Совет Селевкии-Ктесифона, также называемый Собор Марса Исаака, собравшийся в 410 году нашей эры в Селевкии-Ктесифоне, столице Персидской Империи Сасанидов. Созванный королем Йездигерд I (399–421), он организовал христиан своей империи в единую структурированную Церковь, которая стала известна как Церковь Востока.
Ранее персидское государство преследовали этих христиан, опасаясь, что они верны Римской Империи, которая при Константине Великом узаконила христианство и с которой Империя Сасанидов неоднократно воевала. Наиболее жестокие преследования были при Шапуре II (309–379). Шапур I (241–272), второй шахиншах (царь царей) династии Сасанидов, продвинулся так далеко как Антиохия в 260 г., и он, и Шапур II депортировали на восток большую часть населения захваченных территорий, чтобы укрепить персидскую экономику.
Йездигерд I придерживался политики взаимодействия с римским императором в Константинополе и с христианским меньшинством в его собственной империи. В 409 году он позволил христианам открыто поклоняться Богу и иметь церкви. Зороастризм продолжал оставаться официальной религией, и отступничество от него каралось смертью.
По предложению епископа с римской стороны границы он созвал синод или совет епископы, чтобы организовать персидских христиан как единую Церковь, с одним епископом в каждой епархии и с одним епископом, который будет действовать как их глава коллективно во всей его империи.
Собор под председательством Мар Исаака, епископа Селевкии-Ктесифона, организовал Персидскую Церковь в церковных провинциях, с епископами в каждой провинции, сгруппированными вокруг a митрополит, порядок, утвержденный Первым Никейским собором (325 г.) в гражданских провинциях Римской империи.
Епископ Селевкии-Ктесифона, столицы, который упоминается в актах совета как Великий Митрополит, должен был обладать властью во всей Церкви и по этой причине был названный (вероятно, только с более позднего времени) Католикосом.
Совет 410 года учредил шесть провинций, которые стали известны как внутренние провинции, в соответствии с тем, как другие провинции, называемые внешними провинциями, были признаны более отдаленными в пределах империя и даже за ее пределами.
Шесть внутренних провинций в порядке старшинства были:
Собор стал важной вехой в истории Церкви Востока и христианства в Азии в целом.
Синод также заявил о своей приверженности решениям Первого Никейского собора и принял форму Никейского символа веры.. Символ веры находится в двух различных редакциях, каждая из которых записана в гораздо более поздних рукописях. Первая редакция - восточно-сирийский язык и происходит из источников Церкви Востока. Второй - западно-сирийский, он происходит из сирийских православных источников. Восточно-сирийская редакция содержит: «И в Духе Святом», а западно-сирийская редакция содержит: «И мы исповедуем живой и Святой Дух, живой Параклет, который исходит от Отца и Сына». Ученые давно разошлись во мнениях о соотношении этих двух текстов. Развитие персидского символа веры трудно проследить, поскольку до 410 года существовало несколько редакций. Первая редакция текстуально ближе к оригинальному Никейскому символу веры. С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что второй представляет собой оригинальный текст Собора Селевкии-Ктесифона, и что слова «кто от Отца и Сына» во второй редакции являются самым ранним примером Filioque пункт. Поскольку фраза «кто от Отца и Сына» не содержит термина «процессия» или какого-либо другого конкретного термина, который описывал бы отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом, утверждение, что это «самый ранний пример "пункта Filioque не является общепринятым среди ученых.