Тадеуш Шелиговский

редактировать
Тадеуш Шелиговски
Тадеуш Шелиговский.jpg Шелиговский, около 1953 года
Родился(13.09.1896) 13 Сентябрь 1896. Лемберг, Австрия-Венгрия
Умер10 января 1963 (1963-01-10) (66 лет). Познань, Польша
Место упокоенияПознанский склеп Скалки за заслуги
НациональностьПольский
Род занятийКомпозитор, профессор музыки, пианист и писатель
РаботодательPaństwowa Wyzsza Szkoła Muzyczna
Известное произведение
  • Павлин и девушка
  • Соната для флейты и фортепиано

Тадеуш Шелиговский (13 сентября 1896 - 10 Январь 1963 г.) был польским композитором, педагогом, юристом и музыкальным организатором. Среди его работ: оперы «Восстание ученых», «Кракатук» и «Теодор Джентльмены», балеты «Павлин и девушка», балеты Мазепы, два скрипичных концерта, камерные и хоровые произведения.

Как учитель музыки, Шелиговский хорошо зарекомендовал себя в Вильнюсе, Люблине, Познани и Варшаве. Он также был уважаемым музыкальным писателем, который часто писал для журналов, специализирующихся на музыке, таких как Kurier Wileński, Muzyka и. Его достижения включают создание Познанской филармонии, где он был первым директором в 1947-1949 годах, и основание Познанской музыкальной весны, одного из самых важных фестивалей современной музыки в время.

Содержание
  • 1 Жизнь и работа
    • 1.1 Музыкальное образование
    • 1.2 Музыкальная карьера
    • 1.3 Как музыкальный писатель
  • 2 награды
  • 3 Композиции
    • 3.1 Инструментальная музыка
      • 3.1.1 Оркестровые произведения
      • 3.1.2 Камерная музыка
      • 3.1.3 Соло (Pianoforte)
    • 3.2 Вокальная партитура
      • 3.2.1 Для сольных голосов
      • 3.2.2 Для хора a cappella
    • 3.3 Вокально-инструментальный
      • 3.3.1 Для голоса и фортепиано
      • 3.3.2 Для различных вокальных и инструментальных ансамблей
    • 3.4 Сценические произведения
  • 4 См. Также
  • 5 Избранная библиография
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь и деятельность

Музыкальное образование

Тадеуш Шелиговский родился 13 сентября 1896 года в Лемберге, затем в Австро-Венгрии. Галиция, а теперь западная Украина. Первым учителем музыки и фортепиано Шелиговского была его мать. Позже он начал заниматься музыкой в ​​Музыкальной консерватории Польского общества во Львове в 1910-1914 годах, где обучался игре на фортепиано под руководством Вилема Курца, а затем с 1918-1923 годов в Краков, где он учился игре на фортепиано у Х. Петерса, а композиции у Болеслава Валлека-Валевского. Дальнейшее образование Шелиговского включало музыковедение с Здиславом Яхимецким и право в Ягеллонском университете в Кракове, где он получил докторскую степень в 1922 году. он нашел работу репетитором в Краковском оперном театре, что позволило ему хорошо познакомиться с оперным репертуаром.

Он дополнил свое музыкальное образование в 1929-1931 годах в Париж, где он встретился со многими композиторами своего времени, такими как Сергей Прокофьев, Джордж Энеско и Артур Онеггер. Там он изучал композицию с Надей Буланже и оркестровку с Полом Дюка. Там он побывал на многих концертах и ​​прочувствовал последние композиции Дариуса Мийо, Фрэнсиса Пуленка, балет постановки многих известных компаний, а также высоко оцененные выступления Яша Хейфец, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн и Игнаций Ян Падеревский.

Музыкальная карьера

В 1923 году Шелиговский работал в Вильнюсе., Литва (тогда часть Второй Польской Республики ), как юрист и лектор в Музыкальной консерватории. Там он встретил Кароля Шимановского и стал большим поклонником его музыки. Он также работал с драматическим театром Reduta, сочиняя музыку для многих его постановок. Вскоре после своего возвращения в Польшу в 1931 году он начал преподавать музыку в Познани до 1939 года, а затем ненадолго переехал в Люблин после Второй мировой войны. В 1947-1962 годах работал в Государственной высшей музыкальной школе (Państwowa Wyzsza Szkoła Muzyczna) в Познани, а в 1947-1950 годах он стал директором Национальной оперной академии, когда по собственной инициативе Познань филармония был создан. Кроме того, он был инициатором фестиваля современной музыки «Познанская музыкальная весна», где тогда современная музыка была представлена ​​во всей красе, и одним из организаторов Международного конкурса скрипачей им. Х. Венявского. С 1951 по 1962 год Шелиговский работал в Варшаве, сначала на факультете Музыкального университета им. Фредерика Шопена в Варшаве, а затем директором Польского общества композиторов.

Познань. Филармония

Большая группа его выпускников по композиции: Збигнев Баргельский, Августин Блох, Иоанна Бруздович, Войцех Лукашевский, Тадеуш Войцех Маклакевич, Болеслав Оциас, Витольд Рудзинский, Марек Сарт, Александр Селиговский и Антони Шуневич. См.: Список учеников музыки, составленный преподавателем: R to S # Тадеуш Шелиговский.

Как писатель

Музыкальная сцена Львова в то время включала городскую оперу, симфонический оркестр, музыкальное общество и также консерватория музыки, и там Шелиговский был очень активным общественным организатором. Такие музыканты, как Феликс Вайнгартнер и Оскар Недбал, обычно посещали город и часто исполняли произведения Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. С 1951 по 1954 год он был председателем Союза польских композиторов, а с 1953 года работал в Совете польских музыкальных издательств и Центральном педагогическом управлении художественного образования (COPSA). Тадеуш Шелиговский умер в Познани 10 января 1963 года, а с 1965 года он был похоронен в Познаньском склепе за заслуги перед Скалкой.

Награды
Получена мемориальная доска Юзефа Копчиньского 1966 года в пользу польского композитора Тадеуша Шелиговского

. многочисленные награды, среди них:

  • 1949 (1949): Третья премия Второго Шопена Конкурс композиторов за его сонату для фортепиано ре минор
  • 1949 (1949): Вторая премия на конкурсе Польское радио Конкурс на песню «Принц и девушка»
  • 1950 (1950): Государственная премия второй степени за «Павлин и девушка, Арион и Люблинская свадьба»
  • 1951 (1951): Государственная премия первой степени за оперную сцену Возвышение ученых
  • 1963 (1963): Премия премьер-министра Польши за его музыку для детей и юношества
  • 1963 (1963): Музыкальная премия PCU, присуждаемая каждый 17 января Союзом польских композиторов (ZKP - Zwiazek Kompozytorow Polskich) за пожизненные достижения (посмертно)

Кроме того, он р. получил множество призов и наград, в том числе:

  • Город Познань Музыкальная премия
  • 1952 (1952): Золотой Крест за заслуги (ZŁOTYM KRZYZEM ZASŁUGI)
  • 1952 (1952): Медаль Орден Polonia Restituta
  • 1966 (1966): Мемориальная доска, спроектированная Юзефом Копчиньским и размещенная в доме 22 по улице Хелмоньски в Познани, где он жил с 1947 года.
Сочинения

Инструментальная

Оркестровые произведения

  • Крестьянский царь - Увертюра к комедии Петр Барыка для оркестра (1926))
  • Казюки - День Святого Казимира, сюита для оркестра (1928–29)
  • Концерт для оркестра (1930)
  • Архаическая сюита для оркестра (1930)
  • Маленькая сюита для оркестра (1931)
  • Концерт для кларнета (1933)
  • Анданте для кларнета с оркестром (1933)
  • Синяя птица - сюита для оркестра (1936)
  • Эпитафия на смерть Кароля Шимановского для струнного оркестра (1937)
  • Кэрол Сюита для струнного оркестра (193 9)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1941)
  • Сюита для малого оркестра Люблина (1945)
  • Купаловая ночь - сюита для оркестра (1945)
  • Ноктюрно для оркестра (1947)
  • Комедийная увертюра для малого симфонического оркестра (1952)
  • Балетная сюита «Павлин и девушка» для оркестра (1953)
  • Четыре польских танца для симфонического оркестра ( 1954)

Камерная музыка

Музыкальная партитура Сонаты Тадеуша Шелиговского для флейты и фортепиано.
  • Литовская песня для скрипки и фортепиано (1928)
  • Струнный квартет № 1 (1928–29)
  • Ricercar для 4-х голосов, инструментального или вокального (1931)
  • Струнный квартет № 2 (1934-1935)
  • Трио для гобоя, альта и виолончели (1935)
  • Рыбный шар, песня для детского коллектива (1937)
  • Air grave et gai air для английского валторны и фортепиано (1940)
  • Ноктюрно для виолончели и фортепиано (1943)
  • Танец для виолончели и фортепиано (1943–45)
  • Поэма для виолончели и фортепиано (1943–45)
  • Пастораль для виолончели и органа (1943–45)
  • Сарабанда для виолончели и орган (1943–45)
  • Восточная музыка для виолончели и фортепиано (1945)
  • Квинтет для духовых инструментов (1953)
  • Соната для флейты и фортепиано (1953)
  • На лугу, сюита для 2-х фортепиано (1955)
  • Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1955-1956)
  • Польские любовные песни для магнитофонов (1959)

Соло (Pianoforte)

  • Вариации на тему народной песни для фортепиано (1927)
  • Гитары Заламеи, для фортепиано (1938–39)
  • Сонатина для фортепиано (1940–41)
  • Русский танец, для фортепиано (1942)
  • Соната ре минор для фортепиано (1949)
  • Два этюда на парные звуки для фортепиано (1952)
  • Малая пьесы для фортепиано (1952)
  • Обрывки для четырех рук, для фортепиано (1952)

Вокальная партитура

Для сольных голосов

  • Nos qui sumus - мотет для двух мужских голосов (1929)
  • O vos omnes - мотет для трех женских голосов (1929)
  • Timor et tremor - мотет для контральто и тенора (1929)
  • Missa de Angelis для трех женских голосов (1942)
  • Ave Maria для трех женские голоса (1943)
  • Regina Coeli Laetare для 3 женских голосов (1943)
  • Populations meus для 3 женских голосов (1943)
  • Veni Creator для 3 женских голосов (1943))

Для хора a cappella

  • Две белорусские песни для смешанного хора (1930)
  • Под пологом снега - Рождественские гимны для смешанного хора (1933–34)
  • Анджела сладко пела - мотет для смешанного хора (1934)
  • Перепел - белорусская народная песня для мужского хора (1934)
  • Регина Коэли Лаэтаре для смешанного хора (1934)
  • У нас уже есть время для мужского хора (1935)
  • Песня моряков, для смешанного хора (1938)
  • Псалом Радостный в память о Гийоме Дюфе для смешанный хор (1938)
  • Месса для хора (1942)
  • Stabat Mater для смешанного хора (1943)
  • Pange lingua в смешанном хоре (1943)
  • Пять народных песен Люблинского края для женского или детского хора (1945)
  • Пять народных песен Люблинского края для 3-х смешанных хоров (1945)
  • Четыре свадебных песни из Любля в районе для смешанного хора (1945)
  • Кошалка - Опалка, скерцо для мужского хора (1946)
  • A wyjrzyjcież, юноши, песня для смешанного хора (1948)
  • Песня к 10-летию [версия II] для смешанного хора a cappella (1955)
  • Псалом CXVI "Laudate Dominum" для смешанного хора и мальчиков (1960)

Вокально-инструментальная

Для голоса и фортепиано

  • Ванда, песня для голоса и фортепиано (1927)
  • Литовские народные песни для голоса и фортепиано (1927)
  • Песня зелени для голоса и фортепиано (1929)
  • Лилии - баллада для голоса и фортепиано (1929)
  • Дубы - элегия для голоса и фортепиано (1929)
  • В ольхе - идиллия для голоса и фортепиано (1929)
  • Хмель - свадебная песня для голоса и фортепиано (1929)
  • Цветочные аллегории для голоса и фортепиано (1934)
  • Песни на слова Ярослава Ивашкевича для голоса и фортепиано (1945)
  • Зеленое брзожко, песня для голоса и фортепиано (1947)
  • Моя девочка, песня для голоса и фортепиано (1947)
  • The Rose Highway, песня для голоса и фортепиано (1947)
  • Арион для тенора и фортепиано (1949)
  • Demon для тенора и фортепиано (1949)
  • Doves для сопрано и фортепиано (1949)
  • Баллада о Костке Наперском для голоса и фортепиано (1951)
  • С тремя Мауретанкач, песня для голоса и фортепиано (1953)
  • Соледад для голоса и фортепиано (1960)

Для различных вокально-инструментальных ансамблей

  • Псалом XVI - оратория (1931)
  • Латинская месса для смешанного хора и органа (1932)
  • Cherry Blues для голоса, виолончели и фортепиано (1934)
  • Ave Maria для сопрано, женский хор и орган (1943)
  • Ария для сопрано и органа (1943)
  • Сядьте все вокруг, популярно сюита 12 песни 1810–1875 годов для смешанного хора (или сопрано и альта) и фортепиано (1945)
  • Триптих для сопрано и оркестра (1946)
  • Кантата для спорта «100 м» для соло голос, хор и оркестр (1948)
  • Свадьба Вс ите для сопрано, тенора, женского хора, смешанного хора и фортепиано (1948)
  • Свадьба в Люблине для сопрано, смешанного хора и малого оркестра (1948))
  • Юный мастер и девушка, музыкальный диалог для сопрано, баритон, смешанный хор и оркестр или фортепиано (1948-1949)
  • Рапсодия для сопрано с оркестром ( 1949)
  • Карточка сердца, кантата для сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра (1952)
  • Софи, сюита для хора и оркестра (1952)
  • Ренегат, баллада для бас с оркестром или фортепиано (1953)
  • Песня к 10-летию [версия] для хора

Сценические произведения

  • Павлин и девушка, балет в 3-х действиях (1948))
  • Бунт Жаков (Студенческое восстание), опера в 4-х действиях (1951)
  • Кракатук, опера в 3-х действиях с прологом (1954)
  • Мазепа, балет в 3-х действиях (1958)
  • Теодор Джентльмен, опера в 2-х действиях (1960)
См. Также
Избранная библиография
  1. Зофия, Лисса; Подъем ученых, Тадеуш Шелиговский, PWM, Краков 1957
  2. Розмовы "Музыка движения". Говорит Тадеуш Селиговски, Музыка движения 1959
  3. Подхайски, Марек; Тадеуш Шелиговский: исследования контрапункта с Надей Буланже, Res Fact No. 8, PWM, Краков 1977
  4. Сантручек, Тадеуш; Составь... и умри. Дело о Тадеуше Шелиговском, Арс Нова, Познань 1997
  5. Шелиговский, Тадеуш; (биография), в: Музыкальная энциклопедия, изд. А. Ходковски, OWN, Варшава 2001, стр. 866
  6. Шелиговский, Тадеуш; (биография), в: М. Ханушевска Б. Шеффер, Польский альманах современных композиторов, PWM, Краков, 1982, с. 263-265
  7. Селиговски, Тадеуш; Исследования и воспоминания, под редакцией Ф. Возняка, Померания, Быдгощ 1987
  8. Селиговский, Тадеуш; Вокруг автора и его работ, под ред. Т. Бродневич, Я. Кемпински, Я. Татар, Арс Нова, Познань 1998
  9. Шелиговски, Тадеуш; К 10-летию со дня смерти композитора, материалы научной сессии, Музыкальная академия, Гданьск 1973
Список литературы
  • Эта статья основана на переводе соответствующей статьи в польской Википедии. Список всех участников можно найти там, в разделе.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:19:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте