Тат | |
---|---|
зухун тати | |
Уроженец | Азербайджана, Дагестан (Россия ) |
Регион | Северный Кавказ, Закавказье |
Носители языка | (28000, исключая иудео-тат, 1989 год - нет даты) |
Языковая семья | индоевропейская
|
Система письма |
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | ttt |
Glottolog | musl1236 |
Linguasphere | 58-AAC-g |
The Tat язык или тат / тати Персидский или тати (тат: зухун тати) - это юго-западный иранский язык тесно связаны, но не полностью взаимно понятны с персидским и на котором говорят таты в Азербайджане и России. Существует также иранский язык, называемый иудео-тат, на котором говорят евреи Кавказа.
Таты - коренной иранский народ на Кавказе, который ведет свое происхождение от сасанидских переселенцев из Ирана (примерно пятый век нашей эры).
Тат находится под угрозой исчезновения, классифицированный как «находящийся под серьезной угрозой» ЮНЕСКО Атлас языков мира, находящихся под угрозой. Большинство ученых делят тат на две основные разновидности: еврейскую и мусульманскую, с религиозными различиями, коррелирующими с языковыми различиями.
На другой, почти исчезнувшей разновидности тат говорят христиане армянского происхождения, которых называют армено. -Татс.
Владимир Минорский упоминает в первом издании Энциклопедии ислама, что, как и большинство персидских диалектов, тати не очень регулярен по своим характеристикам и занимает положение между современными Персидский и каспийский диалекты. По его словам, в «Большой русской энциклопедии 1901 года» количество говорящих на татском языке в 1901 году составляет 135 000 человек. В 1930-х годах Минорский оценил количество говорящих на тати, что составляло 90 000 человек, и уменьшение было результатом постепенной тюркизации.
По данным 1989 г. По данным советской переписи, в Советском Союзе проживало 30 000 татов, из них 10 000 - в Азербайджане. Не все, вероятно, говорят на тати, и это не включает более сельские районы, которые не были охвачены переписью. Важно подчеркнуть, что таты - одна из наиболее ассимилированных этнических групп Азербайджана. Особенно это касается городских татов. Все это затрудняет определение истинной численности татской этнической группы.
Взрослые люди в большинстве горных и предгорных сообществ сообщили, что используют тат в качестве основного языка общения. Они говорят друг с другом на таттском языке, но говорят на азербайджанском со своими детьми, так что они выучат язык до того, как пойдут в школу. Однако, если жена в семье не говорит по-татски, семья, скорее всего, будет использовать в доме азербайджанский язык. Сообщается, что в деревнях Лагич и Жывж женщины, выходящие замуж, изучают тат.
Исследования показали, что слово «тат» не имеет этнического происхождения. Этим термином турки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана. Об этом говорят названия, которые дали себе некоторые группы татского населения. Например, жители апшеронских селений Балаханы и Сураханы называют себя Парс, а жителей селения Лагич Исмаиллинского района - Лохудж. Следует отметить, что в XIX веке скотоводы называли сезонных рабочих из южного Азербайджана татами, хотя они были этническими турками.
Распространение тата в 1887 годуГород из Mǝlhǝm в основном тат. Мулхам находится в 6 км к северу от города Чамахы, на дороге A12. По оценкам, в Мулхоме проживает 1500 жителей, это больше, чем пять лет назад. Прирост населения в первую очередь связан с увеличением рождаемости. По словам мэра, в то время как примерно 10–15% жителей едут в Баку учиться или работать, большинство возвращается. Этнически деревня полностью состоит из татов, за исключением горстки невест этнических азербайджанцев.
Следующая информация относится к апшеронскому диалекту:
Губные | Стоматологические /. Альвеолярные | Пост-. альвеолярные | Небные | Веларовые | Глоттальные | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Взрывные | глухие | p | t | (c) | k | ||
озвученный | b | d | ɟ | ɡ | |||
Affricate | безголосый | tʃ | |||||
озвученный | dʒ | ||||||
Fricative | безмолвный | f | s | ʃ | x | h | |
озвученный | v | z | (ʒ) | ɣ | |||
Nasal | m | n | |||||
Trill | r | ||||||
Примерное | l | j |
Передние | Задние | ||
---|---|---|---|
Высокие | i | y | u |
Средние | e | œ | o |
Низкие | æ | ɑ |
Тат не был написан до 1935 года. Предпринимаются попытки сохранить его. «С 1996 года правительство Азербайджана выделяет деньги на развитие языков меньшинств, в том числе таттского. Гаджиев (личное сообщение) сообщает, что в нескольких школах Губинского района были открыты уроки татарского языка с использованием алфавита, основанного на нынешнем азербайджанском латинском алфавите. "
Английский | Тат | Заза | Курманджи | Мазандерани | Персидский |
---|---|---|---|---|---|
кровь | сюн | гони | xwûn, xwîn | xun | xûn |
хлеб | монахиня | нан, не | non | монахиня | nân |
брат | birar | bıra | бюстгальтер, brat | birâr | barâdar |
dark | тарик, тарики | тари | тари | тарык | |
день | руз | роче, роче, розе | родж | ruz, ruj | ruz |
осел | xər | ее | ker | xar | xar |
глаз | çüm | çım | çav | çəş | chashm |
отец | piyər | pi, pêr | bav, bab | piyer, per | pedar |
fire | ataş | adır | agir | taş | âtash |
Бог | Xuda | Homa / Huma / Oma, Heq | Xweda, Xudê, Xwedê, Xwādê | Xedâ | Xodâ, Yazdân |
good | xub, xas, çak | hewl, rınd, weş | baş, rind | xâr, xojir, xeş | xub, beh |
трава | güyo | vaş | gîya, çêre | vâş | sabzeh, giyah |
язык | zuhun | zıwan, zon | ziman | zivan, zebun | zabân |
Известность языка тати напрямую связана с миграцией. Кроме того, большинство татов в Азербайджане проживает в Апшеронской зоне, а также в следующих районах: Хызы, Дивичи и Губа. Татцы были рассеяны по северо-востоку Азербайджана. По своему происхождению таты являются прямыми потомками ираноязычного населения, мигрировавшего еще в эпоху Сасанидов в прикаспийские прибрежные районы Азербайджана. Большинство татов в Азербайджане проживают в Апшеронской зоне и в районах Хызы, Дивичи, Губы и некоторых других.
Сосуществование татов и азербайджанцев в значительной степени объединяет эти два культур. Азербайджанский язык в значительной степени обогнал Тати, что также вызвало захват этнического сознания татов. За многовековое сосуществование таты и азербайджанцы приобрели много общего как в промышленном, культурном, так и в повседневном отношении. Здесь значительную роль сыграл азербайджанский язык, который с XIX века был практически вторым родным языком для татов. Однако широкое использование азербайджанского языка наложило некоторые ограничения на татский язык, который стал общим языком в сельской местности. Существенные изменения произошли в этническом сознании татов. Многие из них считают себя азербайджанцами и в значительной степени утратили татский язык.
Азербайджан интересным образом подошел к своей лингвистической политике. Эта политика включает образование в тат. Разработка принципиально новой языковой политики, которая отражала бы этнические меньшинства страны, опять же, в том числе и народ Тати, описывается Латифой Мамедовой следующим образом: «В первые постсоветские годы перед властями Азербайджана стояла задача развития принципиально новая концепция этнической и языковой политики, которая будет тактична по отношению к этническим меньшинствам страны и учитывает чувствительность каждого. Они начали с разработки закона о защите прав и свобод этнических меньшинств страны в области Этот документ гарантирует основные права групп и отдельных лиц меньшинств, включая право получать образование и издавать прессу на их родном языке. Он также провозглашает некоторые универсальные ценности многокультурного общества, такие как равенство, партнерство, терпимость, солидарность и справедливость. "
Тест по татскому языку (Кавказ) из Википедии в Инкубатор Викимедиа |