Поэзия Тан

редактировать

Поэзия Тан (традиционный китайский : 唐詩; упрощенный китайский : 唐诗; пиньинь : Тан ши) относится к поэзии, написанной примерно во время или в характерном стиле китайской династии Тан (18 июня 618 - 4 июня 907 г., включая период правления У Цзэтянь в 690–705 гг.) И / или следует определенному стилю, который часто считается золотым веком китайской поэзии. Quantangshi включает более 48 900 стихотворений, написанных более чем 2200 авторами. Во времена династии Тан поэзия продолжала оставаться важной частью общественной жизни на всех уровнях общества. От ученых требовалось овладеть поэзией для сдачи экзаменов на государственную службу, но теоретически это искусство было доступно каждому. Это привело к большому количеству стихов и поэтов, частичные записи которых сохранились и сегодня. Двумя самыми известными поэтами того периода были Ли Бай и Ду Фу. Поэзия Тан оказывает постоянное влияние на мировую литературу в наше время.

Содержание

  • 1 Периодизация
  • 2 Формы
  • 3 Источники
  • 4 До-Танская поэтическая традиция
  • 5 История
    • 5.1 Ранний Тан
    • 5.2 Высокий Тан
    • 5.3 Средний Тан
    • 5.4 Поздний Тан
    • 5.5 Продолжение в Южном Тан
    • 5.6 После падения династии Тан
  • 6 Антологии
    • 6.1 300 стихов Тан
      • 6.1.1 Примерный стих
  • 7 Перевод на западные языки
  • 8 Характеристики
  • 9 Отношение к буддизму, даосизму и конфуцианству
  • 10 Гендерные исследования
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Процитированные произведения
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки

Периодизация

Копия предисловия к стихотворениям Лантинцзи Сю, написанных в эпоху династии Тан, Сбор павильона орхидей, первоначально приписываемый Ван Сичжи (303–361 гг.) из династии Цзинь

Схема периодизации, использованная в этой статье, подробно описана ученый династии Мин Гао Бин (1350–1423) в предисловии к его работе, которая с его времени пользуется широким признанием. Эта система, которая недвусмысленно рассматривает поэзию, написанную во время правления императора Сюаньцзуна (период «Высокого Тан» ), как более качественную, чем то, что было до и после, является субъективной и оценочной., и часто не отражает реалии истории литературы.

Формы

Репрезентативной формой поэзии, написанной во времена династии Тан, является ши. Это контрастирует с поэзией, написанной в более раннюю династию Хань и более позднюю Сун и Юань династии, для которых характерны fu, ci и цю формы соответственно. Однако фу продолжали составлять во времена династии Тан, которая также знала начало подъема формы ци.

Внутри формы ши предпочтение отдавалось пятисложным линиям, которые были доминирующими. метр со второго века нашей эры, но семисложные линии начали набирать популярность с восьмого века. Стихи обычно состояли из нескольких рифмующихся двустиший без определенного ограничения на количество строк, но с определенным предпочтением кратных четырех строк.

Источники

Quantangshi ( Антология "Complete Tang Poems", составленная в начале восемнадцатого века, включает более 48 900 стихотворений, написанных более чем 2200 авторами. (全 唐文, «Полная Танская проза»), несмотря на свое название, содержит более 1500 фу и является еще одним широко посещаемым источником танской поэзии. Несмотря на названия, эти источники не являются исчерпывающими, и манускрипты, обнаруженные в Дуньхуане в двадцатом веке, включали много ши и некоторые фу, а также варианты прочтения стихов, которые также были включены в более поздние антологии. Существуют также собрания произведений отдельных поэтов, которые, как правило, могут быть датированы более ранними, чем антологии Цин, хотя немного ранее, чем одиннадцатый век. Такие сборники сохранились только у около сотни поэтов Тан.

Другой важный источник - антологии поэзии, составленные во времена династии Тан, хотя полностью или частично сохранились только тринадцать таких антологий.

Многие записи стихов, а также другие сочинения были утеряны, когда танская столица Чанган была повреждена войной в восьмом и девятом веках, так что, хотя сохранилось более 50000 танских стихов (больше, чем в любой более ранний период). в истории Китая), вероятно, это лишь небольшая часть поэзии, которая действительно была написана в тот период. Согласно каталогу императорской библиотеки 721 года, многие поэты седьмого века оставили после себя огромные тома поэзии, из которых сохранилась лишь малая часть, и есть заметные пробелы в поэтических произведениях даже Ли Бо и Ду Фу, два самых прославленных танских поэта.

До-Танская поэтическая традиция

Поэтическая традиция, унаследованная танскими поэтами, была обширной и разнообразной. Ко времени династии Тан уже существовала непрерывная китайская поэзия, насчитывающая более тысячи лет. Такие произведения, как Чу Ци и Шицзин, оказали большое влияние на поэзию Тан, как и развитие поэзии хань и поэзии Цзяньань. Все это повлияло на поэзию Шести династий, что, в свою очередь, помогло вдохновить поэтов Тан. С точки зрения влияния на поэзию раннего Тан, Бертон Уотсон характеризует поэзию Суй и раннего Тан как «простое продолжение жанров и стилей Шести династий »

История

Поэма Ли Бая (701–762 гг. Н.э.), единственный сохранившийся образец каллиграфии Ли Бая, хранящийся в Дворцовом музее в Пекине.

Династия Тан была временем серьезных социальных и, вероятно, языковых потрясений. Таким образом, жанр можно разделить на несколько основных более или менее хронологических подразделений, основанных на стадиях развития или стилистических группировках (иногда даже на личных дружеских отношениях между поэтами). Следует помнить, что поэтов можно отнести к ним произвольно на основании их предполагаемых биографических дат (не всегда известных); Более того, жизнь поэтов в начале или в конце этого периода может совпадать с предыдущей династией Суй или с последующим периодом Пяти династий и Десяти Королевств. Хронологию танской поэзии можно разделить на четыре части: Ранний Тан, Высокий Тан, Средний Тан и Поздний Тан.

Ранний Тан

В Раннем Тан (初唐) поэты начали формировать основу того, что сейчас считается стилем Тан, унаследовавшим богатую и глубокую литературную и поэтическую традицию, или несколько традиций. Поэзия раннего Тан подразделяется на раннюю, среднюю и позднюю фазы.

  • Некоторые из первых поэтов, которые начали развивать то, что считается стилем поэзии династии Тан, находились под сильным влиянием придворного стиля южных династий (南朝 宫), относящегося к южным династиям южных династий. и Северные династии период времени (420–589 гг. н. э.), предшествовавший недолгой династии Суй (581–618 гг. н. э.). Стихи придворных (или дворцовых) Южной династии имели тенденцию к витиеватому и цветочному стилю и особой лексике, частично передаваемой через преемственность определенных правительственных деятелей, которые также были поэтами, во время перехода от Суй к Тану. В эту группу входят император Ли Шимин, каллиграф Ю Шинан, Чу Лян (禇 亮), Ли Байяо, правительственный чиновник Шангуань И и его внучка, правительственный чиновник, а позже и супруга императора Шангуань Ван'эр. В самом деле, было много других, поскольку это была культура, которая уделяла большое внимание литературе и поэзии, по крайней мере, для лиц, занимающих официальное положение, и их социальных близких.
  • Представителями средней фазы раннего Тан были так называемые «четыре литературных друга»: поэты Ли Цзяо, Су Вэйдао, Цуй Жун и Ду Шэньянь. Это представляет собой переходную фазу.
  • На поздней стадии поэтический стиль становится более типичным для того, что считается поэзией Тан. Большое влияние оказал Ван Цзи (585–644) на Четыре Образца Раннего Тан : Ван Бо, Ян Цзюн, Лу Чжаолинь и Ло Биньван. Каждый из них предпочел отказаться от литературных претензий в пользу аутентичности.
  • Чэнь Цзыан (661–702) считается великим поэтом, который, наконец, положил конец периоду Начало Тан, отбросив богато украшенный Придворный стиль в пользу жесткой, аутентичной поэзии, которая включала политические и социальные комментарии (с большим риском для него самого) и, таким образом, открывала путь к грядущему величию.

High Tang

В High Tang (盛唐), иногда известном как Flourishing Tang или Golden Tang, сначала появляются поэты, которые приходят на ум как поэты Tang, по крайней мере, в Соединенных Штатах и ​​Европе. Поэзия Высокого Тан имеет множество школ мысли:

Средний Тан

Поэты Среднего Тан (中 唐) период также включает в себя многие из самых известных имен, и они написали несколько очень известных стихов. Это было время восстановления и восстановления, но также и высоких налогов, официальной коррупции и меньшего величия. Смелое использование Ли Бо старых форм и обращение их к новым и современным целям, а также развитие Ду Фу формального стиля поэзии, несмотря на то, что ему трудно было сравняться и, возможно, невозможно превзойти, тем не менее, обеспечили прочное здание, на котором поэты Среднего Тан могли построить.

  • На ранней стадии периода Среднего Тан юэфу поэзия Ду Фу была расширена такими поэтами, как Дай Шулун (戴叔伦, 732–789), которые использовали эту возможность, чтобы упрекнуть правительство.
  • Другие сосредоточились на разработке стихотворения в стиле пейзажа (山水 诗), такие как Лю Чанцин (刘长卿, 709–780) и Вэй Инву (韦应物, 737–792).
  • Стиль Пограничной Крепости имел своих постоянных защитников, представителями которых являются Ли И (李益) и Лу Лунь (卢纶, 739–799).
  • Традиционная связь между поэзией и наукой была продемонстрирована существованием группы из десяти поэтов (大 历 十 才子), которые, как правило, игнорировали беды людей, предпочитающих петь и петь свои стихи, восхваляя мир, прекрасные пейзажи и похвальное уединение. Это: Цянь Ци (錢 起, 710–782), Лу Лунь также является частью этой группы, Цзи Чжунфу (吉中孚), Хан И (韩 翊), Сиконг Шу (司空曙, 720–790), Мяо Фа - или Мяо Бо - (苗 發 / 苗 发), Цуй Тонг (崔 峒), Гэн Хуэй (耿 諱 / 耿 讳), Ся Хоу Шэнь (夏侯 审) и поэт (李端, 743–782).
  • Одним из величайших танских поэтов был Бай Джуйи (白居易, 772–846), которого считали лидером несколько разгневанных, горькое, говорящее правду силе Новое движение Юэфу (新 樂府 運動). Среди других поэтов, считающихся частью этого движения, - Юань Чжэнь (元 稹, 779–831), Чжан Цзи (张 籍, 767–830) и Ван Цзянь (王建).
  • Некоторые танские поэты выделяются как индивидуалисты, чтобы их можно было рассматривать как группу, но разделяющие общий интерес к экспериментальному исследованию отношения поэзии к словам и продвижению его пределы; в том числе: Хан Ю (韩愈, 768–824), Мэн Цзяо (孟郊, 751–814), Цзя Дао (賈島 / 贾岛, 779–843) и Лу Тонг (盧 仝 / 卢 仝, 795–835).
  • Двумя известными поэтами были: Лю Юси (刘禹锡, 772–842) и Лю Цзунъюань (柳宗元, 773–819).
  • Другой известный поэт, недолговечный Ли Хэ (李贺, 790–816), был назван «китайцем Малларме ".

Поздний Тан

В Позднем Тан (晚唐), подобно тому, как в конечном итоге более ранний дуэт Ли Бо и Ду Фу стал известен под объединенным именем Ли-Ду (李 杜), так что в сумерках Позднего Тан был дуэт Маленького Ли-Ду (小李 杜), относящийся к Ду Му (803–852) и Ли Шаньинь (813–858). Считалось, что эти двойные пары олицетворяют два расходящихся поэтических течения, которые существовали в течение каждого из этих двух периодов: расцвет Тан и Поздний Тан:

  • Поэзия Позднего Тан типа Ду Му имела тенденцию к ясному, прочному стилю, часто выглядящему назад в прошлое с грустью, возможно, отражая времена. Тан dy мерзость разваливалась, она все еще существовала, но, очевидно, находилась в состоянии упадка.
  • Поэзия типа Ли Шаньъиня тяготела к чувственно абстрактному, плотному, намекающему и трудному. Другими поэтами этого стиля были Вэнь Тинюнь (温庭筠, 812–870) и Дуань Чэн Ши (段 成 式, ок. 803–863). Эти поэты вызывают все больший интерес в наше время.
  • Были и другие поэты, принадлежавшие к одной или другой из двух основных школ Позднего Тан. в одной школе были Ло Инь (羅隱 / 罗隐, 833–909), Не-или Чжэ или Ше или Е-Ичжун (聶 夷 中 / 聂 夷 中, 887-884), Ду Сюньхэ (杜荀鹤), Пи Риксю (皮日休, приблизительно 834 / 840–883), Лу Гуймэн (陸龜蒙 / 陆龟蒙? -881) и другие. В другой группе были Вэй Чжуан (, 836–910), Сиконг Ту (司空圖, 837–908), Чжэн Гу (鄭 谷, 849–911), Хан Во (844- ?), и другие. Во время последних сумерек Танга обе школы были склонны к меланхолической тревоге; они различались в зависимости от того, были ли они склонны к метафоре и намекам или к более ясному и прямому выражению.
  • Ю Сюаньцзи была известной поэтессой Позднего Тан.

Продолжение в Южном Тан

После Официальное падение династии Тан в 907 году, некоторым членам ее правящего дома Ли удалось найти убежище на юге Китая, где их потомки основали династию Южный Тан в 937 году. Эта династия продолжалась многие годы. традиций бывшей великой династии Тан, включая поэзию, до ее официального падения в 975 году, когда ее правитель Ли Ю был взят в плен. Что важно для истории поэзии, Ли пережил еще три года в качестве узника династии Сун и за это время написал некоторые из своих самых известных произведений. Таким образом, включая это «послесвечение династии Тан», окончательной датой эпохи Танской поэзии можно считать смерть Ли Ю в 978 году.

После падение династии Тан

Пережив бурные десятилетия эпохи Пяти династий и Десяти Королевств, поэзия Тан, возможно, оказала наибольшее влияние на поэзию династии Сун, например, увидев такие основные поэты, такие как Су Ши, создают новые произведения на основе совпадающих строк Ду Фу. Этот стиль соответствия известен из Позднего Тан. Пи Риксю и Лу Гуймэн, иногда известные как Пи-Лу, были хорошо известны этим: один писал стихотворение с определенным стилем и схемой рифм, затем другой отвечал другим стихотворением, но соответствовало стилю и с тем же самым. рифмы. Это позволяет уловить тонкости, которые можно уловить, только сопоставив стихи вместе.

В последующие эпохи популярность различных танских поэтов росла и падала. При династии Цин был опубликован массивный сборник собранных стихов Тан, Квантанши, а также менее научные (например, текстовые варианты не приводятся), но более популярный, Триста стихотворений Тан. Кроме того, в эпоху династии Цин были восстановлены экзамены на императорской государственной службе. Требование сочинять стихи в стиле Тан было восстановлено. В Китае некоторые поэты, такие как Ли Бо и Ду Фу, никогда не оставались безвестными; у других, таких как Ли Шаньинь, были современные возрождения.

Антологии

Многие сборники стихов Тан были составлены как во времена династии Тан, так и впоследствии. В первом веке танского периода было создано несколько ранних сборников современной поэзии, некоторые из которых сохранились, а некоторые нет: эти ранние антологии отражают контекст императорского двора ранней танской поэзии. Более поздние антологии Танской поэзии, составленные во время династии Цин, включают в себя как заказанные по приказу императора Цюань Тан ши, так и собранные ученым Сунь Чжу в частном порядке Три сотни Танских стихов. Часть антологии Цуй Жуна, Чжуин цзи, также известная как Коллекция Драгоценной Славы, была найдена среди манускриптов Дуньхуана, состоящий примерно из пятой части оригинала и пятидесяти пяти стихотворений тринадцати мужчин, впервые опубликованных в период правления У Цзэтянь (655–683). Книга содержит стихи Цуй Жуна (653–706), Ли Цзяо (644–713), Чжан Юэ (677–731) и других.

300 стихотворений Тан

Самым популярным сборником стихов Тан может быть так называемое «300 стихотворений Тан», составленное исследователем династии Цин Сунь Чжу. Он настолько популярен, что многие стихотворения в нем были заимствованы из учебников китайского языка в начальных и средних школах Китая. Некоторые из стихов в нем обычно считаются обязательными для прочтения.

Он сказал, что обнаружил, что стихи в учебнике поэзии, который использовали студенты «Стихи тысячи писателей» (Цянь-цзя-ши), не были тщательно отобраны, а представляли собой смесь стихов династии Тан и Сун. Стихи династии написаны в разных стилях. Он также считал, что некоторые поэтические произведения в этой книге не очень хорошо написаны с точки зрения языковых навыков и рифм.

Поэтому он выбрал эти самые лучшие и самые популярные стихи только из династии Тан и сформировал этот новый сборник примерно из 310 стихов, включая стихи самых известных поэтов, таких как Ли Бай и Ду Фу.

Эти стихи на разные темы, в том числе о дружбе, политике, идиллической жизни, женской жизни и так далее.

Примерный стих

《旅 夜 書 懷》. 杜甫. 細草 微風 岸 舟。. 星 垂 平野 闊 , 月 大 江流。. 名 豈 文章 著 , 官 應 老 病休。. 飄飄 何 所 似? 天地一沙鷗。.. Мое отражение ночью . от Ду Фу. Рассеянная трава. Легкий ветерок с берега.. Головокружительная мачта. Одинокая лодка ночью.. Широко раскинувшиеся звезды, покрывающие все необъятные просторы.. Лунные лучи нынешней расы Янцзы.. Как с помощью пера я могу достичь славы?. Изношен, от должности лучше воздержаться.. Дрейфую по жизни - и что я такое?. Чайка, плывущая по Земле и Небу... Перевод WJB Флетчер (1919).

Первые двадцать символов переводятся буквально как:

«берег с мелкой травой и микроветром / опасный бум [= часть такелажа] одна ночная лодка.
звезды свисают на уровне дикая ширина / луна [-свет] всплеск большой речной поток ».

Перевод на западные языки

Среди основных переводчиков танской поэзии на английский язык Герберт Джайлз, L Кранмер-Бинг, Эми Лоуэлл, Артур Уэйли, Виттер Биннер, А. К. Грэм, Сигэёси Обата, Бертон Уотсон, Гэри Снайдер, Дэвид Хинтон, Вай-лим Ип, Красная Сосна (Билл Портер) и Сянь Мао. Эзра Паунд использовал записи, данные ему вдовой Эрнеста Феноллосы в 1913 году, чтобы создать английские стихи косвенно через японцев, в том числе некоторые стихи Ли Бая, которые были опубликованы в его книге Катэй. Некоторые популярные западные адаптации поэзии Тан включают такие песни, как "Pink Floyd " Set the Controls for the Heart of the Sun ".

Характеристики

Поэзия Тан имеет определенные характеристики., тот факт, что стихи обычно предназначались для чтения на более или менее современном разговорном китайском языке (теперь известном как классический китайский ; или, иногда, как литературный китайский, в период после династии Хань случаев) и что стихи были написаны китайскими иероглифами, безусловно, важны. Также важно использование определенных типичных поэтических форм, различных общих тем и окружающей социальной и природной среды.

Отношение к буддизму, даосизму и конфуцианству

Время династии Тан было временем религиозного брожения, что нашло отражение в поэзии. Многие поэты были религиозно набожными. Кроме того, в то время религия была склонна к имеют близкие отношения с поэзией.

Гендерные исследования

Был некоторый интерес в танской поэзии в области гендерных исследований. Хотя большинство поэтов были мужчинами, было несколько значительных женщин. Кроме того, многие мужчины писали с точки зрения женщины или с любовью других мужчин. Исторически и географически локализованная в Китае времен династии Тан, эта область не избежала интереса с точки зрения исторических гендерных ролей.

См. Также

  • icon Поэтический портал

Список литературы

Цитируемые работы

  • Хойт, Эд; Ванесса Лиде Уиткомб, Майкл Бенсон (2002). Полное руководство идиота по современному Китаю. Альфа-книги. ISBN 0-02-864386-0.
  • Цзин-Шмидт, Чжо (2005). Театрализованный дискурс: ба-конструкция китайского языка. Издательская компания Джона Бенджамина. ISBN 90-272-1565-0.
  • Майр, Виктор Х. (ред.) (2001). Колумбийская история китайской литературы. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10984-9. (Amazon Kindle издание.)
  • Murck, Alfreda (2000). Поэзия и живопись в Китае песни: тонкое искусство несогласия. Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00782-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Уотсон, Бертон (1971). КИТАЙСКИЙ ЛИРИЗМ: Ши Поэзия от второго до двенадцатого века. Нью-Йорк: Columbia University Press. ISBN 0-231-03464-4
  • Ву, Джон Ч. (1972). Четыре Seasons of Tang Poetry. Ратленд, Вермонт: Charles E.Tuttle. ISBN 978-0-8048-0197-3
  • Yu, Pauline (2002). "Китайская поэзия и Его институты », в лекциях Сян по китайской поэзии, том 2, Грейс С. Фонг, редактор. (Монреаль: Центр исследований Восточной Азии, Университет Макгилла).

Дополнительная литература

  • Роберт Грейвс (1969). ON ПОЭЗИЯ: Сборник бесед и эссе. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
  • Хинтон, Дэвид (2008). Классическая китайская поэзия: Антология. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 0-374-10536-7 / ISBN 978-0-374-10536-5.
  • Мао, Сиань (2013 г.). Новый перевод самых популярных 60 Классические китайские стихи. Электронная книга: Kindle Direct Publishing. ISBN 978-14685-5904-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Стивен Оуэн. Поэзия раннего Тан. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1977. ISBN 0-300-02103-8. Пересмотренное издание, Quirin Press, 2012. ISBN 978-1-922169-02-0
  • Стивен Оуэн. Великий век китайской поэзии: Высокий Тан. Нью-Хейвен, штат Коннектикут: издательство Йельского университета, 1981. ISBN 0-300-02367-7. Пересмотренное издание, Quirin Press, 2013. ISBN 978-1-922169-06-8
  • Стивен Оуэн. Поздний Тан: китайская поэзия середины девятого века (827–860). Cambridge, Mass: Harvard University Press, Harvard East Asian Monographs, 2006. ISBN 0-674-02137-1.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 09:25:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте