Такелма

редактировать
Дженни, женщина из реки Такелма-бродяга, которая создала платье для этого культового Питера Бритта портрета

Такелма (также Дагельма ) - коренные американцы люди, которые первоначально жили в Rogue Valley на внутреннем юго-западе Орегона.

Большинство их деревень было расположено вдоль реки Бродяги. Имя Такелма означает «(Те) Вдоль реки».

Содержание
  • 1 История
  • 2 Культура
    • 2.1 Среда и адаптация
    • 2.2 Жилища
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Библиография
История

Об образе жизни индейцев такелма известно гораздо меньше, чем об их соседях в других частях Орегона и северной Калифорнии. Их родина была заселена евроамериканцами в конце истории американской границы, потому что окружающая горная страна защищала их. Но как только началась колонизация, она пошла быстро. Открытие золота послужило толчком к созданию первого белого поселения в регионе в 1852 году. Выжившие такелмы были отправлены в резервации в 1856 году. Поселенцы и туземцы жили в этом регионе вместе менее четырех лет.

Поскольку территория Такелмы включала наиболее привлекательную с точки зрения сельского хозяйства часть Долины Изгоев, особенно вдоль самой реки Изгнанников, их ценные земли были преимущественно захвачены и заселены евроамериканскими захватчиками в середине 19 века. Почти все без исключения эти новоприбывшие были мало или совсем не заинтересованы в том, чтобы узнавать о своих соседях из числа коренного населения, и считали их опасной помехой. Они мало что записали о Такелме, кроме документального подтверждения собственной точки зрения на конфликты. Коренные американцы, живущие недалеко от Такелмы, но на более маргинальных и суровых землях, таких как народы Шастан и Роуг Ривер Атабаски, пережили период колонизации, сохранив свою культуру и языки более нетронутыми.

Конфликты между поселенцами и коренными народами как прибрежного, так и внутреннего юго-западного Орегона обострились и стали известны как Войны реки Бродяг. Натан Даутит исследовал мирные встречи между белыми и индейцами южного Орегона, встречи, которые он описывает как «промежуточные» взаимодействия, предпринимаемые «культурными посредниками». Даутит утверждает, что без такой «золотой середины» индейцы такелма и другие индейцы южного Орегона были бы скорее истреблены, чем переселены.

В 1856 г. США Правительство насильно переселило Такелму, переживших войны индейцев-изгоев, в резервацию прибрежных индейцев (сегодня резервация Силец ) на дождливом северном побережье Орегона, в условиях, сильно отличающихся от страна сухих дубов и чапараля, которую они знали. Многие погибли по пути в резервацию Силец и индейскую резервацию Гранд Ронд, которая сейчас существует как Конфедеративные племена общины Гранд Ронд в Орегоне. И многие умерли в резервациях от болезней, отчаяния и неправильного питания. Индийские агенты обучали выживших такелм навыкам ведения сельского хозяйства и отговаривали их говорить на родном языке, полагая, что их лучший шанс на продуктивную жизнь зависит от их изучения полезных навыков и английского языка. В резервациях такелма жили с коренными американцами из разных культур; и их смешанные браки с людьми других культур, как в резервации, так и за ее пределами, работали против передачи языка и культуры Такельмана потомкам Такельмана.

Такелма провели много лет в изгнании, прежде чем антропологи начали брать у них интервью и записывать информацию об их языке и образе жизни. Лингвисты Эдвард Сепир и Джон Пибоди Харрингтон работали с потомками Такелмы.

В конце 1980-х годов Агнес Бейкер Пилигрим, внучка вождя Такелмы Джорджа Харни, стала самым значительным представителем Такелмы.

«В 1994 году на берега Эпплгейт, народ Такелма впервые за полтора века провел церемонию священного лосося... Еще одна попытка, Межплеменной проект Такелма, начавшаяся в 2000 году, направлена ​​на восстановление съедобных, лекарственных и плетеных растений с помощью традиционных методов сжигания и обрезки ».

По данным переписи 2010 года, 16 человек заявили о происхождении такелмы, 5 из них - чистокровные.

Культура

Окружающая среда и адаптация

Люди Такельмана жили как собиратели, термин, который многие антропологи считают более точным, чем охотники-собиратели. Они собирали растительную пищу и насекомых, ловили рыбу и охотились. Такелма выращивала только одну культуру - местный табак (Nicotiana biglovii). Такелма жили небольшими группами родственников и их семей. Внутренний юго-запад Орегона имеет ярко выраженные сезоны, и древняя Такелма адаптировалась к этим временам, проводя весенние, летние и ранние осенние месяцы, собирая и храня продукты для зимнего сезона. Река Бродяга, вокруг которой зародились их деревни, дала им лосось и другую рыбу. Считается, что древние промыслы лосося были большими. Интенсивный и скоординированный труд, связанный с крупномасштабным отловом лосося сетями и копьями мужчинами, а также с их чисткой и сушкой женщинами, обеспечивал Такелме превосходную, богатую белками диету на протяжении большей части года, если ходы лосося были хороший. Рацион лосося был дополнен или заменен в годы плохого содержания лосося дичью, такой как олень, лось, бобр, медведь, антилопа и снежный баран. (Последние два вида в настоящее время вымерли на местном уровне.) Более мелкие млекопитающие, такие как белки, кролики и суслики, могут быть пойманы мужчинами или женщинами. Личинки жёлтого жакета и кузнечики также давали калории.

Ограничивающим фактором в диете Такелмы были углеводы, так как рыба и дичь давали много жира и белка. Чтобы получить углеводы и витамины, необходимые для хорошего здоровья, жители Такелмы собирали разнообразную растительную пищу. Однако, в соответствии с теорией оптимального кормодобывания, которая предполагает, что люди, как и другие существа, решают, какую пищу есть в зависимости от того, что дает наибольшую питательную ценность для работы, затраченной на ее получение, Такелма стратегически сосредоточилась на двух растительная пища: желуди и камасия, также известная как камассия. Они собирали желуди с двух видов дубов на своей территории Rogue Valley: Орегонский белый дуб и Калифорнийский черный дуб. Когда эти продукты были недоступны или для разнообразия в своем рационе, женщины Такелмы также собирали и обрабатывали семена местных трав и тарвика (Madia elegans), выкапывали корни и собирали мелкие фрукты.

Жилища

Зимой Такелма жили в полуподземных домах, частично вырытых в изолирующей земле, с надстройками, построенными из вертикально установленных досок сахарной сосны. Более бедные люди также жили в домах из жердей и коры, хорошо засыпанных землей и сухими листьями для изоляции. Обычно доски опирались на два вертикальных вала высотой 6 футов, которые поддерживали горизонтальный центральный столб. Кровати из циновок «кошачий хвост» были размещены рядом с костровой ямой с отверстиями в крыше для вентиляции. Дома такелма имели структурное сходство с полуподземными домами народов кламат и модок на востоке, которые говорили на языках в семье плато пенутов, и те из шаста на юге, которые говорили на различных шастанских языках (которые могут быть частью гипотетической хоканской семьи). Одно историческое свидетельство описывает прямоугольную дощатую конструкцию, достаточно большую, чтобы вместить 100 человек, но археологи в этом регионе обычно находили остатки гораздо меньших жилищ. В теплые летние месяцы Такелма жил в домах из кустарника или вообще отказался от них.

См. Также
Примечания
Библиография
  • Beckham, Stephen Dow (1996), Requiem for a People: The Rogue Indians and the Frontiersmen, Corvallis: Oregon State University Press, ISBN 0-87071-521-6
  • Кампелл, Лайл (1997), Языки американских индейцев: Исторические лингвистика коренных народов Америки, Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-509427-1
  • Дутит, Натан (2002), Неопределенные встречи: индейцы и белые в мире и война в Южном Орегоне 1820-1860-х годов, Нью-Йорк: Oregon State University Press, ISBN 0-87071-549-6
  • Hannon, Nan (1990), Hannon, Nan ; Олмо, Ричард К. (ред.), "Обзор Юго-Западного Орегона", Жизнь с Землей: Индейцы Юго-Западного Орегона, Медфорд, Орегон: Издательство Исторического общества Южного Орегона
  • Годдард, Айвз, изд. (1996), Languages, Handbook of North American Indians, 17, Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, ISBN 0-16-048774-9
  • Грей, Деннис Дж. (1987), Такелмы и их атапасканские соседи: новый этнографический синтез для района Верхней Роуг-Ривер в юго-западном Орегоне, Антропологические документы Орегонского университета, Юджин, Орегон: University of Oregon Press
  • ЛаЛейн, Джефф (1987), First Over the Siskiyous: Путешествие Питера Скина Огдена 1826-1827 гг. Через границы Орегона и Калифорнии, Портленд, Орегон: издательство Oregon Historical Society Press
  • Джефф ЛаЛэйн (1990), «Индейцы юго-западного Орегона: этноисторический обзор», Жизнь с землей: индейцы Юго-Западного Орегона, Медфорд, Орегон: Историческое общество Южного Орегона, ISBN 0-943388-08-2
  • Митхун, Марианна (1999), Языки Уроженец Северной Америки, Кембридж: Cambridge University Press Press, ISBN 0-521-23228-7
  • Сапир, Эдвард (1907), Заметки об индейцах Такелема из С. outhwestern Oregon, American Anthropologist New Series, 9, Вашингтон, округ Колумбия: Американская антропологическая ассоциация, стр. 251–275
  • Сапир, Эдвард (1909), Takelema Texts, Anthropological Publications of the University Museum, 2, Вашингтон, округ Колумбия: University of Pennsylvania Press, стр. 34–42
  • Сапир, Эдвард (1922), «Язык Такелма в Юго-Западном Орегоне», в Боас, Франц (ред.), Справочник языков американских индейцев: Часть 2, Вашингтон, округ Колумбия: Government Printing Office Press, стр. 1–296
Последняя правка сделана 2021-06-09 08:15:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте