Североамериканский T-6 Texan

редактировать
Американский одномоторный учебно-тренировочный самолет
T-6 Texan / SNJ / Harvard
Техасцы AT-6C в полете 1943.jpg
USAAF AT -6Cs около Люк Филд, 1943
РольУчебный самолет
Национальное происхождениеСША
ПроизводительNorth American Aviation
Первый полет1 апреля 1935 г.
В отставке1995 г. (ВВС ЮАР )
Основные пользователиВВС США. ВМС США. Royal Air Force. Royal Canadian Air Force
Построено15495
Разработано на основеNorth American NA-16
ВариантыNorth American A-27. Bacon Super T-6
Разработан вNorth American P-64. CAC Wirraway

North American Aviation T-6 Texan - американский однодвигательный продвинутый учебно-тренировочный самолет, используемый для обучения пилотов ВВС США (USAAF), ВМС США, Королевских ВВС, и другие военно-воздушные силы из Британского Содружества во время Второй мировой войны и в 1970-е годы. Разработанный North American Aviation, Т-6 известен под разными обозначениями в зависимости от модели и действующих ВВС. Армейский воздушный корпус США (USAAC) и USAAF обозначили его как AT-6, ВМС США - SNJ, и ВВС Британского Содружества Гарвард, название, под которым они наиболее известны за пределами США. Начиная с 1948 года, новые ВВС США (USAF) обозначали его как Т-6, а в 1962 году - USN. Он остается популярным самолетом warbird, используемым для авиашоу демонстрации и статические показы. Он также много раз использовался для моделирования различных японских самолетов, включая Mitsubishi A6M Zero, в фильмах, изображающих Вторую мировую войну в Тихом океане. Всего было построено 15 495 Т-6 всех вариантов.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Боевое применение
    • 2.2 Стенд для исследований
  • 3 Варианты
  • 4 Операторы
  • 5 Технические характеристики (T-6G)
  • 6 В популярной культуре
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Разработка

Североамериканский старт гонки T-6 Texan 2014 Reno Air Races An оригинальный самолет T-6 Texan (окрашенный как SNJ ВМС США), справа, с новым T-6 Texan II, слева, на базе ВВС Рэндольф, штат Техас, в 2007 году A South African Air Force Реставрируется Гарвард, обнажая внутреннюю структуру Студенческая (слева, спереди) и инструкторская (справа) кабины

Техасец произошел от североамериканского прототипа NA-16 (первый полет 1 апреля 1935 г.). В 1935 году NAA представила этот проект для США. Армейский авиационный корпус Соревнование базовых тренеров. Тем не менее, NAA также нацелена на экспортный рынок.

Модифицированный NA-26 был представлен в марте 1937 года в качестве заявки на участие в конкурсе самолетов USAAC "Basic Combat Trainer". Основан на NA-18, но с более длинным размахом крыла, он был первым в серии NA-16 с убирающимся шасси. Он был похож на BT-9, но с более мощным двигателем, 550-сильным (410 кВт) Pratt Whitney R-1340 Wasp, и мог вместить два.30- кал пушки. BC-1 (NA-36) был серийной версией: 177 самолетов были построены с двигателями R-1340-47, первая поставка состоялась 9 июня 1937 года. Около 30 были модифицированы в учебно-тренировочные машины BC-1-I. Вооруженная версия, BC-1A (NA-55-1), несла пулемет М-2 калибра 30 калибра на носу правого борта и гибкий М-2 в корме. Построенные 83 BC-1A использовали профиль NACA 2215 в корневой части крыла и профиль NACA 4412 на законцовке с запасом топлива 178 галлонов. На базе BT-9 ВМС США получили 40 самолетов NA-28, получивших обозначение NJ-1, 16 самолетов NA-52, получивших обозначение SNJ-1, 36 самолетов SNJ-2 на основе NA-65 и 25 самолетов SNJ-2. основан на NA-79.

В марте 1937 года Commonwealth Aircraft Corporation из Австралии приобрела NA-32 (NA-16-1A), а затем NA-33 (NA -16-2К)), включая лицензию на производство. Первый CAC Wirraway поднялся в воздух 27 марта 1939 года, из которых было построено 755.

В августе 1937 года Mitsubishi Jukogyo K.K. приобрела одиночный NA-16, NA-16-4R (NA-37) с двигателем Pratt Whitney R-985-9CG мощностью 450 л.с., включая права на производство. Второй N-16, NA-16-4RW (NA-47), оснащенный меньшим двигателем Райта, был заказан в декабре 1937 года. После оценки Императорского флота Японии, K.K. Ватанабэ Теккошо построил 26 сильно модифицированных версий самолетов K10W1, оснащенных Nakajima Aircraft Company 600-сильным радиальным двигателем Kotobuki 2 Kai, с 1941 по 1942 год. Компания Kyushu Aircraft Company построила еще 150 самолетов (кодовое название Союзников - Дуб). После Второй мировой войны в составе японских сил самообороны ПВО находилось 195 техасцев (9 T-6D, 11 T-6F и 175 T-6G). Японские морские силы самообороны эксплуатировали 62 техасца (10 SNJ-4, 41 SNJ-5 и 11 SNJ-6)

По словам Дэна Хагедорна, «Во всех смыслах и целях, серию BC-1A можно рассматривать как истинное начало современной серии AT-6, какой мы ее знаем сегодня ». В декабре 1938 года Британское Содружество начало получать первый из 400 Harvard Mark Is (NA-49) для использования в Центральной летной школе. Самолет был оснащен 600-сильным двигателем Pratt Whitney R-1340-S3H1 Wasp. В мае 1939 года Королевские ВВС Канады заказали 30 самолетов Harvard Mark Is (NA-61). Затем в ноябре 1939 года Британская комиссия по закупкам заказала первый из 1275 Harvard Mark II (NA-66, NA-75, NA-76 и NA-81) для RAF <463.>и RCAF.

23 апреля 1939 года НАА получила контракт на поставку 251 БТ-14 и 94 АТ-6. БТ-14 (НА-58) был самолетом с фиксированным шасси с фюзеляжем на 14 дюймов длиннее, чем БТ-9. В 1941 году 27 БТ-14 были переоборудованы на 400-сильные Р-985-11, получившие обозначение БТ-14А-НА. В июне 1939 года НАА получила заказ на 94 АТ-6-НА (НА-59), оснащенных Райт R-1340-47 и способных установить два пулемета калибра 30 калибра.

USAAC AT-6A и SNJ-3 ВМС США были основаны на проектах NA-77 и NA-78. Pratt Whitney R-1340-49 Радиальный двигатель Wasp приводил в действие самолет USAAC, а R-1340-38s - самолет ВМС. USAAC получил 1847 AT-6A, а ВМС получили 270 SNJ-3.

AT-6B (NA-84) был построен для обучения вооружению и мог устанавливать пулемет.30 калибра . на правом носовом обтекателе, правом крыле и в задней кабине, кроме легкой бомбодержателя. Самолет оснащался двигателем Р-1340-АН-1 мощностью 600 л.с. USAAC получил 400 самолетов.

Конструкция NA-88 использовалась для создания 2970 AT-6C (747 из которых поступили в Британское Содружество как Harvard IIas), 2401 SNJ-4, 2604 AT-6D. (537 из которых поступили в Британское Содружество как Harvard III) и 1357 SNJ-5. Первый самолет AT-6C был доставлен 12 февраля 1942 года. 12-вольтовая электрическая система была заменена на 24-вольтовую систему в AT-6D для стандартизации обслуживания. AT-6D, который также был вооружен, и его ранние версии включали камеру крыла и кислородную систему высокого давления . В AT-6D использовалось два тумблера стартера, а не педаль стартера, и первый AT-6D был доставлен 22 июля 1943 года. ВМС получили еще 630 AT-6D непосредственно от USAAF, переименовав их в SNJ-5. в общей сложности 1987. Аналогичным образом, конструкция NA-121 использовалась для постройки последних техасцев военного времени и включала 800 AT-6D (из которых 211 пошли на вооружение ВМФ как SNJ-5) и 956 AT-6F (из которых 411 поступил на флот как SNJ-6). Они могли нести 20 галлонов по центральной линии сбрасываемый бак.

. Начиная с 1942 года канадская Noorduyn Aviation построила версию AT-6A с двигателем R-1340-AN-1 под лицензия и оплачивается из фонда USAAF Lend-Lease. Называемые AT-16 и British Commonwealth Harvard IIB, всего было построено 2557 самолетов. После Второй мировой войны несколько самолетов продолжали служить в RCAF.

Серия NA-168 состояла из модернизированных AT-6 и SNJ для ВВС США, начиная с 1949 года. Air Training Командование получило 641 самолет, получивший обозначение T-6G-NT, из которых 416 в конечном итоге были отправлены в страны Программы военной помощи США. США Подразделения Национальной гвардии получили дополнительно 50 самолетов, из которых 28 в конечном итоге были отправлены во Францию. Еще 59 самолетов были самолетами связи / инструктора, обозначенными LT-6G-NA, для Корейской войны. Эти самолеты могли быть развернуты с двумя съемными пулеметными модулями.30-го калибра и 4 HVAR, или 4 100-фунтовыми бомбами, а также вспомогательным десантным баком на 55 галлонов. В качестве альтернативы они могли нести гондолы и 12 2,25-дюймовых ракет с маркировкой SCA или 6 100-фунтовых бомб. Емкость топливного бака T-6G-NA составляла 140 галлонов США, в то время как предыдущие модели имели емкость 110 галлонов. В задней кабине были те же приборы, что и в передней. Затем, в 1951 году, ВВС США разместили заказ на 824 T-6G, получивших обозначение T-6G-1-NH, для Воздушного учебного командования.

В рамках Программы взаимной оборонной помощи ( MDAP), Canada Car and Foundry построили 285 Harvard IV, получивших обозначение NA-186. Они построили еще 270 Harvard 4 для RCAF.

В апреле 1951 года ВВС США заказали дополнительные 107 T-6G для MDAP, получивших обозначение NA-188. В марте 1952 года они разместили заказ на 11 учебных самолетов, получивших обозначение NA-195, а затем последнюю партию из 110 самолетов в июне для MDAP, получившую обозначение NA-197.

История эксплуатации

Боевые действия use

Перу использовало свои 7 истребителей-бомбардировщиков Т-6 в эквадорско-перуанской войне. Они были оснащены двумя 7,65-мм орудиями и несли до 4 116-фунтовых бомб.

Двадцать техасцев AT-6 были задействованы в 1-м и 2-м истребительных эскадрильях сирийских ВВС в арабо-израильской войне 1948 года, оказывая наземную поддержку сирийским войскам и нанося удары с воздуха по израильским аэродромам, кораблям и колоннам, потеряв один самолет в результате зенитного огня. Они также несколько раз участвовали в боях класса "воздух-воздух", когда задний стрелок сбил израильский истребитель Avia S-199.

ВВС Израиля (IAF) купили 17 Гарвардов и эксплуатировали девять из них на заключительных этапах арабо-израильской войны 1948 года против сухопутных войск Египта без потерь. В Синайской кампании, Гарвардские войска ВВС США атаковали сухопутные войска Египта на Синайском полуострове с двумя потерями.

ВВС США Т-6 передовой самолет управления в Корее

Королевские ВВС Греции использовали три эскадрильи Т-6D, поставляемых Британией и США. и G техасцы для непосредственной авиационной поддержки, наблюдения и обнаружения артиллерии во время Гражданской войны в Греции, оказывая обширную поддержку греческой армии во время битвы при Грамосе. Коммунистические партизаны назвали эти самолеты «О Галатас» («Молочник»), потому что видели, как они летели очень рано утром. После «Молочников» партизаны ждали вооруженных Спитфайров и Хеллдиверов.

во время Корейской войны и, в меньшей степени, войны во Вьетнаме., Т-6 были поставлены на вооружение как самолет передового управления воздушным движением. Эти самолеты получили обозначение Т-6 «Москиты».

No. Рейс 1340 RAF использовал Гарвард в Кении против Мау-Мау в 1950-х годах, где они использовали 20-фунтовые бомбы и пулеметы против повстанцев. Некоторые операции проводились на высоте около 20 000 футов над средним уровнем моря. Гарвардский самолет прослужил дольше всех, например, взятый на вооружение в 1945 году, он все еще служил в 1990-х годах (в качестве истребителя для испытательных полетов вертолета - роль, для которой Shorts Tucano ) высокая скорость сваливания не подходила).

T-6G также использовался Францией в легкой атаке или борьбе с повстанцами во время войны в Алжире в специальных эскадрильях авиации Légère d'Appui ( EALA), вооруженный пулеметами, бомбами и ракетами. На пике активности было 38 EALA. Самым крупным подразделением была Groupe d'Aviation Légère d'Appui 72, в которую входило до 21 EALA.

С 1961 по 1975 год Португалия использовала более сотни Т-6G, также в роли противоповстанческой деятельности, во время португальской колониальной войны. Во время этой войны почти все базы и аэродромы португальских ВВС в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинее имели отряды Т-6Г.

16 июня 1955 года повстанцы ВМС Аргентины SNJ-4 бомбили Пласа-де-Майо в Буэнос-Айресе, Аргентина; один был сбит лоялистом Глостер Метеор. ВМС SNJ-4 позже использовались повстанцами из Колорадо во время 1963 года восстания ВМС Аргентины, которое 2 и 3 апреля нанесло удары по колоннам 8-го танкового полка и подбило несколько танков M4 Sherman. и потерял один SNJ из-за зенитного огня.

В 1957–58 гг. ВВС Испании использовали Т-6 в качестве противоповстанческих самолетов в Ифни Вар, вооруженный пулеметами, железными бомбами и ракетами, завоевавший отличную репутацию благодаря своей надежности, безопасности и устойчивости к повреждениям.

ВВС Пакистана использовали Т-6G в индо-пакистанской войне 1971 в качестве ночного самолета наземной поддержки, поражая легкие транспортные средства индийской армии.. Рано утром 5 декабря, во время операции по перехвату конвоя в том же районе, T-6G Harvard командира эскадрильи Исрара Куреша был поражен наземным огнем индийской зенитной артиллерии, и снаряд сломал правую руку пилота. Обильно истекая кровью, пилот левой рукой отбросил самолет назад и благополучно приземлился. Учебно-тренировочные самолеты времен Второй мировой войны были задействованы и удовлетворительно выполняли возложенную на них роль конвоиров в ночное время.

Южноафриканские ВВС получили свои первые Т-6 в октябре 1942 года для использования в Объединенной программе обучения авиации. К июлю 1944 года 633 Harvard Mk IIA T-6 и III были отправлены в Южную Африку, а еще 555 (379 MkIIA и 176 Mk III) должны были прибыть к октябрю 1945 года. Еще 65 (AT-6D и 30 Т-6Г) заказывались в период с 1952 по 1956 год. Т-6 оставался на вооружении до 1995 года в качестве базового учебного самолета, в основном из-за эмбарго на поставки оружия ООН против политики апартеида Южной Африки . Их заменили на учебно-тренировочные турбовинтовые самолеты Pilatus PC-7 MkII.

Исследовательский испытательный стенд

Harvard 4 использовался в Канаде в качестве испытательного самолета для оценки кабины . отображение отношения. Его пилотажные возможности позволяют пилоту-инструктору маневрировать самолетом в необычном положении, а затем передавать его пилоту-оценщику в «слепую» заднюю кабину для восстановления на основе одного из нескольких цифровых индикаторов ориентации.

Варианты

Операторы

WAVES моют SNJ в NAS Джексонвилл, Флорида, США T-6 ВВС Саудовской Аравии, Техас Т-6 ВВС Бразилии. Smoke Squadron, 1976. Национальный архив Бразилии Канадский AT-16 Harvard преобразован в Mitsubishi A6M Zero.
Аргентина
Австрия
T-6G ВВС Бельгии
Бельгия
Биафра
Восстановлен канадский Гарвард II в 2005 году Royal International Air Tattoo
Боливия
Бразилия
Камбоджа
Канада
ВВС Колумбии AT-6 Техас во время Второй мировой войны.
Китайская Республика (Тайвань)
Чили
Колумбия
Республика Конго
Куба
Дания
Датский Гарвард II
Доминиканская Республика
Сальвадор
Франция
Габон
Восстановлен T-6D в маркировке Люфтваффе Строй, летавший на Памятных ВВС Airsho 2008 (sic) War Dog, SNJ-5, окрашенный в цвета MCAS El Toro, виден во время авиашоу 2004 года.
Германия
Греция
Гаити
Гонконг
Гондурас
Индия
Индонезия
Иран
Израиль
Италия
  • ВВС Италии эксплуатировал 238 самолетов с 1949 по 1979 гг.
Япония
R NZAF Harvards на Станции RNZAF Onerahi, Фангареи, Новая Зеландия, 1961 год.
Катанга
  • Force Aérienne Katangaise
Ливан
Южная Корея
Лаос Королевство Лаос
Мексика
Марокко
Нидерланды
Мозамбик
Новой Зеландии
Норвегия
T-6G в Португальских ВВС музей
Никарагуа
  • (GN) Escuela Militar de Aviación 1948-1979
Пакистан
Парагвай
Южноафриканские ВВС Гарвард IIA ( эквивалент AT-6C) в маркировке эпохи Второй мировой войны
Филиппины
Португалия
Южная Африка
Техасский Т-6 в Королевском музее ВВС Саудовской Аравии, Эр-Рияд
Южная Родезия
Южный Вьетнам
Саудовская Аравия
Испания
Советский Союз
Швеция
  • ВВС Швеции 145 Harvard IIb as Sk 16A, 106 T-6A, T -6B, SNJ-3, SNJ-4 как Sk 16B и 6 SNJ-2 как Sk 16C.
Сирийский Гарвард Швейцария
Сирия
Таиланд
Тунис
Турция
Восстановлен Гарвард II в RAF цвета пустынного камуфляжа
Соединенное Королевство
T-6G Te xan пролетел в 2010 году - авиашоу в Хиллсборо в Орегоне, США
США
Уругвай
Техасский T-6G в Музее аэронавтики ВВС Уругвая в Монтевидео, Уругвай.
Венесуэла
Югославия
Заир

Технические характеристики (T-6G)

Чертежи T-6 / SNJ

Данные с боевого самолета Jane's времен Второй мировой войны

Общие характеристики

  • Экипаж: два (студент и инструктор)
  • Длина: 29 футов 0 дюймов (8,84 м)
  • Размах крыла: 42 футов 0 дюймов (12,81 м)
  • Высота: 11 футов 8 дюймов (3,57 м)
  • Площадь крыла: 23,6 м (253,7 кв. Футов)
  • Масса пустого: 4,158 фунтов (1886 кг)
  • Полная масса: 5,617 фунтов (2548 кг)
  • Силовая установка: 1 × Pratt Whitney R-1340 -AN-1 Wasp радиальный двигатель, 600 л.с. ( 450 кВт)

Производительность

  • млн лет ximum скорость: 208 миль / ч (335 км / ч, 181 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
  • Крейсерская скорость: 145 миль / ч (233 км / ч, 126 узлов)
  • Диапазон: 730 миль (1175 км, 630 нм)
  • Практический потолок: 24200 футов (7400 м)
  • Скороподъемность: 1200 фут / мин (6,1 м / с)
  • Крыло нагрузка: 22,2 фунта / кв. фут (108 кг / м)
  • Мощность / масса : 0,11 л.с. / фунт (кВт / кг)

Вооружение .

  • Возможность установки до 3-х × 0,30 дюйма (7,62 мм) пулемет

В популярной культуре

В выпуске журнала Sportsman Pilot за сентябрь 1944 г. USAAF Capt. В статье Пола К. Джонса говорится: «Шестерка - это самолет, который может делать все, что может сделать истребитель - и даже больше. Естественно, не так быстро, она компенсирует скорость простотой управления и маневренностью. Она - боевая машина., да, но более того, она самолет летчика. Rolls, Immelmans, loops, spins, snaps, вертикальные кувырки - она ​​может все - и делает это красиво. Для настоящего боя требуется больше орудий, больше скорости и больше мощности. Но для чистого удовольствия от полета - дайте мне AT-6. "

После Второй мировой войны Национальные воздушные гонки установили уникальный гоночный класс для самолетов AT-6 / Техас / Гарвард; этот класс продолжается каждый год на национальных воздушных гонках в Рино.

Реплика Mitsubishi Zero, модифицированная из Т-6 для фильма Тора! Тора! Тора! Накадзима B5N копия, модифицированная из Т-6 для фильма Тора! Тора! Tora!

Со времен Второй Мировой войны Т-6 был постоянным участником авиашоу и использовался во многих фильмах и телевизионных программах. Например, переделанные одноместные Т-6, окрашенные в японскую маркировку для обозначения Mitsubishi Zeros, появлялись в A Yank в RAF (1941), Тора! Тора! Tora! (1970), Baa Baa Black Sheep (1976-1978) и Последний отсчет (1980). В A Bridge too Far (1977) он представлял собой остроконечную спину Republic P-47 Thunderbolt. Некоторые из них были модифицированы для голландского фильма Soldaat van Oranje (1977), чтобы представить голландский истребитель до Второй мировой войны Fokker D.XXI. Т-6 также появился в видео Пэта Бенатара для Shadows of the Night. Новая Зеландия Пилотажная группа Warbirds «Ревущие 40-е» использует бывшие Королевские ВВС Новой Зеландии Гарвард. Пилотажная группа Flying Lions использует Гарварды, полученные от ВВС ЮАР.

См. Также

  • Авиационный портал

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурация, и эпоха

Связанные списки

Ссылки

Дополнительная литература

  • Беккер, Дэйв и Брент, Уинстон. AT-6 Harvard в южноафриканской службе (African Aviation Series №1). Нелспрут, Южная Африка :, Freeworld Publications CC, 2000. ISBN 0-9583880-2-4.
  • Бергезе, Фрэнсис. Североамериканский Т-6 (на французском языке). Ренн, Франция: Западная Франция, 1979. ISBN 2-85882-183-6.
  • Дэвис, Ларри. Т-6 техасец в действии (самолет № 94). Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 1989. ISBN 0-89747-224-1.
  • Дональд, Дэвид. Американские боевые самолеты Второй мировой войны. Лондон: Aerospace Publishing, 1995. ISBN 1-874023-72-7.
  • Флетчер, Дэвид К. и Макфэйл, Дуг. Гарвард! Североамериканские тренеры в Канаде. Сан-Джозеф, Британская Колумбия / Данди, Онтарио: DCF Flying Books, 1990. ISBN 0-9693825-0-2.
  • Hagedorn, Dan. Североамериканский NA-16 / AT-6 / SNJ (WarbirdTech Volume 11). North Branch, MN: Specialty Press, 1997. ISBN 0-933424-76-0.
  • Hamlin, John F. The Harvard File. Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1988. ISBN 0-85130-160-6.
  • Джесси. Уильям. Т-6 техасец, Бессмертный инструктор пилотов. Лондон: Osprey Publishing Ltd., 1991. ISBN 1-85532-154-8.
  • Кон, Лео Дж. История техасца (американские руководства по летной эксплуатации). Aviation Publications Co., 1975. ISBN 0-87994-034-4.
  • MacPhail, Doug and Östberg, Mikael. Triple Crown BT-9: ASJA / Saab Sk 14, иллюстрированное эссе (на английском и шведском языках). Сан-Джозеф, Британская Колумбия / Данди, Онтарио: DCF Flying Books, 2003.
  • Маршан, Патрик и Такамори, Джунко. Североамериканский Т-6 и др. Производные (на французском). Ле Мюи, Франция: Editions d'Along, 2004. ISBN 2-914403-21-6.
  • Morgan, Len. Известная серия самолетов: AT-6 Harvard. Нью-Йорк: Arco Publishing Co., Inc., 1965.
  • Ольрих, Уолтер и Этель, Джеффри Л. Изготовитель пилотов; Невероятный Т-6. North Branch, MN: Specialty Press, 1982. ISBN 0-933424-34-5.
  • Смит, Питер Чарльз. Североамериканский Т-6: SNJ, Harvard и Wirraway. Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2000. ISBN 1-86126-382-1.
  • Смит, Питер Чарльз. T-6: Гарвард, Техас и Виррауэй - Иллюстрированный отчет. North Branch, MN: Specialty Press, 1995. ISBN 0-7603-0191-3.
  • Spring, Ivan and Rivers, Reg. Цветовые схемы и специальная маркировка североамериканского "Гарварда", находившегося на вооружении SAAF с 1940 по 1995 год. Претория, Южная Африка: Spring Air Publishers, 1996. ISBN 0-9583977-3 -2.
  • Старкингс, Питер. От американского желудя до японского дуба - Сказка о невоспетом японском учебном самолете, корни которого уходят в Тихий океан. Arawasi International, Asahi Process, сентябрь – декабрь 2007 г., выпуск 7.
  • Суонборо, Гордон и Бауэрс, Питер М. Военные самолеты США с 1909 г. Лондон: Патнэм, 1963.
  • Wache, Зигфрид. CCF Harvard Mk. IV (Т-6) (серия F-40 - Die Flugzeuge der Bundeswehr Nr.09) (на немецком языке). Бухгольц, Германия: Buchholz Medien Verlag, 1989. ISBN 3-935761-09-0.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Североамериканский T-6 Texan.
Последняя правка сделана 2021-05-31 13:01:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте