Таримские мумии

редактировать
Серия мумий, обнаруженных в Таримской котловине Такламаканской пустыне в Таримской котловине. «Принцесса Сяохэ» или «Красавица Лоулань»: самая старая таримская мумия, датируемая 3800 лет назад

Таримские мумии представляют собой серию мумий, обнаруженных в Бассейн Тарима в современном Синьцзяне, Китае, который датируется 1800 г. до н.э. до первых веков до н.э.. Мумии, особенно ранние, часто ассоциируются с присутствием индоевропейских тохарских языков в Таримской котловине, хотя доказательства не полностью убедительно, и многие столетия отделяют эти мумии от первого письменного свидетельства тохарских языков. Команда Виктора Х. Мэра пришла к выводу, что мумии европеоиды, вероятно, носители индоевропейских языков, таких как тохарцы.

Содержание

  • 1 Археологические находки
  • 2 Генетические исследования
  • 3 Предполагаемое происхождение
  • 4 Исторические записи и связанные тексты
    • 4.1 Китайские источники
    • 4.2 Юэчжи
    • 4.3 Тохарские языки
  • 5 Аргументы в пользу культурной передачи с запада на восток
  • 6 Красота Лоулана
    • 6.1 Жизнь и смерть
    • 6.2 Внешний вид и одежда
      • 6.2.1 Волосы
      • 6.2.2 Одежда
      • 6.2.3 Аксессуары
    • 6.3 Политические разногласия
    • 6.4 В массовой культуре
  • 7 Противоречия
  • 8 См. Также
  • 9 Сноски
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Археологические данные

Спутниковое изображение Пустыня Такламакан Сэр Аурел Стейн в Таримской котловине, 1910

В начале 20 века европейские исследователи, такие как Свен Хедин, Альберт фон Ле Кок и сэр Аурел Стейн - все рассказали о своих открытиях иссушенных тел в поисках древностей в Средней Азии. С тех пор было найдено и проанализировано множество других мумий, многие из которых теперь выставлены в музеях Синьцзяна. Большинство этих мумий было найдено на восточной оконечности Таримской котловины (в районе Лопнур, Субеши около Турфана, Лоулана, Кумул ), или вдоль южного края Таримской котловины (Хотан, Ния и Черчен или Киемо ).

Самые ранние мумии Тарима, найденные в Квриггуле и датированные 1800 г. до н.э., относятся к кавказскому физическому типу, наиболее близкому к жителям бронзового века южных Сибирь, Казахстан, Средняя Азия и Нижнее Поволжье.

Кладбище в Янбулаке содержало 29 мумий, датируемых 1100–500 гг. До н.э., 21 из которых Монголоид - самые ранние монголоидные мумии, найденные в Таримской котловине, и восемь из которых имеют тот же кавказский физический тип, что и в Квриггуле.

Известные мумии - высокие рыжеволосые "Чарчан человек »или« Ур-Давид »(1000 г. до н.э.); его сын (1000 г. до н.э.), маленький годовалый ребенок с каштановыми волосами, торчащими из-под красно-синей фетровой шапки, с двумя камнями, расположенными над его глазами; «Мумия Хами» (ок. 1400–800 до н. э.), «рыжеволосая красавица», найденная в Кызылчоге; и «Ведьмы Субеши» (4 или 3 век до н.э.), которые носили черные войлочные конические шляпы с плоскими полями длиной 2 фута (0,61 м). В Субеши также был найден мужчина со следами хирургической операции на животе; разрез зашивают швами из конского волоса.

Такламакан Пустыня очень сухая, что значительно помогло в сохранении мумий.

Многие мумии были найдены в очень хорошем состоянии. состояние из-за сухости пустыни и иссушения, которое она вызвала в трупах. У мумий есть много типичных кавказских черт тела (высокий рост, высокие скулы, глубоко посаженные глаза), и у многих из них волосы физически неповреждены, цвет их варьируется от светлого до красного и темно-коричневого, и, как правило, длинные, вьющиеся и заплетенные. Их костюмы, и особенно текстиль, могут указывать на общее происхождение с техникой одежды индоевропейцев неолита или с обычной текстильной технологией низкого уровня. Мужчина из чарчана носил красную саржевую тунику и тартановые лосины. Эксперт по текстилю Элизабет Вейланд Барбер, исследовавшая ткань в тартановом стиле, обсуждает сходство между ней и фрагментами, извлеченными из соляных шахт, связанных с культурой Гальштата. В результате засушливых условий и исключительной сохранности татуировки были обнаружены на мумиях из нескольких мест в бассейне реки Тарим, включая Квригуль, Янхай, Шенджиндиан, Шанпула (Сампул), Загунлук и Кызылчока.

Утверждалось, что ткани, найденные с мумиями, относятся к раннему европейскому текстильному типу, основанному на близком сходстве с фрагментарными тканями, найденными в соляных шахтах в Австрии, датируемыми вторым тысячелетием до нашей эры. Антрополог Ирен Гуд, специалист по раннему евразийскому текстилю, отметила, что диагональный узор из твила указывает на использование довольно сложного ткацкого станка, и сказала, что текстиль является «самым восточным известным примером такой техники ткачества».

Генетические исследования

европеоидная маска из Лоп-Нура, Китай, 2000–1000 гг. до н.э.

В 1995 году Майр утверждает, что «самые ранние мумии в Таримском бассейне были исключительно европеоидными, или европеоид »с мигрантами из Восточной Азии, прибывшими в восточные части Таримского бассейна около 3000 лет назад, в то время как уйгурские народы прибыли около 842 года. Пытаясь проследить происхождение этих популяций, команда Виктора Мэра предположила, что они, возможно, прибыли в регион через Памир около 5000 лет назад.

Майр утверждал, что:

Новые находки также заставляют пересмотреть старые китайские книги, в которых описываются исторические или легендарные фигуры большого роста, с глубоко посаженными голубыми или зелеными глазами, длинными носами, пышной бородой., а также рыжие или светлые волосы. Ученые традиционно высмеивали эти рассказы, но теперь кажется, что они могут быть точными.

В 2007 году китайское правительство разрешило группе Национального географического общества во главе с Спенсером Уэллсом изучить ДНК мумий. Уэллсу удалось извлечь неразрушенную ДНК из внутренних тканей. Ученые извлекли достаточно материала, чтобы предположить, что Таримский бассейн был постоянно заселен с 2000 г. до н.э. до 300 г. до н.э., и предварительные результаты указывают на то, что люди, а не одно происхождение, происходили из Европы, Месопотамии, долины Инда и других регионов еще предстоит определить.

Исследование, проведенное в 2008 г. Цзилиньским университетом, показало, что население Юаньша имеет относительно близкие отношения с современным населением Южной Центральной Азии и долины Инда, а также с древним населением Чавуху.

В период с 2009 по 2015 год останки 92 человек, найденные в комплексе гробниц Сяохэ, были проанализированы на Y-ДНК и маркеры мтДНК. Генетический анализ мумий показал, что материнские линии людей Сяохэ произошли как из Восточной Азии, так и из Западной Евразии, в то время как все отцовские линии произошли из Западной Евразии.

Анализ митохондриальной ДНК показал, что материнские линии несут люди в Xiaohe включены гаплогруппы мтДНК H, K, U5, U7, U2e, T и R *, которые сейчас наиболее распространены в Западной Евразии. Также были обнаружены гаплогруппы, распространенные в современных популяциях из Восточной Азии: B5, D и G2a. Гаплогруппы, распространенные в настоящее время в популяциях Центральной Азии или Сибири, включали: C4 и C5. Гаплогруппы, позже считавшиеся типично южноазиатскими, включали M5 и M*.

. Из отцовских линий мужских останков почти все - 11 из 12, или около 92% - принадлежали к гаплогруппе Y-ДНК R1a1, которые сейчас наиболее распространены в Западной Евразии; другой принадлежал к исключительно редкой парагруппе K * (M9). Линия R1a1 предполагает близость этой популяции к группам, относящимся к андроновской культуре, то есть к ранним индоевропейцам.

Географическое положение этого смешения неизвестно, хотя, вероятно, южная Сибирь. 311>Красота Лоулань - изображение полностью

Китайский историк Цзи Сяньлинь говорит, что Китай «поддерживал и восхищался» исследованием мумий, проводимым иностранными экспертами. «Однако в Китае небольшая группа этнических сепаратистов воспользовалась этой возможностью, чтобы создать проблемы, и действуют как шуты. Некоторые из них даже называют себя потомками этих древних« белых людей »с целью раздела родины.. Но эти извращенные действия не увенчаются успехом ". Барбер обращается к этим утверждениям, отмечая, что «Лоуланская красавица едва ли ближе к« тюркскому »по своему антропологическому типу, чем к ханьскому китайцу. Формы тела и лица, связанные с турками и монголами, начали появляться в Таримские кладбища только в первом тысячелетии до нашей эры, через полторы тысячи лет после того, как жила эта женщина ». Из-за «боязни разжигать сепаратистские течения» в музее Синьцзяна, независимо от датировки, выставлены все их мумии, Тарим и Хан, вместе.

Предполагаемое происхождение

"тохарские доноры », с светлые волосы и светлый цвет глаз, 7 век н.э. фреска, Кызыл, бассейн Тарим, Синьцзян, Китай.

Мэллори и Майр (2000) предлагают перемещение по крайней мере двух физических типов европеоидов в Таримский бассейн. Авторы связывают эти типы с тохарской и иранской (сакской ) ветвями индоевропейской языковой семьи соответственно. Однако профессор археологии и лингвистики Элизабет Вейланд Барбер предостерегает от предположения, что мумии говорят на тохарском языке, отмечая разрыв примерно в тысячу лет между мумиями и задокументированными тохарцами: «люди могут менять свой язык по желанию, без изменение одного гена или веснушки. "

Биодистантный анализ показателей черепа Б.Е. Хемфиллом (цитируется в Larsen 2002 и Schurr 2001) подвергли сомнению идентификацию населения бассейна Тарима как европейского, отметив, что более ранняя популяция имеет близкое сходство с популяцией долины Инда, а более поздняя популяция с Река Оксус население долины. Потому что краниометрия может давать результаты, которые вообще не имеют смысла (например, тесная связь между неолитическими популяциями в Украине и Португалия ) и, следовательно, не имеют никакого исторического значения, любого предполагаемое генетическое родство должно соответствовать географическому правдоподобию и подтверждаться другими доказательствами.

Хан Кансин, исследовавший черепа 302 мумий, обнаружил ближайших родственников более ранней популяции Таримского бассейна в популяциях Афанасьевская культура, расположенная непосредственно к северу от Таримской котловины, и андроновская культура, которая охватывала Казахстан и простиралась на юг в Запад Среднюю Азию и Алтай.

Карта Евразии, показывающая расположение кладбища Сяохэ, Таримскую котловину и территории, занятые культурами, связанными с поселением Таримской котловины.

Это афанасьевская культура, к которой Мэллори и Мэйр (2000 : 294–296, 314–318) прослеживают самый ранний Брон Вековые поселенцы бассейнов Тарим и Турфан. Афанасьевская культура (ок. 3500–2500 гг. До н. Э.) Демонстрирует культурные и генетические связи с индоевропейскими культурами евразийской степи, но предшествует специфически индоиранской ассоциированной андроновской культуры (ок. 2000–900 гг. до н.э.), достаточной для того, чтобы изолировать тохарские языки от индоиранских лингвистических инноваций, таких как сатемизация.

Hemphill Mallory (2004) подтверждают наличие второго физического типа европеоидов в Алвигуле (700–1 гг. до н. э.) и Кроране (200 г. до н. э.), отличном от более раннего, обнаруженного в Квриггуле (1800 г. до н. э.) и Янбулаке (1100–500 гг. до н. э.):

Это исследование подтверждает утверждение Хан [1998], что жители Алвигула и Кроран произошли не от протоевропейских степных популяций, а имеют самое близкое сходство с восточными популяциями. Кроме того, результаты показывают, что такие жители Восточного Средиземноморья также могут быть найдены в городских центрах цивилизации Окса, расположенных в северном Бактрийском оазисе на западе. Сходство особенно близко между Крораном, последним из образцов Синьцзяна, и Сапалли, самым ранним из бактрийских образцов, в то время как Альвигуль и более поздние образцы из Бактрии демонстрируют более отдаленные фенетические сходства. Эта модель может отражать возможный серьезный сдвиг в межрегиональных контактах в Центральной Азии в первые века второго тысячелетия до нашей эры.

Мэллори и Майр связывают этот более поздний (700 г. до н.э. – 200 г. н.э.) кавказский физический тип с популяциями, которые представили Иранский сакский язык в западной части Таримского бассейна.

Маир пришел к выводу:

На основании имеющихся свидетельств мы обнаружили, что в течение первых 1000 лет после Лоулан Красавица, единственные поселенцы в Таримской котловине были европеоидами. По словам Майра, народы Восточной Азии начали появляться в восточных частях Таримского бассейна только около 3000 лет назад, в то время как уйгурские народы прибыли после распада Орконо-уйгурского царства, в основном базирующегося в современной Монголии, около 842 года.

Исторические записи и связанные тексты

Китайские источники

Западные регионы (Си-ю; китайский : 西域; пиньинь : Xīyù; Wade-Giles : Hsi-yü) - историческое название в Китае, между III веком до н.э. и восьмым веком н.э., для регионов к западу от перевала Юмэнь, включая Тарим и Центральная Азия.

Некоторые народы западных регионов описаны в китайских источниках как имеющие густые бороды, рыжие или светлые волосы, глубоко посаженные синие или зеленые глаза и высокие носы. Согласно китайским источникам, города-государства Тарима достигли пика своего политического могущества в течение 3-4 веков нашей эры, хотя на самом деле это может указывать на усиление участия Китая в Тариме после краха Тарима. Кушанская империя.

Юэчжи

Ссылка на Юэчжи имя в Гуаньцзы была сделана около 7 века до н.э. китайским экономистом Гуанем. Чжун, хотя обычно считается, что эта книга является подделкой более поздних поколений. Приписываемый автор, Гуань Чжун, описал ючжи 禺 氏, или нючжи 牛氏, как людей с северо-запада, которые поставляли нефрит китайцам из близлежащих гор Ючжи.禺 氏 at Ганьсу.

После того, как юэчжи потерпели серию крупных поражений от рук сюнну, во 2 веке до н.э. группа, известная как Великие юэчжи, мигрировала в Бактрию, где они основали Кушанскую империю. К I веку н.э. Кушанская империя значительно расширилась и, возможно, присоединила часть Таримского бассейна.

Тохарские языки

Деревянная табличка с надписью, изображающей тохарский язык Б в его брахмической форме. Куча, Китай, V-VIII века (Токийский национальный музей )

Степень различия между языком, известным современным ученым как тохарский A (или эндонимом rśi-käntwa; «язык из rśi ») и тохарский B (Kuśiññe; [прилагательное] »из Kucha, Kuchean "), а также менее хорошо засвидетельствованный тохарский C (который связан с городом-государством Krorän, также известный как Лоулан), и отсутствие доказательств этого за пределами Тарима, как правило, указывает на то, что общий протохарский язык существовал в Тариме во второй половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Тохарский язык засвидетельствован в документах между 3-й и 9-й века нашей эры, хотя первые известные эпиграфические свидетельства датируются 6 веком нашей эры.

Хотя мумии Тарима на несколько веков предшествовали тохарским текстам, их общее географическое положение и связи в Западную Евразию привели многих ученых сделать вывод о том, что мумии были связаны с тохарскими народами.

Аргументы в пользу возникновения культурной передачи с Запада на Восток

Возможное присутствие носителей индоевропейских языков в Таримском бассейне примерно к 2000 г. до н.э., в случае подтверждения, можно было бы интерпретировать как свидетельство того, что культурные обмены происходили между индоевропейским и китайским населением в очень ранние сроки. Было высказано предположение, что такие виды деятельности, как колесницы война и изготовление бронзы, могли быть переданы на восток этими индоевропейскими кочевниками. Мэллори и Мэр также отмечают, что: «До 2000 г. до н.э. находки металлических артефактов в Китае были чрезвычайно редкими, простыми и, что удивительно, уже сделаны из легированной меди (и, следовательно, сомнительны)». Подчеркивая, что аргумент относительно того, пришла ли бронзовая технология из Китая на Запад или что «самая ранняя бронзовая технология в Китае была стимулирована контактами с западными степными культурами», далеко не укоренился в научных кругах, они предполагают, что имеющиеся на данный момент доказательства выступает за второй сценарий. Однако культура и технологии в северо-западном регионе бассейна Тарима были менее развиты, чем в Восточном Китае, в районе Желтой реки-Эрлитоу (2070 г. до н.э. ~ 1600 г. до н.э.) или культуры Маджиаяо (3100 г. до н.э. ~ 2600 г. до н.э.), самой ранней бронзовой - использование культур в Китае, что подразумевает, что северо-западный регион не использовал медь или какой-либо другой металл до тех пор, пока династия Шан не ввела бронзовую технологию в этот регион примерно в 1600 году до нашей эры. Самые ранние бронзовые артефакты в Китае были найдены на месте культуры Маджиаяо (между 3100 и 2700 годами до нашей эры), и именно отсюда и в этот период времени распространился китайский бронзовый век. Металлургия бронзы в Китае зародилась в так называемый период Эрлитоу (Уэйд-Джайлс : Эрли-тоу), который, по мнению некоторых историков, относит к периоду даты, контролируемые династией Шан. Другие считают, что стоянки Эрлитоу принадлежат предыдущей династии Ся (Уэйд-Джайлз : Ся). Национальная галерея искусств США определяет китайский бронзовый век как «период между примерно 2000 г. до н.э. и 771 г. до н.э.», который начинается с культуры Эрлитоу и резко заканчивается распадом Западной Чжоу правило. Хотя это дает краткую систему отсчета, в нем упускается из виду непреходящее значение бронзы в китайской металлургии и культуре. Поскольку это произошло значительно позже открытия бронзы в Месопотамии, технология изготовления бронзы могла быть импортирована, а не открыта независимо в Китае. Однако есть основания полагать, что бронзовые работы развивались внутри Китая, отдельно от внешнего влияния.

Китайский чиновник Чжан Цянь, посетивший Бактрию и Согдиану в 126 г. до н. Э. Сделал первый известный китайский доклад о многих регионах к западу от Китая. Он полагал, что заметил влияние Греции в некоторых королевствах. Он назвал Парфию «nxī» (китайский: 安息), транскрипция «Аршак » (Arsaces ), имя основателя парфян. династия. Чжан Цянь четко определил Парфию как развитую городскую цивилизацию, которая выращивала зерно и виноград, производила серебряные монеты и изделия из кожи. Чжан Цянь приравнял уровень развития Парфии к культурам Даюань в Фергане и Даксия в Бактрии.

Поставка Таримского бассейна нефрита в Китай с древних времен хорошо известна, согласно Лю (2001) : «Это хорошо Известно, что древние китайские правители имели сильную привязанность к нефриту. Все предметы из нефрита, выкопанные из гробницы Фухао из династии Шан, Чжэн Чжэньсян и т. д. более 750 штук, были из Хотана в современном Синьцзяне. Еще в середине первого тысячелетия до нашей эры юэчжи занимались торговлей нефритом, из которых основные потребители были правителями сельскохозяйственного Китая ».

Красота Лоулана

Красота Лоулана - крупным планом

Красота Лоулана (также называемая Красотой Лоулана) - самая известная из мумий Тарима, наряду с Черчен Ман. Ее обнаружили в 1980 году китайские археологи, работавшие над фильмом о Шелковом пути. Мумия была обнаружена возле Лоп Нур. Она была похоронена на глубине 3 футов под землей. Мумия очень хорошо сохранилась из-за сухого климата и консервирующих свойств соли. Она была завернута в шерстяную ткань; ткань была сделана из двух отдельных частей и была недостаточно большой, чтобы покрыть все ее тело, в результате чего ее лодыжки оставались открытыми. Красавицу Лоулана окружали погребальные дары. Красота Лоулана датируется примерно 1800 годом до нашей эры.

Жизнь и смерть

Красавица Лоулана жила около 1800 года до н.э., примерно до 45 лет, когда она умерла. Причина ее смерти, вероятно, связана с недостаточностью легких в результате проглатывания большого количества песка, древесного угля и пыли. По словам Элизабет Барбер, она, вероятно, умерла зимой из-за своих запасов от холода. Грубая форма ее одежды и вши в волосах предполагают, что она жила тяжелой жизнью.

Внешний вид и одежда

Волосы

Красота Цвет волос Лоулана был описан как каштановый. Ее волосы кишели вшами.

Одежда

Красавица Лоулана носит одежду из шерсти и меха. Ее капюшон сделан из фетра с пером. На ней грубые до щиколотки мокасины из кожи, с мехом снаружи. Ее юбка сделана из кожи, с мехом внутри для тепла. Еще на ней шерстяная шапочка. По словам Элизабет Барбер, эти меры против холода предполагают, что она умерла зимой.

Аксессуары

Красавица Лоулан обладает гребнем, у которого осталось четыре зуба. Барбер предполагает, что эта расческа была инструментом двойного назначения для расчесывания волос и «плотной упаковки утка во время плетения».

У нее есть «аккуратно сплетенная сумка или мягкая корзина». Внутри мешка были обнаружены зерна пшеницы.

Политические противоречия

Когда Лоуланская красавица была обнаружена, это вызвало волнение у местного уйгурского населения из Синьцзяна. Была даже написана популярная песня, восхваляющая Красоту Лоулана; песня стала довольно популярной. Некоторые уйгуры назвали ее матерью нации, потому что они говорят, что уйгуры - ее потомки. Красавица Лоулань стала номинальным лидером уйгурского сепаратистского движения в Синьцзяне. Это вызвало разочарование у некоторых ученых и историков, потому что, согласно их трудам, уйгуры не являются потомками таримских мумий или Красавицы Лоулана.

В популярной культуре

Стихотворение из 23 стихов. эпизод о красоте Лоулана появляется в канадском поэте Ким Трейнор Кариотип (2015).

Споры

Согласно статье Эда Вонга в New York Times от 2008 года, Мэйру фактически было запрещено покидать страну с 52 генетическими образцами. Однако китайский ученый тайно прислал ему полдюжины, на которых итальянский генетик провел тесты.

С тех пор Китай запретил иностранным ученым проводить исследования мумий. Как говорит Вонг: «Несмотря на политические проблемы, раскопки могил продолжаются».

См. Также

Сноски

Ссылки

Внешние ссылки

Координаты : 40 ° 20′11 ″ N 88 ° 40′21 ″ E / 40,336453 ° N 88,672422 ° E / 40.336453; 88.672422

Последняя правка сделана 2021-06-09 10:15:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте