Тарас Федорович

редактировать

Тарас Триасило

Тарас Федорович (псевдоним, Тарас Триасило, Хасан Тараса, Ассан Трассо ) (Украинский : Тара́с Федоро́вич, Польский : Тарас Федорович) (умер после 1636 г.) был видным лидером днепровского казачества, популярным гетманом (казацким вождем), избранным незарегистрированным казаком.

Между 1629 и 1636 годами Федорович сыграл ключевую роль в региональных конфликтах, связанных с восстанием русинов (украинцев) казаков и крестьян против польского владычества над на территории Приднепровской Украины, а также в конфликтах, в которых участвовали Речь Посполитая, Русское царство и украинцы, раздираемые между этими двумя соседями.

Поскольку многие обстоятельства его жизни остаются загадочными и по сей день, Федорович является почитаемой фигурой как в украинском фольклоре, так и в украинской национальной идее, герой стихов Тараса Шевченко., персонаж самого раннего украинского кино и один из четырех казачьих вождей, явно упомянутых в стихотворении Павла Чубинского, которое позже стало основой современного Государственного гимна Украины.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Восстание Федоровича
    • 2.1 Военные действия
    • 2.2 Переговоры
  • 3 Союзник России
  • 4 Наследие и место в истории
  • 5 Источники

Ранняя жизнь

Тарас Федорович родился в татарской семье в Крыму, его звали Хасан. Неясно, когда он обратился в православие и вступил в Запорожское казачье войско. Первоначально он задокументирован ссылками в 1620-х годах на его положение как казак Полковник (полковник) Хасан Тараса в венгерских хрониках, отмеченный значительной жестокостью во время его участия в Тридцатилетней войне в качестве наемника Габсбургов. В 1629 г., после того как пропольский казачий гетман Михаил Дорошенко был убит в Крыму, незарегистрированное казачество избрало Федоровича в гетманство и под его руководством участвовал в последующем Крымском походе.

Восстание Федоровича

Боевые действия

Район, вооруженный во время восстания Федоровича.

В марте 1630 года Федорович стал лидер казацко-крестьянского восстания, получившего название Федоровичское восстание, осуществленное незарегистрированным казаком, недовольным условиями Куруковского мира 1625 ( также известный как Договор по озеру Куруково), подписанный ранее Дорошенко, ограничивавший число реестров до шести тысяч. Тем временем реальное количество казаков увеличивалось за счет постоянного потока беглых крестьян и, особенно, в конце польско-шведской войны (1625–1629), за счет добавления огромного числа казаков. демобилизовали украинцев, отказавшихся принять возвращение под польское крепостное право. Ряды присоединившихся к сопротивлению казаков достигли сорока тысяч человек.

Казацкое восстание произошло на благодатной почве общего положения украинского крестьянства, которое под контролем Польши подвергалось продолжающемуся закреплению и эксплуатации со стороны преимущественно поляков или полонизированных шляхта (дворянство). Особое возмущение вызвала попытка навязать католицизм невольным украинцам, которые традиционно были православными.

. Около десяти тысяч мятежников двинулись с Запорожской Сечи на верхний уровень. Приднепровские территории, захватив расположенные там польские войска. Повстанцы схватили и казнили гетмана реестрового казачества Григория Черного за его пропольскую позицию и поддержку Брестской унии, а затем пришли к соглашению о новом руководстве, назначив Федоровича на должность Гетьман.

Федорович обратился к украинским простонародьям с несколькими универсалами, призывая всех присоединиться к его восстанию против польских «узурпаторов». Беспорядки распространились по близлежащим территориям, когда многие казаки и крестьяне восстали против местной польской знати, а также против богатых еврейских купцов, которые, несмотря на их ограниченное участие в местной структуре власти, также были ненавидимы крестьянами как поляками. землевладельцы часто отводили евреям роль арендаторов (см. сбор налогов ) в местной налоговой системе. Поскольку религиозные службы, такие как крещение, свадебные церемонии и похороны, проводимые в восточно-православных традициях, обычных для русинов, теперь должны были облагаться налогом, причем большинство простолюдинов и особенно казаки, будучи яростно православными, многие русины воспринимали евреев как часть группы угнетателей / эксплуататоров.

По мере роста столкновений потери с обеих сторон росли. После победы в Корсуне над посланной против них польской армией восставшие казаки контролировали большую территорию, в которую входили Корсунь, Переяслав, Канев, а также другие города., основной базой которых стал Переяслав.

В ответ на их успехи большая польская армия во главе с Станиславом Конецпольским была послана противостоять казакам. Армия, усиленная немецкими наемниками, подверглась преследованиям со стороны повстанцев и, в свою очередь, была разграблена и уничтожена Лысянка, Дымер и несколько других украинских поселений, а затем пересекла Днепр, где они были встречены повстанцами, как с фронта, так и с тыла, поскольку все больше украинцев подняли восстание против поляков. Нерешительные стычки под Переяславом продолжались три недели до 25 мая [ст. 15 мая] 1630 года. Конецпольский осадил казачью крепость, но, не имея поддержки артиллерии и пехоты, он не мог сломать ее стены; Казакам, однако, не хватало припасов, и они согласились на переговоры. Хотя польская армия не потерпела поражения, ее неспособность победить восставших казаков означала, что последние одержали верх на переговорах; Украинская историография называет битву при Переяславе победой, но это оспаривается польской историографией.

Переговоры

Военные успехи Федоровича вынудили Конецпольского начать переговоры с казачьим руководством, результатом которых стал Переяславский мир 1630 года. Многие из требований незарегистрированных казаков и их лидера Федоровича были отвергнуты в переговорах по договору другими казачьими лидерами. Главное требование Федоровича и его сторонников - предоставить казачьи привилегии, обычно гарантированные ограниченному числу реестровых казаков всем беглым крестьянам, претендующим на казачество, - было отклонено, и, в соответствии с узким компромиссом, список казаков был расширен с от шести до восьми тысяч. В ответ Конецпольский потребовал передать Федоровича под стражу полякам.

Федорович, неуверенный в решении, которое будет принято через его голову «соглашательской» фракцией казачьего руководства, покинул Переяслав вместе с другими казаками, недовольными соглашением, и направился к казачьей крепости Запорожье. Сич. Между тем фракция казачьего руководства склонялась к компромиссу с Польшей, избранная, гетманство которой было подтверждено соглашением Конецпольского. Федорович, недовольный таким поворотом событий, пытался поднять казачьи массы на новое восстание, но энергии на такое начинание уже не было.

Союзник России

Федорович сражался на стороне русских в Смоленской войне против Польши (1632–34). Зимой 1634-35 гг. Он снова пытался убедить казаков выступить против поляков, но получил очень ограниченную поддержку.

В 1635 г. он вел переговоры с русскими о переселении 700 казаков на русские территории Слободы, а в 1636 г. предложил создать пророссийский казачий полк. Его предложение было отклонено русскими, которые не хотели подвергать опасности свои новые отношения с Польшей после недавно заключенного Поляновского договора.

Подробности его дальнейшей жизни неизвестны.

Наследие и место в истории

Документация большинства подробностей жизни Тараса Федоровича была потеряна во времени, включая год и обстоятельства его смерти. Нет никаких конкретных записей о его деятельности до середины и конца 1620-х годов и после 1636 года. Однако короткий период, когда он играл одну из ведущих ролей в истории региона, сделал его имя древним и прочным источником. вдохновения для будущих поколений украинцев.

Федорович - один из четырех украинских гетманов, упомянутых в оригинальной версии (опубликованной в 1863 г.) поэмы Павла Чубинского «Ще не вмерла Украина», которая позднее преобразован в гимн Украины. Катрен стихотворения гласит: «Наливайко, Зализняк / И Тарас Триасило / Позови нас из могилы / На священную битву».

В 1926 году Всеукраинская кинофото дирекция (БУФКУ) выпустила художественный фильм «Тарас Триасило» режиссера Петра Чардынина. В нем рассказывается о событиях почти трехсотлетней давности через призму немого кино советской киноиндустрии.

Литература

  • Иван Крипякевич, "История украинского вийска", репр. d. Ausg. Львов 1936. Киев, Памятки Украины. 1992. LCCN 55-34275
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:04:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте