Корвет типа Тарантул

редактировать
Класс советских ракетных корветов

ORP Metalowiec в Гдыне.JPG ORP Metalowiec, ракетный корвет ВМС Польши Tarantul-I в Гдыне
Обзор класса
Операторы:
Общие характеристики
Тип:Ракета корвет
Водоизмещение :480 длинных тонн (488 т) стандартное, 540 длинных тонн (549 т) с полной нагрузкой
Длина:56,0 м (183,7 фута)
Ширина:10,5 м (34,4 фута)
Осадка:2,5 м (8,2 фута)
Движущая сила:2 валы COGAG турбины по 11000 л.с. каждая, плюс 2 крейсерских двигателя по 4000 л.с. каждый (были дизельные и турбинные версии крейсерских двигателей),
Скорость:42 узлы (78 км / ч)
Ra nge:2400 морских миль при скорости 12 узлов (22 км / ч), оперативная автономность в течение 10 дней
Комплектность:50
Датчики и. системы обработки:Радар: Вращающийся желоб, Bass Tilt, Peel pair, Pop group
Вооружение:

Проект 1241 относится к классу Советские ракетные корветы. У них есть отчетное название НАТО Тарантул (не путать с патрульным катером класса «Стенка», официальное советское название которого также «Тарантул»). Эти корабли были разработаны для замены ракетных катеров проекта 205 «Цунами» (НАТО: «Оса »).

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Версии
    • 2.1 Проект 1241.1 (НАТО: Тарантул-II)
    • 2.2 Проект 1241.РЭ (НАТО: Тарантул-I)
    • 2.3 Проект 12411 (1241.1 M / 1241.1MR) (НАТО: Tarantul-III / Tarantul-III Mod)
    • 2.4 Проект 1242.1 / 1241.8 «Молния»
  • 3 Текущие операторы
  • 4 Бывшие операторы
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Разработка

В конце 1970-х годов Советы осознали необходимость в более крупном, более мореходном корабле с лучшим вооружением и более высоко расположенными РЛС воздушного поиска. Необходимость этих улучшений была подчеркнута Первой войной в Персидском заливе, когда 12 иракских «Оса-I» были уничтожены или повреждены противокорабельными ракетами малой дальности Sea Skua. Их атаковали британские вертолеты Lynx, но экипажи Osa не заметили их, потому что они пролетели за пределами своего радарного горизонта. В «Тарантуле» для ПВО используются как одиночная 76-мм пушка, так и две 30-мм пушки типа Gatling вместе с комплексным комплексом радиоэлектронной борьбы. Лодки построены Петровским заводом (Санкт-Петербург), Рыбинском и Улисом заводом (Владивосток). Вариант этих кораблей для береговой противолодочной борьбы и патрулирования разрабатывался как корвет типа «Паук» или проект 1241.2. В начале девяностых годов ВМС Индии заплатили примерно по 30 миллионов долларов каждому за лицензионное производство Тарантул-I. С более чем 30 продажами на экспортном рынке «Тарантул» стал относительным успехом для российской судостроительной отрасли.

Версии

Проект 1241.1 (НАТО: Тарантул-II)

Соглашение об именовании для НАТО, сообщающее имя Тарантул, было здесь особым случаем. НАТО назвало первую версию этого класса «Тарантул-II», поскольку у них был лучший сенсорный набор / оборудование, чем у кораблей следующего класса «Тарантул-I», которые производились исключительно на экспорт.

Первая версия, основанная на корпусе класса «Паук», но со значительно увеличенной массой. Оснащен четырьмя ракетами типа «корабль-корабль» SS-N-2 «Стикс» (либо ракетой П-15 «Термит» дальности 40 км, либо более поздним вариантом П-20 с дальностью 80 км) и сопутствующая радиолокационная система целеуказания Plank Shave (дальность 45 км в активном режиме наблюдения, дальность 75–100 км в пассивном режиме с дополнительной возможностью наблюдения за воздушным пространством). 1 × АК-176 76,2-мм пушка и 2 × АК-630 30-мм шестиствольные пушки Гатлинга, последняя CIWS система, поддерживаемая радаром наведения «Bass Tilt». Кроме того, имеется четырехместная пусковая установка Fasta-N SA-N-5 ПЗРК и две ложные пусковые установки ПК-16.

Силовая установка представляет собой систему COGOG (комбинированный газ или газ), состоящую из двух газовых турбин M70 на 12000 л.с. (8826 кВт) с комбинированной выходной мощностью 24200 лошадиных сил для полной мощности и двух маршевых газовых турбин типа M75 с комбинированная мощность 5000 л.с. (2942 кВт). Максимальная скорость 38 узлов.

С 1979 по 1984 год было построено 13 судов этого типа. Еще один корабль Р-55 после достройки был переоборудован в испытательное судно ЗРК "Кортик" проекта 1241.7.

Проект 1241.RE (НАТО: Тарантул-I)

Для пояснения, по определению НАТО, Проект 1241.RE (НАТО: Тарантул-I) был экспортной версией проекта 1241.1 (НАТО : Тарантул-II).

Этот класс кораблей можно было отличить по отсутствию РЛС управления огнем на крыше мостика. Вместо этого на вершине мачты была установлена ​​РЛС управления огнем Х-диапазона «Гарпун-Бал» (НАТО: «Plank Shave»), созданная для противокорабельных ракет. Другое оборудование включало малую навигационную РЛС типа «Кивач-2» на крыше мостика (или МР-312 «Печера-1» на судах Польши) и РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел» (НАТО: «Басс»). Наклон ») у подножия мачты. Также были установлены две ложные пусковые установки ПК-16. Модель ракет в пусковых контейнерах КТ-138 была Р-20 (НАТО: SS-N-2B), в основном это были Р-15, обновленные с новой системой наведения, но с исходной дальностью 40 км.

С 1977 по 1979 год 22 корабля этого класса были произведены исключительно на экспорт. Лишь один из этих кораблей, Р-26, был оставлен Советским ВМФ для учебных целей. Индия купила пять из этих кораблей как корветы класса Veer, а позже будет производить восемь кораблей того же класса внутри страны. Вьетнам также закупил шесть кораблей проекта 1241.RE из различных источников на протяжении многих лет.

Проект 12411 (1241.1M / 1241.1MR) (НАТО: Tarantul-III / Tarantul-III Mod)

Сохранение основного вооружения и базовой формы корпуса от 1241.RE (НАТО: Tarantul -I) класса 1241.1М (НАТО: Тарантул-III) получил важные обновления. Помимо скромной, но полезной внутренней модернизации, Tarantul-III получил новый тип силовой установки - систему CODAG (комбинированный дизель и газ). Были использованы две газовые турбины M-70 (мощностью 12000 л.с. каждая) и два дизеля M510 (мощностью 4000 л.с. каждый), что явилось большим улучшением по сравнению с более ранней системой COGOG как с точки зрения удобства обслуживания (два круизных дизеля были почти чем-то вроде). советского «классика»), топливной экономичности и, главное, продолжительности службы по сравнению со старыми НК-12М. Максимальная скорость достигла 42 узлов (78 км / ч).

Надстройки были переработаны, а наклонная мачта предыдущих проектов была заменена узкой прямой решеткой. Положение сенсора осталось практически таким же, как у проекта 1241.1. Навигационная РЛС «Печера» находилась за крышей моста, на ней была установлена ​​РЛС управления огнем МР-123 «Вымпел». Две системы постановки помех (НАТО: «Бокал») были установлены с двух сторон у подножия мачты. Поводом для этого послужила установка четырех сверхзвуковых ракет типа «корабль-корабль» SS-N-22 «Санберн» с дальностью полета не менее 100 км. Соответствующая радиолокационная система представляет собой радар L-диапазона «Band Stand» с активной дальностью 120 км и пассивной дальностью 500 км и способностью отслеживать 15 различных целей. Ракеты также могут получать наведение от третьих лиц по восходящей линии связи «Лампочка» (с других кораблей, вертолетов или патрульных самолетов дальнего действия). Пушечное вооружение, как и пусковые установки ПК-16, сохранено, хотя корабли ВМФ СССР получили улучшенную четырехзарядную пусковую установку SA-N-8. По крайней мере, на одном корабле вместо АК-630 была установлена ​​пушка СА-Н-11 Каштан + ракета CIWS.

Тарантул-III, построенный с 1987 года, получил улучшенный комплект ECM (Электронные средства противодействия ), состоящий из 2 систем подавления «Half Hat» и 2 «Foot Ball», соединенных с 4 усовершенствованных ложных пусковых установки ПК-10. По крайней мере, 24 из этих кораблей были построены для ВМФ СССР до окончания производства в 1992 году.

С 1985 по 2001 год было построено 34 корабля этого класса. После постройки первой партии из 11 кораблей противокорабельные ракеты были заменены с П-80 «Москит» на более современную модель П-270 «Москит-М», поэтому следующие 23 лодки имели новый идентификатор: Проект 1241.1МР .

Ракетный корвет «Р-60» был модернизирован в 2005 году, в результате чего 2 ЗРК АК-630М были удалены и заменены на ЗРК «Палаш».

Пр. 1242.1 / 1241.8 ' «Молния»

пр. 1242.1 и проект 1241.8 «Молния» («Молния») - дальнейшие разработки кораблей семейства Тарантул . Оба проекта были модифицированы и перевооружены современными ракетными системами, такими как Уран-Э, и являются более мощными кораблями, чем типы Tarantul. Суда построены на российском судостроительном заводе «Вымпел». Россия получила как минимум одну лодку для испытаний в 1990-х годах, а в 1999 году Вьетнам заказал два судна. Вьетнам в настоящее время является основным пользователем класса «Молния», имея два корабля российского и 6 кораблей местного производства. Вьетнам запустил собственную линию по производству 1241,8 кораблей «Молния» при содействии ЦКБ «Алмаз» в России. Первые два корабля местной постройки были поставлены в июле 2014 года, а последние два - в октябре 2017 года. Вьетнамские корабли вооружены 1 АК-176 76-мм пушкой, 16 Уран-Э противокорабельным оружием. ракеты, 4 ракеты ПВО "Игла-М " и 2 АК-630 близкие по комплексу вооружения. Вьетнамские корабли также больше - 56,9 м в длину и максимальное водоизмещение 563 тонны. Они имеют дальность полета 1700 морских миль (3100 км; 2000 миль) с 44 членами экипажа на борту. ВМС Индии заказали еще 4 модифицированных 1241.8 Тарантул, этот заказ позже был сокращен до 2. Эти последние два корабля класса Вир вооружены 16 SS-N- 25 ракет «Switchblade» / URAN E, 1 OTO Melara 76 мм вместо AK-176 и радар MR 352 Positiv-E (NATO: Cross Dome). В 2009 году Ливия заказала 3 корабля, однако с тех пор новостей не было, и надежность источника новостей сомнительна. Гражданская война в Ливии в 2011 году положила конец любым приобретениям. Вскоре после этого Туркменистан приобрел три корабля Типа 1241.8, возможно, те, которые были заказаны Ливией, но не были поставлены.

ВМФ России планирует получить к началу 2019 года два модернизированных ракетных катера типа «Молния»; Изначально они планировались для иностранного заказчика, но контракт был расторгнут, и их приобрел ВМФ России. Катера заменяют Москит с восемью противокорабельными ракетами Х-35У и пусковую установку ПЗРК с пушечно-ракетным комплексом Панцирь-М. У них также будет современная РЛС с фазированной антенной решеткой. Предполагается, что одна лодка будет работать в Черном море, а другая - в Каспийском.

Текущие операторы
ORP Rolnik, ракетный корвет ВМС Польши типа «Тарантул» RFS Morshansk F-190 Lăstunul

ВМС Болгарии

  • Один корабль в строю - 101 «Мълния» («Молния»).

ВМС Египта

  • Один корабль в строю. В 2014 году Египет проявил интерес к приобретению ракетного катера П-32 (проект 12421 «Молния»), но контракт был подписан в 2015 году. В июле 2015 года ракетный катер направился в Средиземное море и прибыл в порт Александрия на берегу моря. конец месяца. P-32 был передан египетскому флоту 10 августа после участия в открытии Нового Суэцкого канала.

ВМС Индии

  • Индийские варианты известны как корветы типа Veer. По крайней мере, 10 в настоящее время находятся на действительной службе.

ВМС Румынии

  • Три корабля, все в строю, порт приписки Мангалия.
    • F-188 Zborul введен в эксплуатацию 1990
    • F-189 Pescăruşul сдан в эксплуатацию 1991
    • F-190 Lăstunul сдан в эксплуатацию 1991

ВМФ

  • В настоящее время (2016 г.) - 25 кораблей проекта 1241.1 / 1241.7 и 20 кораблей пр. 12411 / 1242.1 в строю.

Вьетнамский народный флот

  • 12 кораблей в строю.

Туркменские военно-морские силы

  • Три корабля были приобретены примерно в 2011 году, возможно, три корабля были заказаны Ливией, но не поставлены.
    • 830 Ederman
    • 831 Arkadag
    • 832 Gayratli

ВМС Никарагуа

  • Два или, возможно, три корабля заказаны в 2013 году. Сообщается, что два или, возможно, три корабля будут подарены Россией в 2016. Это могут быть бывшие корабли ВМФ России «Кузнецк», «Гроза» и «Буря» или суда, захваченные у Украины в 2014 году.

ВМС Йемена

  • Одно судно в строю. Еще 1 корабль неизвестного статуса.
Бывшие операторы

ВМС Мьянмы

  • Мьянма эксплуатировала два корвета класса Tarantul под своим главным надводным командованием, арендованных у России в период с 1988 по 2010 год. списан в 2011 году.

Польский флот

  • Построено четыре корабля.
    • (434) (списано)
    • (435) (списано)
    • (436) (списано)
    • ORP Rolnik (437) (списано)

Советский флот

  • Построено 98 кораблей.

ВМС США

ВМС Украины

«Фольксмарине»

  • построено пять кораблей - все списаны, в том числе Хиддензе, который в настоящее время является кораблем-музеем в Фолл-Ривер, США
См. Также
Примечания
Ссылки
  • Все мировые боевые корабли Конвея 1947–1995
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с ракетными катерами класса Тарантул.
Последняя правка сделана 2021-06-09 10:03:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте