ORP Metalowiec, ракетный корвет ВМС Польши Tarantul-I в Гдыне | |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы: | |
Общие характеристики | |
Тип: | Ракета корвет |
Водоизмещение : | 480 длинных тонн (488 т) стандартное, 540 длинных тонн (549 т) с полной нагрузкой |
Длина: | 56,0 м (183,7 фута) |
Ширина: | 10,5 м (34,4 фута) |
Осадка: | 2,5 м (8,2 фута) |
Движущая сила: | 2 валы COGAG турбины по 11000 л.с. каждая, плюс 2 крейсерских двигателя по 4000 л.с. каждый (были дизельные и турбинные версии крейсерских двигателей), |
Скорость: | 42 узлы (78 км / ч) |
Ra nge: | 2400 морских миль при скорости 12 узлов (22 км / ч), оперативная автономность в течение 10 дней |
Комплектность: | 50 |
Датчики и. системы обработки: | Радар: Вращающийся желоб, Bass Tilt, Peel pair, Pop group |
Вооружение: |
|
Проект 1241 относится к классу Советские ракетные корветы. У них есть отчетное название НАТО Тарантул (не путать с патрульным катером класса «Стенка», официальное советское название которого также «Тарантул»). Эти корабли были разработаны для замены ракетных катеров проекта 205 «Цунами» (НАТО: «Оса »).
В конце 1970-х годов Советы осознали необходимость в более крупном, более мореходном корабле с лучшим вооружением и более высоко расположенными РЛС воздушного поиска. Необходимость этих улучшений была подчеркнута Первой войной в Персидском заливе, когда 12 иракских «Оса-I» были уничтожены или повреждены противокорабельными ракетами малой дальности Sea Skua. Их атаковали британские вертолеты Lynx, но экипажи Osa не заметили их, потому что они пролетели за пределами своего радарного горизонта. В «Тарантуле» для ПВО используются как одиночная 76-мм пушка, так и две 30-мм пушки типа Gatling вместе с комплексным комплексом радиоэлектронной борьбы. Лодки построены Петровским заводом (Санкт-Петербург), Рыбинском и Улисом заводом (Владивосток). Вариант этих кораблей для береговой противолодочной борьбы и патрулирования разрабатывался как корвет типа «Паук» или проект 1241.2. В начале девяностых годов ВМС Индии заплатили примерно по 30 миллионов долларов каждому за лицензионное производство Тарантул-I. С более чем 30 продажами на экспортном рынке «Тарантул» стал относительным успехом для российской судостроительной отрасли.
Соглашение об именовании для НАТО, сообщающее имя Тарантул, было здесь особым случаем. НАТО назвало первую версию этого класса «Тарантул-II», поскольку у них был лучший сенсорный набор / оборудование, чем у кораблей следующего класса «Тарантул-I», которые производились исключительно на экспорт.
Первая версия, основанная на корпусе класса «Паук», но со значительно увеличенной массой. Оснащен четырьмя ракетами типа «корабль-корабль» SS-N-2 «Стикс» (либо ракетой П-15 «Термит» дальности 40 км, либо более поздним вариантом П-20 с дальностью 80 км) и сопутствующая радиолокационная система целеуказания Plank Shave (дальность 45 км в активном режиме наблюдения, дальность 75–100 км в пассивном режиме с дополнительной возможностью наблюдения за воздушным пространством). 1 × АК-176 76,2-мм пушка и 2 × АК-630 30-мм шестиствольные пушки Гатлинга, последняя CIWS система, поддерживаемая радаром наведения «Bass Tilt». Кроме того, имеется четырехместная пусковая установка Fasta-N SA-N-5 ПЗРК и две ложные пусковые установки ПК-16.
Силовая установка представляет собой систему COGOG (комбинированный газ или газ), состоящую из двух газовых турбин M70 на 12000 л.с. (8826 кВт) с комбинированной выходной мощностью 24200 лошадиных сил для полной мощности и двух маршевых газовых турбин типа M75 с комбинированная мощность 5000 л.с. (2942 кВт). Максимальная скорость 38 узлов.
С 1979 по 1984 год было построено 13 судов этого типа. Еще один корабль Р-55 после достройки был переоборудован в испытательное судно ЗРК "Кортик" проекта 1241.7.
Для пояснения, по определению НАТО, Проект 1241.RE (НАТО: Тарантул-I) был экспортной версией проекта 1241.1 (НАТО : Тарантул-II).
Этот класс кораблей можно было отличить по отсутствию РЛС управления огнем на крыше мостика. Вместо этого на вершине мачты была установлена РЛС управления огнем Х-диапазона «Гарпун-Бал» (НАТО: «Plank Shave»), созданная для противокорабельных ракет. Другое оборудование включало малую навигационную РЛС типа «Кивач-2» на крыше мостика (или МР-312 «Печера-1» на судах Польши) и РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел» (НАТО: «Басс»). Наклон ») у подножия мачты. Также были установлены две ложные пусковые установки ПК-16. Модель ракет в пусковых контейнерах КТ-138 была Р-20 (НАТО: SS-N-2B), в основном это были Р-15, обновленные с новой системой наведения, но с исходной дальностью 40 км.
С 1977 по 1979 год 22 корабля этого класса были произведены исключительно на экспорт. Лишь один из этих кораблей, Р-26, был оставлен Советским ВМФ для учебных целей. Индия купила пять из этих кораблей как корветы класса Veer, а позже будет производить восемь кораблей того же класса внутри страны. Вьетнам также закупил шесть кораблей проекта 1241.RE из различных источников на протяжении многих лет.
Сохранение основного вооружения и базовой формы корпуса от 1241.RE (НАТО: Tarantul -I) класса 1241.1М (НАТО: Тарантул-III) получил важные обновления. Помимо скромной, но полезной внутренней модернизации, Tarantul-III получил новый тип силовой установки - систему CODAG (комбинированный дизель и газ). Были использованы две газовые турбины M-70 (мощностью 12000 л.с. каждая) и два дизеля M510 (мощностью 4000 л.с. каждый), что явилось большим улучшением по сравнению с более ранней системой COGOG как с точки зрения удобства обслуживания (два круизных дизеля были почти чем-то вроде). советского «классика»), топливной экономичности и, главное, продолжительности службы по сравнению со старыми НК-12М. Максимальная скорость достигла 42 узлов (78 км / ч).
Надстройки были переработаны, а наклонная мачта предыдущих проектов была заменена узкой прямой решеткой. Положение сенсора осталось практически таким же, как у проекта 1241.1. Навигационная РЛС «Печера» находилась за крышей моста, на ней была установлена РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел». Две системы постановки помех (НАТО: «Бокал») были установлены с двух сторон у подножия мачты. Поводом для этого послужила установка четырех сверхзвуковых ракет типа «корабль-корабль» SS-N-22 «Санберн» с дальностью полета не менее 100 км. Соответствующая радиолокационная система представляет собой радар L-диапазона «Band Stand» с активной дальностью 120 км и пассивной дальностью 500 км и способностью отслеживать 15 различных целей. Ракеты также могут получать наведение от третьих лиц по восходящей линии связи «Лампочка» (с других кораблей, вертолетов или патрульных самолетов дальнего действия). Пушечное вооружение, как и пусковые установки ПК-16, сохранено, хотя корабли ВМФ СССР получили улучшенную четырехзарядную пусковую установку SA-N-8. По крайней мере, на одном корабле вместо АК-630 была установлена пушка СА-Н-11 Каштан + ракета CIWS.
Тарантул-III, построенный с 1987 года, получил улучшенный комплект ECM (Электронные средства противодействия ), состоящий из 2 систем подавления «Half Hat» и 2 «Foot Ball», соединенных с 4 усовершенствованных ложных пусковых установки ПК-10. По крайней мере, 24 из этих кораблей были построены для ВМФ СССР до окончания производства в 1992 году.
С 1985 по 2001 год было построено 34 корабля этого класса. После постройки первой партии из 11 кораблей противокорабельные ракеты были заменены с П-80 «Москит» на более современную модель П-270 «Москит-М», поэтому следующие 23 лодки имели новый идентификатор: Проект 1241.1МР .
Ракетный корвет «Р-60» был модернизирован в 2005 году, в результате чего 2 ЗРК АК-630М были удалены и заменены на ЗРК «Палаш».
пр. 1242.1 и проект 1241.8 «Молния» («Молния») - дальнейшие разработки кораблей семейства Тарантул . Оба проекта были модифицированы и перевооружены современными ракетными системами, такими как Уран-Э, и являются более мощными кораблями, чем типы Tarantul. Суда построены на российском судостроительном заводе «Вымпел». Россия получила как минимум одну лодку для испытаний в 1990-х годах, а в 1999 году Вьетнам заказал два судна. Вьетнам в настоящее время является основным пользователем класса «Молния», имея два корабля российского и 6 кораблей местного производства. Вьетнам запустил собственную линию по производству 1241,8 кораблей «Молния» при содействии ЦКБ «Алмаз» в России. Первые два корабля местной постройки были поставлены в июле 2014 года, а последние два - в октябре 2017 года. Вьетнамские корабли вооружены 1 АК-176 76-мм пушкой, 16 Уран-Э противокорабельным оружием. ракеты, 4 ракеты ПВО "Игла-М " и 2 АК-630 близкие по комплексу вооружения. Вьетнамские корабли также больше - 56,9 м в длину и максимальное водоизмещение 563 тонны. Они имеют дальность полета 1700 морских миль (3100 км; 2000 миль) с 44 членами экипажа на борту. ВМС Индии заказали еще 4 модифицированных 1241.8 Тарантул, этот заказ позже был сокращен до 2. Эти последние два корабля класса Вир вооружены 16 SS-N- 25 ракет «Switchblade» / URAN E, 1 OTO Melara 76 мм вместо AK-176 и радар MR 352 Positiv-E (NATO: Cross Dome). В 2009 году Ливия заказала 3 корабля, однако с тех пор новостей не было, и надежность источника новостей сомнительна. Гражданская война в Ливии в 2011 году положила конец любым приобретениям. Вскоре после этого Туркменистан приобрел три корабля Типа 1241.8, возможно, те, которые были заказаны Ливией, но не были поставлены.
ВМФ России планирует получить к началу 2019 года два модернизированных ракетных катера типа «Молния»; Изначально они планировались для иностранного заказчика, но контракт был расторгнут, и их приобрел ВМФ России. Катера заменяют Москит с восемью противокорабельными ракетами Х-35У и пусковую установку ПЗРК с пушечно-ракетным комплексом Панцирь-М. У них также будет современная РЛС с фазированной антенной решеткой. Предполагается, что одна лодка будет работать в Черном море, а другая - в Каспийском.
Туркменские военно-морские силы
На Викискладе есть материалы, связанные с ракетными катерами класса Тарантул. |