Мулато, вождь индейцев теуэльче. | |
Общая численность населения | |
---|---|
27 813 (перепись 2010 г.) | |
Регионы со значительным населением | |
Аргентина, Чили (исторически) | |
Языки | |
| |
Религия | |
Анимизм (использовать) | |
Родственные этнические группы | |
Хауш, мапуче, Селькнам, Теушен |
Народ аоникенк, также называемый экзонимом Теуэльче, является коренным народом из Патагонии в Южной Америке, и членами группы в настоящее время проживают на юге Аргентины. Границы Чили.
Название «комплекс Теуэльче» использовалось исследователями в широком смысле объединения народов Патагонии и пампасов. Несколько специалистов, миссионеров и путешественников предложили сгруппировать их вместе из их географических интересов, географических границ и языков, хотя они были связаны друг с другом и их географическое распространение было обширным
Согласно историк Антонио Пигафетта из экспедиции Фердинанда Магеллана в 1520 году, он встретил в заливе Сан-Хулиан, «Патагонами». В 1535 году историк Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес объяснил в своей «Общая и естественная история Индии» («Общая и естественная история Индии»), что... «Мы, испанцы, называем их Патагонами из-за их больших размеров. футов », с которым историк Франсиско Лопес де Гомара согласился в 1552 году. Основываясь на этих названиях, первое имя, испанцы использовали для обозначения народа теуэльче, Патагоны. Однако некоторые исследователи предполагают, без поддающихся проверке оснований, что Магеллан мог быть вдохновлен монстром с собачьей головой из романа «Прималеон» 1512 года, известным как «Патоган».
Согласно наиболее распространенному мнению, слово Tehuelche происходит от мапуче термин chewel che, что означает «храбрые люди», «суровые люди» или «люди бесплодной земли». Другая версия предполагает, что это могло быть производным от одной из их фракций, тушенов, плюс слово мапуче «че», означающее «люди» или «народы».
. Классификация групп коренного населения, которые используются в Пампасах и Патагонии, сбивает с толку из-за разных терминов, которые используются для обозначения групп коренного населения этих регионов. Существуют причины, препятствующие созданию единой единой и полной классификации. Среди этих обстоятельств - исчезновение некоторых из этих групп в соединении с огромными группами земель. Наблюдавшие за наблюдавшимися европейцами наблюдавшие перемещения людей в группе или ареал распространения языка. В сочетании со всеми факторами факторами вторжение мапуче, или арауканцев, с запада глубоко изменило их культурную реальность, смешивая и поглощая этнические группы из пампасов, а также из центральной и северной частей Патагонии, создавая Арауканизация части древних жителей. Наконец, последующее Завоевание пустыни, осуществленное аргентинской армией, привело к почти исчезновению этих общин. Этот исторический обзор привел к разногласиям среди исследователей.
В XIX веке такие исследователи, как Рамон Листа и Джордж Чаворт Мастерс называли их «цонека», «цоник» или «чоник». Большинство экспертов сходятся во мнении, что река Чубут разделяет два основных подразделения: «Южный Теуэльче» и «Северный Теуэльче». Первая группа простиралась на юг до Магелланова пролива, тогда как вторая группа простиралась на север до реки Колорадо (Аргентина) и Рио-Негро (Аргентина). Присутствие или отсутствие людей теуэльче в пампасах привело к разногласиям среди исследователей, которые не имели существования ни с кем из отдельного подразделения, называемого «пампасами», ни с тем, как их отношения и границы с мапуче.
Одна из основных классификаций была взята из английского Иезуита Томаса Фолкнера в его работе 1774 года Патагонии и прилегающих частей Южной Америки, которая ввела этническое название «хетские народы » для народа пуэлче, в том числе теуэльче:
пуелчес, или восточные народы (...) Они носят разные наименования, согласно к положению своих стран, потому что они изначально принадлежали к разным народам. Те, кто к северу, называются талухетами; к западу и югу от них - Дюйхеты; на юго-восток - чечехцы; и к югу от этих последних находится страна теуэльхетов (...)
Для Фолкнера "теуэльхеты" или "патагоны" были народом теуэльче, жившим от берегов Рио-Негро до Магелланова пролива:
Теуэльхеты, которых в Европе называют патагонами, из-за незнания своего языка называли Техуэльхами; за чу означает страну обитания, а не людей; который выражается словом het и, что южнее, словом kunnee или kunny. Этих и чечехетцев испанцы знают под именем Серранос, или альпинисты. Они разделены на множество подразделений, таких как Leuvuches, или Люди реки, и Calille-Het, или люди гор; среди них есть чулилау-кунни, сехуау-кунни и якана-кунни. Все они, за исключением речных, называются Молухами Вуча-Уилличес.
В 1936 году Милсиадес Виньяти опубликовал Las culturas indígenas de la Pampa y Las culturas indígenas de la Patagonia (Коренные культуры пампасов и аборигенные культуры Патагонии), в котором он предположил, что между 16 и 19 веками «Gününa-küne» или «Tuelches» жили от южной половины провинции Рио-Негро до границы между нынешними провинцией Чубут и Санта-Крус. «Серрано» находились к северу от них, а «Аонюкюнк» или «Патагоны» - к югу. Эти народы были разделены на три группы: «пэнкен» (народ Севера), «хауникенк» (народ Юга) и «аоникенк» (народ Запада).
В его пьесе 1949 года El complejo tehuelche. Estudio de etnografía patagónica (Комплекс Tehuelche. Этнографическое исследование патагонцев), военный врач Федерико А. Просмотр реальности и библиография на пяти простых категориях, каждая из которых имеет собственный язык, производный от родного языка, называемого «кен», «Эскальда классифицировал народный язык» по историческим периодам на основе Estudio de la realidad humana y de la bibliografía. Он сгруппировал их географически в «сушу» и «островитяне», отрицательную отдельную группу «пампа».
Эскалада использует имена, которые он получил от информаторов, говорящих на мапуче:
Очевидно, что исторически группа жила преимущественно вдоль основных рек. Патагонии и простиралась через северные территории Чубута до Рио-Негро, постоянно заходя в юг нынешней провинции Буэнос-Айрес и юго-восточный регион Северной провинции Ла-Пампа.
аргентинский историк и палеонтолог Родольфо Касамикела рассмотрел классификацию Эскальды в своих книгах: Rectificaciones y ratificaciones hacianitolórama convert Северная область (1965); de la Patagonia y área septentrional adyacente (Исправление и ратификация, указанная на окончательную интерпретацию следующей этнографии) Северная область; Un nuevo Panorama etnológico del area pan-pampeana y patagónica adyacente (Новая этнологическая панорама Пан-пампасов и прилегающей территории Патагонии) (1969); и Bosquejo de una etnología de la provincia de Río Negro (Очерк этнологии провинции Рио-Негро) (1985), подтверждающее существование комплекса Теуэльче.
Казамикела приветствует классификацию континентальной области около 1700:
Различные этнические группы, называемые широким термином «теуэльче», называемые широким термином «теуэльче», называемые на языке, языке, определенном количестве Для Роберто Леманна Нитше языки, происходящие из пампа, были предметом различных мнений. сов и патагонии, разделились на две группы: чонанские языки и языки хет. Имеющиеся свидетельства различают шесть языков в комплексе Теуэльче: группа чон (теушен, аоенекенк, селькнам и хауш), язык группы коренного населения Гюнуна кюн и язык народа керанди.
язык народа аонеккенк более тесно связан с языком народа теушен (центрально-восточный Чонан). Эти языки, в свою очередь, языками более тесную связь с языками Исла-Гранде-де-Огненная Земля (южный Чонан) и более отдаленные отношения с языком коренной группы Gününa küne (северный Чонан). Эскалада считал, что весь комплекс Теуэльче имеет общее ядро языков, называемое Кен («люди»).
До XIX века были признаны следующие языки:
Наконец, народ аонеккен («народ Юга») говорит на языке, широко известном как язык теуэльче, тхонека или аонеккенк, который в настоящее время является языком, наиболее изучаемым в этой группе и единственной язык, который объявил роман. Есть группа людей, которые, пытаются восстановить язык с помощью программы под названием «Kkomshkn e wine awkkoi 'a'ien» (мне не стыдно говорить на техуэльче). Организация сосредоточена на распространении языка и культуры.
В 1864 году Хунцикер записал словарь и собрание фраз с языка Генакенн в регионе Вьедма. В 1865 году исследователь Хорхе Кларас путешествовал с юга Буэнос-Айреса в Чубут под руководством людей, которые говорили на Gününa iajëch, собирая названия мест, слова и предложения в своем Diario de viaje de exploración al Chubut (дневник путешествий по исследованию Чубута) (1865– 1866 г.).
В 1913 году Леманн Нитше использовал данные, собранные Хунцикером и Кларасом, для создания сравнительного словаря языков теуэльче: El grupo lingüístico tschon de los terminorios magallánicos (Чонные языковые группы Магеллановых народов).
В 1925 году Харрингтон собрал слова двуязычных носителей теуэльче, которые он опубликовал в 1946 году в Contribución al estudio del indio gününa küne (Вклад в изучение языка индейцев Gününa küne), утверждая, что они называли свой Gününa yájitch или Память. В течение 1950-х годов Казамикела собирал словарный запас, песни и молитвы разных старейшин, общих чертах проводя морфосинтаксический анализ.
В 1960 году Ана Герценштейн провела фонетическую и фонологическую классификацию в своей Fonología de la lengua gününa-këna (Фонология языка Gününa-këna).
В 1991 году Хосе Педро Вьегас Баррос обрисовал морфосинтаксическую проекцию в Clarificación lingüística de las relaciones interculturales e interétnicas en la región pampeano-inter-patagónica (Лингвистическое разъяснение и разъяснение межкультурных отношений). в 2005 году он разработал фонологическое описание в Voces en el viento (Голоса на ветру).
Пуэльче - мертвый язык. Казамикела назвал имя и фамилию последний спикера языка пуэльче: Хосе Мария Куаль, который умер в 1960 году в возрасте 90 лет.
Несмотря на мобильность, группы теуэльче имели тенденцию двигаться в определенных цепи, преимущественно с запада на восток и наоборот. В течение каждого сезона у групп были места, где они создавали лагеря, известные как айк или айкен между собой, и называемые tolderías испанцами и креолами.
Каждая группа теуэльче состояла из представителей различных родственных связей, и у них были специфические территории для охоты и собирательства. Границы этих территорий определялись родословными по маркерам неизвестного значения: холм, корыто, дупло или важное дерево. В случаях, когда группа не могла удовлетворить свои потребности на своей собственной территории, им приходилось запрашивать разрешение у соседей из той же этнической группы на использование ресурсов с их территорий; нарушение этого правила ведет к войне.
Теуэльче имели очень организованную семейную ячейку, в которой мужчины были авторитетными фигурами, а женщины - подчиненными. В большинстве случаев в семье отец предлагал свою дочь замуж в обмен на различные товары. Каждый мужчина мог иметь двух или трех жен, в зависимости от его статуса.
Как и в случае с другими этническими группами, которые не имели государственной структуры, теуэльче не имели организованной религиозная система (литургия и вертикаль). Однако, как и у всех пампасов и патагонских народов, у них был корпус верований, основанных на их собственных мифах и ритуалах, которые рассказывались и обновлялись шаманами, которые также практиковали медицину с помощью духов, призванных в
Люди теуэльче верили в различных духов Земли, а также в верховное божество, создавшее мир, но не вмешивающееся в него. Одна из космологических версий мифа о творении - это та, в которой божество, известное как Кох, внесло порядок в мировой хаос, создав отдельные элементы. Точно так же люди Селькнам с Огненной Земли в Аргентине рассказали аналогичный миф, в котором создатель мира, божество, известное как Кенос (вариант Кооха через общий корень), послал Эль-лала, сына великана Носйтей, Патагония через божество Темаукель. В мифах о Теуэльче Эль-Лал создал людей и научил их пользоваться луком и стрелами. В культуре теуэльче они признали существование злого духа по имени Гуаличо.
9000 лет назад возникла индустрия толденсов, состоящая в основном из таких товаров, как двусторонние подтреугольные наконечники, боковые и концевые скребки, двусторонние ножи и инструменты из кости. Позже, между7000 и 4000 лет до нашей эры, появилась индустрия Casapedrense, характеризующаяся большей долей каменных орудий, сделанных из листов, что, скорее всего, было продемонстрировано специализации в охоте на гуанако, которая также присутствует в промышленных разработках Tehuelche люди.
Люди этого времени и до прихода европейцев (начало 16 века) теуэльче были охотниками-собирателями, которые использовали сезонную мобильность, двигаясь к стадам гуанако. Зимой они жили в низинах (луга, заболоченные земли, берега, берега озер и т. Д.), летом перебирались на центральные плато Патагонии или в горы Анд, где других священных мест у них были Гора Фитц Рой.
31 марта 1520 г. Испанская экспедиция под командованием Фернандо де Магалланеса высадилась в бухте Сан-Хулиан, чтобы провести там зиму. Здесь они вступили в контакт с группой с коренного населения теуэльче, которые они называли «патагонами», как сказал писец Антонио Пигафетта. Пигаффетта описал этих людей как мифическое племя патагонских гигантов.
. До личной встречи с теуэльче исследователи были поражены размером их следов. Их ноги были увеличены из-за мехов животных, которые они использовали в качестве обуви, и поэтому они были намного больше, чем у европейцев того времени. В течение XVI века средний рост мужчин европейцев в 5 футов 5 дюймов был бы ниже, чем у мужчин из Патагонии, чей рост, как сообщается, превышал 2 метра (по некоторым данным, 6 футов 7 дюймов). Таким образом, европейцы могли считать их «патонами» («широконогие») или патагонцы, возможно, напомнили исследователям гигантского Патоагона из рыцарского романа «Прималеон». Большая краниометрия патагонцев прославила их в европейской литературе XVI-XIX веков из-за их большого роста и физической силы.
Важно учитывать, что между 16 и 18 веками название «Патагония» получила всю территорию к югу от устья Рио-де-ла-Плата. Это подкрепляет гипотезы, выдвинутые антропологами, такими как Родольфо Казамикела, согласно которому «хет» из работы Фолкнера также были патагонами.
Прибытие испанцев повлекло за изменение культуры народов, и народ теуэльче не был новичком в этом. Чумы (корь, оспа, грипп ) были развязаны среди групп, которые уничтожили их население, особенно в северной группе Геннакенк.
С 18-го века коренные жители Пампаса и горных хребтов нынешней провинции Буэнос-Айрес, жителей Северной Патагонии и жителей обоих краев Анд. В Кайру и Чапалеофу проходили две очень важные торговые ярмарки. Эти ярмарки, называемые иезуитами того времени «ярмарками пончо» (например, Томас Фолкнер ), были местом обмена различных видов продукции: от скота и сельскохозяйственных продуктов до одежды., например, пончо. Кайру был расположен в самой западной части системы Тандилия (на нынешней территории Партидо Олаварри ). Чапале относится к типу одноименного водного потока в нынешнем Тандил Партидо. Оба муниципалитета, или партии, размещены внутри нынешней провинции Буэнос-Айрес. Перемещение людей для участия в группах по определенному культурному обмену между различными группами, различными группами влажных Пампасов, северной Патагонии, непосредственной близости от Анд (как на ее западных, так и на восточных краях) до побережья Тихого океана. Это было вниманием к обмену между отдельными группами, такими как теуэльче, ранкель и мапуче люди.
Хотя торговля мапуче начиналась как средство способствуя развитию торговли и союзов, это было завершено созданием большого культурного влияния на теуэльче и другие группы, вплоть до того, что это включается как «мапучизация» или «арауканизация Патагонии ». Большая часть народов теуэльче и ранкель переняла многие обычаи и свой язык, в то время как мапуче переняли некоторые части образа жизни теуэльче (например, проживание в толдериасах) и, таким образом, различия между двумя группами были размыты до такую степень, что их потомки называли себя народом мапуче-теуэльче.
В первой половине 18 века вождь Какапол и его сын, вождь Кангапол, были самыми важными в регионах, простирающихся от Анд до Атлантического океана и от Рио-Негро до реки Саладо. Кангапол входил в состав правительства региона Сьерра-де-ла-Вентана, а их народ был известен как «горные пампасы». Пампасы знали, как присоединиться к мапуче с запада, чтобы атаковать Буэнос-Айресскую кампанию в 1740 году.
Теуэльче в Рио-Гальегос.В этом процессе происходили межэтнические столкновения, и к 1820 году начались ожесточенные бои. между Патагонами и Пеуэнчесом на берегу реки Сенгерр; другой бой произошел при Барранкас-Бланкас и Шотель-Кайке. К 1828 году армия роялистов Пинчеира атаковала группа Теуэльче в районе Баия-Бланка и Кармен-де-Патагонес.
У народа теуэльче к югу от Рио-Негро была женщина-вождь: Мария ла Гранде. Ее преемник Казимиро Бигуа был первым вождем Техуэльче, заключившим договоры с правительством Аргентины. Его сыновья, вожди Папон и Мулато, оказались в заповеднике на юге Чили.
Народу теуэльче приходилось жить с валлийскими иммигрантами, которые со второй половины XIX века начали колонизировать Чубут: отношения между двумя группами в целом были гармоничными. В 1869 году вождь Бигуа осознал необходимость валлийцев от потенциального защиты вождя Кальфукуры.
Мало информации о культуре теуэльче до использования лошади, хотя их социально-экономическая организация напоминает организацию народа Онас с Огненной Земли. Теуэльче, введенные лошадьми, познакомились в 1570 году, преобразовало социальную организацию людей: введение лошадей группы развить зависимость от лошадей в их повседневной жизни. Как и коренные народы Великих равнин Северной Америки, теуэльче также работали в зарослях степей Патагонии, питаясь в основном гуанако и реей мясом (нанду или чойке), за которыми следовали гуанако и нанду. 154>Южно-Андский олень, олень, патагонская мара и даже пума и ягуар мясо, помимо некоторых растений (хотя и поздно научились обрабатывать землю). Что касается рыбы и моллюсков, то в некоторых группах их потребление было запрещено: например, некоторые группы запретили употребление рыбы. В их группах было от 50 до 100 человек.
Принятие лошади означало новую культуру социальные изменения в теуэльче: мобильность изменила их исконные территории и сильно повлияла на их модели передвижения. До 17 века в погоне за гуанако преобладали движения с востока на запад; однако на заре конного комплекса продольные движения (с юга на север и наоборот) были очень важны для обширных сетей обмена. В середине 19 века аоникенки обменивали шкуры и моллюсков на чолилы (клубнику, ежевику, малину, барбарис магеллановый, семена деревьев чилийской сосны, цитария, почки и чилийский бамбук почки и т. д.) и яблоки у геннакенков из Неукена, верхней долины Рио-Негро и так называемой «страны клубники», или Чулилав (регион, примерно ограниченный к северу от озера Науэль-Уапи, на востоке по невысоким горам и моренам, называемым Патагонидес, на западе у высоких вершин Анд и на юге у озера Буэнос-Айрес / Генерал Каррера).
При генерале Рока Завоевание пустыни распространило власть Аргентины на ПатагониюЛошадь, или, точнее, кобыла, стала основной диеты Теуэльче., оставив гуанако на втором месте. Селькнам с Огненной Земли не развил подобной зависимости от лошадей.
Уже во второй половине XIX века группы теуэльче были похищены и выставлены против их воли в таких странах, как Бельгия, Швейцария, (Германия), Франция и Англия. Более конкретные данные показывают, что был схвачен вождь, известный как Питиоче, его жена и ребенок. Сообщения об этих шокирующих фактах являются частью книги Кристиана Баэса и Питера Мэйсона Zoológicos humanos (Человеческие зоопарки).
Антрополог Роберт Леманн-Нитше также подвергся критике за изучение похищенных и выставленных в цирках членов племени теуэльче.
Указом президента Хосе Эваристо Урибуру от 11 января 1898 года резервация Камусу Айке была создана для «сбора племен теуэльче». Резервация расположена в провинции Санта-Крус в Аргентине.
В 1922 году президент Иполито Иригойен своим указом создал следующие заповедники: Лаго Вьедма (Участки 119-117) от 20 000 до 25 000 га, Lago Cardiel (лот 6) и Lago Cardiel (лот 28 bis). Первые два были лишены своего статуса в 1966 году, а третий - в 1990 году.
Согласно незаконченной «Национальной переписи коренных народов» (1966–1968), только несколько потомков теуэльче говорили язык теуэльче. Население происхождения Теуэльче, которое осталось наиболее привязанным к своей культуре, расположено на центральном плато провинции Санта-Крус, хотя население смешано с людьми других происхождения. Перепись зафиксировала, что в провинции Санта-Крус:
Были также смешанные браки в Трес-Лагос, Пуэрто-Сан-Хулиан, Гобернадор Грегорес и Рио Гальегос.
«Дополнительное обследование коренных народов» (ECPI) 2004–2005 гг., Дополняющее «Национальную перепись населения, домашних хозяйств и жилищного фонда 2001 года», привело к признание 4351 человека происходит от первого поколения народа теуэльче в провинциях Чубут и Санта-Крус. Другой 1664 г. считал себя Теуэльче в пределах города Буэнос-Айрес и 24 части Большого Буэнос-Айреса ; с 4575 в остальной части страны. Во всей Аргентине 10 590 человек считали себя Теуэльче.
Национальная перепись населения 2010 года в Аргентине показала существование 27 813 человек, считавших себя Техуэльче по всей стране, 7924 человека в провинции Чубут, 4570 человек во внутренних районах Буэноса. Провинция Айрес, 2615 в провинции Санта-Крус, 2269 в провинции Рио-Негро, 1702 в городе Буэнос-Айрес, 844 в провинции Мендоса, 738 в провинции Неукен и 625 в провинции Ла-Пампа.
В настоящее время в провинции Санта-Крус есть поселения Теуэльче, в том числе:
В этих поселениях есть двуязычные говорящие на аонекко 'а'иен; остальные говорят по-испански.
В провинции Чубут расположены две резервации. Эль-Халиа, община Мануэля Кильчамаля, в департаменте Рио-Сенгер, в 60 км от деревни доктора Рикардо Рохаса. Эль-Халиа была создана в 1916 году и занимала 60 000 га, но сегодня ее площадь уменьшилась до 32 000 с 80 жителями. Лома Редонда - это резервация, расположенная между Рио-Майо и Альто-Рио-Сенгер, с 30 жителями. 17,65% людей, проживающих в этих резервациях, говорят на испанском и мапудунгунском языках, а остальные говорят на испанском. По данным переписи 1991 года, только две пожилые женщины помнили язык аонек'о'янь.
С 1995 года Национальный институт асунтос индейгенас (INAI), начал признавать правовой статус сообщества народов в Аргентине путем регистрации в Национальном реестре сообщества народов (Renaci). Среди них 2 общины теуэльче в провинции Санта-Крус и 4 общины мапуче-теуэльче в провинции Чубут, Рио-Негро, Буэнос-Айрес и Санта-Крус:
В провинции Ч убут есть смешанные общины народов мапуче и теуэльче, называют себя мапуче-теуэльче :
Четыре городских мапуче- Общины теуэльче также существуют в Санта-Крус: в Калета Оливия (Фем Мапу), на реке Гальегос (Аитуэ), в Рио Турбио (Виллимапу) и в Пуэрто Санта-Крус (Милланахуэль).
Заповедник жителей Кушамен в департаменте Кушамен в Чубуте был создан в 1889 году для размещения племени вождя Мигеля Чанкуче Науэлькир, который был удален из горного Неукен Покорение пустыни. Он состоит из 1250 км и 400 семей мапуче-теуэльче.
группа теуэльче почти исчезла в Чили. В 1905 году они перенесли эпидемию оспы, убившую вождя Мулато и других членов его оседлого племени в долине рио-Зурдо, недалеко от Пунта-Аренаса. Выжившие укрылись на территории Аргентины, возможно, в заповеднике Кумусу Айке. Их память присутствует в названии Вилла Техуэльчес, чилийского города в коммуне Лагуна-Бланка.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с людьми Tehuelche. |