Телше Иешива

редактировать
Частная средняя школа в Виклиффе, Огайо, США
Телше Иешива
Телше Иешива 1.jpg Старая фотография Телше Иешивы, Тельшяй, Литва
Адрес
28400 Евклид Авеню. Виклифф, (Лейк Каунти ), Огайо 44092. США
Координаты 41 ° 35′39 ″ N 81 ° 29 ′ 0 ″ Вт / 41,59417 ° с.ш., 81,48333 ° Вт / 41,59417; -81,48333 Координаты : 41 ° 35'39 ″ N 81 ° 29'0 ″ W / 41,59417 ° N 81,48333 ° W / 41,59417; -81.48333
Информация
ТипЧастный, средняя школа
Религиозная принадлежностьИудаизм харедим
Классы9 -12
Зачисление130 (включая раввинский колледж)

Телше Иешива (также пишется Телц) - это ешива в Уиклиффе, Огайо. Это американский трансплантат известной европейской ешивы с одноименным названием. Телше в Огайо, известное харедим учреждение изучения Торы, также имеет филиалы в Чикаго и Нью-Йорке.

. В 1875 году это знаменитое Восточноевропейская ешива была основана в литовском городе Тельшяй (идиш : טעלז "Тельц"). Во время Второй мировой войны ешива начала перемещаться в Виклифф, штат Огайо, в Соединенных Штатах, и теперь известна как раввинский колледж Телше (обычно именуемый как Telz Yeshiva или Telz вкратце.)

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Раввин Элиэзер Гордон
    • 1.2 Раввин Йосеф Лейб Блох
      • 1.2.1 Явне
      • 1.2.2 Наследие Блоха
    • 1.3 Раввин Авраам Ицхак Блох
  • 2 Холокост
  • 3 Телше в Соединенных Штатах
  • 4 Известные выпускники
  • 5 Филиалов
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История
Здание ешивы Телше, Тельшяй, Литва

Ешива была основана в городе Тельшяй («Телше» на русском или « Тельз "на идиш ) для удовлетворения потребностей в религиозном образовании молодых евреев мужчин в Телше и близлежащих городах. К 1900 г. она была «одной из трех крупнейших ешив в Императорской России».

Ешива была основана тремя важными православными раввинами и талмудистами:

Они получили финансовую помощь от еврейского банкира в Берлине, г-н Овадья Лахман.

Раввин Элиэзер Гордон

Раввин Элиэзер Гордон

В 1883 году Элиэзер Гордон был назначен (главным раввином ) города Телц и в 1884, рош ешива (декан) ешивы. Ученик Исраэля Салантера, он был блестящим талмудистом и знатоком Закона Торы, которого рабби Салантер назначил маггидом шиуром (лектором) в ешиве Салантера. в молодости. Гордон также служил раввином в Кельме и недолгое время в Слабодке (пригород Каунаса / Ковно, известный на литовском языке как Вилиамполе). Хотя раввин Салантер твердо придерживался мнения, что все должны изучать мусар, он сделал исключение для рава Лайзера.

Гордон не был доволен ешивой, которая обслуживала только младших школьников в Телце и окрестностях. Со временем он стал одним из крупнейших в Императорской России. Он добавил к преподавательскому составу своего зятя, раввина Йосефа Лейба Блоха, и в 1885 году приобрел таланты раввина Шимона Шкопа. И Блох, и Шкоп были новаторами в области еврейского образования, каждый из которых был пионером новых методов и подходов к изучению Торы (Еврейской Библии ), Талмуда и Галахи (Еврейский закон). Вместе их методические формулы заложили основу того, что стало известно в мире изучения Торы как Тельцер Дерех («подход Тельцера»).

Инновации привели к быстрому увеличению числа студентов. Среди них были лекции для определенных уровней студентов. В то время как другие современные ешивы обеспечивали один уровень обучения для всех студентов, Телц давал студентам лекции, соответствующие их возрасту и уровню понимания. Когда уровень ученика повышался, он переходил на следующий шиур (уровень класса). Эта система вскоре была интегрирована в структуру почти всех ешив и остается принятой структурой в большинстве ешив по всему миру.

В Тельце было пять разных шиуримов; Раввин Гордон поставил высший шиур. Тельц был особенно известен своей способностью развивать талмидим в ломдусе. Раввин Лайзер Юдель Финкель однажды заявил, что каждому талмудскому ученику было бы лучше учиться в Тельце, где он сможет развить свои навыки обучения, в течение двух лет, а затем учиться в другой ешиве.

Иешива в конце концов переросла здание, предоставленное общиной Тельца, и в 1894 году переехала в новое здание. В том же году они добавили новый предмет изучения - муссар («еврейская этика»). До этого изучение мусара было личной прерогативой студентов; теперь это было частью учебной программы ешивы. Создана новая должность факультета: муссар машгиах (учитель этики). Первым мусарским машгиахом Тельца был раввин Бен Цион Краниц, ученик раввина Симха Зиссель Зива. Краниц был мягок и не заставлял своих учеников принимать мусарский подход. Однако в 1897 году раввин Гордон нанял нового мусарского машгиаха - динамичного раввина Лейба Часмана, который установил очень строгий мусульманский режим в ешиве. Многие студенты выступили против такого подхода. Позже Часман получил мировую известность как старший мусарский машгиах в Хевронской ешиве в Иерусалиме.

. В 1902 году раввин Шимон Шкоп уехал, чтобы стать раввином Брейнска, Литва. В 1905 году раввин Хаим Рабинович присоединился к ешиве, чтобы заполнить эту пустоту. Рабинович служил раввином в городе Мейшад, а затем был маггид шиур («лектор») в ешиве Кнесс Бейс Ицхак в Ковно, Литва. Как и его предшественник, Рабинович ввел новый уникальный стиль талмудического анализа.

В 1910 году во время сбора средств для ешивы в Лондоне раввин Гордон умер от сердечного приступа. Он оставил свой след в жизни сотен молодых людей. Среди его учеников, ныне раввинов, были: Йосеф Шломо Каханеман, Эльхонон Вассерман, Цви Песах Франк, Иегезкель Абрамский и другие, кто в поворот оставил свой след в еврейском обществе и культуре.

раввин Йосеф Лейб Блох

В 1910 году в кончине раввина Гордона его зять, раввин Йосеф Лейб Блох принял на себя мантию лидера как раввин общины и рош ешива. Блох был не только новатором в области талмудического анализа, он также обладал уникальным подходом к изучению Торы и еврейской философии. В 1920 году он основал в Тельце начальные школы для мальчиков и девочек, а также добавил к ешиве мехину («подготовительную школу»).

Раньше старшие ученики были наставниками младших, которые поступали в ешиву, но не соответствовали стандартам низшего класса. Механика была устроена так же, как и сама ешива, с четырьмя уровнями классов, соизмеримыми с разными уровнями успеваемости студентов. В то время идея о ешиве, имеющей собственную подготовительную школу, была новинкой. Сегодня, однако, это стало общепринятой нормой, что впервые сделал раввин Блох.

Параллельно с упрощенной версией учебной программы ешивы, в механике также проводились светские исследования, что в то время было еще одной новинкой. Это было причиной противодействия со стороны многих раввинов, которые были непривычны к идее светских исследований, занимающих положение в какой-либо форме ешивы. Однако в 1924 году литовское правительство объявило о своем решении аккредитовать только те раввинские колледжи, в которых есть отделения светских исследований. Раввинский колледж Телше был единственным таким институтом, хотя светские исследования были только в его механизме.

A коллель («институт аспирантуры») начал свою деятельность в 1922 году, чтобы готовить выпускников для раввинов. Прием требовал от студента больших перспектив. Зять Блоха Хаим Мордехай Кац исполнял обязанности декана (рош хаколлель).

Явне

В 1918 году в Ковно был создан педагогический институт; Однако больших успехов семинария не достигла. Преподавательский состав академии обратился к раввину Блоху, известному своим педагогическим мастерством, чтобы тот возглавил ее, и в 1925 году в Тельце вновь открылась школа подготовки учителей Явне под эгидой раввинского колледжа Телше. Он служил институтом последипломного образования с уставом подготовки учителей для еврейских школ. Учебная программа педагогического института включала в себя обучение навыкам, еврейскую Библию, Талмуд, иврит, а также литературу и математику. Школа смогла предоставить квалифицированных и подготовленных учителей высокого уровня не только для жителей Литвы, но и для жителей всей Европы.

Здание средней школы для девочек в Явне в Тельце, Литва.

На протяжении многих лет еврейская община Литвы не имела структурированной системы образования для девочек-подростков. Раввин Блох считал, что такая концепция необходима, и в 1927 году в Телше было открыто отделение средней школы для девочек. Школа сразу же нашла похвалу и поддержку со стороны многих раввинов и общественных лидеров, которые увидели огромную ценность, которую может предложить такой институт.

В 1930 году раввин Йозеф Лейб Блох из Тельца открыл филиал Института подготовки учителей Явне, который нанял д-ра Ицхака Рафаэля Эциона (Хольцберг), рожденного в Ковно.. Школа предлагает двухгодичный курс для молодых женщин, желающих получить образование. Как и его мужской аналог, женское подразделение школы Явне удалось подготовить много высококлассных учителей, которые распространились по всей Европе. См. Также: Сара Шенирер # Учительская семинария ; Селигман Баер Бамбергер Баис Медраш Л'Морим.

Наследие Блоха

Все эти различные школы были включены в состав Раввинского колледжа Телше. Таким образом, под руководством раввина Блоха ешива расширилась, включив молодых учеников начальной школы в квалифицированных специалистов, готовых начать карьеру в раввинате и еврейском образовании.

Был создан комитет для публикации лекций (шиурим), читаемых в ешиве, а впоследствии лекции раввина Блоха и раввина Рабиновича распространялись и изучались в других ешивах. Популярное признание их новелл в современном мире ешив во многом связано с их распространением в мире ешив, существовавшем до Холокоста.

В октябре 1930 года рабби Йосеф Лейб Блох умер, и его второй старший сын, раввин Авраам Ицхак Блох стал его преемником как раввин общины и Рош ешива.

раввин Авраам Ицхак Блох

Ученики Телше на Пурим 1936.

Во время кончины раввина Йосефа Лейба Блоха его сыну раввину Аврааму Ицхаку Блоху было всего 38 лет; однако он читал лекции в ешиве с 1926 года и уже приобрел репутацию одного из величайших умов раввинского мира.

Два брата раввина Авраама Ицхака Блоха: раввин Залман Блох и раввин Элиягу Меир Блох также занимали должности в ешиве. Все остались преданными продолжению образовательных методов и подходов своего отца.

В 1931 году был создан комитет, чтобы максимально расширить традиционное еврейское образование для как можно большего числа еврейских детей. Школы создавались в небольших городах, где раньше было мало или совсем не было структурированного школьного образования. Старшие ученики в ешиве были отобраны для преподавания в течение определенного периода времени в этих школах, после чего они возвращались, чтобы продолжить свое обучение в ешиве. Помимо предоставления многим общинам новых образовательных возможностей, эти школы также дали ученикам Telzer еще одну возможность для саморазвития и роста.

Раввин Хаим Рабинович умер через год и день после смерти Йосефа Лейба Блоха. Сын Рабиновица, раввин Азриэль Рабинович, всего 26 лет, был назначен рош-ешивой.

В 1933 году ешива построила новое здание для размещения мехины («подготовительной школы»). До начала Второй мировой войны ешива продолжала предлагать традиционное еврейское образование для всех возрастов. Этой цели способствовало создание школ за пределами Тельца.

Холокост

Осенью 1939 года русским было разрешено ввести войска в Литву под предлогом защиты страны. В июне 1940 года русские захватили страну и быстро превратили ее в «советскую социалистическую республику». В рамках этой трансформации частные еврейские организации и школы были распущены, а ешива закрыта. Большинство студентов разошлись, и в Телше осталось всего около сотни студентов. Обучение проводилось в группах по 20-25 студентов, обучающихся в различных батайских медрашим («малых синагогах»), возглавляемых рош-ешивами.

В первые годы Второй мировой войны раввин Эля Меир Блох и раввин Хаим Мордехай Кац находились в Соединенных Штатах с миссией по сбору средств. Когда началась война, их единственным вариантом обеспечить непрерывность ешивы было перемещение всей ешивы на американскую землю.

В октябре 1940 года группа студентов во главе с раввином Хаимом Штейном сбежала из разоренной войной Литвы, когда она была захвачена нацистами. Этот дерзкий полет произошел в субботу. Хотя путешествия в субботу обычно запрещены, человек должен нарушить этот запрет, чтобы спасти жизни и избежать большой опасности. Первоначальный преподавательский состав, их семьи и большая часть студентов, которые предпочли остаться в Европе, были убиты в Литве нацистскими силами и литовскими коллаборационистами.

Когда война разорила Восточную Европу, бежав в Россию, в Тихом океане происходила еще одна война - именно в этом направлении двигались студенты во главе с раввином Хаимом Штейном. Студенты добились безопасного перехода по Транссибирской магистрали на Дальний Восток. Группа каким-то образом получила визы у известного Чиуне Сугихара и стала бенефициаром его замечательного действия, которое он рискнул своей жизнью, чтобы позволить людям из раздираемой войной Европы искать убежища в других частях света.

Вскоре после этого студенты отправились в Австралию. Поскольку некоторым студентам-подданным Великобритании, имеющим британские паспорта, например раввину Шломо Дэвису, были предоставлены визы.

По прибытии в Австралию их приветствовала небольшая, но энергичная еврейская община в Брисбене. Планируя свой следующий курс действий, группа студентов стремилась улучшить качество жизни евреев в местной еврейской общине. Среди этой группы был раввин Хаим Штайн, который позже стал Рош-ешива в Виклиффе, штат Огайо, раввин Шломо Дэвис, который стал учителем, а затем старшим администратором регистратора студентов (пенсионер, проживающий в Лейквуде, штат Нью-Джерси) и раввин Носсон Меир Вахтфогель, который позже стал машгиах ручани из Бет Медраш Гевоха в Лейквуд, Нью-Джерси. Местная еврейская община, опасаясь, что эти ученые приведут к расцвету ортодоксальности, заплатила за свой переезд в США.

Эта группа перебралась в Соединенные Штаты в начале 1941 года. После воссоединения со своей Рошей иешивой, Раввин Эля Меир Блох и раввин Хаим Мордехай Кац, в конце концов они поселились в Кливленде, Огайо.

Телше в Соединенных Штатах

Ешива была открыта в Кливленде в доме Ицхака и Сары Фейгенбаум 10 ноября 1941 года. С 1954 года она получила официальное название Раввинский Колледж Телше . В настоящее время они переехали в Уиклифф в 1957 году.

Телше состоит из средней школы, колледжа и аспирантуры. Ешива является некоммерческой организацией и аккредитована Ассоциацией передовых раввинских и талмудических школ. В ешиве есть отдел светских исследований, который выдает аттестат об окончании средней школы.

В Соединенных Штатах ешивой первоначально руководили преподаватели, в том числе покойные раввины, Хаим Мордехай Кац, Борух Сороцкин, Мордехай Гифтер, Хаим Штайн, Айзик Осбанд и Песах Штайн. Когда в 2001 году умер Р'Мордехай Гифтер, его сын Залман, раввин и выпускник Тельше, «взял на себя иешиву».

В 2013 году 130 учеников включали 80 учеников 9-12 классов; наибольшее количество студентов в 1966 году составляло около 425.

Известные выпускники

Среди известных выпускников ешивы:

Филиалы
  • Телше Чикаго. В 1960 году ешива открыла филиал в Чикаго, штат Иллинойс. В течение 10 лет филиал в Чикаго стал независимым от ешивы в Кливленде и больше не имеет официальных официальных связей с ешивой в Кливленде, хотя неформальные связи остаются тесными.
  • Кирьят Йеарим (Telz-Stone), Израиль. В 1977 году раввин Мордехай Гифтер привел группу из 20 студентов из Кливленда, чтобы открыть филиал ешивы в Кирьят-Йеарим (Тельц-Стоун), Израиль. Занятия проходили в нескольких квартирах. В 1979 году, когда раввин Барух Сороцкин умер, раввина Гифтера попросили вернуться в Кливленд, и израильский филиал закрылся.
  • Иешива выпускников Телше. В начале 1980-х раввин Авраам Осбанд, внук раввина Тельцер Ров Авраама Ицхака Блоха, был послан открыть ешиву выпускников Телше в Ривердейле, штат Нью-Йорк. его Ребе, раввин Мордехай Гифтер.
  • Бирхас Хаим. В 2001 году сын раввина Хаима Штайна, раввин Шмуэль Залман Штайн, открыл ешиву Бирхас Хаим в Лейквуде, штат Нью-Джерси.
  • Месорас Мордехай. Этот филиал был основан в 2004 году и находился в Рамат-Бейт-Шемеш-Алеф, Израиль. Его возглавлял раввин Цви Фойер, внук раввина Мордехая Гифтера. На пике своего развития в ешиве было около 30 студентов из США, Канады, Англии и Израиля в возрасте от 17 до 21 года. Месорас Мордехай опубликовал два выпуска своего журнала Торы, «Ковец Месорас Мордехай», содержащий Тору новеллы предыдущей ешивы Телше Рошей, недавно опубликованные новеллы раввина Гифтера и эссе учителей и учеников ешивы. Иешива закрылась в 2009 г.

В Ришоне Иешивы LTzion Атерес Шломо

Галерея
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 12:50:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте