Граница между Таджикистаном и Узбекистаном

редактировать

Граница между Таджикистаном и Узбекистаном является международной границей между Таджикистан и Узбекистан. Он имеет длину 1312 километров (815 миль) и проходит от трипоинта с Кыргызстаном до трипоинта с Китаем.

Карта Таджикистана с указанием границы с Узбекистаном
Содержание
  • 1 Описание
  • 2 Анклавы
  • 3 История
  • 4 Пограничные переходы
  • 5 Поселения вблизи границы
    • 5.1 Таджикистан
    • 5.2 Узбекистан
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
Описание

Граница начинается на севере в точке пересечения границы с Кыргызстаном, проходит на запад, северо-запад, северо-восток по реке Сырдарья и, наконец, на северо-запад добраться до гор Курама. Затем граница проходит по этому хребту на запад, прежде чем повернуть на юг в районе узбекского города Олмалык у реки Сырдарья. Следующий участок границы очень извилистый, с длинным выступом таджикской территории (Зафарабадский район ) и серией неровных линий; в конечном итоге граница проходит примерно на юг, прежде чем резко повернуть на запад, достигнув Туркестанского хребта. Затем граница имеет форму буквы «C», с узбекским Зааминским национальным парком и Туркестанскими горами на севере, Зерафшанским хребтом посередине и Гиссарским хребтом на юге. Затем граница проходит примерно по южной линии до афганской точки пересечения границы; часть границы проходит по реке Кофарнихон, и пересекает хребет Бабатаг и.

Анклавы
Карта, показывающая таджикский анклав Сарван

Вдоль этой границы есть один анклав, Сарван, длинный и тонкий кусок таджикской территории, лежащий в пределах Узбекистана, к северу от Таджикистана. город Пунук.

История

Россия завоевала Среднюю Азию в XIX веке, аннексировав ранее независимые ханства Коканд и Хиву и Бухарский эмират. После того, как коммунисты пришли к власти в 1917 году и создали Советский Союз, было решено разделить Среднюю Азию на республики по этническому признаку в процессе, известном как национально-территориальное разграничение (или NTD). Это соответствовало коммунистической теории о том, что национализм был необходимым шагом на пути к коммунистическому обществу, и определению Иосифом Сталиным нации как «исторически сложившегося, стабильного сообщества людей, сформированного на основе общего языка. территория, экономическая жизнь и психологический облик проявляются в общей культуре ».

NTD обычно изображается как не что иное, как циничное упражнение в разделяй и властвуй, намеренно макиавеллистской попытке Сталина сохранить советскую гегемонию в регионе путем искусственного разделения его жителей на отдельные нации и границы, умышленно проведенные таким образом, чтобы оставить меньшинства внутри каждого государства. Хотя на самом деле Советы были обеспокоены возможной угрозой пантюркского национализма, как это выражалось, например, в басмачском движении 1920-х годов, более тщательный анализ, основанный на первичных источниках, рисует много картина более детализированная, чем это обычно представляется.

Советский Союз стремился создать этнически однородные республики, хотя многие территории были этнически смешанными (например, Ферганская долина ), и часто было трудно определить «правильный» этнический ярлык для некоторых народов (например, смешанные таджикско-узбекские сарты или различные туркменские / узбекские племена вдоль Амударьи). Местные национальные элиты решительно аргументировали (а во многих случаях преувеличивали) свою позицию, и Советы часто были вынуждены выносить решения между ними, чему еще больше мешало отсутствие экспертных знаний и недостаток точных или современных этнографических данных по региону. Кроме того, NTD также нацелена на создание «жизнеспособных» структур, в которых также должны приниматься во внимание экономические, географические, сельскохозяйственные и инфраструктурные вопросы, зачастую превосходящие этнические. Попытка уравновесить эти противоречивые цели в рамках общих националистических рамок оказалась чрезвычайно трудной и часто невозможной, что привело к нанесению зачастую мучительно запутанных границ, множеству анклавов и неизбежному образованию значительных меньшинств, которые в конечном итоге оказались в «неправильной» республике. Кроме того, Советы никогда не планировали, чтобы эти границы стали международными границами, как сегодня.

Советская Средняя Азия в 1922 году до национального делимитации

NTD на территории по этническому признаку предлагалось еще в 1920 году. В то время Центральная Азия состояла из двух Автономных Советских Социалистических Республик (АССР) в пределах Российская СФСР : Туркестанская АССР, созданная в апреле 1918 года и охватывающая значительную часть территории нынешнего южного Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, а также Туркменистана) и Киргизской автономной Советская Социалистическая Республика (Киргизская АССР, Киргизская АССР на карте), которая была создана 26 августа 1920 года на территории, примерно совпадающей с северной частью сегодняшнего Казахстана (в то время казахов называли «киргизами» и т. теперь кыргызы считались подгруппой казахов и назывались «кара-кыргызы», т. е. горные «черные кыргызы»). Были также две отдельные преемники «республики» Бухарского эмирата и Хивинского ханства, которые были преобразованы в Бухару и Хорезм. Народные Советские Республики после захвата Красной Армией в 1920 году.

25 февраля 1924 года Политбюро и ЦК Советский Союз объявил, что он продолжит NTD в Средней Азии. Этот процесс должен был контролироваться Специальным комитетом Центральноазиатского бюро с тремя подкомитетами для каждой из основных национальностей региона (казахов, туркмен и узбеков), при этом работа велась очень быстро. Изначально планировалось сохранить Хорезмскую и Бухарскую PSR, однако в конце концов было решено разделить их в апреле 1924 года из-за часто громогласной оппозиции их коммунистических партий (хорезмские коммунисты, в частности, не хотели разрушать свою PSR и должны были быть были сильно вооружены, чтобы проголосовать за свой роспуск в июле того же года).

Из всех среднеазиатских границ, граница между тем, что позже станет Таджикистаном и Узбекистаном, оказалась самой сложной и вызывающей разногласия. Население здесь было чрезвычайно смешанным, и во многих областях было слабое ощущение таджикской / узбекской идентичности, многие вместо этого идентифицировали себя как сарт. В частности, таджикский национализм на тот момент был слабо развит, и крайне ограниченное число таджикских коммунистов не смогли выдвинуть убедительные аргументы против гораздо более громких узбеков, многие из которых считали таджиков просто «персидскими» узбеками. Поэтому, когда в 1924 году была создана Узбекская ССР, таджикские территории были включены в нее как Таджикская АССР (за исключением Ходжентской области, которая входила непосредственно в состав Узбекской ССР).

Узбекская ССР в первоначальном виде, включая непосредственно управляемую Ходжандскую область и Таджикскую АССР. В этот момент более крупный тогда Каракалпакстан был включен в состав Казахской АССР.

В последующие годы, похоже, развился таджикский национализм, особенно среди небольшой элиты таджикских коммунистов. Они все больше возмущались своим «меньшим» статусом в Узбекской ССР и возмущались тем, что считалось узбекским господством и произволом. В результате этой растущей напряженности Советы решили вернуться к таджикско-узбекскому вопросу в 1929 году. Центральноазиатское бюро определило города Самарканд, Бухару и Ходжанд как основные населенные таджиками города, хотя это осложнялось смешанным характером поселение на прилегающих территориях; Были также споры по поводу Термеза и Сурхандарьинской области, на которые претендуют обе стороны. В итоге таджики получили только Ходжандскую область, узбеки - Бухару, Самарканд и Сурхандарьинскую область. Новая Таджикская ССР была официально создана 5 декабря 1929 года, в нее вошла Горно-Бадахшанская автономная область. Таджики продолжали настаивать на исправлении того, что они считали несправедливым разграничением. Таджикская ССР, лишенная каких-либо крупных городов, должна была управляться из небольшого городка Душанбе, позже переименованного в Сталинабад.

Граница стала международной границей в 1991 году после распада Советского Союза и обретения независимости составляющих его республик. С тех пор напряженность была высокой: несколько высокопоставленных таджикских политиков заявили о своих традиционных притязаниях на Бухару и Самарканд, а узбекские политики отстаивали свое право защищать узбеков, проживающих в Таджикистане. Узбекистан обвинил Таджикистан в разрешении Исламского движения Узбекистана (ИДУ) обосноваться на своей территории; после взрывов в Ташкенте в 1999 году, которые, по утверждению Ташкента, были делом рук ИДУ, Узбекистан начал в одностороннем порядке демаркацию и минирование границы. Отношения между двумя странами заметно улучшились после смерти президента Узбекистана Ислама Каримова в 2016 году; новый президент Шавкат Мирзиёев пообещал улучшить отношения с Таджикистаном, и недавно на высоком уровне были предприняты шаги по разминированию границы и улучшению трансграничного передвижения.

Пограничные переходы
  • Бешарик (УЗБ) - Канибадам (ТДК) (автомобильный и железнодорожный)
  • Пап (УЗБ) - Новбунёд (ТДК) (автомобильный, только двусторонний)
  • Ойбек (УЗБ) - Бустон (ТДК) (автомобильный)
  • Бекабад (УЗБ) - Куштегирмон (ТДК) (автомобильный, двусторонний и железнодорожный)
  • УЗБ - Зафарабадский район (ТДК) (возможно, здесь несколько двусторонних переходов, точные данные неизвестны)
  • Джартепа (УЗБ) - Саразм (ТДК) (дорога)
  • Денов (УЗБ) - Турсунзода (ТДК) (автомобильный и железнодорожный)
  • Гульбахор (УЗБ) - Шахртуз (ТДК) (автомобильный и железнодорожный)
Приграничные населенные пункты

Таджикистан

Узбекистан

См. Также
Источники
В Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с границей Таджикистана и Узбекистана.
Последняя правка сделана 2021-06-09 08:01:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте