В авиации, удар хвостом или удар хвостом происходит, когда хвост или оперение самолета врезается в землю или другой неподвижный объект. Это может произойти с самолетом с неподвижным крылом с трехопорным шасси , в обоих случаях взлет, когда пилот слишком быстро поворачивает нос вверх, или в посадке, когда пилот слишком резко поднимает нос во время конечного этапа захода на посадку, часто пытаясь приземлиться слишком близко к порогу ВПП. Это также может произойти во время полетов вертолета вблизи земли, когда хвост непреднамеренно ударяется о препятствие.
Незначительный удар хвостом сам по себе может не быть опасным, но самолет все еще может быть ослаблен и должен быть тщательно осмотрен и отремонтировать, если необходимо избежать более серьезной аварии на более позднем этапе эксплуатации.
Самолеты с обычным хвостовым оперением и трехопорным шасси уязвимы для удара хвостом. Особенно подходят те, которые требуют большого угла атаки при взлете или посадке. Они могут быть оснащены защитным устройством, например, небольшим задним колесом (Concorde и Saab Draken ), задним лыжем (Diamond DA20 ) или усиленным задним бампером. Устройство может быть фиксированным или выдвижным.
Инциденты, связанные с ударами хвоста, редко бывают опасными сами по себе, но самолет должен быть тщательно осмотрен, и ремонт может быть трудным и дорогостоящим, если речь идет о прочном корпусе.. Неадекватные осмотры и неправильный ремонт поврежденных планеров после удара хвостом, как известно, вызывают катастрофические разрушения конструкции спустя долгое время после инцидента с ударами хвоста после нескольких циклов нагнетания давления.