Поэзия Тан (традиционный китайский : 唐詩; упрощенный китайский : 唐诗; пиньинь : Тан ши) относится к поэзии, написанной примерно во время или в характерном стиле китайской династии Тан (18 июня 618 - 4 июня 907 г., включая период правления У Цзэтянь в 690–705 гг.) И / или следует определенному стилю, который часто считается золотым веком китайской поэзии. Quantangshi включает более 48 900 стихотворений, написанных более чем 2200 авторами. Во времена династии Тан поэзия продолжала оставаться важной частью общественной жизни на всех уровнях общества. От ученых требовалось овладеть поэзией для сдачи экзаменов на государственную службу, но теоретически это искусство было доступно каждому. Это привело к большому количеству стихов и поэтов, частичные записи которых сохранились и сегодня. Двумя самыми известными поэтами того периода были Ли Бай и Ду Фу. Поэзия Тан оказывает постоянное влияние на мировую литературу в наше время.
Схема периодизации, использованная в этой статье, подробно описана ученый династии Мин Гао Бин (1350–1423) в предисловии к его работе, которая с его времени пользуется широким признанием. Эта система, которая недвусмысленно рассматривает поэзию, написанную во время правления императора Сюаньцзуна (период «Высокого Тан» ), как более качественную, чем то, что было до и после, является субъективной и оценочной., и часто не отражает реалии истории литературы.
Репрезентативной формой поэзии, написанной во времена династии Тан, является ши. Это контрастирует с поэзией, написанной в более раннюю династию Хань и более позднюю Сун и Юань династии, для которых характерны fu, ci и цю формы соответственно. Однако фу продолжали составлять во времена династии Тан, которая также знала начало подъема формы ци.
Внутри формы ши предпочтение отдавалось пятисложным линиям, которые были доминирующими. метр со второго века нашей эры, но семисложные линии начали набирать популярность с восьмого века. Стихи обычно состояли из нескольких рифмующихся двустиший без определенного ограничения на количество строк, но с определенным предпочтением кратных четырех строк.
Quantangshi ( Антология "Complete Tang Poems", составленная в начале восемнадцатого века, включает более 48 900 стихотворений, написанных более чем 2200 авторами. (全 唐文, «Полная Танская проза»), несмотря на свое название, содержит более 1500 фу и является еще одним широко посещаемым источником танской поэзии. Несмотря на названия, эти источники не являются исчерпывающими, и манускрипты, обнаруженные в Дуньхуане в двадцатом веке, включали много ши и некоторые фу, а также варианты прочтения стихов, которые также были включены в более поздние антологии. Существуют также собрания произведений отдельных поэтов, которые, как правило, могут быть датированы более ранними, чем антологии Цин, хотя немного ранее, чем одиннадцатый век. Такие сборники сохранились только у около сотни поэтов Тан.
Другой важный источник - антологии поэзии, составленные во времена династии Тан, хотя полностью или частично сохранились только тринадцать таких антологий.
Многие записи стихов, а также другие сочинения были утеряны, когда танская столица Чанган была повреждена войной в восьмом и девятом веках, так что, хотя сохранилось более 50000 танских стихов (больше, чем в любой более ранний период). в истории Китая), вероятно, это лишь небольшая часть поэзии, которая действительно была написана в тот период. Согласно каталогу императорской библиотеки 721 года, многие поэты седьмого века оставили после себя огромные тома поэзии, из которых сохранилась лишь малая часть, и есть заметные пробелы в поэтических произведениях даже Ли Бо и Ду Фу, два самых прославленных танских поэта.
Поэтическая традиция, унаследованная танскими поэтами, была обширной и разнообразной. Ко времени династии Тан уже существовала непрерывная китайская поэзия, насчитывающая более тысячи лет. Такие произведения, как Чу Ци и Шицзин, оказали большое влияние на поэзию Тан, как и развитие поэзии хань и поэзии Цзяньань. Все это повлияло на поэзию Шести династий, что, в свою очередь, помогло вдохновить поэтов Тан. С точки зрения влияния на поэзию раннего Тан, Бертон Уотсон характеризует поэзию Суй и раннего Тан как «простое продолжение жанров и стилей Шести династий »
Династия Тан была временем серьезных социальных и, вероятно, языковых потрясений. Таким образом, жанр можно разделить на несколько основных более или менее хронологических подразделений, основанных на стадиях развития или стилистических группировках (иногда даже на личных дружеских отношениях между поэтами). Следует помнить, что поэтов можно отнести к ним произвольно на основании их предполагаемых биографических дат (не всегда известных); Более того, жизнь поэтов в начале или в конце этого периода может совпадать с предыдущей династией Суй или с последующим периодом Пяти династий и Десяти Королевств. Хронологию танской поэзии можно разделить на четыре части: Ранний Тан, Высокий Тан, Средний Тан и Поздний Тан.
В Раннем Тан (初唐) поэты начали формировать основу того, что сейчас считается стилем Тан, унаследовавшим богатую и глубокую литературную и поэтическую традицию, или несколько традиций. Поэзия раннего Тан подразделяется на раннюю, среднюю и позднюю фазы.
В High Tang (盛唐), иногда известном как Flourishing Tang или Golden Tang, сначала появляются поэты, которые приходят на ум как поэты Tang, по крайней мере, в Соединенных Штатах и Европе. Поэзия Высокого Тан имеет множество школ мысли:
Поэты Среднего Тан (中 唐) период также включает в себя многие из самых известных имен, и они написали несколько очень известных стихов. Это было время восстановления и восстановления, но также и высоких налогов, официальной коррупции и меньшего величия. Смелое использование Ли Бо старых форм и обращение их к новым и современным целям, а также развитие Ду Фу формального стиля поэзии, несмотря на то, что ему трудно было сравняться и, возможно, невозможно превзойти, тем не менее, обеспечили прочное здание, на котором поэты Среднего Тан могли построить.
В Позднем Тан (晚唐), подобно тому, как в конечном итоге более ранний дуэт Ли Бо и Ду Фу стал известен под объединенным именем Ли-Ду (李 杜), так что в сумерках Позднего Тан был дуэт Маленького Ли-Ду (小李 杜), относящийся к Ду Му (803–852) и Ли Шаньинь (813–858). Считалось, что эти двойные пары олицетворяют два расходящихся поэтических течения, которые существовали в течение каждого из этих двух периодов: расцвет Тан и Поздний Тан:
После Официальное падение династии Тан в 907 году, некоторым членам ее правящего дома Ли удалось найти убежище на юге Китая, где их потомки основали династию Южный Тан в 937 году. Эта династия продолжалась многие годы. традиций бывшей великой династии Тан, включая поэзию, до ее официального падения в 975 году, когда ее правитель Ли Ю был взят в плен. Что важно для истории поэзии, Ли пережил еще три года в качестве узника династии Сун и за это время написал некоторые из своих самых известных произведений. Таким образом, включая это «послесвечение династии Тан», окончательной датой эпохи Танской поэзии можно считать смерть Ли Ю в 978 году.
Пережив бурные десятилетия эпохи Пяти династий и Десяти Королевств, поэзия Тан, возможно, оказала наибольшее влияние на поэзию династии Сун, например, увидев такие основные поэты, такие как Су Ши, создают новые произведения на основе совпадающих строк Ду Фу. Этот стиль соответствия известен из Позднего Тан. Пи Риксю и Лу Гуймэн, иногда известные как Пи-Лу, были хорошо известны этим: один писал стихотворение с определенным стилем и схемой рифм, затем другой отвечал другим стихотворением, но соответствовало стилю и с тем же самым. рифмы. Это позволяет уловить тонкости, которые можно уловить, только сопоставив стихи вместе.
В последующие эпохи популярность различных танских поэтов росла и падала. При династии Цин был опубликован массивный сборник собранных стихов Тан, Квантанши, а также менее научные (например, текстовые варианты не приводятся), но более популярный, Триста стихотворений Тан. Кроме того, в эпоху династии Цин были восстановлены экзамены на императорской государственной службе. Требование сочинять стихи в стиле Тан было восстановлено. В Китае некоторые поэты, такие как Ли Бо и Ду Фу, никогда не оставались безвестными; у других, таких как Ли Шаньинь, были современные возрождения.
Многие сборники стихов Тан были составлены как во времена династии Тан, так и впоследствии. В первом веке танского периода было создано несколько ранних сборников современной поэзии, некоторые из которых сохранились, а некоторые нет: эти ранние антологии отражают контекст императорского двора ранней танской поэзии. Более поздние антологии Танской поэзии, составленные во время династии Цин, включают в себя как заказанные по приказу императора Цюань Тан ши, так и собранные ученым Сунь Чжу в частном порядке Три сотни Танских стихов. Часть антологии Цуй Жуна, Чжуин цзи, также известная как Коллекция Драгоценной Славы, была найдена среди манускриптов Дуньхуана, состоящий примерно из пятой части оригинала и пятидесяти пяти стихотворений тринадцати мужчин, впервые опубликованных в период правления У Цзэтянь (655–683). Книга содержит стихи Цуй Жуна (653–706), Ли Цзяо (644–713), Чжан Юэ (677–731) и других.
Самым популярным сборником стихов Тан может быть так называемое «300 стихотворений Тан», составленное исследователем династии Цин Сунь Чжу. Он настолько популярен, что многие стихотворения в нем были заимствованы из учебников китайского языка в начальных и средних школах Китая. Некоторые из стихов в нем обычно считаются обязательными для прочтения.
Он сказал, что обнаружил, что стихи в учебнике поэзии, который использовали студенты «Стихи тысячи писателей» (Цянь-цзя-ши), не были тщательно отобраны, а представляли собой смесь стихов династии Тан и Сун. Стихи династии написаны в разных стилях. Он также считал, что некоторые поэтические произведения в этой книге не очень хорошо написаны с точки зрения языковых навыков и рифм.
Поэтому он выбрал эти самые лучшие и самые популярные стихи только из династии Тан и сформировал этот новый сборник примерно из 310 стихов, включая стихи самых известных поэтов, таких как Ли Бай и Ду Фу.
Эти стихи на разные темы, в том числе о дружбе, политике, идиллической жизни, женской жизни и так далее.
《旅 夜 書 懷》. 杜甫. 細草 微風 岸 舟。. 星 垂 平野 闊 , 月 大 江流。. 名 豈 文章 著 , 官 應 老 病休。. 飄飄 何 所 似? 天地一沙鷗。.. Мое отражение ночью . от Ду Фу. Рассеянная трава. Легкий ветерок с берега.. Головокружительная мачта. Одинокая лодка ночью.. Широко раскинувшиеся звезды, покрывающие все необъятные просторы.. Лунные лучи нынешней расы Янцзы.. Как с помощью пера я могу достичь славы?. Изношен, от должности лучше воздержаться.. Дрейфую по жизни - и что я такое?. Чайка, плывущая по Земле и Небу... Перевод WJB Флетчер (1919).
Первые двадцать символов переводятся буквально как:
Среди основных переводчиков танской поэзии на английский язык Герберт Джайлз, L Кранмер-Бинг, Эми Лоуэлл, Артур Уэйли, Виттер Биннер, А. К. Грэм, Сигэёси Обата, Бертон Уотсон, Гэри Снайдер, Дэвид Хинтон, Вай-лим Ип, Красная Сосна (Билл Портер) и Сянь Мао. Эзра Паунд использовал записи, данные ему вдовой Эрнеста Феноллосы в 1913 году, чтобы создать английские стихи косвенно через японцев, в том числе некоторые стихи Ли Бая, которые были опубликованы в его книге Катэй. Некоторые популярные западные адаптации поэзии Тан включают такие песни, как "Pink Floyd " Set the Controls for the Heart of the Sun ".
Поэзия Тан имеет определенные характеристики., тот факт, что стихи обычно предназначались для чтения на более или менее современном разговорном китайском языке (теперь известном как классический китайский ; или, иногда, как литературный китайский, в период после династии Хань случаев) и что стихи были написаны китайскими иероглифами, безусловно, важны. Также важно использование определенных типичных поэтических форм, различных общих тем и окружающей социальной и природной среды.
Время династии Тан было временем религиозного брожения, что нашло отражение в поэзии. Многие поэты были религиозно набожными. Кроме того, в то время религия была склонна к имеют близкие отношения с поэзией.
Был некоторый интерес в танской поэзии в области гендерных исследований. Хотя большинство поэтов были мужчинами, было несколько значительных женщин. Кроме того, многие мужчины писали с точки зрения женщины или с любовью других мужчин. Исторически и географически локализованная в Китае времен династии Тан, эта область не избежала интереса с точки зрения исторических гендерных ролей.