Татары Румынии

редактировать
Распределение татар в Румынии (перепись 2002 г.)

Татары Румынии (Румынский : Tătarii din România) или добруджанские татары (крымские татары : Dobruca tatarları), являются тюркской этнической группой, проживали в Румынии с 13 века. По данным переписи 2011 года, 20 282 человека заявили о своей национальности как татары, большинство из них были крымскотатарского происхождения и проживали в уезде Констанца. Они являются основным компонентом мусульманской общины в Румынии.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Средние века
    • 1.2 Ранний современный период
    • 1.3 Поздний современный период
  • 2 Начало 20 века до Второй мировой войны
  • 3 Развитие после Второй мировой войны
  • 4 Известные люди
  • 5 Подгруппы
    • 5.1 Крымские татары
    • 5.2 ногайцы
  • 6 Места с наибольшей долей татарского населения
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Источников
История

Средние века

Корни крымскотатарской общины в Румынии начались с Cuman миграции в 10-м веке. век. Еще до прихода половцев в этот регион поселились другие тюрки, такие как гунны и булгары. Впервые татары достигли устья Дуная в середине 13 века на пике могущества Золотой Орды. В 1241 году под предводительством Кадана татары переправились через Дунай, завоевав и опустошив этот регион. Этот регион, вероятно, не находился под прямым управлением Орды, а скорее был вассалом Бахчисарайского хана. Из арабских источников известно, что в конце 13 - начале 14 вв. Потомки Ногайской Орды поселились в Исакче. Другой арабский ученый, Ибн Баттута, который проходил через этот регион в 1330–1331 годах, говорит о Бабе Салтуке (Бабадаг ) как о самом южном городе татар

. Золотая Орда начала терять свое влияние после войн 1352–1359 годов, и в то время отмечен татарский военачальник Деметрий, защищавший города в устьях Дуная. В XIV и XV веках Османская империя колонизировала Добруджу с ногайцами из Букака. Между 1593 и 1595 годами в Добрудже поселились татары из Ногая и Букака. (Фредерик де Йонг)

Раннее Новое время

К концу XVI века около 30 000 ногайских татар из Буджака были доставлены в Добруджу.

После аннексии Крыма в 1783 году крымские татары начали эмиграцию в османские прибрежные провинции Добруджи (сегодня разделены между Румыния и Болгария ). Когда-то в Добрудже большинство поселений проживало в районах, окружающих Меджидие, Бабадаг, Кёстенс, Тулча, Силистр, Бештепе, или Варна и продолжил создание деревень, названных в честь их покинутой родины, таких как Ширин, Яйла, Акмечит, Ялта, Кефе или Бейбучак.

Позднее современное период

С 1783 по 1853 год десятки тысяч крымских татар и ногайцев эмигрировали в регион Рускук, который впоследствии стал известен как «Малая Тартария». После русского завоевания 1812 года ногайцы из Бучака также иммигрировали в Добруджу. Татары, поселившиеся в Добрудже до великого исхода 1860 года, были известны как Кабаил. Они сформировали татарский отряд Кабаиль в Низам-и Джедид (Новый порядок) армии султана Селима III. Они сыграли ключевую роль в борьбе Махмуда II с Мехмет Али-пашой из Египта, подавлении восстаний в Боснии и Герцеговине, Курдистане, и арабские провинции и служили с османами во время Крымской войны.

Татары вместе с албанцами служили жандармами, которые пользовались большим уважением у османов и получали особые налоговые льготы. Османская империя дополнительно предоставила определенную степень автономии татарам, которым позволил править их собственный каймакам хан Мирза. Династия Гирей (1427 - 1878) умножилась в Добрудже и сохранила свое уважаемое положение. Добруджанский татарин, был ответственен за уничтожение янычар корпуса по приказу султана Махмута II.

По оценкам, с 1877 по 1878 год от 80 000 до 100 000 крымских татар эмигрировали из Добруджи в Анатолию, что продолжалось в меньшем количестве до Первой мировой войны. Причин эмиграции было несколько: В 1883 году румынское правительство приняло законы, требующие обязательной военной службы для всех румынских подданных, включая татар, которые были обеспокоены тем, что служба в христианской армии не соответствует их мусульманской идентичности. Другие причины включали голод 1899 года в Добрудже, серию законов с 1880 по 1885 год о конфискации татарских и турецких земель и Первую мировую войну (1916–18), опустошившую регион.

С начала 20 века до Второй мировой войны
Национальности в Северной Добрудже в начале 20 века, с татарами в желтом

Уникальная крымскотатарская национальная идентичность в Добрудже начала проявляться в последней четверти XIX века. 19 век. Когда Исмаил Гаспрински, которого многие считают отцом крымскотатарского национализма, посетил Кёстенс (Констанца ) в 1895 году, он обнаружил, что его газета Tercüman уже широко разошлась. тираж. Однако больше всего приписывают распространение националистических идей среди татар Добруджи поэт Мехмет Ниязи. После падения правительства крымских татар Добруджа стала передовым убежищем татар из Крыма. Многие из этих беженцев были вдохновлены присоединиться к движению Прометея в Европе, которое стремилось к независимости советских национальностей. В этот период Мустеджип Хаджи Фазыл (позже взял фамилию Улкусал) был лидером общины в Добрудже. В 1918 году, когда ему было 19 лет, он поехал в Крым, чтобы преподавать в татарских школах, и с 1930 по 1940 год издал первый татарский журнал в Добрудже, Емель. Он и другие националисты протестовали против эмиграции татар из Добруджи в Турцию, считая переселение в Крым. было предпочтительнее.

В 1920-е годы Добруджа оставалась основным местом назначения беженцев, спасающихся от Советов. Татары были относительно свободны в политической организации и издании журналов, основанных на националистических идеях. Во время Второй мировой войны многие татары бежали из Крыма и укрылись в семьях крымских татар в Добрудже, которые впоследствии были жестоко наказаны коммунистической Румынией. Беженцы, пытавшиеся бежать по морю, были атакованы самолетами Красной Армии, а те, кто следовали сухопутными маршрутами через Молдавию, сумели добраться до Добруджи до того, как Красная Армия захватила и депортировала большинство из них в Сибирь 18 мая 1944 года. Неджип Хаджи Фазыл, лидер комитета по контрабанде, был казнен, а его брат Мюстечип Хаджи Фазыл бежал в Турцию.

Развитие событий после Второй мировой войны

В 1940 г. Южная Добруджа была передана Болгарии, и к 1977 г. в Румынии проживало примерно 23 000 татар. По словам Нермина Эрена, к 1990-м годам это число увеличилось примерно до 40 000 человек. В 2005 г. Демократический союз турецко-мусульманских татар Румынии заявил, что в Румынии проживает 50 000 татар, полагая, что оценка переписи занижена искусственно, поскольку большинство татар идентифицировало себя как турок. Нермин Эрен также подсчитал, что в 1990-е годы количество татар в Болгарии составляло около 20 000 человек. По оценкам болгарских источников, их около 6000 человек, хотя им известно, что большинство татар вступают в брак с турками или называют себя турками. В период с 1947 по 1957 год в Румынии начали действовать татарские школы, а в 1955 году для татарской общины был создан специальный алфавит. В 1990 году был создан Демократический союз мусульман-татаро-турок. В настоящее время Румыния уважает права меньшинств татар и не следует политике румынизации.

Известные люди
Подгруппы

Крымские татары

Крымские татары были завезены в Добруджу османами после усиления влияния русских в регионе и аннексии Крыма в 1783 году. Однако после обретения независимости из Румынии в 1877-1878 гг. от 80 000 до 100 000 крымских татар переселились в Анатолию, миграция продолжалась и впоследствии. Таким образом, количество татар в Северной Добрудже уменьшилось с 21% в 1880 году до 5,6% в 1912 году. В 2002 году они составляли 2,4% населения.

ногайцы

ногайская составляющая татарского населения отдельно не учитывается в румынских переписях. Большинство эмигрировало в Турцию, но, по оценкам, несколько тысяч ногайцев все еще живут в Добрудже, особенно в городе Михаил Когэлничану (Карамурат) и деревнях Люмина (Коджали), Валя Дачилор (Хендеккаракуюсу) и Кобадин (Кубадин).

Населенные пункты с наибольшей долей татарского населения
См. Также
Примечания
  1. ^Клаус Рот, Аскер Картари, ( 2017), Культуры Кризиса в Юго-Восточной Европе: Часть 2: Кризисы, связанные со стихийными бедствиями, пространствами и местами, а также идентичностями (19) (Ethnologia Balkanica), стр. 223
  2. ^ Stănciugel et al., P.44-46
  3. ^Stănciugel et al., P.147
  4. ^Сайт румынских татар
Ссылки
  • Роберт Станчугель и Лилиана Моника Бэлаша, Добруджа в Секолеле VII -XIX. Evoluţie istorică, Бухарест, 2005
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:43:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте