм - это периптерос построен на возвышении. Он построен из серого базальта, добытого в местных карьерах, без использования строительного раствора. Вместо этого блоки скреплены железными и бронзовыми зажимами. Храм состоит из портика (пронаос) и целлы (наос). Храм поддерживается в общей сложности двадцатью четырьмя колоннами высотой 6,54 метра (21,5 фута) ионного порядка : шесть спереди и сзади и восемь по бокам (угловые колонны указаны дважды). На основе сравнительного анализа Сахинян предположил, что колонны храма Гарни берут свое начало в Малой Азии.

Внешний вид

Треугольный фронтон изображает скульптуры растений и геометрические фигуры.. Лестница имеет девять необычно высоких ступеней - 30 сантиметров (12 дюймов) в высоту, что примерно в два раза выше средней высоты лестницы. Тананян предполагает, что необычно высокая лестница заставляет человека, поднимающегося по лестнице, чувствовать себя униженным и прилагать физические усилия, чтобы добраться до алтаря. По обеим сторонам лестницы расположены тумбы примерно квадратной формы. Атлас, греческий мифологический Титан, который поддерживал землю, высечен на обоих пьедесталах таким образом, чтобы, по-видимому, удерживать весь храм на своих плечах. Предполагается, что изначально пьедесталы поддерживали алтари (жертвенные столы).

Внешний вид храма богато украшен. Фриз изображает непрерывную линию аканта. Кроме того, есть орнаменты на заглавной, архитраве и софите. Камни переднего карниза имеют выступающие скульптуры львиных голов. Фрагмент архитрава с львиной головой был извлечен капитаном Дж. Бьюкеном Телфером в конце девятнадцатого века и завещан им Британскому музею в 1907 году.

Целла

Селла

Селла храма имеет высоту 7,132 метра (23,40 фута), длину 7,98 метра (26,2 фута) и ширину 5,05 метра (16,6 фута). В целле могут разместиться до 20 человек. Из-за относительно небольшого размера целлы было высказано предположение, что когда-то внутри стояла статуя, а церемонии проводились снаружи. Целла освещена двумя источниками: непропорционально большим входом размером 2,29 на 4,68 метра (7 футов 6 дюймов на 15 футов 4 дюйма) и отверстием в крыше размером 1,74 на 1,26 метра (5,7 на 4,1 фута).

Современное состояние и использование

Туристическая достопримечательность

Вардавар, популярный летний фестиваль дохристианского (языческого) происхождения, который отмечается возле храма в 2014 г.

Храм является самым значимое сооружение в Армении дохристианского периода и стало символом этой эпохи. Маранчи описывает его как один из самых знаменитых памятников древней Армении. Кроме того, это единственное стоящее здание с греко-римскими колоннами в Армении и бывшем Советском Союзе. Он стал туристическим центром еще до реконструкции в 1970-х годах. Сегодня он, наряду с близлежащим средневековым монастырем Гегард, является одним из основных туристических объектов Армении. Большинство людей, посещающих Гарни, также посещают Гегард. Эти два места часто вместе известны как Гарни-Гегард (Գառնի-Գեղարդ). В 2013 году храм посетили около 200000 человек.

В последние годы многие известные люди посетили храм, например, президенты Кипра (Деметрис Христофиас ), Австрии (Хайнц Фишер ), Греция (Каролос Папулиас ), испанская оперная певица Монтсеррат Кабалье, американские телеведущие Хлоя и Ким Кардашьян и американка комик Конан О'Брайен. О'Брайен, посетивший храм в октябре 2015 года вместе со своим армянским помощником Соной Мовсесян, снял в Армении эпизод, в котором были танцы в храме Гарни. Этот эпизод был показан на его ночном ток-шоу 17 ноября 2015 года и набрал 1,3 миллиона зрителей.

Сохранение

Храм и крепость являются частью Гарни Историко-культурный музей-заповедник (армянский : «Գառնի» պատմա-մշակութային արգելոց-թանգարան), который занимает 3,5 гектара (8,6 акра) и находится в ведении Службы охраны исторической среды и культурных музейных заповедников, агентство при Министерстве культуры Армении. Список нематериальных памятников истории и культуры, утвержденный правительством Армении, включает 11 объектов, находящихся на территории.

Неоязыческий ритуал перед храмом

В исследовании 2006 года состояние сохранности Гарни было оценено более чем на три -квартиры посетителей на «хорошо» или «очень хорошо». В 2011 году ЮНЕСКО наградило музей-заповедник Гарни Международной премией Мелины Меркури за охрану культурных ландшафтов и управление ими за «меры, принятые для сохранения его культурных памятников, а также за то, что особое внимание уделяется усилиям по интерпретации и открытию сайт для местных и иностранных посетителей ».

25 сентября 2014 года Максим Никитенко, российский турист в возрасте 20 лет, испортил храм росписью из баллончика « В мире идол ничто »(буквально переводится как «В мире идол - ничто»). Через несколько дней картину убрали. Государственная служба защиты историко-культурных заповедников Армении подала гражданский иск против Никитенко в феврале 2015 года, в котором агентство потребовало 839,390 драмов (~ 1760 долларов США) для возмещения ущерба, нанесенного вандализмом. Решением от апреля 2015 года Котайкский областной суд постановил заключить Никитенко под стражу на 2 месяца и оштрафовать его на требуемую сумму.

Неоязыческая святыня

С 1990 года храм был центральной святыней небольшое количество последователей армянского неоязычества (близкого к зороастризму ), которые проводят ежегодные церемонии в храме, особенно 21 марта - языческий Новый год. В этот день, совпадающий с Новрузом, иранским Новым годом, армянские неоязычники отмечают день рождения бога огня Ваагна. Празднования неоязычников также проводятся во время летнего праздника Вардавар, который имеет дохристианское (языческое) происхождение.

Известные события

Площадь перед храмом время от времени проходят концерты. В 1985 году в храме был записан фестиваль советской телевизионной музыки Песня года («Песня года»).

Лицевая сторона банкноты 5000- драм (1995–2005)

В 1985 году в храме Гарни были сняты сцены из польского фильма «Путешествия господина Клекса».

факел первых Панармянских игр был зажжен возле храма 28 августа 1999 года.

2 июля 2004 года возле храма прошел еще один концерт Национального камерного оркестра Армении под управлением Арама Карабекяна.. Оркестр исполнил произведения Арама Хачатуряна, Комитаса, Эдварда Мирзояна, Штрауса, Моцарта и др. композиторов.

6 мая 2019 года Acid Pauli выступил с живым концертом электронной музыки перед храмом.

14 июля 2019 года Национальный камерный оркестр Армении перед храмом устроили концерт, посвященный 150-летию Комитаса и Ованеса Туманяна.

Изображения

Храм был изображен на лицевой стороне 5000- драм банкнота, которая использовалась с 1995 по 2005 год.

Галерея

См. Также

Литература

Примечания
Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Храмом Гарни.
Последняя правка сделана 2021-06-09 13:02:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте