Шимон Старовольский (1588–1656; Симон Старовольциус) был писателем, ученым и историком в Речи Посполитой. Вероятно, он родился под Пружанами, а умер под Краковом. Он был очень плодовитым писателем и оставил после себя более 70 работ, в основном на латыни. Некоторые из них сохранились до перевода на польский язык.
Шимон Старовольский родился в бедной литовской дворянской семье. В молодости он посетил суды многих магнатов, в том числе знаменитого канцлера Яна Замойского (в возрасте 17 лет) и епископа Якуба Задзика. После учебы он путешествовал на службе у семьи Острожских по Западной Европе (Германия, Франция, Голландия), где посетил Лувенский университет. По возвращении с 1612 по 1619 год Старовольский учился и преподавал в Краковской академии ( Ягеллонский университет ), а затем в цистерцианском монастыре в Вонхоцке.
Старовольский стал секретарем известного польского военачальника, гетмана Яна Кароля Ходкевича, которого он сопровождал в битве при Хоциме (1621 г.). Позже он был наставником многих молодых дворян, в том числе Александра Конецпольского, сына гетмана Станислава Конецпольского. Связанный со многими другими могущественными дворами магнатов, он часто выезжал за границу.
В 1639 году он был рукоположен в католический священник, впоследствии стал каноником и работал проповедником, кантором и каноником в Кракове и Тарнове. Во время шведского вторжения в Польшу ( Всемирный потоп ) он выполнял функции епископа вместо Петра Гембицкого.
Старовольский известен своими многочисленными работами (на польском и латинском языках ) по истории, географии, юриспруденции, стратегии, теологии, литературе и политике. Его величайшей страстью была история. Он стал экспертом по Османской империи, которую считал большой угрозой для Польши и интересным соседом. В своих латинских произведениях, адресованных иностранным читателям, он защищал доброе имя Польши, а в своих польских произведениях он призывал к коренной реформе Речи Посполитой. Он подчеркнул, что каждый человек несет ответственность за свои действия, и что более высокая должность влечет за собой не только больше привилегий, но и больше ответственности. Он написал более семидесяти книг.
Его критики указывали, что Старовольский был сторонником религиозной нетерпимости ; он поддерживал репрессии против гуситов, выступал против терпимого Варшавского статута и отступников от католицизма, пытался закрыть протестантские школы и типографии и настаивал на том, чтобы Велюнский эдикт, принятый в 1424 году, стал исключением из общей политики Польши по религиозной терпимости., по-прежнему был закон. Он также считал, что христианских инакомыслящих следует считать нехристианами наряду с мусульманами и евреями.
Выступая за лучшее обращение с крестьянами ( крепостными ), он писал, что согласно воле Бога существует три социальных класса : дворянство (правители), священники (хранители нравственности) и крестьяне (рабочие).