Тасгетиус

редактировать

Тасгетиус, латинизированная форма гаульского Тасгетиос или Тасгиитос (ум. 54 г. до н.э.), был правителем Карнутов, кельтского государства, территория которого примерно соответствовала современные французские департаменты из Eure-et-Loir, Loiret и Loir-et-Cher. Юлий Цезарь говорит, что как римский проконсул он сделал Тасгеция царем в награду за его поддержку во время Галльских войн. Его правление должно было начаться в конце 57 г. до н.э., после кампании Цезаря против бельгий civitates в северной Галлии в том же году; это закончилось его убийством в 54 г. до н.э. Свержение царя, назначенного Цезарем, было одним из главных событий, которые привели к пангалльскому восстанию 52 г. до н.э. под предводительством арверниан вождя Верцингеторикса.

Содержание
  • 1 Счет Цезаря
  • 2 Политическое прошлое
  • 3 Личные характеристики
  • 4 Имя и кельтские предания о барсуке
  • 5 Нумизматика
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 Ссылки
Счет Цезаря

Цезарь дает лишь краткое описание царствования и смерти Тасгеция:

Тасгеций родился человеком высшего ранга среди карнутов. Его предки управляли королевской властью в своей стране. Благодаря его личностным качествам и доброжелательности по отношению к Цезарю, а также благодаря тому, что во всех своих военных кампаниях Цезарь использовал свои исключительные способности, Цезарь вернул Тасгетиусу его родовой титул. На третьем году своего правления он был убит своими врагами. Многие люди из его собственной страны были среди подстрекателей, не скрывая никакой секретности. Об этих событиях было доложено Цезарю, который был обеспокоен тем, что, поскольку на карту было поставлено так много, что под влиянием этих людей общество в целом может дезертировать. Он приказал Люциусу Планку взять легион и быстро продвинуться с бельгийской территории к Карнутам. Планк должен был устроить там зимние квартиры и расследовать действия тех, кто убил Тасгетиуса. Эти люди должны были быть арестованы и отправлены к Цезарю.

Политическая подоплека
Карнуты владели территорией в Кельтике по обе стороны реки Луары (латинское Liger)

Земля Карнутов считался священным центром Галлии, где каждый год друид проводили свой пангалльский синод. Как и некоторые другие крупные государства в Галлии, Карнуты когда-то управлялись королями, но, похоже, приняли олигархическую или прото- республиканскую форму правления. Рим часто считал более удобным иметь дело с государствами-клиентами через централизацию власти у царя, а не с раздробленным советом или «сенатом», поскольку Цезарь часто ссылается на такие органы по аналогии с римским сенатом. Предки Тасгеция обладали высшей властью, и его восхождение было представлено как восстановление. Карнуты, возможно, предпочли больше не жить под властью монархии, поскольку королевское назначение Цезаря было убито его согражданами. Цезарь приписывает оппозицию Тасгецию антиримской фракции среди карнутов, но утверждалось, что играла роль нормальная внутренняя политика Галлии, которую Цезарь решил использовать в своих собственных целях и пропагандировать как симптомы назревающего восстания.

Цезарь говорит, что карнуты были назначены Реми, самым верным союзником Рима в Бельгии, в качестве государства-клиента; Джордж Лонг подумал, что это, вероятно, следствие убийства Тасгеция. Эти формальные отношения обычно существовали между сопредельными государствами, но территория Реми (примерно современная Шампань ) была несколько удалена от территории Карнутов.

Личные характеристики

Цезарь признал потерю Тасгеция, приняв во внимание доброжелательность (Benevolentia), которую он показал проконсулу. Слово Benevolentia встречается в Bellum Gallicum только дважды; в Книге 7 Цезарь настаивает на своей доброй воле по отношению к эдуи, несмотря на то, что они присоединились к оппозиции Риму. В латинском языке современности Цезаря это слово часто встречается в письмах и философских трудах Цицерона, который предпочитает его benignitas («доброта»), который чаще встречается в других источниках. Beneficia - это доброта или добрые дела, услуги или добрые дела; Benevolentia - это склад ума, добровольное влечение, делающее возможной дружбу. Написав примерно через десять лет после смерти Тасгетиуса, Цицерон определяет дружбу как «отношения, основанные на соглашении по всем человеческим и божественным вопросам, вместе с доброй волей (benevolentia) и привязанностью». Но Benevolentia, как предрасположенность к формированию социальных отношений, также имеет по своей сути утилитарную сторону, и, отметив доброжелательность Тасгетиуса, Цезарь сразу же отмечает его полезность (usus).

Тасгетиус - один из шести человек, которые Цезарь в своих галльских комментариях к войне восхваляет virtus, качество истинной мужественности (лат. Vir, «человек»), обычно переводимое как «добродетель» или «доблесть». Единственный другой человек из независимой Галлии, обладающий virtus, - это Коммий из Атребатов, которого Цезарь также назначил царем, но который во время галльского восстания выбрал утверждение суверенитета его людей. Хотя виртуус является активным и потенциально агрессивным качеством, беневолентия принадлежит к классу римских добродетелей, характерных для добрых, щедрых и гуманных людей.

Имя и кельтские предания о барсуке

Имя Тасгеций происходит от галльского tasgos, также tasco или taxos, «барсук», элемент, встречающийся во многих других кельтских личных именах из надписей, таких как Tascos, Tasgillus, Tassca и Tasciovanus (" Убийца барсуков "), а также в географических названиях. Моритасгус («Большой барсук» или «Морской барсук») было именем правителя сенонов, современника Тасгетиуса, а также именем кельтского целительного божества на территории эдуана сфера влияния (см. Моритасгус ). Другое кельтское слово, обозначающее «барсук», брокко, также дает ряд личных и географических названий.

Европейский барсук в галльском тасгос: источник фармакологического ингредиента taxea

Вещество taxea или adeps taxonina, «барсучий жир», считалось сильнодействующим с медицинской точки зрения и продавалось германцами и кельтами грекам и римлянам. Писатель-медик 4-го века Марцелл, который был из Бордо и чья книга De medicamentis является уникальным источником галльской гербологии и знаний, включает барсучий жир в качестве ингредиента в своих фармакологических рецептах. В коротком трактате V века De taxone рассматриваются магико-медицинские свойства барсука и предписываются правильные заклинания, которые следует произносить при вскрытии животного. Возможно, это отсылка к лечебным или мифическим свойствам барсука, что ирландский святой Молез спустился в ад одетый в барсучьи шкуры, чтобы спасти прокаженного.

Хотя Исидор Севильский понимает это слово как эквивалент латинского lardum, «бекон, сало», таксея - это секрет субкаудальных желез барсука, сравнимый по своему медицинскому применению с более известным кастореумом., ингредиент из ароматических мешочков бобра. Только европейский вид барсука обладает этими подкаудальными железами, которые производят бледно-желтое жирное вещество с нежным мускусным запахом. Как и бобр, барсук считался в классической традиции одним из гермафродитных животных.

Основным медицинским применением таксея было лечение импотенция, которая придает иную чванливость фразе латинского комического поэта Афраний : «Закутанная в плащ Галлия, упитанная барсучьим жиром». Галльское слово tasgos может быть связано с индоевропейским корнем, означающим «колышек, кол», из-за заостренного носа барсука; Утверждалось, что корень также может иметь фаллическое значение, и что использование таксея для бессилия было, таким образом, формой симпатической магии.

, хотя его культурное значение среди кельтов Галлии мутно, барсук появляется гораздо позже как тотем животное для Тадг мак Сейн, легендарного островного кельтского короля, имя которого содержит древнеирландское форма для «барсука». В уэльсских преданиях, в ряде игр «игра в барсука», в том числе в первой книге Mabinogion, где объясняется игра Broch ygkot («барсук в сумке») загадочно, как «пусть тот, кто есть голова, будет мостом». Повествование представлено как этиология игры, в которой участвуют два соперника для Рианнон, ее первого мужа Пвилла, который по неосторожности проигрывает ей Гуавлю, и волшебный мешок, который Рианнон подарила Пуиллу. Сумку невозможно наполнить, сколько бы еды в нее ни положили, а щедрость может встретиться только с ненасытностью. Гуавл думает, что он может получить какое-то безграничное качество, если сам залезет в сумку; пойманный таким образом, вместо этого он получает побои.

Нумизматика
Рисунок бронзовой монеты, выпущенной Тасгеиусом (Тасгиитиос)

Тасгиитиосом, с двойным i, обозначающим удлинение гласных, появляется на многочисленных образцах бронзовых монет, предположительно выпущенных другом Цезаря. На аверсе монеты изображена коронованная голова «Аполлона » с трехлопастным листом плюща, обычным символом Диониса, а также имя или культовый титул ΕΛΚΕSΟΟΥΙΞ (Elkesovix). Крылатый конь, обычно называемый «Пегас » в нумизматической литературе, изображен на реверсе с именем Tasgiitios.

На лицевой стороне изображен римский денарий из рода Titia. Хотя крылатый конь появился на кельтских монетах еще в III веке до нашей эры, в период 60–50 гг. До н.э. римский копейщик Квинт Тиций выпустил серию динариев с Пегасом на реверсе и различными фигурами на лицевой стороне., в том числе Аполлона, крылатого Победы и бородатой фигуры, которую иногда называют римским фаллическим богом Мутунус Тутун. Аполлонский динарий Тициуса, возможно, был моделью для вопроса Тасгеция, а имя Элькесовикс было интерпретировано как эпитет Аполлона, или как имя деда Тасгетиуса или другого предка. Появление Аполлона на монете барсука по имени Тасгеций и семантического элемента «барсук» в имени Моритасгус для бога, приравненного к Аполлону, поднимает вопрос о том, был ли бог исцеления связан в кельтской религии и мифах с животное, используемое в исцелении.

Монета Suessiones датируется ок. 60–50 гг. До н.э., то есть примерно современник Тасгетиуса, также изображает крылатую лошадь на реверсе, которая появляется под именем Крикирон. Профиль головы в шлеме на лицевой стороне обращен не вправо, а влево. Серия Тасгетиуса была изучена в связи с монетами Коммия, царя Атребатана, которого также поддерживал Цезарь.

Клад, обнаруженный в 1956 году на развилке галльского холма дорога включала монеты Тасгеция. Считается, что он был похоронен в 51 г. до н.э. Монеты, возможно, были спрятаны беженцами Карнутом во время последних кампаний Галльских войн в Бельгии, как рассказывает Авл Гиртий в своем продолжении (Книга 8) комментариев Цезаря.

Внешние ссылки
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:31:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте