Танки во Второй мировой войне

редактировать
Общевойсковой состав: США M4 Sherman, оснащенный 75-мм пушкой, с пехота идет рядом. A немецкий танк Тигр I в бою во время Курской битвы в 1943 году

Танки были использованы системой вооружения в Второй мировой войне. Хотя танки в межвоенные годы были предметом широкомасштабных исследований, производство было ограничено относительно небольшими партиями в нескольких странах.. Однако во время второй мировой войны в большинстве случаев используются танки, и объем производства тысяч каждый месяц. Использование, доктрина и производство танков широкоировались в разных воюющих странах. К концу войны сформировался консенсус относительно доктрины и конструкции танков.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Основные темы
  • 3 Танки основных комбатантов
    • 3.1 Советский Союз
    • 3.2 Соединенное Королевство
      • 3.2.1 Доктрина
      • 3.2.2 Производительность
      • 3.2.3 Специализированные танки
    • 3,3 Соединенных Штатов
    • 3,4 Франция
    • 3,5 Германия
    • 3,6 Италия
      • 3.6.1 Классификация итальянских танков
    • 3,7 Япония
  • 4 Прочие цистерны комбатанты
    • 4.1 Чехословакия
    • 4.2 Польша
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса
Схема подвески Christie Танк T3E2 с подвеской Christie преодолевает препятствие во время испытаний в 1936 году

Танк был изобретен британцами во время Первой мировой войны, и почти одновременно с этим был разработан во Франции. Танки времен Первой мировой войны отразили новизну идеи и примитивное состояние автомобилестроения. Танки Первой мировой войны двигались шаговыми темпами, были относительно ненадежными, и их наилучшее применение продолжалось до конца войны. Прорывом в конструкции танков стала подвеска Christie : система подвески, разработанная американским инженером Дж. Уолтер Кристи, который позволяет перемещать подвеску значительно дольше, чем обычные системы с листовыми рессорами, которые обычно использовались тогда обычно, позволяя танкам иметь значительно большую скорость по пересеченной местности.

доктрина бронетанковой войны радикально изменилась в межвоенные годы, поскольку армии искали способы избежать тупика, вызванного современной огневой мощью, и искали средства для восстановления наступательной мощи на поле боя. Изначально танки использовались для непосредственной поддержки пехоты, но, поскольку современная механизированная доктрина была использована армияиями, танки стали неотлемой частичной общевойсковой команды. Помимо поддержки пехоты, танки выполняли традиционные функции кавалерии, обеспечивали поддержку мобильной артиллерии и были адаптированы для боевой инженерии функций.

Конструкция танков постепенно улучшалась. - период войны тоже. Отражая рост автомобильной промышленности, танковые двигатели, трансмиссии и гусеничные системы были улучшены. К началу войны в сентябре 1939 года были доступны танки, которые могли преодолеть сотни миль по гусенице с ограниченным началом поломок.

Война ускорила темпы изменения конструкции. В частности, гонка войны против оружия привела к быстрому улучшению огневой мощи и брони (как по толщине, так и по конструкции).

Основные темы

Великобритания, США, Советский Союз и Франция производили огромное количество танков до и во время Второй мировой войны. Ранние танки Германии уступали многим танкам своих противников по броне и огневой мощи. Однако в тактическом применении немецкие танки в начале войны превосходили всех соперников. Немецкая доктрина подчеркивала использование быстрого передвижения, тактики командного типа и общевойсковой, когда танки действовали при поддержке мобильной пехоты и авиации; это учение в народе называлось [a] Блицкриг. Эта доктрина требовала, чтобы немцы оснастили свои танки радиостанциями, которые обеспечили беспрецедентное командование и управление для гибкого использования.

Напротив, например, почти 80% французских танков не имели радиосвязи, по сути, потому что их боевая доктрина была на более медленном, сознательном подчинении запланированным движением. Это потребовало меньшего количества радиоприемников на всех уровнях. Французские танки в целом превосходили немецкие танки по огневой мощи и броне в кампании 1940, но их слабая доктрина командования и управления свела на нет эти преимущества. К 1943 году двусторонняя радиосвязь была почти универсальной во всех армиях.

Производство в начале войны. Panzer II на Западном фронте Май 1940 (Panzer I в тыл) Немецкое танковое соединение

Тенденция к тяжелым танкам было безошибочно узнавать по ходу войны. В 1939 году большинство танков имело максимальную броню 30 мм (1,2 дюйма) или меньше, с орудиями калибра не более 37–47 мм. Средние танки образца 1939 года весили около 20 тонн (20 длинных тонн). К 1945 году типовые средние танки имели максимальную броню толщиной более 60 мм, с орудиями в диапазоне 75–85 мм (3,0–3,3 дюйма) и массой от 30 до 45 т (от 30 до 44 длинных тонн). Легкие танки, которые доминировали в большинстве армий в начале войны, постепенно исчезли с фронта.

Турели, которые всегда рассматривались, но ранее не были универсальной особенностью танков, признаны необходимыми. Было признано, что если орудие танка должно быть введено как «мягких» (небронированных), оно должно быть как можно большим и мощным, что делает жизненно важное одно большое орудие с круговым полем огня.. Кроме того, установка пушки в башне обеспечла возможность ведения огня из корпуса вниз. Корпусные орудия требовали, чтобы большая часть машины была уязвима для огня. Многобашенные или многоствольные конструкции, такие как советский Т-35, американский Medium Tank M3, французский Char B1 или британский A9 Cruiser Mk. I постепенно стал менее распространенным во время Второй мировой войны. Опыт показал, что командир танка не мог эффективно управлять огнем нескольких орудий; Кроме того, новые орудия двойного назначения избавили от необходимости использовать несколько видов оружия. Большинство танков все еще сохраняли пулемет в корпусе и обычно один или несколько пулеметов в башне, чтобы защитить их от пехоты на близком расстоянии.

Танки были адаптированы для широкого круга военных задач, включая инженерные. Также использовались специализированные модели, такие как танки-огнеметы, эвакуационные бронированные машины для буксировки вышедших из строя танков с поля боя, а также командирские танки с дополнительными радиостанциями. Некоторые из этих вариантов танков существуют как другие классы боевых бронированных машин, которые больше не называются «танками». Все основные боевые державы также разработали истребители танков и штурмовые орудия в качестве бронетехники с крупнокалиберными орудиями, но часто без турелей. Транспортные средства с башней обходятся дороже в производстве по сравнению с машинами без турели.

Использование более старых и легких танковых шасси для установки более крупного оружия в фиксированных казематах, поскольку самоходки, истребители танков или штурмовые орудия. Например, советский Т-34 мог установить в башне 85-мм орудие, но на то же шасси можно было нести более эффективное 100-мм орудие в стационарном каземате, что и СУ-100, преемник СУ-85. Аналогичным образом устаревший немецкий лёгкий танк Panzer II, слишком уязвимый для ведения огня прямой наводкой, был модифицирован для установки мощного 75-мм орудия PaK 40 в фиксированном каземате с открытым верхом под названием Marder II. самоходная артиллерийская установка.

немецкие истребители танков Panzerjäger («охотники за танками») в основном создавались за счет использования противотанковых орудий и установка на удобном шасси для обеспечения мобильности, обычно с помощью трехстороннего орудийного щита для защиты экипажа. Например, 202 устаревших легких танка Panzer I были модифицированы за счет удаления башни из чешского 4,7см KPÚV vz. 38 (47 мм) противотанковая пушка, из которой получилась самоходная противотанковая пушка Panzerjäger I. Немецкие истребители танков на базе Panzer III и более поздних немецких танков были уникальны тем, что имели большие броню, чем их танковые аналоги.

Полностью закрытые казематы на немецком Sturmgeschütz Штурмовые орудия с начала войны устанавливают образцы, использованные позже полностью закрытыми истребителями танков Jagdpanzer казематного типа, с аналогичными советскими Самоходная установка (СУ) Штурмовые орудия используются для тех же целей двойного назначения. Однако из-за отсутствия вращающейся башни угла поворота орудия ограничивался градусами. Это означало, что обычно водителю приходилось направлять весь танк на цель, что было намного медленнее, чем просто вращение турели с механическим приводом. Когда машина останавливалась из-за сопротивления двигателя или повреждения гусеницы, она не могла повернуть орудие орудия танкам, что делало ее очень уязвимой для огня. Позднее эта уязвимость была противоборствующими танковыми силами. Даже самые большие и мощные немецкие истребители танков были обнаружены брошенными на поле боя после боя, обездвижены одними попаданиями осколочно-фугасных (ОФ) или бронебойных (ББ) снарядов по гусенице или ведущей звездочке.

Танки основных боевиков

Советский Союз

Танки БТ-7 на параде

Советский Союз начал и закончил войну с большим количеством танков, чем остальной мир вместе взятый (18000–22000). В начале Второй мировой войны наиболее распространенным танком на вооружении Советского Союза был Т-26 (производный от 6-тонного Виккерса), легкобронированный и вооруженный 45-мм пушкой, способной пробить большинство немецких танков. на нормальных боевых дистанциях. У немногих были радиоприемники. Конструкция была механически прочной, но не подлежала дальнейшему развитию. Танки БТ, основанные на подвеске Christie, обычно были вооружены той же 45-мм пушкой и в то время были самыми мобильными танками в мире. Существовали варианты ближней поддержки обоих танков, вооруженные 76,2-мм гаубицами . Однако расчетный срок службы BT подходил к концу. Красная Армия также выставила на вооружение тысячи легких разведывательных танков, таких как плавающие Т-37 и Т-38. Они имели ограниченную боевую ценность; Несмотря на высокую мобильность, они были вооружены только 7,62-мм пулеметами и имели очень тонкую броню. В Красной Армии также было около 400 средних многобашенных танков Т-28, которые во многом были равны немецким Panzer IV. Тем не менее, эта конструкция датирована 1931 годом и устаревшей.

Советский Союз закончил 1930-е огромным парком танков, почти полностью созданных на основе зарубежных разработок, но до 1941 года разработали некоторые из наиболее важных тенденций. танки войны. Проблема, с которой столкнулись советские танковые войска в 1941 году, заключалась в первую очередь не в техническом их машинном обслуживании, ужасающей неготовности и плохой командирской ситуации, вызванной чистками офицерского класса.. К 1940 г. Красная Армия приняла передовую боевую доктрину, которую просто не могли реализовать.

Советские танковые войска (Битва за Будапешт, октябрь 1944 г.)

Несколько отличных проектов производство началось в 1940–41 гг. Незадолго до войны Армия приступила к реализации своих проектов по реорганизации своих механизированных сил и переоснащению современных конструкций, основанных на уроках, извлеченных из гражданской войны в Испании, битвы при Халхин-Гол и Зимняя война во внимание. Некоторые из этих дизайнов были копиями дизайнов других стран. Наиболее значительным из них был Т-34, который изначально разрабатывался как преемник серии БТ. Его более тяжелая броня и двойное орудие сделали его одним из лучших средних танков первой половины Второй мировой войны. Со временем Т-34 взял на себя роль многих других советских танков. Шасси Т-34 сделало его пригодным для использования после войны, поскольку его можно постоянно было модернизировать, добавляя более тяжелые орудия, новые башни и другие модификации. Другой значимой разработкой стал танк КВ-1. Они были вооружены той же 76,2-мм пушкой, что и Т-34, и имели тот же харьковский модель В-2 дизельный двигатель. Танки КВ были установлены торсионной подвески и значительно более тяжелой броней, чем Т-34. КВ был медлительным, задумывался как танк прорыва. Вариант ближнего сопровождения КВ-2 был вооружен 152-мм (6,0-дюймовой) гаубицей. Серия КВ была основным советским тяжелым танком до 1943 года, после чего производство было прекращено, большинство уцелевших машин было уничтожено. В начале 1944 года был представлен преемник КВ - ИС-2. Он был вооружен 122-мм орудием с более толстой броней и большей подвижностью. В 1941 году был представлен новый танк поддержки пехоты: Т-50. Он был задуман как замена Т-26 и был оснащен 45-мм пушкой, торсионной подвеской и более толстой броней, чем большинство других танков этого класса. Однако производственные проблемы с новым двигателем привели к тому, что танк был списан после того, как было выпущено менее 70 экземпляров. Роль легкой разведки выполняли амфибия Т-40 и более дешевый, несамфибийный Т-60.

В начале вторжения Германии в СССР, большая часть танковых войск Советского Союза состоялась из танков серии Т-26 и БТ. Также появилось несколько Т-40, около 1363 механически ненадежных Т-34 ранних моделей и 677 танков серии КВ. Тяжелые потери ранних моделей Т-34 были вызваны отсутствием улучшения, отсутствием снабжения, плохой механикой, механическими проблемами и общей неподготовленностью Красной Армии к войне. Еще одна сложность для Т-34 заключалась в том, что у него был только экипаж из четырех человек, а командирка была вынуждена выполнять функции наводчика. Хотя он и был избавлен от обязанностей по погрузке, это все же ограничивало способность командира танка осведомленность о поле боя, что давало немецкой бронетехнике тактическое преимущество.

Колонна российских Т-26 мод. 1939 г. и Т-26 обр. 1933 г. Легкие танки 20-й танковой бригады движутся к линии фронта.

В 1941 г. начали появляться большие партии Т-60, усиленные в 1942 г. аналогичными Т-70. Оба этих легких танка имели торсионную подвеску, легкую броню и малые двигатели. Их простая конструкция позволяет их выпускать, хотя их боевая ценность была ограничена. У Т-60 была только 20-мм пушка, а у Т-70 - 45-мм. Кроме того, у обоих были одноместные башни, что затрудняло эффективное управление ими. Т-70 лег в основу более поздней САУ СУ-76.

К октябрю 1942 года общее мнение заключалось в том, что советские танки были одними из лучших в мире. Журнал Life пишет, что «лучшие танки в мире сегодня, наверное, русские...». На момент появления на вооружении Т-34 превосходил все немецкие танки на вооружении. На пике своего развития всех остальных танков, кроме ИС-2, было остановлено использование всех доступных ресурсов исключительно для танка из-за его широкого успеха в самых разных ролях. Т-34 вынудил немцев принять новые, более тяжелые конструкции, такие как Panther и Tiger I, что, в свою очередь, вынудило советские, американские и британские танковые войска также модернизировать свои танки. Немецкая тенденция к разработке совершенно новых танков к концу войны вместо того, чтобы модернизировать модели, уменьшила доступность танков для немецких танковых соединений и помогла Красной Армии получить инициативу на Восточном фронте.

Позже в Во время войны роль легких танков все чаще исполнялась за счет ленд-лиза из США, Великобритании и Канады, включая легкие танки M3 и танк Валентин. По иронии судьбы, скорость Т-34, превышающая скорость многих легких танков, которые были его разведывать, привела к еще меньшему выпуску советских легких танков.

Ранние Т-34-85, построенные на Заводе 112

Чтобы иметь дело с улучшенными немецкими танками, в 1943 году Советы модернизировали Т-34, создавали Т-34-85. Эта модель намного большую башню с 85-мм (3,3-дюймовым) орудием и большую башню, способную вместить трех человек, наконец, позволяет комдиру танка полностью сосредоточиться на поддержании тактической осведомленности о поле боя. Советский Союз также представил 122-мм вооруженный тяжелый танк ИС-2, имеющий более тяжелую броню, чем КВ, при том же весе. Большая часть его брони была сосредоточена в передней части танка, где он должен был принять на себя большинство попаданий.

вариант ИС-3, выпущенный в середине 1945 года, имел гораздо более обтекаемый вид и увеличенная чашеобразная коническая башня. Примечательно, что ИС-3 имел более толстую броню, но на самом деле весил чуть меньше ИС-2, оставаясь менее 50 тонн (по сравнению с 68 у Tiger II ). Дизайн брони ИС-3 оказал огромное влияние на конструкцию послевоенных танков, как это видно на советских сериях Т-55 и Т-62, США М48. Паттон и западногерманский Леопард 1.

Советское производство танков опередило все другие страны, за исключением США. Советский Союз добился этого за счет стандартизации нескольких конструкций, в целом отказавшись от незначительных качественных улучшений и изменив конструкцию только тогда, когда модернизация приводила к значительному улучшению.

Советские танки имели башню и стабилизацию орудия, начиная с с Т-28Б, который имел рудиментарную форму еще в 1938 году.

Великобритания

Доктрина

Британский крейсерский танк Mark I (A9)

Великобритания была мировым лидером. он был законодателем мод в танкостроении с 1915 года, но потерял лидирующие позиции с приближением Второй мировой войны. Из-за ограниченных расходов в годы, предшествовавшие войне, и все еще организованной для операций по защите Империи в качестве экспедиционного корпуса, британская армия вступила в войну неподготовленной к самому виду боя, к которому ее влиятельные теоретики, такие как J.F.C. Фуллер и Б. Х. Лидделл Харт выступал за это.

Британская армия разработала два типа танков - «пехотные танки », которые были сильно бронированы и имели хорошие вездеходные характеристики, но были медленными. Это отсутствие скорости не считалось недостатком, поскольку они были разработаны для поддержки атак пехоты на опорные пункты противника или городских боевых действий, где способность опередить человека пешком считалась ненужной. Другой тип - «крейсерские танки », которые предназначались для самостоятельного маневрирования, быстрого прорыва и фланговых атак. Ранние танки Cruiser получили характеристики за счет брони, которую они могли нести. Надежность была важной проблемой, особенно в суровых условиях Северной Африки и гористой местности Южной Европы, где модели A10 и A13, в частности, страдали от поломок гусениц и перегрева двигателей. 472>Пехотный танк Черчилля последней модели

Британские танкисты были обучены вести огонь на ходу, и вооружение было установлено для оптимального баланса, так что наводчик мог прицеливаться своим телом, а не использовать редукторную высоту. Это уменьшило доступное пространство внутри башни. И ранние крейсерские, и пехотные танки несли Ordnance QF 2-pounder, 40-миллиметровую противотанковую пушку, хорошоподходящая для современной немецкой 3,7 см KwK 36 эффективная против танков того времени, но по мере развития войны все больше превосходили его. Нехватка производства, вызванная потерями во Франции и битвой за Атлантику, вынудила британцев отложить широкомасштабное внедрение 6-фунтовой противотанковой пушки Ordnance QF (57 мм) до 1942 года.

Отсутствие адекватного осколочно-фугасного снаряда для 2-фунтовой пушки и растущее количество 5 cm KwK 38 противотанковых орудий в Африканском корпусе дали Немецкая армия в Ливии имел огромное преимущество на большей части конца 1941 - начала 1942 годов. Это начало компенсироваться к концу 1942 года, но Вермахт продолжал иметь 12-18 месячное лидерство в танковых и противотанковых орудиях. разработка и производство до конца 1944 года. Великобритания произвела 5000 танков в 1944 году.

Характеристики

A9 Cruiser Mk I был танком во Франции, Греции и Северной Африке. кампании. Двухфунтовое орудие было лучше, чем 37-мм орудие Германии и США, и было смертоносным против танков, встреченных во время кампании в Северной Африке. Однако минимальная броня сделала A9 уязвимым для современных противотанковых средств, и его конструкция была быстро заменена на A10 Cruiser Mark II.

Британский Cruiser Mk II был выведен из строя, потеряв гусеницу (см. Внизу справа) в Греция, 1941

Несколько A10 входили в состав Британских экспедиционных сил (BEF), отправленных во Францию на ранних этапах Второй мировой войны. Ходовые качества A10 по пересеченной местности были отмечены как плохие из-за узких, легко брошенных гусениц, но материальный ущерб, понесенный после операции «Динамо» (эвакуация BEF из Дюнкерка в конце мая 1940 г.), означал, что они могли не подлежать быстрому снятию с фронта и поэтому в небольшом количестве участвовали в боях в Северной Африке, где хвалили надежность и характеристики подвески в условиях пустыни. Шестьдесят изношенных экземпляров были также доставлены в Грецию 3-м Королевским танковым полком, и, хотя они хорошо зарекомендовали себя против немецких танков, более 90% были потеряны из-за механических поломок, а не из-за действий (в основном из-за механических поломок). сломанных гусениц).

Когда началась война, британцы запустили в производство A13, новый более быстрый танк Cruiser, в котором использовались концепции подвески и ходовой части дизайн американскогоера Дж. Уолтера Кристи. Эта новая подвеска обеспечла быструю, высокоманевренную конструкцию, которая стала использовать для быстрой эволюции танка Cruiser, такой как Mk IV (A13 Mk II), британский крейсерский танк, созданный на основе оригинального A13.

Танк Cruiser Mk IV уничтожен в Североафриканской кампании

. Из A13 Cruiser был преобразован A15 Crusader, затем A27 Cromwell. Использование мощного двигателя Rolls Royce Meteor, созданного на основе Rolls Royce Merlin, обеспечило Cromwell высокую скорость и мобильность. Последним британским крейсером, который был принят на вооружение, был A34 Comet ; усовершенствованная модель Cromwell, она несла 77-мм высокоскоростную пушку, созданную на основе 17-фунтовой противотанковой пушки Ordnance QF; одно из самых эффективных противотанковых орудий союзников войны, хотя сама «Комета» мало участвовала в боевых действиях.

Легкие танки 1942 года, поставляемые из США, такие как легкий танк Stuart, Lee (или его вариант в британской спецификации «Грант ») и замена Ли / Грант Шерман (все эти танки получили свои названия от англичан, названных в честь американских генералов гражданской войны ; американцы вместо этого использовали свои оригинальные буквенно-цифровые обозначения почти исключительно до послевоенного времени). В конце 1943 года британцы нашли способ установить 17 фунтовую противотанковую пушку QF на Sherman, чтобы создать Firefly, танк с более мощным орудием, чем 75-мм. или 76-мм орудие нормально установлено. С середины 1944 года, по мере того, как было произведено больше автомобилей и британские образцы были введены на вооружение, Firefly становился все более распространенным Шерманом, используемым британцами.

Специализированные танки

Один из Приколы Хобарта танк «Черчилль-Крокодайл» в действии

Непосредственно перед войной и во время нее британцы произвели огромное количество опытных образцов и модифицированных танков для различных инженерных задач (таких как «Приколы Хобарта », произведен для вторжения во Францию ​​в 1944 году).

Например, Черчилль бронетранспортер Royal Engineers (AVRE) стрелял на короткую дистанцию ​​290 мм (11,4 дюйма) Стрельба прямой наводкой миномет, который использовался для разрушения зданий и расчистки препятствий. Он также может быть оснащен самым разнообразным боевым инженерным оборудованием, таким как небольшие мосты, рулонные, фашины и минные катки.

Многие из этих идей уже были опробованы, проверены. или находились в экспериментальной разработке как популярная книга, так и другими странами. Например, цеповой танк Scorpion (модифицированный Матильда II ) уже использовался во время североафриканской кампании для расчистки путей через немецкие минные поля. Советские танки Т-34 модернизировались минными катками, фашинами и огнеметами. Танки непосредственной поддержки, мостовые заградители и фашиноносцы были разработаны и в других местах. Однако приколы были самой большой и сложной коллекцией инженерных машин из доступных.

К началу 1944 года Хобарт смог применить Эйзенхауэру и Монтгомери по бригаде каждый из плавающих танков DD, минометов Crab., и танки AVRE (инженер) вместе с полком огнеметных танков Crocodile.

США

Light Tank M3 в Форт-Ноксе, 1942 г.

До входа в Соединенные Штаты вступили в войну после атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года в армии было всего несколько танков. Во время маневров в Луизиане в сентябре 1941 года использовались грузовики с надписью «танк» на боку. Даже после Перл-Харбора у 10-й танковой дивизии не было танков, поэтому экипажи тренировались, марш группами по дорогам и выполняя приказы, как если бы они были на танках.

Light Танк серии М2 был важнейшим довоенным танком США. Эти легкие танки были механически очень надежными, с хорошей подвижностью. Однако у них был высокий силуэт - из-за использования радиального двигателя с воздушным охлаждением для мощности - и плохая броня. Лишь немногие видели бой на Гуадалканале. Их важность заключается в том, что они легли в основу более успешной серии Легкий танк М3 (также известный как «Стюарт» на британской службе), начавшейся в 1941 году. M3 Light Tank была усовершенствованной версией M2 Light. Танк, с более тяжелой броней и 37-мм пушкой. Начало с версии M3A1, это орудие было гиростабилизированным.

. Новый средний танк, только начавший производство в 1940 году, был серией Средний танк M2. Это была плохая конструкция с тонкой броней, высоким силуэтом, 37-мм пушкой и семью пулеметами.

Средний танк M2A1 (поздняя производственная серия)

С 1940 года Разработаны новые конструкции танков. Битва за Францию ​​ показала важность средних танков. Британская армия стремилась к тому, чтобы США производили британские образцы, но США отказались, предложив вместо этого поделиться продукцией американских заводов, производящих американские образцы. Армия США нуждалась в среднем танке с 75-мм пушкой и разработала M3 Medium Tank в качестве промежуточной конструкции. Средний танк M3 предназначался для быстрого вывода на поле боя 75-мм орудия, в ожидании разработки танка с 75-мм орудием в полностью вращающейся башне. Британцы немедленно заказали средний танк M3 для собственного использования в качестве «Ли», а некоторые с модификациями под своими требованиями как «Грант» (очевидно, с другой башней).

К февралю 1942 г. американцы гражданские автомобильные заводы производили только оружие и военную технику. Такие производители автомобилей, как General Motors и Chrysler, использовали свой опыт массового производства для быстрого создания танков. В первой половине 1942 года страна произвела столько же танков, сколько за весь 1941 год, только в мае 1942 года было произведено 1500 танков. Американское производство не только оснастило свои войска, но и через ленд-лиз также обеспечило все потребности в танках свободных французских (после 1942 г.) и китайцев. К 1944 году самыми британскими специалистами по снабжению. Наконец, США поставили в СССР более 8000 танков, половина из которых - M4 Sherman. Как и в Советском Союзе Соединенных Штатов Америки несколько хороших базовых конструкций выбрали и стандартизировали их. Учитывая опыт проектирования и производства танков, примечательно, что проекты отсутствия Штатов были так же хороши, как и были.

Первыми танками Соединенных Штатов, которые участвовали в боях, были легкий танк М3. У них были серьезные недостатки во многих отношениях, однако M3 Light («Стюарт») и M3 Medium («Ли» или «Грант») были лучшими танками, доступными западным союзникам, и превосходили многие из своих немецких коллег по броневой защите. и огневая мощь. Легкий танк M3 был примерно так же хорошо вооружен, как британские крейсерские танки с двухфунтовыми (40-мм) орудиями в пустыне, но был намного надежнее механически. Его 37-мм пушка была мощнее, чем пушки немецких разведывательных танков. Британцы назвали Легкий танк М3 «Стюарт»; прозвище было «Дорогая». M3 и его улучшенная версия, серия Light Tank M5, оставались на вооружении на протяжении всей войны. К 1943 году его 37-мм пушка устарела, но лучшей замены не было. Конструкция Light Tank T7 была предложена в качестве преемника в 1943 году, вооруженная 57-мм пушкой и улучшенным бронированием; однако конструкция так и не была стандартизирована для производства.

Появление летом 1942 года среднего танка M3 "Ли", наконец, дало британцам больший запас средних танков, чем они могли рассчитывать. Несмотря на то, что он плохо спроектирован и имеет очень высокий профиль, он был произведен в большом количестве и был очень эффективным при поражении целей, отличных от танков, таких как пехота и артиллерийские позиции.

Легкий танк M5 (он же M5 Stuart) проходит по разрушенным улицам Coutances в Нормандии Сравнение M4A1, A2 и A3

У M3 Medium был существенный недостаток в том, что его 75-мм основное вооружение было смонтировано со смещением в корпусе. что он не мог взять опустить корпус укрытие и одновременно использовать орудие. У него также была полностью поворотная башня с 37-мм пушкой, но башня в сочетании с корпусной пушкой придавала ей очень высокий профиль. 1-я бронетанковая дивизия США также использовала M3 Medium в Африке. Это было временное решение, никогда не предназначавшееся для того, чтобы стать важным проектом. На вооружении Америки и Великобритании Медиум M3 был выведен из эксплуатации в конце кампании в Северной Африке. Некоторое время он продолжал служить в Красной Армии и в одиночной кампании на Тихом океане. Экипажи Красной Армии прозвали его «могилкипой семи братьев», имея в виду экипаж из семи человек.

Самым важным американским проектом войны был средний танк M4, или «Шерман» в Британский сервис. M4 Medium стал вторым наиболее производительным танком Второй мировой войны и единственным танком, который использовался практически всеми союзными войсками (американской программой ленд-лиза ); около 40 000 M4 Medium было произведено во время войны. M4 были основными танком американских, британских, канадских, французских, польских и китайских подразделений. M4 был равен немецким средним танкам, Panzer III и Panzer IV, когда он впервые поступил на вооружение в 1942 году. Красная Армия получила около 4000 M4. M4, хотя и надежный и простой в обслуживании, уже уступал в вооружении к тому времени, когда США столкнулись с вооруженными и бронированными немецкими средними танками в Италии и Северной Европе (Panzer IV и различные немецкие самоходные орудия), а к концу В 1943 году прибытие немецких Panther и Tiger I было еще более серьезной угрозой из-за дальности, точности и проникающей способности их основных орудий. Хотя обычно считается, что «Шерман» имел тенденцию к катастрофическим взрывам из-за использования бензина, это неверно (почти все танки использовали бензин во время Второй мировой войны, за исключением советских танков). Шерман страдал от плохого хранения боеприпасов. Для решения этой проблемы были добавлены приварные аппликационные доспехи и водные куртки. Исследование армии США в 1945 году показало, что 60–80 процентов старых «Шерманов» с сухой укладкой и 10–15 процентов «Шерманов» с мокрой укладкой сгорают при проникновении. Шерман получил мрачные прозвища, такие как "Томмикукер", от немцев, которые называли британских солдат "Томми".

Технически конструкция M4 была способна управлять более крупными орудиями, чем 75-мм и 76-мм орудия, с которыми они были покинул завод. Британцы оснастили Shermans более мощной пушкой Ordnance Quick Firing 17 pounder (76,2 мм), вариант, неофициально известный как Firefly. Ко времени Нормандской кампании M4 стал танком-рабочей лошадкой союзных войск. Некоторые M4 Medium были оснащены системой Duplex Drive (Sherman DD ), которая позволяла им плавать, используя складной экран и надутые резиновые трубки. Наряду с этим были M4 Dozer (M4 с бульдозерным отвалом), T34 Calliope (установка реактивной системы залпового огня над башней), M4A3R3 Flameter (танк с пламенем ), и Sherman Crab Mark I (M4 Medium с минным цепом ), а также многие другие варианты.

United В конечном итоге штаты развернули Light Tank M24, что является улучшением по сравнению с M3 Light Tank. М24 имел торсионную подвеску, высокую подвижность и компактную 75-мм пушка. Неплохой оказался и эргономичный танк. Однако M24 не участвовал в боевых действиях до декабря 1944 года и к концу войны укомплектовал несколько единиц.

Ближе к концу войны танк M26 Pershing использовался как первый боевой тяжелый танк армии США. Он был обозначен как тяжелый танк, когда он был разработан во время его 90-мм орудия, которое было самым большим орудием калибра на американском танке. Pershing был очень современной конструкции с торсионной подвеской, тяжелой броней и отличным 90-мм орудием. Однако он был несколько слабее, так как имел тот же двигатель Ford GAA, что и M4A3. Задумывавшиеся как усовершенствование M4 Sherman, длительное время разработки означало, что лишь небольшое их количество участвовало в боях на европейском театре военных действий, в первую очередь в драматическом рывке 9-й бронетанковой дивизии к мосту в Ремагене. В бою он, в отличие от M4 Sherman, по огневой мощи и защите был примерно равен танкам Tiger I и Panther. Базовая конструкция M26 была достаточно хороша, чтобы лечить основу всех послевоенных американских танков до конца серии M60.

Франция

Пехотный танк Char B1 в 1940 году в Северной Франции

В начале войны располагала одними из мировых танковых войск в мире с советскими, британскими и немецкими войсками. Подобно Великобритании и Советскому Союзу, французы использовали два класса танков: кавалерийские танки и пехотные танки.

. Французы планировали оборонительную войну и строили танки соответственно. Их пехотные танки были сильно бронированы. Как правило, они были относительно медлительны, и с точки зрения оперативного контроля над своими силами французы были в невыгодном положении, и немецкие войска их переиграли. Когда французы могли атаковать, их танки могли быть очень эффективными. 16 мая во время битвы Франции один тяжелый танк Char B1 Eure атаковал и уничтожил тринадцать немецких танков, лежащих в засаде в Стонне, все это Panzer III и Panzer IV, в течение нескольких минут. Танк благополучно вернулся, несмотря на 140 попаданий (это событие не подтверждено немецкими документами. В своей книге Танковый командир Хайнц Гудериан писал о танковом сражении к югу от Юнивилля:

«Пока шло танковое сражение, я тщетно пытался уничтожить Чар Б с помощью захваченного 47 Противотанковая пушка [1,9 дюйма]; все снаряды, это я стрелял по ней, просто безвредно отскакивали от ее толстой брони. Наши 37-мм и 20-мм орудия были одинаково неэффективны против этой цели. В результате мы неизбежно понесли тяжелые потери.

Общее количество танков во Франции и ее колониях составляло, вероятно, менее 5 800 во время немецкого наступления. После заключения перемирия в незанятой Свободной зоне Франции 225 GMC Trucks переоборудование в бронированные автомобили. Когда вся Франция оккупирована в 1942 году, тайные укрытия были выданы немцам.

Германия

Panzer Mk III уходят с территории завода, 1942 год. Panzer IV Ausf. C

Бронетанковые войска Германии не были особенно впечатляющими с технической точки зрения в начале войны. Как отмечалось выше, именно их передовая доктрина общевойскового вооружения и непревзойденные возможности управления дали немецким механизированным силам преимущество на поле боя.

Довоенные планы требовали двух основных танков: основной танком должен стать Panzer III средний танк, поддерживаемый меньшим средством гаубиц с вооружением Panzer IV. Однако к началу вторжения в Польшу в наличии было всего несколько сотен таких машин. В результате вторжения в Польшу и Францию ​​ осуществились в первую очередь с менее боеспособными Panzer I и Panzer II легкими танками (вооружены пулеметами и 20-мм пушкой соответственно), с некоторыми вооруженными пушками легкими танками чехословацкой конструкции (Panzer 35 (t) и Panzer 38 (t), оба вооружены 37-мм орудие). Даже в 1941 году производство Panzer III составляло всего около тысячи танков, что вынудило немцев использовать чешские танки в качестве замены Panzer III. По мере того как тяжелая война продолжалась, производство более тяжелой танков росло.

Panzer V Panther Ausf. Танки Д, 1943 г.

Panzer III предназначался для борьбы с другими танками; на начальном этапе проектирования была указана пушка калибра 50 мм (2 дюйма). Однако пехота в то время оснащалась 37-мм (1,46 дюйма) PaK 36, считалось, что в интересах стандартизации танки нести такое же вооружение. В качестве компромисса кольца башни было сделано достаточно большим для размещения 50-мм (2-дюймовой) пушки, если потребуется дальнейшая модернизация. Это единственное решение позже обеспечило Panzer III долгую жизнь в немецкой армии.

A Ваффен-СС Танк Тигр I во Франции

Танк IV предназначался для вооружения, которое могло создать для поддержки пехоты или других танков, изначально вооружена короткоствольной 75-мм гаубицей для стрельбы осколочно -фугасными снарядами. В 1941 году в среднем производилось 39 танков моделей Panzer IV в месяц, и это число выросло до 83 в 1942 году, 252 в 1943 году и 300 в 1944 году.

Во время операции «Барбаросса» немецкая После вторжения в Советский Союз в 1941 году было обнаружено, что танк Советский Т-34 превосходил танки Panzer III и IV. Его наклонная броня могла противостоять большинству немецких орудий, а его 76,2-мм орудие могло пробить броню всех немецких танков. Это заставило немцев усовершенствовать подходящие модели. Panzer III, который задумывался как основной средний танк, был модернизирован до более длинной и скоростной 50-мм пушки.

Таким образом, Panzer IV, изначально задуманный как танк поддержки, стал де-факто средний танк перевооружен на длинноствольное высокоскоростное 75-мм орудие для борьбы с Т-34; Panzer III с меньшим по размеру башенным кольцом не мог установить орудие крупнее 50 мм, что было недостаточно для борьбы с танками союзников. Немцы начали разрабатывать более новые и тяжелые танки. Это включало в себя Panzer V Panther, который задумывался как новый основной немецкий средний танк, со сравнительно наклонной броней, чем у Т-34. Танк «Пантера» представляет собой компромисс различных требований. Несмотря на то, что у него был практически тот же двигатель, что и у танка Tiger I, он имел лучшую лобовую броню, лучшую бронепробиваемость, был в целом легче и, следовательно, быстрее и мог лучше справляться с пересеченной местностью, чем Tigers. Компромиссом была более слабая боковая броня; «Пантера» оказалась смертоносной на открытой местности и стрельбы с большими расстояниями, но была уязвима в ближнем бою или для фланговых выстрелов.

Немцы также начали новую серию танков. Первым был Tiger, который превосходил всех своих противников по огневой мощи и броне, когда он был введен в боевую эксплуатацию. Еще более тяжелый Тигр II (который тигр союзные войска считали «Королевскимром») дополнил Тигр I в конце войны. Его мощная пушка - и, в отличие от Tiger I, очень тяжелая наклонная броня - позволила ему превзойти почти все союзные или советские танки в противостоянии один на один, но низкая мобильность, скорость и надежность ограничивали его использование.

Были разработаны планы сверхтяжелого танка Panzer VII Löwe, который был отменен на стадии проектирования в пользу еще более тяжелого Panzer VIII Maus, из которых только два незавершенных прототипа были изготовлены. Panzer IX и Panzer X были рисунками, использовавшимися только в пропагандистских целях.

Италия

Танки M13 / 40 в пустыне, апрель 1941 г.

Итальянская армия была в основном оснащена танкетки серии L3 в 1930-х годах, и они, вооруженные пулеметами, составляли основную бронетанковую силу Италии еще в 1940 году. Италия начала выставлять на вооружение более тяжелые танки, начиная с Fiat M11 / 39 с 37-мм пушкой в ​​1940 году. Этот танк и его производные, M13 / 40, M14 / 41 и M15 / 42 (все с 47-мм пушками) были почти сопоставимы по боевой мощи с легкими танками, такими как советский Т-26. Более тяжелая конструкция, P40 с 75-мм пушкой, была спроектирована, но не использовалась итальянскими войсками, поскольку была готова во время Кассибильского перемирия с союзниками., после чего немцы взяли на себя производство и использовали примерно сотню из них. Другой вариант танка, Fiat M16 / 43 разработан для соответствия британским крейсерским танкам, но работы над ним были остановлены, когда Ось была вытеснена из Северной Африки в мае 1943 года.

Средний танк Fiat-Ansaldo M11 / 39 использовался с 1940 года до начала Второй мировой войны. M11 / 39 разрабатывался как «танк прорыва» (Карро ди Роттура). На смену ему пришел средний танк Fiat-Ansaldo M13 / 40, который использовался в греческой кампании и в североафриканской кампании. M13 / 40 не использовался на Восточном фронте ; итальянские войска были оснащены истребителями танков Fiat L6 / 40s и Semovente 47/32. Вооружения хватило на 1940–41, но не поспевали за возникновение броней и огневой мощью союзных или немецких танков и противотанковых орудий; его двигатель был недостаточно мощным и ненадежным, его состояние плохо из-за сурового климата пустыни и недостаточной подготовки экипажей. Начиная с 1942 года, итальянская армия признала слабость огневой мощи серии M13 / 40 и применила самоходку Semovente 75/18 вместе с танками в своих бронетранспортерах, которые оказались способными уничтожать среднюю часть цели. танки.

Следующим танком в серии стал Fiat M14 / 41, немного улучшенная версия M13 / 40 с более мощным дизельным двигателем. Танк также использовался в Североафриканской кампании. После вывода итальянских войск из Северной Африки M14 / 41 встречались редко. Несколько трофейных M11, M13 и M14 были приняты на вооружение британскими и австралийскими войсками, чтобы восполнить серьезную нехватку танков союзников в 1941 году.

Следующим в серии был M15 / 42, первый 15-тонный танк. Построен в январе 1943 года. Около 90 машин было построено до итальянского перемирия в сентябре 1943 года, и в связи с этим событием они использовались в боях против немцев 132-й бронетанковой дивизией Ариете в Риме. После этого они были конфискованы и использовались немцами, которые также построили еще 28 танков М15 / 42. У него были более мощные двигатели и воздушные фильтры, чтобы справиться с суровыми условиями пустыни, и улучшенная версия 47-мм пушки; однако к моменту запуска в производство она уже устарела.

Итальянская классификация танков

Италия ввела новую схему классификации танков в 1938 году. Танки сначала обозначаются буквой (L, M или P для легкого, среднего или тяжелого соответственно), за которым следует вес в тоннах, разделенный косой чертой, за соответствующий год, когда танк был принят на вооружение. Классы легкий, средний и тяжелый несколько отличались от других стран. Таким образом, P26 / 40, обозначенный итальянцами как «тяжелый» с его массой 26 тонн, был больше похож по весу на средний танк M4 Sherman (30 тонн). Итальянцы также назвали пулемет L3 / 35 «легким танком», хотя в Китае его чаще называют танкеткой.

Япония

Type 97 Te-Ke танкеткой

Like армия США (которая использовала французские и британские танки в Первой мировой войне), Императорская японская армия (IJA) не имеет собственных танков в мире Первая война, поэтому все началось с закупки иностранных танков для оценки военного время Первой мировой войны и сразу после ее окончания. Как и многие другие народы, японцы изначально не поддерживали танк, так как в нем не было кавалерийских традиций. Кавалерия использовалась для разведки в гористой местности, первые конструкции были ограничены ролью танка в поддержке пехоты. Создание собственных танков столкновение с проблемами, поскольку приоритетом Японии, как правило, были военно-морские закупки, производство танков стали было на более низком уровне. Однако к середине 20-х годов прошлого века к проектированию танков приступили. Вдохновленная европейскими разработчиками, японская танковая программа спроектировала и разработала танки, которые облегчили их кампанию в Китае и советско-японские пограничные конфликты до Второй мировой войны. Они внедрили множество инноваций при создании своих конструкций, в том числе подвески коленчатого вала, в качестве пионеров в амфибийных танках, и использование дизельных двигателей, которые с меньшей вероятностью воспламенились по сравнению с бензиновыми баками. двигатели, которые использовались в то время. Японские генералы ошиблись в оценке танков, используемых против Китая, страны, в армии которой было всего три танковых батальона и немного противотанковых средств.

Тип 1 Ho-Ni II вариант с 105-м калибром. мм орудие

К 1937 году Япония выставила на вооружение 1060 танков в 8 полках, большинство из которых были разработаны и использовались для поддержки пехоты. Но из-за этого у IJA не было танка, способного противостоять другим танкам, - недостаток, который был очевиден во время битвы на Халкин-Голе, решающего поражения, нанесенного Советским Союзом на границе с Монголией в 1939. Позже Это оказалось роковым, когда они столкнулись с новым поколением танков союзников, подавляющее большинство японских моделей было легкобронированными, а не тяжелыми. Как и в 1920-х годах, когда приоритетом стали отдавать военно-морским и военно-воздушным силам, японской армии были переданы оставшиеся материалы для своих танков. Таким образом, автомобили, спроектированные в 1930-х годах, продолжали выпускаться серийно, и предупреждение Халкин-Гола воспринималось слишком медленно. К 1940 году они имели пятую по величине танковую силу в мире после Советского Союза, Франции, Великобритании и Германии, но отставали по средним и тяжелым танкам. Однако после декабря 1941 года, когда Соединенные Штаты вступили в конфликт, первым продолжал отдаваться военным кораблем и самолетам, оружию, которое более подходило для морской войны. ; атакуя через Тихий океан и защищая Империю от наступающих американцев.

Тип 3 Чи-Ну

Хотя японская армия широко использовала танки на Тихоокеанском театре военных действий, танки, сталкивались с союзными войсками на Тихом океане, в основном были более старые разработки, такие как легкий танк Тип 95 Ха-Го и средний танк Type 97 Chi-Ha. В ходе войны японцы строили танки и самоходные орудия, чтобы противостоять танкам союзников. В их число входили истребитель танков Тип 1 Ho-Ni I с 75-мм пушкой, предназначенный как самоходная артиллерийская установка и Тип 2 Ho-I танк поддержки пехоты, для поддержки ближнего боя; обеспечение танковых полков, оснащенных Тип 97, дополнительная огневой мощью по боевым бронетехникам дополнительная. Однако они были выпущены в ограниченном количестве. Самые современные японские танки, такие как средний танк Type 3 Chi-Nu, задерживались из-за нехватки материалов и производства. Даже после того, как они начали выходить из заводов, доктрина призывала их удерживать для защиты материка.

Между 1931 и 1945 годами Япония произвела 6450 танков. Половина из них (3300) произведена компанией Mitsubishi. Промежуточный итог произведенных с 1940 по 1945 год танков составляет 4424, то есть в среднем за год сопоставимо с Италией. Для такой большой и промышленно развитой страны, как Япония, это скромно. Однако до 1944/45 гг. Военно-морской флот и авиация имели приоритет в размещении и строительстве стали. Все изменилось, когда родина оказалась под прямой угрозой, но было уже поздно. Вторая мировая война не могла выйти за рамки небольшого количества или прототипа из-за нехватки материалов промышленности Японии из-за бомбардировки союзниками Япония.

Танки других комбатантов

Чехословакия

LT vz. обозначенный неменный во Франции как Panzer 35 (t), 1940

К моменту Судетского кризиса чехословацкая армия использовала легкие танки, включая 298 LT vz. 35 разработки Škoda, а также 50 LT vz. 34 построено ЧКД ; 150 LT vz. Было заказано 38, но до немецкой оккупации ни один не был доставлен. Модели LT-35 и LT-38 превосходили легкие танки Panzer I и Panzer II, используемые в Вермахте, поэтому немцы приказали возобновить производство этих моделей.

До окончания производства в 1942 году для Вермахта на заводе «Шкода» было произведено еще 136 ЛТ-35 и всего 1414 ЛТ-38; Эти танки использовались в польской кампании, битве за Францию ​​и на советском фронте. К 1942 году танки чешской постройки становились все более уязвимыми для советских средних танков Т-34 и новых противотанковых орудий, а LT-35 и LT-38 оказались непригодными для суровых зимних условий в России, поэтому они были выведены из модель в 1942 г.; Эти подразделения были либо передислоцированы в качестве легкой разведки, либо переоборудованы истребители танков Hetzer и артиллерийские тягачи.

Польша

Однобашенная 7TP

Польша была Первой пострадала от немецкого блицкрига, но в ее бронетанковых войсках было несколько очень хороших танков. Самым важным был легкий танк 7TP (siedmiotonowy polski - «7-тонный польский»), который был лучше вооружен, чем его наиболее распространенные противники, немецкие Panzer I и Panzer II.

Как и аналогичный советский Т-26, 7ТР был развитием британской 6-тонной модели Виккерс (Mk.E), которую поляки приобрели и лицензировали для местного производства. Основными нововведениями 7ТП были: более совершенный, надежный и мощный дизельный двигатель (который сделал первый в мире дизельный танк 7ТП), 37-мм противотанковая пушка и немного более толстая броня (17 мм спереди вместо 13 мм). С 1935 года до начала войны было произведено всего около 132 танков. Вес увеличился после того, как был изготовленальный 7-тонный прототип, реальные серийные танки весили 9,9 тонны.

Как и его британский предшественник, 7TP изначально производился в двух вариантах: двухбашенный вариант, вооруженный 2 Ckm wz.30 пулеметы и вариант с одной башней, вооруженный 37-мм (1,5 дюйма) Bofors wz. 37 пистолет. После первоначальных испытаний стало ясно, что вариант с двумя башнями устарел и не обладает огневой мощью, поэтому от него отказались в пользу более современной конструкции с одной башней.

Польша также имела TK танкетка (также известная как ТК-3) на базе усовершенствованного шасси британской танкетки Carden Loyd. Танкетки 575 TK / TKS составляли основную часть польских бронетанковых войск, но поскольку их вооружение ограничивалось пулеметами, их боевая ценность была ограничена. Они понесли большие потери во время вторжения в Польшу. Лишь горстка танкеток, вооруженных 20-мм орудиями, имела шанс сражаться с танками противника; в одном случае 18 сентября 1939 года 20-мм орудийный ТКС уничтожил три немецких Panzerkampfwagen 35 (t) танка.

Все танки 7TP принимали участие в боях в Польской обороне. Война 1939 года. Большинство из них были приданы двум легким танковым батальонам (1-му и 2-му). Парадоксально, что у польской моторизованной части, которая показала лучшие результаты, было всего 16 старых 6-тонных танков Vickers E и 4 танкетки с 20-мм автоматической пушкой 10-я моторизованная кавалерийская бригада (Польша).

Польша также закупала и использовала, в сентябре 1939 года 50 (некоторые источники утверждают 49) Renault R35 танков, но из-за чрезвычайно пересеченной местности и плохой проходимости танка многие в конечном итоге были уничтожены экипажами. 34 танка переправились в Румынию после прикрытия отступления Польши после советского вторжения в Польшу 17 сентября 39, а 2 танка переправились в Венгрию. Только около половины танков Renault участвовали в реальных боях.

Польские войска в изгнании после падения Польши были перевооружены своими союзниками. Польские войска LWP, сражавшиеся на стороне Красной Армии, были оснащены танками Т-34, Т-70 и ИС-2, а также самоходными орудиями ИСУ-122 и СУ-76. Польские войска на западе были оснащены британскими запасами, включая M3 и M5 Stuarts, M4 Shermans и небольшое количество Cromwells. Польские танковые части были участниками битвы за Берлин и сыграли важную роль в кампании в Нормандии.

См. Также
  • Портал танков
Ссылки

Примечания

Библиография

  • Бейли, Чарльз (1983). Слабая похвала. Хамден, Коннектикут: книги Archon. ISBN 978-0-208-02006-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Берндт, Томас (1994). Американские танки времен Второй мировой войны. Миннесота, Миннесота: MBI Publishing Company. ISBN 978-0-87938-930-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Бишоп, Крис (1998). Энциклопедия оружия Второй мировой войны: Всеобъемлющее руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, боевые самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки. Лондон, Великобритания: Orbis Publishing and Aerospace Publishing. ISBN 978-0-7607-1022-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Бишоп, Крис ( 2002). Энциклопедия оружия Второй мировой войны: Всеобъемлющее руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, боевые самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки. Издательство Sterling Publishing Company. ISBN 978- 1-58663-762-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Флетчер, Дэвид (1989). Великий танковый скандал: британская бронетехника во время Второй мировой войны - Часть 1. HMS О. ISBN 978-0-11-290460-1.
  • Флетчер, Дэвид (1989). Универсальный танк: Британская броня во Второй мировой войне - Часть 2. HMSO. ISBN 0-11-290534-X.
  • Хара, Томио (1972). Японские средние танки. Профили оружия ББМ № 49. Profile Publications Limited. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Несс, Лиланд (2002). Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны. HarperCollins. ISBN. 978-0007112289. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Портер, Дэвид (2009). Western Allied Tanks 1939–1945. Amber Books Ltd. ISBN 978-1-906626-32-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Rottman, Gordon L.; Takizawa, Akira (2008). Японская танковая тактика Второй мировой войны. Osprey Publishing. ISBN 978-1846032349. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Tomczyk, Andrzej (2005) Japanese Armor Vol. 4. AJ Press. ISBN 978-8372371676. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Zaloga, Steven J. (2007). Japanese Tanks 1939–45. Osprey. ISBN 978-1-8460-3091-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Залога, Стивен Дж. (2012). M4 Sherman vs Type 97 Chi-Ha: The Pacific 1945. Osprey Publishing. ISBN 978- 1849086387. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:38:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте