Вкус (социология)

редактировать

В социологии вкус - это личные, культурные и эстетические шаблоны выбора и предпочтения. Вкус проводит различие между такими вещами, как стили, манеры, потребительские товары и произведения искусства и относящиеся к ним. Социальное исследование вкусов - это человеческая способность судить о том, что красиво, хорошо и правильно.

Социальные и культурные явления, касающиеся вкуса, тесно связаны с социальными отношениями и динамикой между людьми. Поэтому понятие социального вкуса редко отделяется от сопровождающих его социологических концепций. Понимание вкуса как чего-то, что выражается в действиях между людьми, помогает воспринимать многие социальные явления, которые иначе были бы немыслимы.

Эстетические предпочтения и посещение различных культурных мероприятий связаны с образованием и социальным происхождением. У разных социально-экономических групп могут быть разные вкусы. Социальный класс - один из важнейших факторов, структурирующих вкус.

Содержание

  • 1 Эстетика
  • 2 Потребление
    • 2.1 Механика
    • 2.2 Критические перспективы
  • 3 Социальные классы
    • 3.1 Подражание и различие
    • 3.2 Критика классовых теорий
  • 4 Безвкусица
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Эстетика

Концепция эстетики вызвала интерес таких философов, как Платон, Юм и Кант, которые понимали эстетику как нечто чистое и исследовали сущность красоты, или онтологию эстетики. Но только в начале культурсоциологии начала 19 века этот вопрос был проблематизирован в его социальном контексте, который рассматривал различия и изменения в исторической точке зрения как важный процесс эстетической мысли. Хотя Критика суждения (1790) Иммануила Канта действительно сформулировала нерелятивистскую идею эстетической универсальности, где сосуществуют личное удовольствие и чистая красота, это были концепции такие как класс вкус, который положил начало попытке найти по существу социологические ответы на проблему вкуса и эстетики. Метафизические или духовные интерпретации общих эстетических ценностей сместились в сторону выявления социальных групп, которые формируют современный художественный вкус или моду.

Кант также следовал моде своих современников.

В своей эстетической философии Кант отрицает любой стандарт хорошего вкуса, который был бы вкусом большинства или любой социальной группы. Для Канта, как обсуждалось в его книге под названием Критика суждения, красота - это не свойство какого-либо объекта, а эстетическое суждение, основанное на субъективном ощущении. Он утверждает, что настоящий хороший вкус действительно существует, хотя его нельзя эмпирически идентифицировать. Хороший вкус нельзя найти ни в каких стандартах или обобщениях, и обоснованность суждения не является общим мнением большинства или какой-либо конкретной социальной группы. Вкус личностный и недостижимый, поэтому споры о вкусах никогда не достигают универсальности. Кант подчеркивает, что наши предпочтения, даже в отношении общепринятых вещей, не оправдывают наших суждений.

Каждое вкусовое суждение, согласно Канту, предполагает существование sensus communis, консенсуса вкус. Этот несуществующий консенсус - это идея, позволяющая судить о вкусе и основанная на некотором концептуальном культивировании вкуса. Суждение не считает само собой разумеющимся, что все согласны с ним, но предлагает сообществу поделиться своим опытом. Если заявление не было адресовано этому сообществу, это не было подлинным субъективным суждением. Кантовское представление о хорошем вкусе исключает моду, которую можно понять только в ее эмпирической форме, и не имеет никакого отношения к гармонии идеального консенсуса. Существует предложение о всеобщем коллективном голосе в суждениях о вкусе, который призывает к общему чувству среди других.

Бурдье выступил против кантовского взгляда на чистую эстетику, заявив, что законный вкус общества - это вкус правящего класса. Эта позиция также отвергает идею подлинного хорошего вкуса, поскольку законный вкус - это просто классовый вкус. Эту идею также предложил Зиммель, который отметил, что высшие классы отказываются от моды, поскольку они перенимаются низшими.

Мода в кантовском смысле - эстетическое явление и источник удовольствия. Для Канта функция моды была просто средством социального различия, и он исключил моду из чистой эстетики из-за произвольного характера ее содержания. Зиммель, следуя кантианской мысли, признает полезность модных предметов в их социальном контексте. По его мнению, функция заключается во всем модном паттерне и не может быть отнесена к какому-либо одному объекту. Мода для Зиммеля - это инструмент индивидуализации, социального различия и даже классового различия, которые не являются ни утилитарными, ни эстетическими критериями. И все же и Кант, и Зиммель согласились, что оставаться вне моды бессмысленно.

Потребление

Вкус в светской жизни, оригинал картины 1742 года, Хогарт гравюра 1746 года

Вкус и потребление тесно связаны между собой; вкус как предпочтение определенных видов одежды, продуктов питания и других товаров напрямую влияет на выбор потребителя на рынке. Причинная связь между вкусом и потреблением, однако, более сложна, чем прямая цепочка событий, в которой вкус создает спрос, который, в свою очередь, создает предложение. Существует множество научных подходов к изучению вкуса, особенно в областях экономики, психологии и социологии.

механики

Определение потребления в его классическом экономическом понимании. контекст можно резюмировать в поговорке «предложение создает свой собственный спрос ». Другими словами, потребление создается производством рыночных товаров и приравнивается к нему. Это определение, однако, не соответствует какой-либо теории, которая пытается описать связь между вкусом и потреблением.

Более сложную экономическую модель вкуса и потребления предложил экономист Торстейн Веблен. Он поставил под сомнение простую концепцию человека как простого потребителя самого необходимого и предположил, что изучение формирования вкусов и моделей потребления необходимо для экономики. Веблен не игнорировал важность спроса для экономической системы, а наоборот, настаивал на отказе от принципа максимизации полезности. Следовательно, классическая экономическая концепция спроса и предложения должна быть расширена, чтобы учесть тип социального взаимодействия, который не имманентен экономической парадигме.

Веблен понимал человека как существо с сильным инстинктом подражать другим, чтобы выжить. Поскольку социальный статус во многих случаях, по крайней мере, частично основан на собственности или представлен ею, мужчины стремятся сопоставить свои приобретения с теми, кто находится выше в социальной иерархии. С точки зрения вкуса и современного потребления это означает, что вкус формируется в процессе подражания: люди подражают друг другу, что создает определенные привычки и предпочтения, что, в свою очередь, способствует потреблению определенных предпочтительных товаров.

Главный аргумент Веблена касался того, что он называл праздным классом, и объясняет механизм между вкусом, приобретением и потреблением. Он взял свой тезис о вкусе как экономический фактор и соединил его с неоклассической гипотезой о ненасытности, которая гласит, что ни один человек не может быть удовлетворен своим состоянием. Следовательно, те, кто может позволить себе роскошь, неизбежно окажутся в лучшем социальном положении, чем другие, потому что приобретение предметов роскоши по определению обеспечивает хороший социальный статус. Это создает спрос на определенные товары для досуга, которые не являются предметами первой необходимости, но которые из-за нынешнего вкуса наиболее обеспеченных людей становятся востребованными товарами.

В разные периоды времени потребление и его социальные функции имели разнообразный. В 14 веке в Англии потребление имело значительный политический элемент. Создавая дорогой роскошный аристократический вкус , монархия могла узаконить себя в высоком статусе, и, согласно механизму вкуса и потребления, имитируя вкус королевской семьи, дворянство боролось за высокое социальное положение. Аристократическая схема потребления подошла к концу, когда индустриализация ускорила товарооборот и снизила цены, а предметы роскоши прежних времен стали все менее и менее показателем социального статуса. По мере того, как производство и потребление товаров становилось все больше, люди могли позволить себе выбирать из разных товаров. Это обеспечило создание на рынке моды.

Эпоха массового потребления знаменует собой еще один новый тип потребления и вкусовых моделей. Начиная с 18 века, этот период может характеризоваться ростом потребления и рождением моды, что нельзя точно объяснить только социальным статусом. Люди приобретали товары не только для своего класса, но и для гедонистического потребления. Это означает, что потребитель никогда не бывает доволен, он постоянно ищет новинки и пытается удовлетворить ненасытное желание потреблять.

Выше вкус рассматривался как нечто, предполагающее потребление, как то, что существует до выбора потребителя. Другими словами, вкус рассматривается как атрибут или свойство потребителя или социальной группы. Альтернативная точка зрения, критически относящаяся к атрибутивному вкусу, предполагает, что вкус не существует сам по себе как атрибут или свойство, а является деятельностью сам по себе. Эта разновидность прагматической концепции вкуса черпает свою критическую силу из того факта, что индивидуальные вкусы нельзя наблюдать сами по себе, а, скорее, это возможно только с помощью физических действий. Основываясь на Хеннионе, Арсель и Бин предлагают теоретико-практический подход к пониманию вкуса.

Критические перспективы

Потребление, особенно массовое потребительство, подвергалось критике с различных философских, культурных и политических направлений. Потребление было описано как чрезмерно заметное или экологически неприемлемое, а также признак безвкусицы.

Многие критики высказали свое мнение против растущего влияния массовой культуры, опасаясь сокращения глобального расхождения культур. Например, утверждается, что удобство получения одного и того же гамбургера в местах быстрого питания, таких как McDonald's, может снизить интерес потребителей к традиционным кулинарным впечатлениям.

Западная культура потребительства подверглась критике за его однородность. Критики утверждают, что, хотя индустрия культуры обещает потребителям новые впечатления и приключения, на самом деле людей кормят тем же образцом быстрого, но временного удовлетворения. Здесь вкус, как предполагается, используется как средство подавления; как что-то, что дается сверху или из индустрии массовой культуры людям, лишенным содержательной и обширной идеологии и воли. Эта критика настаивает на том, что популярная западная культура не приносит людям эстетического и культурного удовлетворения.

Социальные классы

Возможно, вопрос вкуса во многом связан с лежащими в основе социальными разделениями сообщества. Вероятно, что между группами с разным социально-экономическим статусом будут различия в предпочтениях в отношении культурных практик и товаров в той степени, в которой часто можно идентифицировать определенные типы классовых предпочтений. Кроме того, во многих теориях, касающихся вкуса, классовая динамика понимается как один из основных механизмов структурирования вкуса, а идеи изысканности и вульгарности.

Подражания и различения

Социологи предполагают что люди многое раскрывают о своем положении в социальных иерархиях тем, как их повседневный выбор раскрывает их вкусы. То есть предпочтение определенных потребительских товаров, внешний вид, манеры и т. Д. Могут сигнализировать о статусе, потому что это воспринимается как часть образа жизни групп с высоким статусом. Но далее утверждается, что не только образцы вкуса определяются классовой структурой. потому что люди могут также стратегически использовать различия вкусов в качестве ресурсов для поддержания и переопределения своего социального статуса.

Когда вкус объясняется с учетом его функций для статусной конкуренции, интерпретации часто строятся на модели социального подражания. Предполагается, во-первых, что люди хотят отличаться от людей с более низким статусом в социальной иерархии и, во-вторых, что люди будут подражать тем, кто занимает более высокие должности.

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) исследовал феномен моды, проявляющийся в быстро меняющихся моделях вкуса. По словам Зиммеля, мода - это средство укрепления единства социальных классов и их различения. Члены высших классов склонны сигнализировать о своем превосходстве и выступают в качестве инициаторов новых тенденций. Но вкусу высшего класса вскоре подражают средние классы. По мере того как товары, внешний вид, манеры и т. Д., Задуманные как маркеры статуса высокого класса, становятся достаточно популярными, они теряют свою функцию дифференциации. Таким образом, высшие классы должны создавать еще больше стилистических новшеств.

Особый вкус высших классов был дополнительно проанализирован экономистом Торстеном Вебленом (1857–1929). Он утверждает, что дистанцироваться от тягот производительного труда всегда было убедительным признаком высокого социального статуса. Следовательно, вкус высшего класса определяется не вещами, которые считаются необходимыми или полезными, а тем, что является противоположным. Чтобы продемонстрировать непродуктивность, члены так называемого праздного класса явно тратят и время, и товары. Низший социальный слой изо всех сил пытается имитировать непродуктивный образ жизни высших классов, хотя у них действительно нет средств, чтобы наверстать упущенное.

Одной из наиболее часто упоминаемых теорий классовых вкусов была введен французским социологом Пьером Бурдье (1930–2002), который утверждал, что вкусы социальных классов структурируются на основе оценок, касающихся возможностей и ограничений социального действия. Некоторые варианты доступны не для всех. Ограничения возникают не просто потому, что представители разных классов имеют в своем распоряжении разное количество экономических ресурсов. Бурдье утверждал, что существуют также значительные неэкономические ресурсы и их эффекты распределения социальная стратификация и неравенство. Одним из таких ресурсов является культурный капитал, который приобретается в основном благодаря образованию и социальному происхождению. Он состоит из накопленных знаний и навыков проведения культурных различий. Обладание культурным капиталом является потенциальным преимуществом для социальных действий, обеспечивая доступ к образованию, профессиям и социальной принадлежности.

Оценивая взаимосвязь между моделями потребления и распределением экономического и культурного капитала, Бурдье выявил различные классовые вкусы внутри Французское общество 1960-х. Вкус высшего класса отличается утонченными и тонкими различиями и придает внутреннюю ценность эстетическому опыту. Этот особый вид вкуса был признан законной основой «хорошего вкуса» во французском обществе, что признали и другие классы. Следовательно, представители среднего класса, по-видимому, практиковали «культурную доброжелательность», подражая манерам и образу жизни высокого класса. Вкус среднего класса определяется не столько искренним уважением к эстетике, сколько желанием соревноваться в социальном статусе. Напротив, популярный вкус рабочего класса определяется императивом «выбирать необходимое». Эстетике не уделяется особого внимания. Это может быть из-за реальных материальных лишений, исключающих все, кроме необходимого, но также из-за привычки, сформированной коллективным классовым опытом. Классовые вкусы проявляются в различных культурных областях, таких как еда, одежда, искусство, юмор и даже религия.

Критика классовых теорий

Теории вкуса, основанные на идеях статусная конкуренция и социальное соревнование подвергались критике с различных точек зрения. Во-первых, было высказано предположение, что неразумно связывать все социальные действия со статусной конкуренцией. То есть, хотя отметка и утверждение статуса являются сильными стимулами, у людей есть и другие мотивы. Во-вторых, утверждалось, что неправдоподобно предполагать, что вкусы и образ жизни всегда распространяются вниз от высших классов. и что в некоторых ситуациях распространение вкусов может двигаться в противоположном направлении.

Также утверждалось, что связь между социальным классом и вкусом уже не так сильна, как раньше. Например, теоретики Франкфуртской школы утверждали, что распространение продуктов массовой культуры скрыло классовые различия в капиталистических обществах. То есть продукты, пассивно потребляемые представителями разных социальных классов, практически одинаковы, с лишь поверхностными различиями в отношении бренда и жанра. Другая критика сосредоточена на рассекречивающем эффекте культуры постмодерна ; что вкусы потребителей теперь меньше подвержены влиянию традиционных социальных структур, и они играют со свободно плавающими означающими, чтобы постоянно пересматривать себя тем, что им нравится.

Дурной вкус

Дурной вкус (также дурной вкус или даже вульгарность) - это обычно название, данное любому объекту или идее, не подпадающим под представления морализирующего человека о нормальных социальных стандартах того времени или местности. По-разному от общества к обществу, и время от времени дурной вкус обычно считается негативным явлением, но это также меняется с каждым человеком.

Современный взгляд - ретроспективный обзор литературы - таков " много драматических стихов, написанных в елизаветинскую и якобинскую периоды, не имеют вкуса, потому что они напыщенны [высокопарный язык, лишенный смысла] ».

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Вкус (социология)
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:39:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте