Tangkhul Naga

редактировать

Tangkhul Naga
Tangkhul Naga Elder.jpg Старейшина Tangkhul Naga в церемониальной одежде
Общая численность населения
Около 680 000 человек. (Индия и Мьянма)
Регионы со значительным населением
Языки
Тангкульский язык, другие тангхульские языки и другие языки нага
Религия
Протестантизм, Римский католицизм, Буддизм Тхеравады, анимизм
Родственные этнические группы
Племена наг, Куки, Чин, Зоми.

Тангкулы - основная этническая группа, проживающая в приграничной области Индо-Бирмы, занимающая районы Ухрул и Камджонг в Манипур, Индия и холмы урочища Сомра, поселок Лайши, поселок Хомалин и поселок Таму в Бирме. Несмотря на эту международную границу, многие тангхулы продолжают считать себя «одной нацией». Тангкулы, живущие в Бирме, также известны как Хого-нага / Восточный Тангхул / Сомра Тангхул. Кроме того, кокак-наги и акьяунг-ари-наги входят в состав племени тангхульских нагов, но их язык весьма различен. Язык тангхул (сомра / хого) в Мьянме сильно отличается от языка тангхул (ухрул), на котором говорят в Индии. В деревнях на севере, таких как Джессами, куингай, Сорапхунг и Чингджарой (swimai), культура совсем другая, чем у основной группы тангхульцев, но они имеют более культурные связи с культурой Чакесанг (Джессами и Сорафунг) Пумаи (чингджарой ) племена.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Язык
  • 3 Демография
    • 3,1 Уровень грамотности на родном языке
    • 3,2 Уровень грамотности на других языках
    • 3,3 Танкхульские деревни
  • 4 Культура
  • 5 Музыка и танцы
  • 6 История христианства среди тангхулов
  • 7 См. Также
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Список известных тангхульских нагов
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
История

Тангкулы, как и другие племена на холмах, пришли в Манипур, Нагаленд, Ассам и Аруначал-Прадеш из Мьянмы вступают в свои нынешние места обитания в последовательных волнах иммиграции. Тангкулы объединились с Ангами, Чакесангами, Зелиангронгами, Мао, Пумей, Марамами и тангалы, потому что все они ссылаются на их расселение из Махела, деревни Мао в районе Сенапати. Они также возвели мегалиты в Махеле в память о том, что оттуда разошлись в разные стороны.

Тангкулы указывают на то, что их предки ассоциировались с морским побережьем. Большинство украшений тангхулов, таких как консанг, хуишон и т. Д., Были сделаны из морских ракушек, каури и раковин, которые были характерными чертами людей, живущих на берегу.

Тангхулы, как и другие племена, пришедшие из Мьянмы, и оттуда, наконец, пришли на свою нынешнюю землю, пересекая бесчисленные заснеженные ландшафты, горы и дикие леса, сражаясь с дикими зверями и дикими племенами. могут быть сгруппированы вместе как наги на основе этнической принадлежности. Исход тангхулов из Китая в Мьянму и, наконец, в Индию - это действительно история героизма человеческого мужества и стойкости перед лицом великого голода в Китае. в те дни.

Со временем каждая деревня Тангхул превратилась в маленькую республику, как греческие города-государства. В каждой деревне была неписаная конституция, состоящая из вековых условностей и традиций. Деревни Тангхул были самодостаточными, за исключением соли и самоуправляющихся единиц, которыми управлял наследственный или избранный вождь, которому помогал Совет старейшин. Начальник был судьей, администратором и командиром в одном лице.

Хунпхун был штаб-квартирой Тангкуль Лонг (Тангкульское собрание). Ежегодная ярмарка в Тангкуле, известная как «Лей Хангафа», раньше проводилась в Сомсае в Ухруле.

Граница Манипура и Бирмы (Мьянма) была установлена ​​соглашением, подписанным между британскими властями (Ост-Индская компания ) и Бирма 9 января 1834 г. на берегу реки Найтхи (Чиндвин ). Статья № 4 (iii) этого соглашения относится к стране Тангхул. Четвертый (iii) - на севере линия границы начнется у подножия тех же холмов на северной оконечности долины Кабау и пройдет строго на север до первой гряды холмов, на востоке. того, на чем стоят деревни Чортор (Чойтар), Нунгби (Нунгби), Нонгхар (Лунгхар), племени, называемое Мунепури (Манипури) Лухуппа (Тангхул), и Бирмы Лагвенсоун, ныне приток Манипура ". В результате этой демаркации границы без ведома, не говоря уже о согласии тангхулов, многие деревни тангхул, расположенные на холмах Сомры, поселок Лайши, поселок Таму и поселок Хомалин включены в раздел Бирма. Позже, когда Индия и Бирма достигли национальной независимости, тангхулы оказались принадлежащими к двум разным странам.

Город Ухрул
Язык

Племя Тангкул имеет сотни региональных диалектов. В каждой деревне есть свой диалект, включая хангой, кхунгой, купоме, пхаданг, рудей и ухрул. Тангкхуль - основной диалект. Хотя племя Tangkhul Naga говорит более чем на ста диалектах, lingua franca является диалектом Hunphun. Также Хого-нага или Восточный Тангкул или Сомра Тангкул в Бирме говорят на диалекте Сомра.

Используется слегка измененный английский алфавит. Тангкульский язык включен в программу CBSE и является первым языком племен из Северо-Восточной Индии, включенным в программу CBSE.

Демография

Уровень грамотности на родном языке

Из-за разнообразия диалектов и отсутствия стандартизованного языка трудно оценить грамотность уровень. Однако, если использовать знание тангхула в качестве индикатора, большинство молодых тангхулов теряют понимание языка, часто предпочитая использовать английский язык для описания более сложных идей. Есть несколько важных факторов, которые способствуют стандартизации английского языка как основного средства обучения и общения. Во-первых, существуют различные конкретные и абстрактные объекты и идеи, которые нельзя назвать на языке тангхуль, просто потому, что в отличие от английского языка он не имеет богатого словарного запаса. Во-вторых, появление западного образования, которое быстро изменило и подняло жизнь и стандарты тангхулов, привело к тому, что люди пренебрегли изучением языка и, следовательно, стали второстепенным предметом. В-третьих, идея глобализации привлекает внимание людей к пренебрежению их собственным языком и культурой.

Уровень грамотности на других языках

Английский преподается в начальных школах, и количество людей, способных читать латинским шрифтом, велико. Почти все молодые люди могут читать и писать латиницей; пожилые люди менее опытны. Уровень грамотности 79%. Есть английские и двуязычные издания, такие как журнал The Legacy и английская газета The Aja Daily. Редактором Аджи является г-жа Вэлли Роуз Хунгио, единственная женщина-редактор в штате. Новая двуязычная ежедневная газета The Shirui Lily Times была запущена в штаб-квартире района Ухрул с 16 августа 2010 года. The Shirui Lily Times, принадлежащая и издаваемая Шимрейнгамом А.Шацангом, совместно редактируется самим издателем и другим динамический редактор Нгакуини Шатсанг. С этим новым изданием Ухрул теперь имеет две местные ежедневные газеты, публикуемые в Тангхул.

Деревни Танкхул

Согласно последним исследованиям, в Индии и 50 деревень Тангхул в Мьянме. Деревни на западе включают Хонгман, Ахенг, Чампхунг, Чангта, Хооме, Качай, Ламланг, Лейсан, Майкон, Нгаинга, Фали, Ринги, Роудей (TM Kasom), Сейхор, Шоквао, Синакейтей, Сираракхонг, Сомдруи, Талой, Тейнем, Тейва, Тора, Зингшонг и т. Д. И деревни на севере включают Пуи, Халанг, Чингай, Чингджарой, Калханг, Хамасом, Харасом, Куйрей, Лонгпи, Лунгхар, Нгахуи, Марем, Пхунгчам, Паорей, Пех, Сихай, Нью-Тусом, Варангаи, Разаи и т. Д. А деревни на средней границе - Чойтар (Руитар), Хатха, Хунгпунг, Хунпхун, Кхангкхуэй, Лангданг, Лунгшанг, Нунгшонг, Пхарунг, Пхунгчам, Рамва, Шангшак, Шанзинг, Шируи, Ташар. Деревни на востоке включают Аланг, Апонг, Бунгпа, Чахонг, Чаму, Чатрик, Чунгка, Гриханг, Года, Хангао, Качупхунг, Канпат, Калханг, Куйрей, Кхамби, Хайанг, Хамасом, Кунтхак, Косо, Кумрам, Лангкхе, Лангли, Лейши., Longpi, Loushing, Maileng, Maku, Mapum, Ningchao, Ningthi, Nongman, Khonglo, Nungou, Patbung, Pheishat, Phungtha, Phange, Pushing, Ramphoi, Ramsophung, Roni, Ronshak, Sampui, Sehai, Shakok, Shing Skipe, Siyang, Соратен, Сорд, Сорпунг, Йеда, Зинсуи, Хангоу-Капхунг (Х.кафунг) и т. Д. Деревни на юге включают Бохорам, Чадонг, Остров, Иронг Конглейрам, Джойланд (Муйрей), Канкой, Кейхао, Капранг, Кашунг, Касом, Лайкоичинг. (Bongso), Lairam, Lamlai, Leingaching, Leiyaram, Lishamlok, Lambakhul, Litan, Lungpha, Lungtoram, Manthouram, Mapao, Maryland, Mawai, Nambashi, New Canaan, Ngarumphung, Nongdam, Nungthar, Poirou, Saman, Sailent, Sharkaphung, Marou, Shingta, Shingkap, Tamaram, Tangkhul Hungdung, Itham, Thoyee, Wunghon, Zingshao, Yeasom, Irong и др. c.

Культура

Культура Тангула вращается вокруг традиционных верований и обычай упражнений, передаваемых из поколения в поколение, а также древних инструментов и материалов, таких как копья, мечи, щиты, луки, топоры и лопаты. В культурном отношении тангхулы очень близки к мейтейцам долины Импхал.

Тангкулы любят пение, танцы и праздники. В любое время года есть фестиваль, который длится почти неделю. Луира пханит, фестиваль посева семян, является главным праздником. Тангкулы - эгалитарное общество. В обществе нет каст или классов. В обществе все равны, и общество придерживается патриархального строя.

Жизнь и искусство Тангкулов привлекательно и увлекательно. Их различная одежда, утварь, архитектура, монументальные сооружения и мемориальные установки отражают их ловкость в искусстве, что также говорит об их чувстве красоты и физической формы. Хотя есть обычные предметы одежды унисекс, есть также некоторые предметы одежды, предназначенные исключительно для мужчин или женщин. Некоторая традиционная одежда Одежда / Шали Мужские женские 1. Хаора (в основном мужские) 1. Малао 1. Пханъяи 2. Чонкхом (в основном женские) 2. Лаокха 2. Каханг Кашан 3. Тангкан (для мужчин и женщин) 3. Каханг Малао 3. Сейчанг Кашан 4. Луирим (в основном мужчины) 4. Тхангкан 4. Тхангкан Кашан 5. Райват Качон (обычный) 5. Хуиланг Кашан 6. Хуиланг Качон (в основном женщины) 6. Конгра Кашан 7. Пхинги Кчон (общий) 7. Шанфайла 8. Пафир (обычный) 8. Куйинг Мука (верхняя обложка) 9. Пхорей Качон (в основном мужской) 9. Зингтай Кашан 10. Луингамла Кашан. 11. Мачунг (Роза) кашано. Одной из уникальных черт, украшающих платье тангхульского мужчины, является «Майонг паси». Это повязка на голову / головной убор, которую носят тангхульские мужчины во время важных фестивалей / событий племени тангхульских наг. Повязка на голову аборигенов происходит из деревни Мапум в восточной части Ухрульского района и теперь распространилась по всем деревням Тангхул.

Музыка и танцы

Тангхулы - меломаны, их песни мягкие и мелодичные. Помимо кодирования в музыке различных сезонных и культурных идей и философий, музыка является средством, в котором исторические события также связаны в текстах. В той мере, в какой религиозный пыл включен и сочинен в песнях, романтическая природа людей также находит свое выражение в музыке. Существуют различные разновидности песен, некоторые из которых имеют особое настроение, некоторые - фестивальные / сезонные. Эти народные песни и фольклор может преподавать и петь кто угодно и когда угодно, но есть также некоторые специфические музыкальные выразительные мелодии для каждого региона или области. Людям запрещено петь определенные песни вне определенных сезонов или случаев. Некоторые фестивали прекратились с момента введения христианства в регионе.

Эти народные песни и фольклор можно играть или в сопровождении музыкальных инструментов. Некоторые из музыкальных инструментов: тингтейла (скрипка ), тала (труба ), пан (барабан ), мазо (женский мундштук), сипа (флейта ) и каха нгашингхон (бамбуковая трубка ).

В соответствии с ритмической композицией песен, танцы тангхулов также ритмичны, насыщены и энергичны. Есть также некоторые особые танцы, такие как Кэти Махон, танец для мертвых; Лаа Кхангануи, девственный танец во время фестиваля Луира; и Рай Пейчак, боевой танец. Ревбен Машангва, член сообщества Tangkhul, играет важную роль в популяризации музыки сообщества в мире. Большинство молодежи умеет играть на гитаре и других музыкальных инструментах. Однако западную культуру обвиняют в снижении популярности некоторых песен предков.

История христианства среди тангхулов

Христианство - основная религия тангхульских нагов. Тангкулы были первой общиной Манипура, которая стала христианами. Христианство было впервые принесено народу Тангула преподобным Уильямом Петтигрю в 1896 году. Первая христианская церковь Манипура, Баптистская церковь Пхунгио была основана среди тангхулов в Ухруле. История гласит, что вождь Хунпхуна, Райхао, рассказывал, как его прадед мечтал, что в Ухрул придет белый миссионер. Из-за этого, когда появился преподобный Петтигрю, Райхао позволил ему жить среди них и работать миссионером. Когда вождь был обращен в христианство, обратились и все жители деревни, и христианство по сей день остается важной религией среди тангхульских нагов. Также Тангкулы (Хого / Сомра ) в Бирме следуют религии анимизма, буддизма и христианства.

См. Также
Дополнительная литература
  • Akhui, ZAS (1973) Краткий отчет о культуре Tangkhul Naga Imphal
  • Arokianathan, S. (1987) Tangkhul Naga Grammar Central Институт индийских языков, Майсур, Индия, OCLC 19543897
  • Хорам, Машангтей (1988) Naga Insurgency: The Last Thirty Years Cosmo Publications, Нью-Дели, OCLC 19452813
  • Шимрай, ASW (2001) История паба Tangkhul Nagas Akansha. Хаус, Нью-Дели, ISBN 81-87606-04-5
  • Шонгзан, Майясо (2013) «Портрет тангхульских нагов» Исход, Ухрул.
  • Джозайя Луитхуи, (2014) «Теология освобождения охотников за головами Тангхульского нага», TTA, Ухрул.
Список известных тангхульских нагов
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:29:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте