«Сказка о моряке, потерпевшем кораблекрушение » - это Среднее царство рассказ о древнеегипетском путешествии к "царским рудникам".
По крайней мере, один источник утверждает, что папирус, на котором написана история, находится в Императорском музее в Санкт-Петербурге, но нет никакой информации о том, где он был первоначально обнаружен. В качестве альтернативы утверждается, что на самом деле Владимир Голенищев обнаружил папирус в 1881 году (также заявлено как находка, происходящая из Среднего царства).
Писец, который скопировал его и который потребовал быть «превосходным в пальцах» (хитрость в пальцах), несмотря на несколько промахов при копировании, известно как Аменаа, или Амени-аменна.
История начинается с последователь (моряк), объявляющий или констатирующий свое возвращение из плавания в море. Он возвращается из явно неудавшейся экспедиции и беспокоится о том, как его примет король. Слуга успокаивает его, советуя, как вести себя перед королем, и повторяет пословицу: «Уста человека спасают его». Чтобы ободрить своего хозяина, он рассказывает историю своего предыдущего путешествия, в котором он преодолел беду, включая встречу с богом и королем.
Затем моряк описывает, как его корабль, укомплектованный 120 (в некоторых переводах - 150) моряками, затонул во время шторма, и как он один выжил и был выброшен на остров. Там он находит кров и еду (он говорит, что «там не было ничего, чего не было»). Совершая всесожжение богам, он слышит гром, ощущает сотрясение земли и видит приближающегося к нему гигантского змея. Змей трижды спрашивает его, кто привел его на остров. Когда моряк не может ответить, змей ведет его туда, где живет, и задает вопрос еще три раза. Моряк повторяет свою историю, теперь говоря, что он был на миссии короля.
Змей говорит ему не бояться, и этот бог позволил ему жить и привел на остров, и что через четыре месяца на острове он будет спасен моряками, которых он знает, и вернется домой. Затем змей рассказывает о случившейся с ним трагедии, говоря, что он был на острове с 74 своими родственниками и дочерью, и что упала звезда, и «они загорелись через нее». В некоторых переводах дочь выживает; в других она погибает вместе с остальными. Змей советует моряку быть храбрым и контролировать свое сердце, и если он это сделает, он вернется в свою семью.
Моряк теперь обещает змею, что он расскажет царю о силе змея и пошлет змею много ценных подарков, включая мирру и другие благовония. Смеясь над ним, змей говорит, что моряк не богат, но что он (змей) - лорд Пунта и что остров богат благовониями, и что когда моряк уйдет, он не увидит остров снова, поскольку он станет водой. Прибывает корабль, и змей просит его «прославить меня в вашем городе» и дает ему много ценных подарков, включая специи, ладан, слоновьи бивни, борзых и бабуинов.
Матрос возвращается домой и дает королю дары, которые он взял с острова, а король делает его слугой и дает ему крепостных. Сказка заканчивается тем, что мастер говорит рассказчику: «Не делай превосходного (то есть не веди себя высокомерно) моим другом; зачем поить гуся (буквально, птицу) на рассвете перед тем, как его забить утром?»
Для некоторых это прозрачная история, предназначенная как источник вдохновения или утешения для благородных умов, возможно, похожая на что-то вроде придворного творения, предназначенного для королевского уха или для рассмотрение аристократов. Тем не менее интерпретация истории изменилась от наивного первоначального понимания истории как упрощенного рассказа о народной традиции до изощренного анализа, в котором рассказывается сложность и глубина: путешественник, потерпевший кораблекрушение, предпринимает духовные усилия. (или квест), путешествие по космосу, чтобы встретить изначального бога, дающего путешественнику дар морального видения, с которым он может вернуться в Египет. Кроме того, Ричард Мэтьюз пишет, что этот «старейший фэнтезийный текст содержит архетипическое повествование о жанре: непосвященный герой в морском путешествии сбивается с курса штормом, встречается с заколдованным островом, сталкивается с монстром и выживает, более мудрый для опыта. «дополнительно комментируя, что монстр (змея) является прототипом« величайшего фантастического монстра всех времен - дракона, которого иногда называют «вурм» ».
Сама сказка начинается с обрамляющего устройства в котором сопровождающий или «последователь» (условно - хотя и не в папирусе - именуемый «моряком») пытается утешить своего хозяина («мэр», хотя предполагалось, что они могут иметь равный статус), который возвращается из явно неудавшейся экспедиции и беспокоится о том, как его примет король.