Языки кра-дай

редактировать
Языковая семья материковой части Юго-Восточной Азии
Кра-дай
тай-кадай, дайс, кадай
Географическое. распространениеЮжный Китай, остров Хайнань,. Индокитай и Северо-Восточная Индия
Лингвистическая классификация Один из мировых основные языковые семьи
протоязыкипрото-кра – дай
подразделения
Glottolog taik1256
Taikadai-en.svg Распространение языковой семьи тай-кадай..
кра кам-суй Be хлай северный тай центральный тай юго-западный тай

языки кра-дай (также известные как тай-кадай, даик и кадай ) являются языковой семьей из тональных языков, найденных в материковой части Юго-Восточной Азии, южном Китае и северо-восточной Индии. К ним относятся тайский и лаосский, национальные языки Таиланда и лаосского соответственно. Около 93 миллионов человек говорят на языках кра-дай, 60% из которых говорят на тайском. Ethnologue перечисляет 95 языков в семье, 62 из которых относятся к тайской ветви.

. Языки кра-дай в Южном Китае указывают на происхождение языковой семьи кра-дай в Южном Китае. Тайская ветвь двинулась на юг в Юго-Восточную Азию только около 1000 г. н.э. Генетический и лингвистический анализ показывает большую однородность между людьми, говорящими на кра-дай в Таиланде.

Содержание

  • 1 Имена
  • 2 Внутренняя классификация
    • 2.1 Эдмондсон и Солнит (1988)
    • 2.2 Остапират (2005) ; Norquest (2007)
  • 3 Внешние связи
    • 3,1 китайско-тайский
    • 3,2 австро-тайский
    • 3,3 хмонг-миен
    • 3,4 японские языки
  • 4 реконструкция
  • 5 см. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Имена

Название «Кра-Дай» было предложено Вирой Остапират (2000), поскольку Кра и Дай являются реконструированными автонимы ветвей Kra и Tai соответственно. «Кра-Дай» с тех пор используется большинством специалистов, работающих в области лингвистики Юго-Восточной Азии, включая Norquest (2007), Pittayaporn (2009), Baxter Sagart (2014) и Энфилд и Комри (2015).

Имя «Тай – Кадай» используется во многих ссылках, а также в Этнологе и Глоттологе, но Остапират (2000) и другие предполагают, что это проблематично и сбивает с толку, предпочитая вместо этого название «Кра-Дай». «Тай-Кадай» происходит от устаревшего разделения семьи на две ветви, Тай и Кадай, которое впервые было предложено Полом К. Бенедиктом (1942). В 1942 году Бенедикт поместил три языка Кра (Гелао, Лакуа (Кабьяо ) и Лачи ) вместе с Хлаи в группу, которую он называется «Кадай», от «ка», что означает «человек» в Гелао и Лаква (Кабяо ) и Дай, форма автономного имени Хлай. Группа Бенедикта (1942) «Кадай» была основана на его наблюдении, что языки кра и хлай имеют австронезийские -подобные числа. Однако эта классификация теперь повсеместно отвергается как устаревшая после того, как Остапират (2000) продемонстрировал согласованность ветви Kra, которая не подгруппируется с ветвью Хлай, как предложил Бенедикт (1942). «Кадай» иногда используется для обозначения всей семьи Кра-Даи, в том числе у Солнита (1988). Путаницу усугубляет то, что некоторые другие ссылки ограничивают использование «Кадай» только ветвью Кра в семье.

Имя «Daic» используется Роджером Бленчем (2008).

Внутренняя классификация

Kra – Dai состоит как минимум из пяти хорошо известных ветви, а именно Кра, Кам – Суй, Тай, Бе и Хлай (Остапират 2005: 109).

Китайские лингвисты также предложили группу Кам-Тай, в которую входят Кам-Суй, тай и Be.

языки кра-дай, которые не являются надежно классифицированными и могут составлять независимые ветви кра-дай, включают следующее.

  • Lakkia и Biao, которые могут или не могут группироваться друг с другом, трудно классифицировать из-за неправильного словарного запаса, но иногда их классифицируют как сестры из Кам-Суй (Солнит 1988).
  • Цзямао из Южного Хайнаня, Китай, является отклоняющимся от нормы языком кра-дай, традиционно классифицируемым как Язык хлай, хотя Цзямао содержит много слов нехлайского происхождения.
  • Цзичжао из Гуандун, Китай в настоящее время не классифицирован в Кра-Дай, но, по всей видимости, наиболее тесно связаны с Be (Ostapirat 1998).

Крадайскими языками смешанного происхождения являются:

Edmondson and Solnit (1988)

Ранний, но влиятельный c Классификация, с традиционной кладой Кам-Тай, была Эдмондсон и классификация Солнита с 1988 года:

Кра-Дай

Кра (Гейян)

Хлай

Кам-Тай

Лаккия - Бяо

Кам – Суй

Be

Тай

Эта классификация используется Ethnologue, хотя к 2009 году Лаккия стала третьей ветвью Кам – Тай, а Бяо был перемещен в Кам – Суй.

Остапират (2005); Norquest (2007)

Weera Ostapirat (2005: 128) предполагает, что Кра и Кам-Суй сгруппированы вместе как Северный Кра-Дай и Хлай, а Тай как Южный Кра-Дай. Norquest (2007) обновил эту классификацию, включив в нее Lakkia и Be. Norquest отмечает, что Лаккия имеет некоторые общие черты с Кам-Суй, в то время как Бе имеет некоторые общие черты с Тай. Norquest (2007: 15) отмечает, что Be имеет много общего с северными тайскими языками, в частности. Вслед за Остапиратом Norquest принимает название Kra – Dai для всей семьи. Следующее дерево Кра-Дай взято из Norquest (2007: 16).

Кра-Дай
Северный

Кра

Северо-восточный

Лаккия

Кам-Суй

Южный

Хлай

Бе-Тай

Be

Тай

Дополнительно, Norquest (2007) также предлагает реконструкцию прото-южного Кра-Дая.

Внешние связи

Сино-Тай

Языки кра-дай ранее считались частью сино-тибетской семьи, отчасти потому, что они содержат большое количество слов, похожих на сино-тибетские языки. Однако эти слова редко встречаются во всех ветвях семьи и не включают основной словарный запас, что указывает на то, что это старые заимствованные слова. За пределами Китая языки кра-дай теперь классифицируются как самостоятельная семья. В Китае они называются языками чжуан-донг и, как правило, вместе с языками хмонг-миен входят в сино-тибетскую семью. Китайские ученые до сих пор обсуждают, могут ли языки кра, такие как гелао, кабяо и лачи быть включены в чжуан - Донг, поскольку в них отсутствует сино-тибетское сходство, которое используется для включения других языков чжуанг-донг в сино-тибетский.

австро-тайский

Предполагаемый генезис дайских языков и их связь с австронезийским languages ​​ (Blench, 2018)

Несколько ученых представили убедительные доказательства того, что кра-дай относится к австронезийской языковой семье или является ее ветвью. В основном словаре есть несколько возможных родственных слов, отображающих регулярные звуковые соответствия. Среди сторонников еще нет согласия относительно того, являются ли они сестринской группой австронезийцам в семье под названием Austro-Tai, обратной миграцией из Тайваня на материк или более поздней миграция с Филиппин на Хайнань во время австронезийской экспансии.

Включение японцев в семью австро-тай, как было предложено Полем К. Бенедиктом в конце XX века, не поддерживается нынешними сторонниками австро-тайской гипотезы.

Хмонг-Минь

Косака (2002) приводил доводы в пользу семьи Мяо-Дай. Он утверждает, что существует много свидетельств генетической связи между языками хмонг-миен и кра-дай. Он также предполагает, что сходство между крадаем и австронезийским связано с более поздними ареальными контактами в прибрежных районах Восточного и Юго-Восточного Китая или более древними родственными отношениями (прото-востазиатскими). ​​

японские языки.

Вовин (2014) предположил, что местонахождение японского урхеймата (лингвистическая родина) находится в Южном Китае. Вовин приводит доводы в пользу типологических доказательств того, что протояпонский мог быть односложным, SVO-синтаксисом и изолирующим языком, которые также характерны для языков тай-кадай. По его словам, эти общие черты, однако, возникают не из-за генетического родства, а, скорее, в результате интенсивного контакта.

Реконструкция

Прото-Кра-Дай
РеконструкцияЯзыки кра-дай
Реконструкции низшего порядка

Полная реконструкция прото-кра-даи отсутствует были опубликованы на сегодняшний день, хотя время от времени предпринимались попытки реконструкции многих корней прото-кра-дай. Некоторые формы прото-кра-дай были реконструированы Бенедиктом (1975) и Ву (2002). Реконструкция прото- Кам-Тай (т. Е. Предлагаемая группа, которая содержит все Кра-Дай без Кра, Хлай и Цзямао ) также была предпринята Liang Zhang (1996).

Weera Ostapirat (2018a) реконструирует двусложные формы прото-кра-дай, а не полуторные или чисто односложные формы. Его реконструкции Прото-Кра-Дая также содержат финалы * / - c / и * / - l /. Остапират (2018b: 113) перечисляет следующие его собственные реконструкции прото-кра-дай.

Примечания:

  • * / K- /: либо / k- /, либо / q- /
  • * / C- /: неуказанный согласный
  • * / T - / и * / N- / отличаются от * / t- / и * / n- /.
GlossПрото-Кра – Дай
кровь* pɤlaːc
bone* Kudɤːk
ear* qɤrɤː
eye* maTaː
hand* (C) imɤː
нос* (ʔ) idaŋ
язык* (C) əmaː
tooth* липан
собака* Kamaː
fish* balaː
horn* paquː
louse* KuTuː
огонь* (C) apuj
камень* KaTiːl
star* Kadaːw
water* (C) aNam
I ( 1.SG)* akuː
Thou (2.SG)* isuː; amɤː
one* (C) itsɤː
two* saː
die* maTaːj
name* (C) adaːn
full* pətiːk
new* (C) amaːl

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Чемберлен, Джеймс Р. (2016). Кра-Дай и протоистория Южного Китая и Вьетнама. Journal of the Siam Society, 104, 27-76.
  • Диллер, А., Дж. Эдмондсон, и Юнсянь Ло, изд. (2005). Языки тай – кадай. Лондон [и др.]: Рутледж. ISBN 0-7007-1457-X
  • Эдмондсон, Дж. А. (1986). Кам-тон расщепляется и изменяется дыхание.
  • Эдмондсон, Дж. А., и Сольнит, Д. Б. (ред.) (1988). Сравнительный кадай: лингвистические исследования за пределами Тай. Публикации по лингвистике Летнего института языкознания, вып. 86. Арлингтон, Техас: Летний институт лингвистики. ISBN 0-88312-066-6
  • Манн, Ноэль, Венди Смит и Ева Уджлакёва. 2009. Лингвистические кластеры материковой части Юго-Восточной Азии: обзор языковых семей. Чиангмай: Университет Паяп.
  • Остапират, Вира. (2000). "Прото-Кра." Лингвистика тибето-бирманской области 23 (1): 1-251.
  • Сомонж Бурушат и Синнотт, М. (1998). Кам-тайская устная литература: совместный исследовательский проект между. Салая Накхон Патом, Таиланд: Институт языка и культуры развития сельских районов, Университет Махидол. ISBN 974-661-450-9

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 14:12:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте